Культ членов антисоветского подполья, активно насаждаемый польскими властями у себя в стране, приводит к неизбежной проблеме морально-этического свойства - необходимости оправдать сотрудничество боевиков Армии Крайовой, Национальных вооружённых сил, группировок "Свобода и независимость", Национальной военной организации и проч. с национальными формированиями гитлеровских коллаборационистов.
Официальная позиция Варшавы относительно Второй мировой войны определена ясно: нацизм - это зло, и Польша стала его первой жертвой. Но рядом с этой идеологемой растёт и развивается другая - о моральной допустимости сотрудничества польского антисоветского бандподполья с литовскими и украинскими нацистами.
"Формальное сотрудничество с начала 1945 г. с антисоветским литовским подпольем с точки зрения физического выживания наших народов было шагом логичным, хотя и не лёгким, ведь не так давно эти люди стояли по разные стороны баррикад...", - сообщает польскоязычное издание Литвы "Курьер Виленский" в статье "Зачем нам "отверженные солдаты"?" (1). ("Отверженные солдаты" - общий термин для обозначения членов антисоветского подполья.) "Курьер Виленский" пытается убедить читателя, что идеологическое партнёрство польских антикоммунистов с литовскими коллаборационистами способствовало, ни больше ни меньше, выживанию польского и литовского народов.
Контакты между польскими и литовскими антикоммунистами были налажены на территории, где орудовал Адольфас Раманаускас - одиозная личность, виновная в убийствах мирных жителей. Издание Rubaltic.ru приводит статистические данные смертей от рук "лесных братьев" в Прибалтике. Меньше всего жертв было в Латвии (24), в Эстонии 62, и больше всего в Литве - 582 (2). Причём в Эстонии 92% убитых составили мирные жители, в Литве - 43%. Процент казнённых коллаборационистами мирных литовцев такой же, как и убитых сотрудников партактива и в разы меньше, чем процент павших сотрудников силовых ведомств (14%). Это говорит о том, что у литовских и эстонских "лесных братьев" нападать на безоружных граждан получалось лучше, чем на силовиков.
Раманаускас превращён в сегодняшней Литве в культовую фигуру, посмертно награждён орденами и повышен до генеральского звания. Литовские власти стремятся продлить его "жизнь" в памяти литовцев, сполна используя тот деструктивный идеологический потенциал, которым обладал Раманаускас. Известно о его соучастии в преследовании евреев во время гитлеровской оккупации и в расправах над евреями и сотрудниками советской власти в послевоенное время.
При этом здравые голоса против восхваления членов антисоветского движения звучат и в Польше. В Люблине местное отделение партии "Левые силы. Вместе" (Lewica. Razem) потребовали переименовать улицу им. Юзефа Франчака в улицу Анны Лангфус. Лангфус была еврейкой и драматургом, Франчак - антисемитом и убийцей. "Убийство должно быть названо убийством", - заявили люблинские левые, указывая на факты причастности Франчака к преступлениям насильственного характера (3). Но городской совет организовал встречную информационную кампанию "Лалек остаётся" (Лалек - позывной Франчака), заявляя, что слова о причастности Франчака к убийствам - это провокация против его патриотизма.
Навязывание культа "отверженных" в Польше привёло к тому, что стало трудно отличить безжалостного палача от польского патриота. Варшава задним числом оправдывает всех "отверженных солдат" скопом. Там, где отвертеться от доказательств их кровавой деятельности не получается, заявляют, что это был единичный случай, не могущий бросить тень на всё антикоммунистическое подполье.
"Курьер Виленский" силится доказать, что дружба польских "отверженных" с литовскими нацистами помогла полякам и литовцам выжить. Литовские нацисты уничтожали собственный народ. Как такие люди могут способствовать чьему-то выживанию, если их основным занятием были убийства и сдача в концлагеря людей неугодной национальности и неугодных взглядов? Раз польские «антикоммунисты» видели своё спасение в союзе с нацистскими коллаборационистами, не говорит ли это о моральном родстве первых со вторыми?
Если официальная Варшава заявляет, что единственно правильными польскими патриотами в годы Второй мировой войны были "отверженные солдаты", а "Курьер Виленский", чьи корреспонденты получают от властей Польши награды за достижения в журналистике, заявляет, что дружба с литовскими нацистами была верным решением со стороны "отверженных", тогда впору говорить, во-первых, об изначально присутствовавшей в идеологии "отверженных" определённой политической симпатии к гитлеровцам, и во-вторых, о пропаганде нацистского наследия Варшавой и Вильнюсом. Варшава и Вильнюс, имея различные взгляды на ситуацию с 230-тысячным польским меньшинством в Литве, похоже, решили примириться на базе симпатий к тем и другим.
Взаимная любовь Варшавы и Вильнюса к литовским коллаборационистам есть современная версия проявления таких симпатий. С 2015 г. в честь польских и литовских "лесных братьев" проводится кросс "Бег Волчьей тропой" с участием представителей литовской армии и привлечением школьников литовской и польской национальности. Предавая забвению кровавые преступления нацистов, создаётся искусственный миф, будто коллаборационизм был единственно возможной попыткой спасения от «советской оккупации». В таком духе воспитываются сегодня юные поколения в Литве и Польше.
Польское бандподполье завязало дружбу с нацистами задолго до 1945 г. "Курьер Виленский" об этом стыдливо умалчивает. Впервые внятное предложение о сотрудничестве командующему Армии Крайовой Тадеушу Бур-Комаровскому сделал оберштурмбаннфюрер СС фон дем Бах после разгрома Варшавского восстания в 1944 г. Последующий командующий ген. Окулицкий сообщал позже, что "возможно, фон дем Бах прав". В том же 1944 г. Краковский округ Армии Крайовой гарантировал гитлеровскому гарнизону содействие в охране от советских партизан взамен на нейтралитет.
Ситуативное сотрудничество Армии Крайовой с нацистами началось ещё раньше, в 1943 г.: командиры отрядов в Западной Белоруссии и Литвы Адольф Пильх и Александр Кшыжановский снабжали гитлеровцев разведданными о перемещениях советских войск, взамен немцы снабжали их оружием и амуницией.
В 1946 г. польская антисоветская группировка "Свобода и независимость" (WiN) вступила в сговор с ОУН-УПА и вместе с нею атаковала село Грубешув, где располагался совместный гарнизон Красной армии и Войска Польского. ОУН-УПА прославилась зверствами, учинёнными над мирными поляками во время Волынской резни, а также участием в кровавых злодеяниях гитлеризма, но это не послужило препятствием для партнёрского союза с нею польских антикоммунистов. О каком принципиально антинацистском характере польского антисоветского подполья можно после этого говорить?
Накануне Второй мировой в польской политике были сильны прогерманские тенденции. Посол Польши в Берлине Юзеф Липский обещал фюреру памятник в Варшаве, если тот поможет Польше решить еврейский вопрос. В 1938 г. Варшава не пускала в страну граждан Польши еврейской национальности, опасаясь впустить евреев-участников гражданской войны в Испании. Спецслужбы довоенной Польши содействовали франкистскому режиму и противодействовали республиканцам-антифашистам. Если это не профашистская политика, то что?
"Курьер Виленский", чествуя польских союзников гитлеровских коллаборационистов, в очередной раз раскрыл преступную сущность "отверженных солдат" и их культа.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://kurierwilenski.lt/2021/03/01/po-co-nam-wykleci/
2) Кого убивали «лесные братья»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs