ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Оборона и безопасность Британии на фоне дыры в бюджете

19:59 09.07.2025 • Елена Ананьева, кандидат философских наук, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН

8 июля президент Франции Эммануэль Макрон прибыл в Лондон для переговоров с К. Стармером. Это был первый государственный визит европейского лидера после выхода Британии из Европейского союза. Как пишет The Guardian, «несмотря на то, что солидарность и стойкость перед лицом российской агрессии и ненадежности американцев…, отношения остаются неизменной смесью дружбы, соперничества, взаимного восхищения и подозрительности»[1]. В четверг оба лидера будут заниматься вопросами обороны и «коалиции желающих» оказать помощь Украине.

Визит проходит вслед за обнародованием в Британии доктрины по обороне и безопасности.

Мы переходим к состоянию готовности к войне, что станет главной целью наших вооруженных сил. Когда нам напрямую угрожают государства, обладающие передовыми вооруженными силами, самый эффективный способ их сдерживать - быть готовыми и показывать, что мы готовы обеспечить мир с помощью силы.

К. Стармер

Премьер-министр Британии Кир Стармер сделал это заявление 2 июня, на следующий день после террористического удара Украины по нашей ядерной триаде. Цель, как стало известно, этой операции «Паутина», заключалась в том, чтобы уничтожить российские стратегические бомбардировщики – составной части ядерной триады ВС РФ.

Свое заявление Стармер сделал, объявляя о новом Обзоре по обороне «Повысим безопасность Британии: защищенная дома, сильнее за рубежом»[2], причем выступал он в Глазго на заводе BAE Systems. Это крупнейшая оборонная компания Великобритании, занимающаяся разработками в области вооружений, информационной безопасности, аэрокосмической сфере. По объему продаж продукции военного назначения (на которую приходится 96% выручки) компания в 2021 г. занимала 7-е место в мире[3].

Военное и политическое руководство Великобритании регулярно проводит анализ текущей ситуации и выпускает стратегические обзоры обороны и внешней политики. Работы по очередным таким документам начались в июле 2024 г. — практически сразу после прихода к власти правительства лейбористов. Подготовлен и находится в стадии подготовки целый сонм документов: Стратегия национальной безопасности (о ней ниже), обзор AUKUS, Стратегия устойчивости, «аудит» Китая, промышленные и торговые стратегии, а также проводится работа над цепочками поставок, оценкой разведки, над новыми задачами помощи в целях развития, мягкой силы, искусственного интеллекта (ИИ) и технологическому преимуществу[4]. Три стратегических документа Форин-офис пока не обнародованы - «Глобальное влияние Соединенного Королевства» (the UK Global Impact), «Как максимально извлечь преимущества модели совместной комплексной дипломатии Форин Офиса (FCDO) в работе по развитию дипломатической модели в сфере развития» (How to maximise the benefits of the Foreign, Commonwealth and Development Office’s (FCDO) joint integrated development diplomacy model in our development work)[5] и «Наши экономические возможности в дипломатии» (Our economic capability in diplomacy)[6].

Примечательно, что Обзор по обороне вышел раньше Стратегии национальной безопасности. Примечательно и то, что предыдущие два обзора 2021 г. (в правление Б. Джонсона) и 2023 г. (в правление Р. Сунака) были комплексными, что отражалось и в их названиях[7]. Ныне произошло дробление на несколько документов.

Ранее практика заключалась в том, чтобы сначала подготовить доклад о национальной безопасности, в котором рассматривались бы общие проблемы безопасности Великобритании. В последующих обзорах по вопросам обороны были бы даны рекомендации, как Министерство обороны (МО) и вооружённые силы должны решать оборонные аспекты национальной безопасности, а другие государственные ведомства должны были бы выполнять свои соответствующие обязанности.

Почему правительство пошло на такой шаг, неясно. Похоже, такая последовательность - отсылка к Стратегическому оборонному плану 1998 г., разработанному в первые годы правления Т. Блэра. Решение опубликовать Стратегию национальной безопасности после Обзора по обороне, но до июньского саммита НАТО, поставило вопрос о том, могут ли британские политики и правительство в целом мыслить «стратегически».

Так какова же суть?

Объявлено, что впервые за много лет Великобритания должна «активно готовиться к тому, что родина может оказаться под прямой угрозой, возможно, по сценарию военного времени». После десятилетий оптимизма на фоне окончания холодной войны официальные лица теперь полагают, что наступила эпоха «радикальной неопределенности», отмеченная усилением конкуренции между великими державами, прокси-конфликтами и гибридными атаками.

СВО России на Украине приводится в качестве ярчайшего примера этого нового ландшафта угроз, наряду с растущей напряженностью на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе. На повестке дня все чаще оказываются угрозы даже со стороны государств, граничащих с Россией, - от «поддерживаемых Ираном заговоров с целью убийства внутри страны до ракетных ударов хуситов по судоходству». Короче говоря, Великобритания теперь рассматривает оборону не как второстепенную проблему, а как «первоочередную обязанность правительства», которая «должна быть обеспечена крупнейшими устойчивыми инвестициями со времен холодной войны».

Обзор Strategic Defence Review 2025 довольно обширен - на 144 страницах. В нем предлагаются разные меры по развитию вооруженных сил на срок до 2035-2040 гг., даны 62 рекомендации правительству, которые оно и приняло.

Основными авторами под руководством министра обороны Дж. Хили стали «внештатные» независимые эксперты - Дж. Робертсон, бывший министр обороны и затем генеральный секретарь НАТО; Фиона Хилл, бывший советник президента США и эксперт по России и постсоветскому пространству, а также бывший заместитель начальника штаба обороны (по военным вопросам) генерал сэр Р. Бэрронс. К составлению обзора привлекли большое количество профильных организаций и ведомств.

Как заявил в парламенте британский министр обороны Дж. Хили, армия станет «в 10 раз смертоноснее», используя «средства противовоздушной обороны, коммуникации, искусственный интеллект, программное обеспечение, дальнобойное оружие и рои наземных дронов», благодаря сочетанию таких технологий, как беспилотные летательные аппараты, и «тяжелого металла танков и артиллерии».

Дж. Робертсон считает, что Британии угрожает «смертоносный квартет» в составе России, Китая, Ирана и Северной Кореи» и Британия «должна быть готова противостоять всем четырем странам».

Ф. Хилл[8] отметила, что Британия зажата между «молотом» России Владимира Путина и «наковальней» США Дональда Трампа. Россия, якобы, уже ведет войну против Британии и применяла против Соединенного Королевства «отравления, убийства, диверсии, кибератаки и операции по оказанию влияния», она устанавливает «датчики вокруг критически важных трубопроводов, предпринимает попытки уничтожить подводные кабели».

В ряду этих инвектив вспомним хотя бы highly likely отравление Скрипалей «Новичком», после которого почему-то все остались живы и даже город Солсбери не вымер, а Петров и Боширов намазали дверную ручку дома С. Скрипаля химоружием без защитных костюмов. Формулу, как и при отравлении А. Навального, России на самом деле не предоставили просто потому, что она, как отпечаток пальца, указала бы на лабораторию-производителя. Кстати, директор лаборатории Портон-даун тогда же опроверг утверждения в то время министра иностранных дел Б. Джонсона о том, что ОВ было произведено в России[9].

Соответственно, основные тезисы британского обзора обороны оказались предсказуемыми и очевидными. Главной угрозой для своей безопасности Великобритания называет Россию. Схожую оценку получает Китай, хотя в прошлом обзоре оборонной политики Китай считали «системным вызовом», а не угрозой. Одновременно с этим Иран и КНДР рассматриваются как второстепенные угрозы, «дестабилизирующие обстановку в своих регионах».

Обзор сосредоточен на нескольких ключевых областях: национальная безопасность, поддержка Украины, модернизация вооружённых сил, ядерное сдерживание и сохранение лидерства Великобритании в НАТО. Лозунг приоритетности НАТО для Британии, «НАТО прежде всего» (NATO first), но он не означает «только НАТО» (NATO only), поскольку следует укреплять коллективную безопасность в Евроатлантике посредством более мощных двусторонних и мини-сторонних партнерств (c. 15).

В НАТО Великобритания должна играть ведущую роль в разработке планов, стандартов и проверок деятельности Североатлантического союза - разрабатывать основы собственно оборонного мышления, политического курса, доктрин и концепций, формировать образовательные программы и управлять талантливыми кадрами.

Новое в обзоре и стратегии безопасности – мобилизация всего общества на укрепление обороны (whole-of-society approach) – иными словами, милитаризация всего населения. В настоящее время численность ВС составляет 182 тыс. человек, из них 74,4 тыс – личный состав сухопутных сил[10]. Недобор против целевых показателей в армии - 3%, в ВМФ - 8%, а ВВС - 13%. В целом численность вооруженных сил Великобритании была на 8590 человек (на 6%) ниже запланированной. Как заявил министр обороны Дж. Хили в Палате общин, увеличить численность личного состава сухопутных сил до 76 тыс. человек предполагается в течение полномочий следующего созыва парламента, «когда позволят средства»[11]. В переводе на общечеловеческий – в 2029-2034 гг. Однако малая численность личного состава не должна вводить в заблуждение.

Для эффективного противодействия России и другим странам предлагается продолжать развитие вооруженных сил и наращивать их потенциал. При этом упор следует делать не на количественные показатели, а на качество и новые технологии - именно технологическое превосходство внесет основной вклад в безопасность страны.

Модернизация военного производства

Соответственно, возникают новые требования к военно-промышленному комплексу. Предлагаются меры по расширению и модернизации производств разного рода. Также необходима корректировка системы разработок и закупок.

Конкретные проекты представлены ниже:

  • 6 новых заводов по производству боеприпасов и энергетическое оборудование с инвестиционным потенциалом в 1,5 млрд ф. ст.
  • Заводы по производству боеприпасов должны работать в режиме «постоянной готовности».
  • До 7000 ракет большой дальности
  • Цель «Нового гибридного флота» — «Дредноуты», подводные лодки SSN-AUKUS (до 12 подводных лодок, по одной в 18 месяцев), военные и вспомогательные корабли, модификации авианосцев и автономные суда
  • Инвестиции в размере 15 млрд ф. ст. в программу создания ядерной боеголовки Astraea
  • Финансирование в размере 1 млрд ф. ст. на противовоздушную и противоракетную оборону страны
  • Создание киберкомандования
  • 6 млрд ф. ст. на боеприпасы в течение срока полномочий данного созыва парламента
  • К 2027 г. будет создана цифровая платформа Digital Targeting Web с инвестициями в размере 1 млрд ф. ст., которая позволит быстро принимать комплексные решения на поле боя
  • Фонд оборонных инноваций Великобритании выделит 400 млн ф. ст. британским компаниям
  • Создание Управления оборонного экспорта для стимулирования экспорта
  • 1,5 млрд ф. ст. на жилье для военных
  • Расширение кадетских войскна 30% к 2030 г. (с целью довести численность до 250 тыс человек)
  • Законопроект о готовности к обороне для мобилизации резервов и промышленности в случае конфликта

При всем этом требуется увеличить расходы на оборону. Еще 25 февраля 2025 г. перед саммитом с Д. Трампом в Овальном кабинете К. Стармер объявил, что Великобритания увеличит расходы на оборону до 2,5% ВВП к 2027 г., а к следующему созыву парламента — до 3%, «если позволят экономические и финансовые условия». Однако президент США нацелил страны-члены НАТО выделять 5% ВВП, и они согласились, лишь оттянув срок до 2035 г.

Через три недели, к саммиту НАТО (24-25 июня), в парламенте уже без помпы была представлена Стратегия национальной безопасности «Безопасность для народа Британии в опасном мире»[12]. Как говорится в стратегии, «экономическая безопасность - это национальная безопасность», и будущее Великобритания будет защищать равными мерами промышленной мощи и коллективной воли. Внутренняя политика и внешняя политика смыкаются. Недаром К. Стармер представил британцам Обзор по обороне на военном предприятии и в Обзоре постоянно говорится, сколько рабочих мест позволят создать программы перевооружения – это ведь Лейбористская партия, партия трудящихся.

Гладко на бумаге. Хватит ли денег?

И все же, удастся ли правительству согласовать цели (амбиции), пути и средства (ресурсы)? Лазейку представляет собой разделение 5% ВВП на 3,5% (собственно вооружения) и 1,5% - на продукцию двойного назначения, кибербезопасность или инфраструктуру. Однако в НАТО расходы на разведку отнести на статью «железок» не разрешили.

Казалось бы, когда речь идет о расходах в соотношении с ВВП, цифры не выглядят устрашающе. ВВП – это стоимость всех произведенных товаров, работ и услуг в стране за год. Достичь показателя предполагается через 10 лет. Однако деньги будут выделять по большей части из государственного бюджета. В случае Британии – это треть от ВВП (примерно 3,6 трлн долл. США)[13]. Государственный бюджет в финансовом году 2024/2025 составляет 1 139 млрд ф.ст. Из них 1 226 млрд ф.ст. приходится на расходы, при 87 мдрд – дефицита госбюджета: 30% бюджета уходят на социальные расходы, на здравоохранение – 20%; госдолг достигнет 2 793 млрд ф.ст. в 2024-2025 гг. Это отражает постепенный рост на 102 млрд ф. ст., что составляет приблизительно 4%-ный прирост[14].

Обратим внимание и на создание Управления оборонного экспорта, чтобы получить так называемый «оборонный дивиденд». В Обзоре по обороне установлено, что военная промышленность должна зарабатывать не только на заказах Минобороны, но и на поставках за рубеж. Посыл очевиден: чем больше конфликтов, тем больше экспорт. На осень запланирован выпуск еще одного документа по вопросам обороны – а именно закупок, в котором будет показано, как все это складывается.

Заключив с ЕС партнерство по обороне и безопасности 19 мая 2025 г.[15], Британия получает доступ к программе Евросоюза SAFE (Security Action For Europe) – программе финансирования перевооружения стран-членов ЕС на 150 млрд евро. Идея заключается в том, что государства - участники программы «скинутся» в общий фонд, чтобы под эти гарантии частные оружейные компании могли получать кредиты под низкие проценты, поскольку у частных банков оборонные кредиты считаются рискованными, а потому дороги. Такая же идея возникла на встрече У. фон дер Ляйен и К. Стармера – банк с более широким участием западных правительств Defence, Security and Resilience Bank (DSR Bank) («вступительный взнос» по 20 млрд ф.ст.) с той же целью – подстраховать кредиты частных банков оружейникам. Активы на счетах банка позволят правительствам перевооружаться, не увеличивая государственный долг. О создании банка со штаб-квартирой – в Лондоне объявят ближе к осени[16]. В лондонском Сити довольны.

Как навязать обществу рост военных расходов

В обеих стратегиях и обороны и безопасности СНБ предупреждает: общество должно активно готовиться к тому, что «территория Великобритании может оказаться под прямой угрозой, возможно, по сценарию военного времени». Отсюда вводится «новая стратегия жизнестойкости», чтобы информировать граждан о готовности к рискам» и проводить ежегодные национальные учения, чтобы проверить готовность всего общества».

Правительство также приступило к выполнению планов по увеличению набора в армию, включая создание многотысячной организации внутренней обороны («потенциально по образцу резервистов») и увеличению численности курсантов с 40 000 до 180 000 молодых людей школьного возраста. Кадеты будут разъяснять текущие и будущие угрозы и обосновывать необходимость роста расходов на оборону. Соответственно, внутренняя политика будет подчинена подавлению протестов и политической оппозиции.

А по оврагам ходить

К тому же правительство К. Стармера внесло в парламент законопроект о реформе системы социального обеспечения с целью ее «оптимизации».

Перед выборами К. Сатрмер был осторожен и сопровождал скромные обещания оговоркой «если позволят финансы». При вступлении во власть реальность оказалась мрачнее ожиданий. И финансирование расходов на оборону сначала предполагали покрыть за счет снижения ассигнований на помощь международному развитию.

Однако дыра в бюджете вынудила провести реформу социального обеспечения. В самом деле: есть три способа достичь показателей: увеличить государственный долг, сократить социальные расходы, подкрепив их мобилизацией общества на ожидание войны. «Перед нами стоит задача, - подводит итог Стратегия национальной безопасности, - мобилизовать нацию на общее дело обеспечения нашей национальной безопасности».

Крайне непопулярные в стране, охваченной социальным недовольством, правительство К. Стармена хотело бы установить социальный мир внутри страны с помощью войны за рубежом.

Однако на данном этапе против правительства Стармера выступили собственные депутаты. 1 июля кабинет внес в парламент законопроект о реформе системы социального обеспечения. Против него резко возражали депутаты-лейбористы, и правительство вынуждено было отступить. Выхолощенный законопроект был принят в первом чтении, что оставило в бюджете дыру в 5 млрд. ф.ст. Так была омрачена первая годовщина пребывания правительства лейбористов у власти.

О судьбе самого К. Стармера на посту премьер-министра начались активные спекуляции ввиду непопулярности[17]: личная популярность (27:53) – на уровне антирейтингов премьер-министров консерваторов; популярность партии 24% против 17% у консерваторов и 26% - у партии Н. Фараджа «Реформировать Соединенное Королевство».

Стармер, как говорят, может уйти с должности через несколько месяцев. Это означает, что потерпев поражение на местных выборах этого года, партия может предложить своему лидеру отставку, если она потерпит поражение на местных выборах в мае 2026 г. Формально члены парламента от Лейбористской партии не могут официально выразить вотум доверия лидеру (в отличие от партии консерваторов). Однако они могут инициировать выдвижение кандидатов на руководящую должность каждый год перед ежегодной партийной конференцией.

Член парламента, желающий выступить против действующего лидера, должен заручиться поддержкой 20% депутатов от партии. Если будет собрана достаточная поддержка для второго этапа голосования членов партии, действующий лидер автоматически будет включен в бюллетень для голосования, и ему не нужно будет добиваться выдвижения своей кандидатуры от членов парламента[18]. Сама же партия останется у власти.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Macron will enjoy his royal welcome. But the Franco-British relationship remains a love-hate affair | Paul Taylor | The Guardian. https://www.theguardian.com/commentisfree/2025/jul/08/emmanuel-macron-franco-british-love-hate-royal-welcome-eu-europe

[2] Strategic Defence Review 2025 – Making Britain Safer: secure at home, strong abroad. https://assets.publishing.service.gov.uk/media/683d89f181deb72cce2680a5/The_Strategic_Defence_Review_2025_-_Making_Britain_Safer_-_secure_at_home__strong_abroad.pdf

[3] Top 100 | Defense News, News about defense programs, business, and technology. https://people.defensenews.com/top-100/

[4] Strategic Security Review, AUKUS Review, Resilience Strategy, China Audit, the Industrial and Trade Strategies.

[5] Один из способов сохранить помощь международному развитию на уровне 0,5% ВНП – сократить содержание беженцев в Британии в течение первых 12 месяцев (расходы МВД)

[6] Foreign Secretary launches expert reviews to strengthen UK’s global impact and expertise - GOV.UK. https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-launches-expert-reviews-to-strengthen-uks-global-impact-and-expertise

[7] Global Britain in a Competitive Age, the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy; Integrated Review Refresh 2023: Responding to a more contested and volatile world

[8] Russia is at war with Britain and US is no longer a reliable ally, UK adviser says | Defence policy | The Guardian https://www.theguardian.com/politics/2025/jun/06/russia-is-at-war-with-uk-and-us-no-longer-reliable-ally

[9] Ананьева Е., Годованюк К. Матрешка «дела Скрипалей» // Современная Европа. №3. С.16-27. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320181626http://www.sov-europe.ru/2018/03-2018.pdf

[10] Quarterly service personnel statistics: 1 April 2025 - GOV.UK. https://www.gov.uk/government/statistics/quarterly-service-personnel-statistics-2025/quarterly-service-personnel-statistics-1-april-2025#uk-service-personnel.

[11] UK defence personnel statistics - House of Commons Library. https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-7930/

[12] National Security Strategy 2025: Security for the British People in a Dangerous World - GOV.UK. https://assets.publishing.service.gov.uk/media/685ab0da72588f418862075c/E03360428_National_Security_Strategy_Accessible.pdf 

[13] World GDP Ranking 2025 - StatisticsTimes.com. https://statisticstimes.com/economy/projected-world-gdp-ranking.php

[14] UK Budget 2024. https://uk.insightss.co/wp-content/uploads/2024/03/uk-budget-2024-25.pdf

[15] SECURITY AND DEFENCE PARTNERSHIP BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND. https://assets.publishing.service.gov.uk/media/682afcfd02662c6f8ec243f1/UK_EU_Security_and_Defence_Partnership.pdf

[16] Keir Starmer and EU in talks over £100billion global defence bank to rearm UK. https://www.gbnews.com/money/keir-starmer-eu-in-talks-global-defence-bank-rearm-west

[17] Keir Starmer popularity & fame | YouGov. https://yougov.co.uk/topics/politics/explore/public_figure/Keir_Starmer; Voting intention. https://yougov.co.uk/topics/politics/trackers/voting-intention

[18] Leadership Elections: Labour Party - House of Commons Library. https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/sn03938/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати