ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

10:06 19.03.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Chatham House: Брюссель молчит о вакцинации нелегальных мигрантов

В течение последних нескольких недель Европейский Союз (ЕС) подвергался широкой критике за его «неудавшуюся» стратегию вакцинации. Но при всем внимании к общей медлительности ЕС в вакцинации населения своих государств-членов игнорировался еще один аспект кризиса общественного здравоохранения в ЕС.

Лица без документов исключаются из национальных программ вакцинации от COVID-19, и Брюссель хранит тревожное молчание об этом. Это не должно вызывать удивления, поскольку миграция является токсичной проблемой, и правительства стран ЕС сейчас испытывают огромное давление с целью скорейшей вакцинации своих граждан.

Но гонка за коллективным иммунитетом не может позволить себе роскошь очередного застоя в ЕС. Государствам-членам и институтам ЕС пора однозначно включать всех, кто проживает на территории ЕС, в программу  ответных мер на пандемию, независимо от правового статуса.

Составляя не менее 4,8 миллиона человек - один процент населения ЕС - лица без документов представляют собой значительную часть рабочей силы в сфере услуг по уходу, домашней работе и гостиничного бизнеса, и, следовательно, среди тех, кто наиболее подвержен и может передать COVID-19.

Мигранты без документов являются наименее защищенными, но аналогичные проблемы распространяются на лиц, не имеющих постоянного места жительства или гарантированного правового статуса, таких как просители убежища, бездомные и цыгане, в результате чего истинное количество людей, оставленных вне программы вакцинации, намного выше.

Европа должна вакцинировать мигрантов без документов не только потому, что это правильно, но и потому, что это в ее интересах. Отказ от вакцинации этих людей станет серьезным препятствием для коллективного иммунитета, поэтому крайне важно сделать прививку нелегальным мигрантам. Проще говоря, ЕС не сможет победить COVID-19, если не будет учитывать всех, включая самых уязвимых.

Когда дело доходит до глобальной справедливости в отношении вакцин, ЕС быстро занимает позицию против неравенства. Комиссия ЕС взяла на себя ведущую роль в создании фонда COVAX для оказания помощи в вакцинации наиболее уязвимых групп населения в странах с низким уровнем дохода. Глава Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен даже заявила, что ЕС «сделает все, что в его силах, чтобы все народы этого мира имели доступ к вакцине».

Точно так же Европейский парламент неоднократно призывал к справедливому распределению вакцин, подчеркивая, что «ЕС несет ответственность за остальной мир». Но поддержка ЕС глобального равноправного доступа к вакцинам рискует потерпеть неудачу, если заглянуть внутрь союза.

Несомненно, усилия по обеспечению справедливости вакцинации не могут начинаться и заканчиваться общими обещаниями глобальной солидарности - обещаниями, которые еще предстоит подтвердить, учитывая, что половина мировых поставок вакцин зарезервирована только для 15 процентов населения.

Игнорирование «недокументированного» населения внутри ЕС при обещании вакцинировать весь мир в лучшем случае непоследовательно, а в худшем - нарушает права человека. Итак, что может сделать ЕС дальше? В конечном итоге распространение вакцины - это национальная компетенция. Обеспечение «вакцинации для всех» лежит на государствах-членах, а не на самом ЕС.

Но по мере того, как в Европе вновь наблюдается всплеск инфекций COVID-19, поставки вакцин являются неотложной и политически чувствительной проблемой для национальных лидеров. В то же время вирусы выходят за рамки границ и игнорируют юридические статусы. Без согласованности между государствами-членами победить COVID-19 в ЕС по-прежнему невозможно.

Недавно взятые на себя обязательства Испании и Нидерландов по вакцинации мигрантов без документов бессмысленны, если другие страны, такие как Польша, будут продолжать систематически исключать эту группу. На этом напряженном фоне ЕС может сыграть важную роль в продвижении диалога о справедливой вакцинации и поддержке государств-членов в достижении инклюзивного внедрения вакцины.

Стратегия Еврокомиссии в отношении вакцинации уже называет справедливость одной из трех целей. Но дела говорят громче слов. Комиссия должна одобрить рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Агентства ООН по делам беженцев и Комитета по биоэтике Совета Европы о равном доступе к вакцинации против COVID-19 для всех людей в ЕС независимо от их правового статуса.

Четкое заявление Комиссии в пользу инклюзивности вакцин, в свою очередь, поможет вынести этот вопрос на мартовское заседание Совета по занятости, социальной политике, здравоохранению и делам потребителей, на которое соберутся министры здравоохранения из 27 столиц ЕС. Диалог в Совете ЕС между странами-членами должен способствовать выработке общего подхода к общим рискам для здоровья населения.

Мобилизация в Европейском парламенте также имеет ключевое значение. Депутаты Европарламента до сих пор уделяли внимание вопросам прозрачности, подотчетности и глобальной солидарности в отношении поставок вакцин. Поразительно, что вопрос отсутствия «лиц без документов» в стратегиях вакцинации государств-членов не поднималось парламентскими комитетами и не фигурировало в программе его политических групп.

Наконец, самые большие проблемы в области политики «вакцинации для всех» начинаются с ее реализации на местном уровне. Люди с незащищенным правовым статусом сталкиваются с практическими препятствиями при доступе к услугам иммунизации. К ним относятся отсутствие доверия к местным властям, систематическое исключение из государственных служб, страх перед последствиями иммиграционного контроля, обмен данными, ксенофобия, географическая удаленность и язык.

Преодоление этих барьеров требует массированных беспрецедентных усилий на местах. Решающее значение будет иметь координация между государствами-членами, гражданским обществом и маргинализированными общинами. ЕС может использовать свою роль в качестве организатора для поддержки обмена передовым опытом для обеспечения справедливости и инклюзивности в рамках национальных программ внедрения вакцин.

Политизированные дебаты по миграции не должны ставить под угрозу равный доступ к вакцинам или удерживать страны ЕС от принятия, основанной на фактах позиции инклюзивности. Пренебрежение вакцинацией миллионов лиц без документов - населения, равного численности населения Ирландии - рискует поставить под угрозу ответные меры ЕС на пандемию и нанести вред каждому; как европейским гражданам, так и иностранцам.

Это также может продлить влияние вируса на системы здравоохранения государств-членов и поставить под угрозу их социально-экономическое восстановление, дискредитируя заявленные амбиции ЕС возглавить глобальную «справедливость» в отношении вакцин. Европе нужно перестать делать вид, будто она может позволить себе забыть о людях без документов. Чем раньше она это поймет, тем лучше для всех.

Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/03/brussels-silent-vaccinating-undocumented-migrants

 

American Enterprise Institute: Реалистичные амбиции американской системы альянсов в Азии

Союзники США в Азии, как и союзники США повсюду, имеют множество часто противоречивых желаний. Они хотят, чтобы коммерческая свобода извлекала выгоду из китайских инвестиций, рынков и цепочек поставок без нежелательного китайского влияния. Они хотят защиты от военного запугивания или нападения со стороны Китая, не вступая в войну и не прерывая торговые потоки. Они хотят, чтобы внутренняя политика США остановилась «у кромки воды», даже если их собственная внутренняя политика требует сложных обходных путей. Они хотят, чтобы Вашингтон поддержал их, но не хотят выбирать между Вашингтоном и Пекином. Они хотят участия США, но не слишком сильно.

Чаще всего они разочаровываются.

Ключ к успеху в союзнических отношениях с США, как в Азии, так и в других странах, заключается в том, что у большинства стран нет лучшей альтернативы. Страны региона не обладают большим запасом доверия к своим соседям, чем к Соединенным Штатам, и Вашингтон обладает такими преимуществами, как дипломатический вес, экономика и боеспособные экспедиционные вооруженные силы.

Одним из слабых мест системы альянсов США является то, что большинство их региональных союзников не очень любят друг друга. Другое заключается в том, что они экономически связаны с Китаем, что вызывает у них беспокойство, в то время как Соединенные Штаты - никогда не были самым надежным союзником - более эгоцентричны, чем обычно.

Хотя администрация Байдена предвещает некоторые изменения в политике в отношении Азии, эти изменения, вероятно, будут меньше, чем ожидалось. Обе партии твердо согласны с тем, что подход «ответственных заинтересованных сторон» к Китаю неустойчив - поведение Китая указывает на то, что он не желает мириться с существующим порядком.

Некоторые ученые утверждают, что «конкуренция великих держав не является последовательной основой внешней политики США»; что она «рискует спутать средства и цели, потратить ограниченные ресурсы на иллюзорные угрозы и подорвать сотрудничество в решении насущных проблем безопасности, таких как изменение климата и нераспространение ядерного оружия». Но конкуренция не означает «беспощадную борьбу», и президент Байден ясно дает понять, что более конфронтационный подход к Китаю не исключает сотрудничества в вопросах климата или нераспространения ядерного оружия.

Два американских эксперта по политике в Азии, Майкл Грин и Эван Медейрос, утверждают, что «новая амбициозная стратегия» необходима, влечет за собой «смелые и несколько рискованные шаги (прошлых администраций США), которые подтвердили американскую силу, решительность и лидерство». Их устрашающий список необходимых мер включает в себя соглашение о цифровой торговле, альянс между правительством и частным сектором в области инфраструктуры, специфическую для Азии инициативу по установлению правил государственной конкуренции и предложение Соединенных Штатов добровольно принять АТЭС в 2023 году. И это до того, как они рассмотрят специфику сотрудничества по вопросам инфраструктуры, вовлекая европейских союзников в сочетание «экономики, технологий, прав человека и климата» или удваивая роль Соединенных Штатов в качестве поставщика безопасности.

Хотя все это хорошие идеи, маловероятно, что они осуществятся. Но провал этих изящных амбиций не приведет к гегемонии Китая. Преобладающее мнение о Китае - это стремительный успех, сметающий существующий порядок и вытесняющий влияние США. Но, как показала работа Майкла Бекли, китайская модель роста дороже, чем она может себе позволить. Возможно, мы уже наблюдаем, как Китай заходит в тупик - и потенциально терпит неудачу.

Слабеющий Китай порождает проблемы иного характера - короче и острее, чем проблемы богатого, властного Китая. Усиливающиеся репрессии внутри страны и агрессия за рубежом могут отражать стремление страны добиться как можно большего количества перемен, пока она тонет в зыбучих песках. Даже если хищничество Китая является результатом его достижений, его выбор усиливает «антитела» против его дальнейшего успеха.

Например, Volkswagen будет сложно поддерживать операции в Синьцзяне, поскольку немецкая общественность все больше узнает об уйгурских лагерях «перевоспитания» и о связи бренда с ними. Все более конфронтационная китайская дипломатия «воина-волка» усугубляет проблему.

Китай, будучи лишь грозной региональной державой, по-прежнему будет мешать безопасности США и их союзников. Сохранить внимание США к Азии и лидерство в ней может оказаться сложнее, если Китай не будет представлять собой глобальную проблему. Но провал глобальных амбиций Китая также уменьшит готовность стран присоединиться к китайской «силовой игре», так что уравнение вполне может решиться.

Грин и Медейрос утверждают, что Байдену следует вновь присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству, но «внутренняя политика не позволяет ему этого сделать».

Это не совсем так. На самом деле они имеют в виду, что администрация Байдена выступает за защиту торговли и имеет шесть месяцев до истечения срока действия Управления по содействию торговле (TPA), который позволяет Конгрессу изменять любые соглашения. Она не хочет тратить политический капитал на ратификацию торгового соглашения Конгрессом.

То же самое касается ратификации Конвенции ООН по морскому праву, договора, в котором Соединенные Штаты сыграли важную роль в переговорах, который соблюдают и даже применяют, но не ратифицируют. Разрыв между политикой Вашингтона и усилиями, которые он готов предпринять, заставил союзников скептически относиться к руководству США.

Еще одна область потенциального конфликта между позицией Вашингтона и политикой, при которой он готов смириться с потенциально опасными последствиями, - это права человека. Администрация Байдена ставит права человека в центр своих политических посланий, но в то время как риторика о важности защиты прав человека формирует большинство публичных заявлений как госсекретаря Тони Блинкена, так и советника по национальной безопасности Джейка Салливана, политические действия помимо экономических санкций еще не очевидны.

Соединенным Штатам не нужна широкая и смелая программа, на которую уходит 85 процентов их внешнеполитических усилий, чтобы сохранить существующий международный порядок против попыток Китая установить то, против чего выступают Соединенные Штаты и многие страны в Азии и за ее пределами. Сосредоточиться на нескольких ключевых областях, вероятно, будет достаточно, учитывая цену выбора, который делает Китай. К счастью для солипсистского общества, среди этих областей первостепенное значение имеет укрепление внутренних основ силы США.

Источник: https://www.aei.org/research-products/journal-publication/realistic-ambitions-for-us-alliance-system-in-asia/

 

RAND: Китайская перезагрузка Байдена уже висит на волоске

18 марта высокопоставленные американские и китайские официальные лица встретятся в Анкоридже, Аляска, чтобы обсудить напряженное состояние американо-китайских отношений.

Двусторонние отношения стремительно развивались в годы правления Трампа. Многие внимательные наблюдатели полагали, что новая администрация Байдена может рефлекторно занять анти-трамповскую позицию и срочно наладить сотрудничество с Китаем в решении глобальных проблем, таких как изменение климата.

Однако перспективы перезагрузки быстро исчезают, и обе стороны несут определенную долю ответственности. В первый день новая администрация Байдена пригласила де-факто посла Тайваня Сяо Би-Хим принять участие в церемонии инаугурации. Это был первый раз, когда соперник Китая получил такое приглашение с тех пор, как США в 1979 году передали свое дипломатическое признание Тайваню Китаю.

В крайне острой реакции Китай направил десятки боевых самолетов, включая восемь бомбардировщиков одновременно, в зону контроля ПВО Тайваня. Чувствуя, что Китай проверяет красные линии, команда Байдена предупредила Пекин, что его поведение «угрожает региональному миру и стабильности» и что приверженность Вашингтона независимости Тайваня «безупречна». Тем не менее, китайские воздушные вторжения продолжались, что побудило США направить эсминец с управляемыми ракетами через Тайваньский пролив - первый из трех поход военных кораблей при Байдене.

Затем президент Байден назвал Китай «нашим самым серьезным конкурентом» в своем главном внешнеполитическом послании 4 февраля. Он добавил, что, хотя США планируют «противостоять» Китаю по целому ряду проблем, они также «готовы работать с Пекином, когда это в интересах Америки», что вряд ли является одобрением полной перезагрузки.

Байден также санкционировал первую операцию по свободе судоходства против против спорных притязаний Китая в Южно-Китайском море - за ней последовали еще две – а госсекретарь Энтони Блинкен провел напряженный телефонный разговор с высокопоставленным китайским дипломатом Ян Цзечи не только по поводу агрессивности Китая в отношении Тайваня, но и жестокое обращение с людьми на своих территориях в Синьцзяне, Гонконге и Тибете. Затем Блинкен подверг критике «подрыв Пекином, основанного на правилах, международного порядка».

После этого Байден дал интервью телеканалу CBS «Face the Nation», вышедшее в эфир 7 февраля, в котором говорится, что США «не обязательно иметь конфликт, но будет жесткая конкуренция» с Китаем. Он посетил Пентагон 10 февраля и объявил о начале обзора внутренней политики Китая, предположив, что его политика имеет сильный военный оттенок.

Позже тем же вечером Байден провел двухчасовую телефонную беседу с президентом Китая Си Цзиньпином, споря с ним по поводу нарушений прав человека в Синьцзяне, а также Гонконге и другим вопросам. Его администрация выпустила временное стратегическое руководство по национальной безопасности, в котором подчеркивается необходимость конкуренции с Китаем. По сравнению с этим сотрудничеству уделялось гораздо меньше внимания. Наконец, 12 марта Байден виртуально встретился с лидерами Австралии, Индии и Японии, составляющими «четверку», на первом в истории саммите лидеров «четверки». Четверка охватывает многие глобальные проблемы, и противодействие китайскому морскому принуждению является объединяющей темой.

Эта краткая недавняя история не должна вызывать удивления. Обострение споров между США и Китаем всегда осложняло перезагрузку. Но такая возможность не обязательно была обречена с самого начала.

Пекин последовательно заявляет, что хочет перезагрузки отношений с Вашингтоном. 7 марта, в кулуарах Всекитайского собрания народных представителей, министр иностранных дел Ван И выразил надежду, что, возобновив сотрудничество в области изменения климата, Китай и США также могут «внести позитивные изменения в климат двусторонних отношений».

Байден явно придает большое значение борьбе с изменением климата, и ему понадобится помощь Китая. Но надежды Китая на использование помощи в сокращении выбросов углерода для уступок Америки в других областях были быстро разбиты: посланник Байдена по климату Джон Керри заявил, что интересы США «никогда не будут обменены ни на что, что имеет отношение к климату».

Тем не менее, Пекин упорствовал. После того, как Ван призвал две державы восстановить взаимное доверие на следующем этапе китайско-американских отношений еще в декабре, Пекин в январе обнародовал подробную дорожную карту по восстановлению двусторонних отношений. «Китай, как всегда, открыт для диалога. Мы готовы откровенно общаться с американской стороной и участвовать в диалогах, направленных на решение проблем», - сказал Ван в прошлом месяце.

Тем не менее, похоже, что ничего не приживается, в первую очередь потому, что Пекин отказался изменить свое агрессивное поведение. И что тревожно для Пекина, все признаки указывают на то, что администрация Байдена планирует занять исключительно жесткую позицию в отношении Китая. Например, США предпочитают демократию авторитаризму. Байден заявил, что в течение своего первого года пребывания у власти он планирует провести саммит демократий, чтобы «обновить дух и общую цель народов свободного мира».

Трудно понять, как перезагрузка между США и Китаем все еще может произойти. На Тайване ни одна из сторон, похоже, не желает отступать. Китай продолжает наращивать дипломатическое, экономическое и военное давление на остров, в то время как США продолжают укреплять свои собственные связи с Тайванем. Кроме того, между Вашингтоном и Пекином так много глубоких и стойких разногласий, что шансы на заключение соглашения, которое изменит правила игры, кажутся почти нулевыми.

В будущем США и Китай, скорее всего, будут сотрудничать только по очень узким и ограниченным проблемам, представляющим взаимный интерес, а не стремиться к полной перезагрузке отношений. Возможно, чувствуя это, временное стратегическое руководство по национальной безопасности администрация Байдена отмечает, что «мы приветствуем сотрудничество правительства Китая по таким вопросам, как изменение климата, глобальная безопасность в области здравоохранения, контроль над вооружениями и нераспространение, где переплетаются наши национальные участи». Будем надеяться, что эти направления не слишком амбициозны. В любом случае полная перезагрузка отношений на данный момент кажется немыслимой.

Источник: https://www.rand.org/blog/2021/03/bidens-china-reset-is-already-on-the-ropes.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати