США и Китай находятся в противостоянии, а разрешение конфликта не предвидится в ближайшем десятилетии. Штаты столкнулись с огромным количеством проблем, однако не могут позволить себе проявить слабость перед лицом растущей угрозы с востока, тем более, когда за противостоянием наблюдает весь мир. Сдержать Китай, как в свое время Советский Союз, задача не простая, однако у США есть большой опыт и большое количество союзников, даже из числа соседей поднебесной.
Foreign Affairs: Конкуренция с Китаем может быть короткой и «острой»
Во внешнеполитических кругах стало общепринятым мнение, что Соединенные Штаты и Китай проходят «марафон сверхдержав», который может продлиться столетие. Но самой острой фазой этого соревнования станет десятилетний спринт. Китайско-американское соревнование за превосходство не закончится в ближайшее время. Однако история и недавняя «траектория» Китая показывают, что до момента максимальной опасности осталось всего несколько лет.
Китай вступил в особенно опасный период в качестве восходящей державы: он получил возможность нарушить существующий порядок, но простор для маневров может сужаться. Баланс сил смещается в пользу Пекина в важных областях американо-китайского соперничества, таких как Тайваньский пролив и борьба за глобальные телекоммуникационные сети. Однако Китай также сталкивается с явным замедлением экономического роста и растущей международной негативной реакцией.
Хорошая новость для Соединенных Штатов заключается в том, что в долгосрочной перспективе конкуренция с Китаем может оказаться более управляемой, чем полагают многие пессимисты. Возможно, однажды американцы оглянутся на Китай так, как на Советский Союз, как на опасного соперника, за очевидными сильными сторонами которого скрывались застой и уязвимость. Плохая новость заключается в том, что в следующие пять-десять лет темпы китайско-американского соперничества будут высокими, а перспектива войны пугающе реальной, поскольку у Пекина возникает соблазн попытаться добиться геополитической выгоды. Соединенным Штатам по-прежнему нужна долгосрочная стратегия затяжной конкуренции.
Многие дебаты о политике Вашингтона в отношении Китая сосредоточены на опасности, что Китай предстанет в качестве соперника в этом столетии.
У Китая есть деньги и силы, чтобы бросить вызов Соединенным Штатам в ключевых областях. Благодаря десятилетиям быстрого роста Китай может похвастаться крупнейшей в мире экономикой (измеряемой по паритету покупательной способности), положительным сальдо торгового баланса, финансовыми резервами, флотом по количеству кораблей и обычными ракетными силами. Китайские инвестиции охватывают весь мир, и Пекин стремится к первенству в таких стратегических технологиях, как телекоммуникации 5G и искусственный интеллект (AI). Добавьте к этому четыре года беспорядка в мировом порядке, возглавляемом США при президенте Дональде Трампе, и неудивительно, что Пекин испытывает статус-кво от Южно-Китайского моря до границы с Индией.
Тем не менее, окно возможностей Китая может быстро закрыться. С 2007 года ежегодные темпы экономического роста Китая упали более чем наполовину, а производительность упала на десять процентов. У Китая мало надежд на то, чтобы обратить вспять эти тенденции, потому что в течение 30 лет он потеряет 200 миллионов взрослых людей трудоспособного возраста и получит 300 миллионов пожилых людей.
А по мере замедления экономического роста возрастают опасности социальных и политических волнений. Китайские лидеры знают это: президент Си Цзиньпин неоднократно предупреждал о возможности краха в советском стиле, а китайские элиты переводят свои деньги и детей за границу.
Между тем, глобальные антикитайские настроения выросли до уровня, невиданного со времен резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Около дюжины стран приостановили или отменили участие в проектах инициативы «Один пояс, один путь» (BRI). Еще 16 стран, в том числе восемь из десяти крупнейших экономик мира, запретили или жестко ограничили использование продуктов Huawei в своих сетях 5G. Индия резко поворачивается против Китая после того, как в июне в столкновении на их общей границе погибло 20 солдат. Япония увеличила военные расходы, превратила десантные корабли в авианосцы и разместила ракетные установки вдоль островов Рюкю недалеко от Тайваня. Европейский Союз назвал Китай «системным соперником»; а Великобритания, Франция и Германия направляют военно-морские патрули, чтобы противостоять экспансии Пекина в Южно-Китайском море и Индийском океане. На нескольких фронтах Китай сталкивается с ответной реакцией, вызванной его собственным поведением.
Многие считают, что набирающие силу ревизионисты представляют наибольшую опасность для международной безопасности. Но исторически самые отчаянные рывки исходили от сил, которые были на подъеме, но стали беспокоиться о том, что их время истекает.
Первая мировая война - классический пример. Растущая мощь Германии сформировала стратегический фон этого конфликта, но опасения Германии перед упадком повлекли за собой окончательное решение о войне. Растущая военная мощь и мобильность России угрожали восточному флангу Германии; новые французские законы о воинской повинности меняли баланс на Западе; и ужесточение франко-русско-британского согласия оставляло Германию в окружении. Немецкие лидеры столкнулись с таким катастрофическим риском во время июльского кризиса, опасаясь, что геополитическое величие ускользнет от них, если они не будут действовать быстро.
Та же самая логика объясняет роковую игру имперской Японии в 1941 году, после того как нефтяное эмбарго США и военно-морское перевооружение предоставили Токио закрывающееся окно возможностей для доминирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 1970-е годы советская глобальная экспансия достигла пика, когда Москва наращивала военную мощь, и замедление советской экономики создало стимул для закрепления геополитических достижений.
Учитывая, что Китай в настоящее время сталкивается как с мрачным экономическим прогнозом, так и с ужесточением стратегического окружения, следующие несколько лет могут оказаться особенно неспокойными. Очевидно, что Соединенным Штатам нужна долгосрочная стратегия, чтобы конкурировать с Китаем. Но ему также необходимо пресечь потенциальный всплеск китайской агрессии и экспансии в этом десятилетии.
Важно вспомнить уроки холодной войны. В то время американские лидеры понимали, что для победы в долгосрочной борьбе против Советского Союза необходимо не проигрывать решающие битвы в краткосрочной перспективе. План Маршалла, обнародованный в 1947 году, был призван предотвратить экономический коллапс в Западной Европе, потому что такой крах мог позволить Москве распространить свою политическую гегемонию на весь континент. Создание НАТО и перевооружение во время корейской войны создали военный щит, который позволил Западу процветать. Стратегическая безотлагательность была прелюдией к стратегическому терпению: Соединенные Штаты могли использовать свои устойчивые экономические и политические преимущества только в том случае, если бы они закрыли более непосредственные уязвимости.
Сегодня Соединенным Штатам снова нужна стратегия, которая должна основываться на трех принципах. Во-первых, не допускать краткосрочных успехов Китая, которые радикально изменили бы долгосрочный баланс сил. Самая серьезная опасность - это завоевание Китаем Тайваня и превосходство Китая в телекоммуникационных сетях 5G. Во-вторых, полагаться на инструменты и партнерские отношения, доступные сейчас или в ближайшем будущем, а не на активы, на развитие которых потребуются годы. В-третьих, сосредоточиться на дискредитации власти Китая, а не на попытках изменить поведение Китая. Соединенные Штаты должны действовать решительно сейчас, чтобы предотвратить дальнейшие дестабилизирующие факторы.
Первым приоритетом Вашингтона должна быть поддержка Тайваня. Если Китай поглотит Тайвань, он получит доступ к островным технологиям мирового класса, приобретет «непотопляемый авианосец» для проецирования военной мощи на западную часть Тихого океана и получит возможность блокировать Японию и Филиппины. Китай также разрушит союзы США в Восточной Азии и уничтожит единственную в мире этническую китайскую демократию. Тайвань является центром силы в Восточной Азии: остров, контролируемый Тайбэем, является укреплением против китайской агрессии; контролируемый Пекином, Тайвань может стать плацдармом для продолжения территориальной экспансии Китая.
Китай потратил десятилетия, пытаясь купить воссоединение, налаживая экономические связи с Тайванем. Но народ Тайваня более чем когда-либо полон решимости сохранить свою фактическую независимость. Следовательно, Китай грозится военным вариантом. За последние три месяца ее воздушные и морские патрули в Тайваньском проливе продемонстрировали силу, более провокационную, чем когда-либо за последние двадцать пять лет. Вторжение или кампания по принуждению не являются неизбежными, но вероятность их возрастает.
Тайвань - естественная крепость, но тайваньские и американские силы в настоящее время плохо оснащены для его защиты, потому что они полагаются на ограниченное количество современных самолетов и кораблей, привязанных к крупным базам, - силы, которые Китай может нейтрализовать внезапным воздушным и ракетным ударом. Некоторые американские политики и ученые мужи призывают Вашингтон официально гарантировать безопасность Тайваня, но такое обещание было бы равносильно дешевым разговорам, если бы оно не было подкреплено более сильной защитой.
Вместо этого Вашингтону следует развернуть орды ракетных установок и вооруженных беспилотников вблизи Тайваня и, возможно, на его территории. Эти силы будут действовать как высокотехнологичные минные поля, способные нанести серьезный урон китайским силам вторжения или блокаде. Китаю необходимо контролировать море и небо вокруг Тайваня для достижения своей цели, в то время как Соединенным Штатам просто нужно отказать Китаю в этом контроле. В случае необходимости Соединенным Штатам следует сократить финансирование дорогостоящих силовых платформ, таких как авианосцы, для финансирования быстрого развертывания летающих крылатых ракет и интеллектуальных мин возле Тайваня.
Соединенным Штатам также необходимо помочь Тайваню переоснастить свои вооруженные силы, чтобы они сражались асимметрично. Тайвань планирует приобрести огромные арсеналы ракетных установок и беспилотников; подготовить свою армию к развертыванию десятков тысяч солдат на любом побережье в любой момент; и воссоздать миллионный резерв, подготовленный для партизанской войны. Пентагон может ускорить эту реформу, субсидируя тайваньские инвестиции в ассиметричные возможности, жертвуя боеприпасы и расширяя совместные тренировки по воздушной и береговой обороне, а также противолодочному и минному театру военных действий.
Наконец, США должны привлечь к защите Тайваня другие страны. Япония могла бы быть готова заблокировать северные подходы Китая к Тайваню в войне; Индия может позволить ВМС США использовать Андаманские и Никобарские острова для подавления импорта энергии Пекином; Европейские союзники могут наложить серьезные экономические и финансовые санкции на Китай в случае нападения на Тайвань. Соединенным Штатам следует попытаться убедить партнеров публично взять на себя обязательство предпринимать такие действия. Даже если такие меры не будут решающими в военном отношении, они могут сдерживать Китай, повышая вероятность того, что Китаю, возможно, придется вести многофронтную войну, чтобы завоевать Тайвань.
США должны параллельно работать над тем, чтобы помешать Китаю создать обширную технологическую сферу влияния. Если китайские компании установят телекоммуникационные сети 5G по всему миру, Китай получит огромные выгоды от разведки, экономические выгоды и стратегические рычаги воздействия. Точно так же распространение технологий наблюдения китайского производства может укрепить автократов и нанести долговременный ущерб глобальным перспективам демократии. За последние два года ряд развитых демократий отвергли Huawei, главного национального чемпиона Китая. Но Пекинский цифровой шелковый путь остается популярным там, где демократия менее влиятельна, а дешевые товары Китая особенно привлекательны. Чтобы сдержать технологическую экспансию Китая, Вашингтону следует ограничить экспорт технологий, произведенных в Соединенных Штатах и других демократических странах, от которых китайские технологии все еще зависят. К ним относятся полупроводники, микросхемы искусственного интеллекта и станки с числовым программным управлением. Сдерживая такие продукты, Соединенные Штаты и их демократические союзники могут замедлить технологический прогресс Пекина и выиграть время, чтобы предложить развивающимся странам альтернативы китайским сетям.
Кроме того, Соединенным Штатам следует ограничить свою уязвимость, выборочно отделившись от экономики Китая. Когда в марте 2020 года китайские государственные СМИ пригрозили погрузить Соединенные Штаты в «огромное море коронавируса», отказав им в фармацевтических препаратах, они обнажали рычаги давления, которые оказывает влияние Пекина на цепочки поставок. Чтобы сохранить свободу действий во время будущих кризисов, Соединенным Штатам следует исключить китайские компоненты с американских военных платформ и боеприпасов и обеспечить безопасность альтернативных источников критически важных медицинских материалов и редкоземельных элементов. Со временем Соединенные Штаты смогут сотрудничать с дружественными демократиями для развития надежных цепочек поставок, что также защитит союзников и партнеров США от китайского влияния.
Приходящим администрациям США обычно требуются месяцы, чтобы проанализировать политику и спланировать инициативы, которые могут не приносить результатов в течение многих лет. Учитывая глубокие раны страны, у новой команды политиков может возникнуть соблазн снизить температуру отношений с Китаем на данный момент, чтобы Соединенные Штаты могли укрепить свою демократию, экономику и общественное здоровье для предстоящей долгой конкуренции. Но какими бы важными ни были эти задачи, Вашингтон не может позволить себе роскошь геополитической задержки. Поскольку американо-китайские отношения переходят в опасную зону, Вашингтон должен укрепить оборону от серьезных опасностей.
Однако Соединенным Штатам следует сочетать силу и осторожность, чтобы не спровоцировать конфликт, которого они стремятся избежать. Вашингтону не следует предпринимать гораздо более радикальные меры, такие как полное технологическое эмбарго, повсеместные торговые санкции или крупная программа тайных действий для разжигания насилия в Китае. И при этом он не должен резко усиливать давление на Китай сразу и повсюду. Если Пекин захочет щедро потратиться на дорогостоящие и бесполезные проекты в Пакистане или на другие обходные пути вдоль BRI, или вложить средства в возможности проецирования силы, которые не будут иметь стратегического воздействия в течение десятилетий. И хотя было бы ошибкой позволять Китаю увязывать совместные действия по COVID-19 или изменению климата со сдержанностью США в геополитической конкуренции, администрация избранного президента Джо Байдена могла бы изучить сотрудничество в этих областях, хотя бы в качестве противовеса ужесточению соперничество в других.
Успешное прохождение опасной зоны не положит конец американо-китайскому соперничеству, равно как и выживание в начале холодной войны не привело к окончанию этого соперничества. Сегодня наградой за умелое управление государством будет просто менее взрывоопасное китайско-американское соперничество. Это соперничество может по-прежнему носить глобальный характер и продолжаться. Но возможность войны может исчезнуть, поскольку Соединенные Штаты демонстрируют, что Пекин не может свергнуть существующий порядок силой, и Вашингтон постепенно становится все более уверенным в своей способности превзойти замедляющийся Китай. Теперь, как и прежде, Соединенные Штаты могут выиграть долгое соперничество, если они выдержат грядущий кризис.
Council of Councils: План действий на 2021 год: шесть путей к более устойчивому миру
В 2020 году мир столкнулся с целым рядом проблем, усугубленных пандемией коронавируса. Council of Councils обратился к шести экспертам с просьбой рекомендовать наиболее важные действия, которые глобальные субъекты должны предпринять в следующем году для укрепления глобального здравоохранения, демократии, торговли, прав человека и контроля над вооружениями, а также смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.
Роберт Йетс, Директор Глобальной Программы Здравоохранения, Чатем-Хаус (Великобритания)
Ведущие борьбу лидеры могут стать всеобщими героями здравоохранения
Если есть какое-то культурное событие, которое объединяет мир, то это ежегодное празднование начала нового года, когда миллионы людей собираются вместе, чтобы отпраздновать и насладиться воодушевляющими фейерверками. Но по мере того, как истекают секунды до 2021 года, все население будет заперто в своих домах, не имея возможности встречаться с членами семьи и друзьями.
Многие будут вспоминать 2020 как ужасный год, когда они потеряли близких или свою работу. Во всем мире люди все больше разочаровываются в усилиях своих правительств положить конец кошмару COVID-19. Они хотят быстрых действий.
Итак, как лидеры должны реагировать? Главный приоритет - положить конец пандемии, чего можно достичь путем обеспечения всеобщего охвата эффективными вакцинами, методами лечения, а также системами тестирования и отслеживания. Как сказал генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус, «никто не в безопасности, пока все не будут в безопасности». Для достижения глобального охвата потребуется солидарность в финансировании ответных мер как внутри стран, так и между странами. Акселератор доступа к инструментам COVID-19 (ACT) Всемирной организации здравоохранения был создан для содействия этой солидарности, но чтобы активизировать этот процесс богатые страны должны финансировать его должным образом.
Мир может сделать больше, чем мы имеем сейчас. Если главы правительств хотят выйти из кризиса COVID-19 в качестве великих лидеров, сейчас самое время начать более амбициозные реформы всеобщего охвата услугами здравоохранения (UHC), гарантируя, что каждый получит все необходимые медицинские услуги, не испытывая финансовых затруднений. Некоторые могут подумать, что это нереально в нынешних экономических условиях, но важно признать, что многие великие универсальные системы здравоохранения мира вышли из кризисов, в том числе во Франции, Японии, Новой Зеландии, Руанде, Таиланде и Соединенном Королевстве. Некоторые лидеры, например, на Кипре, в Ирландии и Южной Африке, уже заявили о своем намерении форсировать смелые реформы UHC в ответ на нынешний кризис. Они признали, что реформы UHC могут принести быстрые выгоды для здоровья, экономики и общества, а также принести огромные политические выгоды руководителям, которые их проводят.
Сюзанна Дрёге
Старший научный сотрудник, Отдел глобальных проблем, Немецкий институт международных отношений и безопасности (Германия)
Поймать волну международной климатической политики
2020 год был непростым для международного сотрудничества в области климата. Будет ли лучше в 2021 году? С другой стороны, повторное присоединение США к Парижскому соглашению практически завершено, на горизонте появляются новые обязательства США в рамках международных переговоров по климату и различных других форумов. В первую очередь, новая администрация Байдена, похоже, стремится возглавить инициативу.
Соединенное Королевство и Италия уже готовятся к совместному проведению отложенной двадцать шестой Конференции сторон (COP26) Рамочной конвенции об изменении климата ООН в Глазго в ноябре 2021 года. Обе страны также являются председателями G7 и G20, и смогут синхронизировать свои повестки дня с подготовкой к саммиту в Глазго. У G20 есть хорошие шансы преодолеть разрыв 19 + 1 по Парижскому соглашению, который доминировал в последние четыре года. Есть также надежда, что COP26 завершит работу над сводом правил Парижского соглашения. Более того, президент Китая Си Цзиньпин обещал новые цели в области климата в сентябре 2020 года. В совокупности с Зеленым курсом Европейского союза, эти политики стран основных источников выбросов могут вынудить отстающие страны, которые еще не успели, присоединиться к Рамочной конвенции об изменении климата ООН.
На другой не очень светлой стороне - последствия пандемии COVID-19. Развивающиеся страны, страны с формирующейся рыночной экономикой и страны с развитой экономикой будут продолжать бороться, в частности, с получением ресурсов для вакцинации и других услуг здравоохранения. Финансирование жизненно важно для успешного возрождения международных действий по борьбе с изменением климата. Действия по борьбе с изменением климата во многих более бедных странах косвенно зависят от поддержки здравоохранения. Странам-донорам придется переоценить способы увеличения масштабов международной помощи. Соединенные Штаты, отказавшись от финансовых обязательств по Парижскому соглашению в 2017 году, должны найти способы облегчить и увеличить свою долю финансового бремени. В то время как увеличение финансирования будет сигнализировать о том, что Америка вернулась, администрация Байдена столкнется с внутренним сопротивлением выделению большего объема ресурсов на глобальное климатическое финансирование и Организацию Объединенных Наций, а Конгресс, скорее всего, встанет на этом пути. Параллельно этому мир будет ожидать новых климатических целей США, которые будут выставлены на сравнение с высокой планкой, установленной ЕС.
Международная климатическая дипломатия добьется успеха в 2021 году, если ведущие промышленные страны - основные источники выбросов - Китай, Соединенные Штаты и члены Европейского союза - как можно быстрее скоординируют глобальные вызовы с командой Великобритании и Италии, развивающимися державами, такими как Индия и Бразилия, а также уязвимыми странами, которые внимательно следят за изменением климата.
Эван Роджерсон
Старший научный сотрудник Центра исследований мультилатерализма, Школа международных исследований им. С. Раджаратнама (Сингапур)
Оживить глобальную торговую систему
Международная торговля выглядит более подходящей для оказания помощи в восстановлении экономики после пандемии, чем предполагалось ранее. Что касается торговли товарами, то, по крайней мере, прогнозы глобального спада на 30 процентов были пересмотрены до уровня примерно 9 процентов, что меньше, чем спад после финансового кризиса 2008 года. Торговля услугами остается на низком уровне, в основном из-за сокращения международных поездок, но многообещающие кандидаты на вакцины вселяют надежду на возрождение в следующем году.
Торговая политика для устойчивого восстановления должна строиться на факторах, которые помогли предотвратить худшее до сих пор. Во-первых, глобализация не умерла. Глобальные цепочки поставок, как правило, выдерживают двойную угрозу вируса и протекционизма, не в последнюю очередь за счет диверсификации своих сетей поставок и распределения, чтобы они стали менее ориентированными на Китай и более устойчивыми. Политики должны работать с этими тенденциями и поощрять их, а не заниматься фантазией о решоринге (процесс возвращения в страну производства, ранее перенесенного в страны с более низкими издержками производства).
Во-вторых, торговая система не упала в хаос, несмотря на слабость таких институтов, как G20 и Всемирная торговая организация, и ущерб, нанесенный односторонностью уходящей администрации Трампа. Это во многом заслуга тех двадцати или около того правительств, которые сняли торговые ограничения, связанные с пандемией, и создали временное соглашение об урегулировании споров. Благодаря этим усилиям надежда все еще тлеет, но она не разгорится снова, пока Соединенные Штаты не вернутся к роли глобального лидера.
Приоритетом для новой администрации Байдена должно стать восстановление коалиций и, в частности, работа с такими группировками, как Оттавская группа, состоящая из трейдеров среднего размера, с целью восстановления способности многосторонней торговой системы вести переговоры и разрешать споры. Основные вызовы сегодняшнего дня носят глобальный характер, и для их решения потребуются жизнеспособная глобальная структура. Взаимодействие между изменением климата и торговлей будет иметь решающее значение, поскольку давление на пошлины на выбросы углерода усиливается. Цифровое налогообложение - еще одна область, в которой необходимы глобальные действия.
Торговые проблемы с Китаем, вероятно, останутся сложными, но многосторонняя система предлагает более широкий спектр возможностей для их решения, в отличие от грубого инструмента односторонних санкций. Тем не менее, важно не перегружать торговую систему ожиданиями, которые она не может выполнить, такими как устранение резких идеологических разногласий между США и Китаем.
Политической поддержки новой смелой либерализации торговли, возможно, еще нет, но многое можно сделать для обновления существующих правил и закрепления успехов, достигнутых на региональном и многостороннем уровне. Прагматичный, ориентированный на конкретные вопросы подход имеет решающее значение для восстановления более стабильной среды торговой политики.
председатель президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике» (Россия)
Контроль над ядерными вооружениями: пусть эксперты возьмут ответственность на себя
Ядерное оружие играет неоднозначную роль с середины двадцатого века, когда был достигнут ядерный паритет. Хотя оно является худшим средством уничтожения из когда-либо изобретенных, оно действительно предлагает эффективные средства сдерживания, основанные на страхе взаимного уничтожения. Холодная война, особенно после кубинского ракетного кризиса, была отмечена беспрецедентной структурной стабильностью именно потому, что противоборствующие стороны осознавали фатальность лобового конфликта. И они приступили к разработке правил безопасного сосуществования. Из этих правил возникла фундаментальная теоретическая модель, разработанная с помощью американских и советских ученых, а также взаимного доверия, хотя и в условиях конфронтации.
2021 год может положить конец этой эпохе и оставить мир не только без взаимного доверия между ядерными сверхдержавами (хотя оно уже давно подорвано), но и без последних оставшихся правил, регулирующих их поведение. Или он мог бы предложить разработку новой модели вместо старой, которая хорошо работала, но больше не работает. Москва и Вашингтон остаются основными заинтересованными сторонами в предприятии международной стратегической стабильности, и дальнейшее развитие этих отношений полностью зависит от них, а не от увеличения числа миноритарных заинтересованных сторон.
Минимально необходимое условие - продление срока действия нового договора СНВ, срок действия которого истекает 5 февраля 2021 года. Это легко сделать, просто подтвердив взаимные обязательства. (В России процедура более сложная, но она не должна быть препятствием.) Продление договора было бы во многом символическим, но заложило бы основу для будущего прогресса.
Как и в 1960-е, потребуются интенсивные усилия ученых, теоретиков и интеллектуалов. Им придется разработать новую модель стратегической стабильности для совершенно другой международной среды, которая включает новое оружие, киберпространство и растущее число ядерных держав (вопреки принципам нераспространения). Задача настолько сложна, что с ней могут справиться только те, кто имеет большой опыт решения подобных вопросов - Россия и США. Китай, хотя и развивает свой ядерный потенциал, все же отстает от двух других.
Между двумя странами гораздо меньше доверия, чем даже в начале 1960-х годов. Причины этого кроются в периоде после окончания холодной войны, когда предыдущий военно-политический баланс исчез и обе стороны быстро расходились во взглядах на то, как должен выглядеть новый мировой порядок. Эти претензии не могут быть проигнорированы или отклонены. Но восстановление хотя бы элементарного доверия потребует от профессионалов отказаться от текущих политических обстоятельств и сосредоточиться на будущих гарантиях безопасности. Есть эксперты и стратеги по контролю над вооружениями и в Соединенных Штатах, и в России, но в последнее время их затмили политические программы и взаимная паранойя. Пора вернуть их на первый план.
Сук Джонг Ли
Старший научный сотрудник Института Восточной Азии (Южная Корея)
Обновление глобальной демократии с помощью инновационных идей
Этот год запомнится как трагический, поскольку COVID-19 унес жизни более 1,5 миллиона человек по всему миру. Если бы этот новый коронавирус нанес серьезный ущерб мировым демократиям, это было бы еще одной трагедией.
Пандемия угрожает демократии не меньше, чем жизням людей. С середины 2000-х годов глобальная демократия приходит в упадок. Ожидается, что из-за пандемии состояние демократии еще больше ухудшится. Авторитарные государства превратили пандемию в оружие для подавления групп меньшинств и критиков режима. Даже во многих демократиях нарушения свободы передвижения и собраний стали новой нормой, поскольку правительства санкционировали изоляцию, социальное дистанцирование и карантин. Экономически уязвимые люди в таких демократических странах, как США, стали первыми, кто потерял работу; те, кто все еще работал, были более уязвимы перед COVID-19.
Чтобы возродить глобальную демократию в условиях этого беспрецедентного кризиса здравоохранения, правительства должны преследовать три основных приоритета. Во-первых, они должны уделять первоочередное внимание безопасности окружающей среды и здоровью при разработке политики в области прав человека и реформировании демократического управления. Ученые считают, что экологические нарушения создают идеальные условия для распространения таких заболеваний, как COVID-19. В то же время изменение климата вызывает все большее количество стихийных бедствий.
Во-вторых, мировая экономика должна быть более устойчивой и инклюзивной. Основные работники должны получать лучшую оплату, а «забытые» работники неформальной экономики нуждаются в защите. Достижение равенства в области здравоохранения на фоне широкого социально-экономического разрыва должно быть частью повестки дня.
В-третьих, приоритетом должно быть международное сотрудничество. Распространение коронавируса является одним из пагубных последствий глобализации, и с пандемией невозможно справиться без международного сотрудничества в области обмена информацией и распространения вакцин. Специализированные учреждения международных организаций, таких как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Мировая продовольственная программа и Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, должны работать вместе.
Избранный президент США Джо Байден пообещал созвать глобальный саммит за демократию и вернуться к Парижскому соглашению, вновь присоединиться к Совету ООН по правам человека и вновь присоединиться к ВОЗ. Он также поклялся уважать союзников и партнеров США. Однако обратить вспять уход США из глобальных институтов и многосторонней дипломатии недостаточно, чтобы исправить неудачи в области демократии. Демократическое обновление требует смелых идей, действенной повестки дня и новаторской политики. Вместо возвышенных идеалов, внедрение демократии в повседневную жизнь людей путем обеспечения безопасности, мира, средств к существованию, образования, свобод, равенства и социальной справедливости сделает демократические общества более прочными. Учитывая итоги этого года, государства-единомышленники должны выдвинуть демократическую повестку дня, которая позволит добиться прогресса.
Оттилия Анна Маунганидзе
Руководитель специальных проектов, канцелярия исполнительного директора, Институт исследований безопасности (Южная Африка)
После катастрофического 2020 года приоритет отдается правам человека
Если 2020 год чему-то и научил мир, так это тому, что все взаимосвязано, ставя во главу угла существующую социально-экономическую и политическую напряженность. Если с ними не обращаться должным образом, они могут ухудшиться. Права человека превратились в важнейшую глобальную проблему. Из глобальных социальных волнений и протестов ясно одно: в основе борьбы людей лежит стремление к лучшему, к свободе. Пока мир борется с неумолимым вирусом, миллионы людей столкнулись с вопиющей несправедливостью, включая неравенство, бедность, недостаточный доступ к продовольствию и воде, безработицу и ограничения на передвижение. В 2021 году правительства и многосторонние учреждения должны извлечь важные уроки из 2020 года и сосредоточиться на продвижении прав человека.
Пандемия COVID-19 подорвала экономическую активность, и вызванная этим незащищенность и потеря рабочих мест нанесли невероятный ущерб. Права трудящихся, которые являются основополагающими и закреплены в международных, региональных и национальных правовых документах, в некоторых случаях были подорваны. Дискриминация, физическая угроза и кража заработной платы остаются реальностью. Одним из последствий пандемии является возможный сдвиг в сторону неполной занятости, из-за которой люди, отчаянно нуждающиеся в работе, получают гораздо меньше, чем они имеют право.
Распространение дезинформации и пропаганды - еще одна серьезная проблема, которой необходимо заняться в 2021 году. Оно вызывает разногласия в обществе и подрывает свободную прессу. И с этим связан рост нативизма и национализма, который угрожает правам человека и непропорционально влияет на уязвимые группы, такие как беженцы, экономические мигранты, женщины, сообщество ЛГБТ, а также религиозные и другие меньшинства. Хотя есть некоторые признаки того, что ситуация меняется, эффективные и решительные многосторонние действия по-прежнему необходимы для сокращения масштабов нативизма и национализма во всем мире.
Гендерное неравенство остается серьезной проблемой в области прав человека. Несмотря на значительный прогресс последних лет, до гендерного равенства еще далеко; По оценкам Всемирного экономического форума, для достижения этой цели может потребоваться еще столетие. Усилия по улучшению доступа к образованию, политическому представительству, сексуальным и репродуктивным правам и экономическим возможностям могут иметь большое значение для содействия гендерному равенству. Решающее значение будут иметь эффективные механизмы мониторинга.
Наконец, климатический кризис - это проблема прав человека. Важным будет стремление к «зеленому переходу», которые не дестабилизируют существующие отрасли промышленности. Не менее важным будет разработка оценок климатических рисков и прогнозирования, которые включают более эффективные способы реагирования на гуманитарные кризисы, связанные с изменением климата.
Источник: https://www.cfr.org/councilofcouncils/global-memos/blueprint-2021-six-paths-more-resilient-world
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs