ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Хватить ли денег Киру Стармеру и на пушки, и на масло?

13:29 19.03.2025 • Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, обозреватель журнала «Международная жизнь»

18 марта 2025 г. в ходе телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом президент России В. Путин подчеркнул, что «ключевым условием для недопущения эскалации конфликта и работы в направлении его разрешения политико-дипломатическим путём – должны стать полное прекращение иностранной военной помощи и предоставления разведывательной информации Киеву»[1]. Несмотря на положительные результаты беседы в Европе продолжаются попытки расстроить переговоры двух держав.

Напомним, что премьер-министр Британии К. Стармер и президент Франции Э. Макрон в начале марта представили свой план урегулирования конфликта на Украине.

Они собирались вместе с В. Зеленским (срок полномочий закончился в мае 2024 г.) представить свой план президенту США Д. Трампу, но в Вашингтоне на это не пошли. Тем не менее, Британия и Франция продолжают работать над планом, который на первом этапе предполагает «перемирие в воздухе, на море и в энергетической инфраструктуре» на 30 дней. Согласно этому плану, в рамках второй фазы, после достижения перемирия, на Украине должны быть размещены «миротворческие» силы из состава собранной Лондоном и Парижем «коалиции желающих», то есть стран брюссельской Европы и НАТО, что для России неприемлемо[2].

По существу, и это понимают все, речь идет о передышке для Украины и ее довооружении, а также пополнении личного состава. Недаром министр иностранных дел Британии Д. Лэмми после встречи министров иностранных дел «Большой семерки» настаивал в парламенте, что Россия должна принять прекращение огня «полностью, безоговорочно и безотлагательно» (a full and unconditional ceasefire now) и пригрозил новыми санкциями[3]. Британия и Франция активно обсуждают размещение «миротворческих сил» на Украине, правда, не на линии разграничения сторон, а в сторонке – у энергетических объектов, в Одессе и Львове.

Британская пресса нагнетает страхи, популяризируя выводы различных официальных и неофициальных мозговых центров. The Daily Mail цитировала доклад лондонского «Совета по геостратегии» (Council on Geostrategy): Северный флот России, на вооружении которого находятся 800 крылатых ракет, в том числе «Калибр», способные поражать цели на расстоянии более 1500 миль, может быть использован для нанесения удара по Великобритании, у которой недостаточно средств противовоздушной обороны для собственной защиты. «Ракетная угроза является самой серьёзной с окончания холодной войны», — говорится в докладе .[4] А 25 февраля газета The Express поместила статью американского инженера-физика о последствиях ядерного удара России по Лондону. Журнал The Economist негативно оценил способность Европы защитить себя «от Путина» без помощи США[5].

Логика запугивания общественности проста: Россия, нанеся поражение Украине, обязательно нападет на другие европейские страны. Поэтому следует обеспечить безопасность Украины («и всей Европы» в случае заключения мира).

15 марта под эгидой Британии, которая вместе с Францией выдвинулась в авангард «коалиции желающих», прошло совещание 29 ее участников, включая Австралию, Канаду, Новую Зеландию и генсека НАТО М. Рютте. Днем ранее после беседы с Д. Трампом в Вашингтоне, изменив свою прежнюю позицию на противоположную, Рютте подтвердил, что вопрос вступления Киева в НАТО снят с переговоров,.

«Коалиция желающих» приняла решение направить на Украину контингент численностью в 10 000 военнослужащих. По данным The Times, около 35 стран согласились предоставить оружие, материально-техническую и разведывательную поддержку миссии, которую окрестили как «силы-растяжки» (tripwire force). Кроме того, два противоминных корабля, которые британские военно-морские силы в прошлом году передали украинскому флоту, принимают участие в учениях и готовы к отправке в Черное море в случае прекращения огня[6]

Стармер, уверяют британские чиновники, заручился поддержкой «значительно большего числа» стран, чем первоначальные три, которые готовы предоставить сухопутные войска; а франко-британское сотрудничество стало теснее, как во времена их военной интервенции в Ливии в 2011 г.

Численность контингента называют разной. Сам Зеленский в январе говорил, что в стране нужно разместить 200 тыс. военнослужащих, но позднее согласился на 100 тыс. «миротворцев». Шел разговор и о 30 тысячах «миротворцев».

20 марта министр обороны Британии Дж. Хили устраивает встречу военачальников стран «коалиции желающих» для обсуждения оперативной фазы.

The Times с иронией оценила эти планы[7]: посылать войска в опасное место при недостаточных силах и с недостаточным вооружением аморально, не говоря уж финансовых затратах. Ведь даже ограниченное британское развертывание, вероятно, будет стоить 2 млрд. ф.ст. в год.

Однако за заявленными целями Британии кроются задачи более широкого плана: российская «угроза» позволяет правительству лейбористов налаживать связи с ЕС, с которым Лондон собирается заключить договор о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности в мае. Таким образом. Британия, отношения которой с США осложнились, стремится избежать маргинализации в мировой политике за счет внешней активности. Британский премьер не может допустить снижения значимости Британии в международных отношениях, иначе ему трудно будет оправдать провалы своего правления. Лейбористам пока не удается выправить положение в экономике, а за счет накачивания денег в ВПК можно улучшить положение, превратив его в локомотив экономики.

В последнее время К. Стармер постоянно увязывает конфликт на Украине со снижением уровня жизни в Британии, который называют «кризисом стоимости жизни» (cost of living crisis).

ПУШКИ VS МАСЛО

Премьер-министр еще с предвыборных баталий уходил от вопроса о повышении расходов на оборону, хотя еще Р. Сунак обещал повысить их до 3% к 2030 г.

Однако, напомним, что 25 февраля премьер-министр объявил об увеличении расходов на оборону до 2,5% к 2027 г. (хотя ранее воздерживался от указания сроков), причем за счет сокращения с 0,5 до 0,3% доли ВНД на помощь международному развитию. Более того, предполагается довести расходы на оборону до 3% к 2034 г.[8] Однако хватит ли этих средств на пушки?

ВВП Британии – 3,8 трлн. ф.ст., государственный бюджет составляет треть от ВВП страны. В прошлом году Соединенное Королевство выбыло из первой десятки промышленно развитых стран мира, а в 2025 г. – из первой десятки богатых стран.

В предвыборном манифесте[9] Лейбористская партия объявила, что сделает своим приоритетом экономический рост. Партия обещала экономическую стабильность и повышение уровня жизни населения. Особое внимание было уделено росту инвестиций с целью модернизации портов, сталелитейной промышленности, экологичных производств[10]. Партия также обещала разработку 10-летней стратегии развития инфраструктуры, модернизацию транспортной системы, поддержку малого и среднего предпринимательства, расширение для него экспортных возможностей, доступа к государственным контрактам[11].

В предвыборной программе был сделан акцент на улучшение системы здравоохранения: прежде всего сокращение времени ожидания медицинского обслуживания[12]. Серьезной проблемой для многих британцев стало стоматологическая помощь. Лейбористы обещали ежегодно увеличить на 700 тыс. дополнительных приемов людей с острой зубной болью[13].

Третьим компонентом партийной платформы стало усовершенствование образования. Лейбористы обещали увеличить количество учителей в школах на 6,5 тыс. человек, а также резко расширить количество детских садов. В начальных школах всем были обещаны бесплатные завтраки[14]. В предвыборном манифесте было заявлено, что за счет отмены налоговых послаблений для частных школ лейбористское правительство намерено перенаправить полученные за счет этого деньги на поддержку государственных школ[15]

Что касается жилищного строительства, то лейбористы пообещали на выборах в течение первого срока пребывания у власти возвести около 1 млн. 500 тыс. новых домов[16]. Таким образом, темпы строительства должны составлять примерно 300 тыс. единиц жилья ежегодно.

Партия подчеркивала, что будет исповедовать «жесткую финансовую дисциплину», после «хаоса», в который страну ввергли консерваторы, постоянно делая оговорки - «если позволит финансовое положение»[17]. Похоже, правительство Р. Сунака, предвидя поражение на выборах, не считало себя обязанным принимать ответственные финансовые решения. Так, Дж. Хант, министр финансов в правительстве Р. Сунака, в преддверии выборов ввел непосильные для государства налоговые льготы и запланировал нереалистичное сокращение расходов на ближайшие годы. В результате, придя к власти, лейбористы обнаружили в казне «дыру» в 22 млрд. ф.ст.

 

Экономика Великобритании за весь 2024 год смогла избежать рецессии и даже стагнации, как это было в 2023 г., увеличившись на 0,9% по сравнению с ростом всего на 0,4% в 2023 г. В целом улучшение динамики роста британской экономики в 2024 г. можно связать со снижением процентной ставки Банком Англии, что стимулировало оживление ряда секторов, и в 2025 г. смягчение монетарной политики регулятора будет продолжаться[18].

В сфере строительства объем новых работ сократился на 0,7%, что станет препятствием для выполнения правительством обещания построить 1,5 млн. новых домов в течение парламентского срока[19]. Предприятия также готовятся к введению в апреле повышенных взносов работодателей в фонд национального страхования, а также к повышению минимальной заработной платы. Ожидается, что в ближайшие месяцы инфляция вырастет из-за повышения цен на электроэнергию и воду, поэтому Банк Англии будет сохранять нейтральную позицию, удерживая процентные ставки на уровне 4,5%.

При этом в докладе Национального института экономических и социальных исследований (National Institute of Economic and Social Research) говорится[20], что в Великобритании сейчас одни из самых низких расходов на социальное обеспечение среди развитых стран. По этому показателю она находится в нижней трети из 38 стран Организации экономического сотрудничества и развития. По расходам на социальное обеспечение (в процентах от национального дохода) Великобритания занимает среднее положение среди стран ОЭСР, а по стоимости социального обеспечения (в процентах от средней заработной платы) — третье место с конца.

Низкий экономический рост и падение производительности труда на протяжении пятнадцати лет привели к резкому снижению уровня жизни в Великобритании. В промышленно развитых стран наблюдается снижение производительности, однако в Британии сильнее всего. Среднестатистический работник в Великобритании примерно на 20% менее продуктивен, чем его коллеги во Франции и Германии, и на 30% менее продуктивен, чем работники в США.

Средний реальный доход граждан страны возрос менее чем на 3% с 2019 г. и всего на 6,6% с 2007 г., то есть до начала активной фазы экономического кризиса (с учетом инфляции). Для сравнения: в период 2000-2007 гг. рост доходов составил 20%. Менее прибыльные районы страны (к таким, например, можно отнести Бирмингем и северо-восток Англии) находятся в худшем положении, чем самые бедные районы Словении и Литвы — стран, которые обычно отставали от Великобритании по экономическим показателям. Уровень жизни среднего словенца сейчас почти сравнялся с уровнем жизни среднего британца, говорится в исследовании NIESR; и это является ярким признаком экономического спада.

Заморозка ставок подоходного налога приводит к тому, что сумма налога увеличивается по мере роста доходов населения. Доходы, в свою очередь, растут в соответствии с инфляцией. Возникает фискальный тормоз, или скрытое налогообложение: несмотря на рост доходов, финансовое положение домохозяйств не меняется или ухудшается. Согласно подсчетам британской налоговой службы, доля людей, выплачивающих подоходный налог по повышенной ставке (от 40%), возрастет до 6,31 млн. в 2024/25 финансовом году — по сравнению с 4,43 млн. в 2021/22 году[21]. Представители NIESR также призывают власти отменить лимит на получение дополнительных выплат по системе Universal Credit для семей с более чем двумя детьми (так называемый two-child limit), однако отмечают, что вышеперечисленные изменения потребуют увеличения госрасходов. Так, отмена ограничений по пособиям обойдется правительству в 2 млрд. ф.ст. ежегодно, повышение уровня не облагаемого подоходным налогом дохода — в более чем 10 млрд. ф.ст. ежегодно.

На этом фоне правительство лейбористов отказывается от «зеленых» планов, разрешив строительство третьей ВПП в Хитроу, а также объявило о сокращении 10 000 рабочих мест при реорганизации системы здравоохранения Англии. В NHS England сегодня работают примерно 13,5 тыс. сотрудников, а в министерстве здравоохранения — 3,3 тыс. При сокращении общего штата примерно наполовину правительству удастся сэкономить несколько сотен миллионов фунтов. Unison, который называет себя крупнейшим профсоюзом работников здравоохранения в Великобритании, назвал заявление об упразднении Национальной службы здравоохранения Англии «беспорядочным».

Правительство находится в патовой ситуации: выплаты по процентам по государственному долгу, который приближается к 100% ВВП, составляют около 100 млрд. ф.ст. в год. Министр финансов Рэчел Ривз готовится объявить о сокращении пособий для инвалидов (personal independence payment) на 6 млрд. ф.ст. Действительно, расходы на пособия повысились с 13 до 48 млрд. ф.ст. в год за период 2019/2020-2023/24 гг.[22], но не потому, что государство было щедрым. Дело в повышении заболеваемости населения в силу плохого состоянии здравоохранения. В последние годы расходы на социальное обеспечение резко возросли, чтобы поддержать стареющее и всё более нездоровое население Великобритании.

Общие расходы на социальное обеспечение в 2023–2024 годах составили около 296 млрд. фунтов стерлингов, и, по прогнозам Управления по бюджетной ответственности (OBR)[23], к концу десятилетия они достигнут почти 378 млрд. фунтов стерлингов. Большая часть средств расходуется на пенсионеров — 142 млрд. фунтов стерлингов в 2023–2024 годах.

Сокращение общего объема субсидий на оплату отопления привело к тому, что количество получателей снизилось с 11,5 до 1,5 млн. человек, и как полагают, 50 тыс. человек это ввергнет в относительную бедность (абсолютная бедность – доходы ниже 60% от медианного дохода), а к 2030 г. прибавится еще 50 тысяч, вызвав смерть от охлаждения 4000 человек[24].

Однако расходы на пособия по нетрудоспособности для взрослых людей трудоспособного возраста резко возросли в последние годы, особенно после пандемии COVID-19. В 2023–2024 гг. расходы на пособия по нетрудоспособности для людей в возрасте от 16 до 64 лет — иногда называемые пособиями по болезни — составили около 48 млрд. ф.ст. и, по прогнозам, к 2030 г. они достигнут почти 76 млрд. ф. ст.

ФАКТОРЫ РОСТА СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Действительно больной человек Европы

На 90% увеличения расходов на социальное обеспечение в период до 2030 г. повлияют два основных фактора. Во-первых, старение населения и «тройная гарантия» правительства, которая гарантирует ежегодное повышение базовой и новой государственной пенсии на величину, превышающую рост доходов, инфляцию или 2,5%. Во-вторых, растет количество обращений за пособиями по состоянию здоровья и инвалидности.

За ростом количества заявлений о пособиях по болезни стоит множество факторов, но в последние десятилетия Британия в целом становится все более нездоровой страной, в частности, резко возросли психические заболевания.

По данным Фонда здравоохранения, у 8,2 млн. человек трудоспособного возраста есть заболевания, ограничивающие трудоспособность, — и не только среди тех, кто получает пособия, — и каждый год более 300 000 человек увольняются с работы и в итоге полностью уходят из рабочей сферы.

По данным Фонда «Резолюшн», за последнее десятилетие резко возросло количество случаев ожирения и диабета, а также доля домохозяйств трудоспособного возраста, в которых есть хотя бы один взрослый с ограниченными возможностями. За аналогичный период доля людей трудоспособного возраста, у которых есть проблемы с психическим здоровьем, также выросла с 8–10% до 13–15%, по данным Института финансовых исследований (Institute for Fiscal Studies).

Для сравнения, быстрый рост количества заявлений о пособиях, связанных со здоровьем, не наблюдается в других странах с развитой экономикой[25]. Это может означать, что в Британии произошёл особенно сильный скачок в сфере здравоохранения — возможно, связанный с рекордными очередями в Национальной службе здравоохранения и ухудшением качества государственных услуг.

В Великобритании также сравнительно низкий уровень базовой поддержки по безработице и более строгие требования к поиску работы. В условиях кризиса стоимости жизни это может побудить заявителей обращаться за пособиями, связанными со здоровьем. В то время как расходы на медицинское обслуживание для лиц, не достигших пенсионного возраста, увеличились с 1,2% ВВП в 2005–2006 гг. до 2,2% в 2025–2026 гг., это в значительной степени компенсировалось сокращением расходов на другие пособия для этой возрастной группы — с 3,5% до 2,8% за тот же период.

Великобритания — одна из немногих стран в развитом мире, где уровень занятости ниже, чем до пандемии, после резкого увеличения доли взрослых, покидающих рынок труда из-за хронических заболеваний. Согласно официальным данным, экономическая бездеятельность — когда взрослые люди трудоспособного возраста не работают и не ищут работу — возросла примерно до 2,8 млн. человек, что близко к рекордному показателю. 

Расчеты Института исследований государственной политики (Institute of Public Policy Research) показывают, что улучшение состояния здоровья населения может сэкономить Национальной службе здравоохранения 18 млрд. ф.ст. в год к середине 2030-х гг[26].

Фонд Джозефа Раунтри[27] сообщает, что 900 000 детей живут в семьях, где кто-то получает пособие по болезни в рамках универсального кредита (UC). Более трети всех детей (36%) жили в бедности в 2022/23 г. (период, охватываемый отчетом), что представляет собой рост почти на 5 п.п. с 2019/20 года и самый высокий показатель среди всех групп[28]. Введенное при Дж. Осборне, министре финансов при Д. Кэмероне, ограничение на пособие для двух детей приводит к обнищанию всё большего количества детей[29], но отменять его не будут.

В целом уровень бедности вырос на 2 п.п. с 2019/20 г. - сейчас в бедности живет на 2,1 млн. человек больше, чем было бы, если бы этот рост не произошел[30].

Согласно IPPR, пособия по социальному обеспечению покрывали расходы на предметы первой необходимости только в двух случаях за последние 14 лет — оба раза во время пандемии, после повышения пособия по универсальному кредиту на 20 фунтов в неделю.

Исследование показало, что районы Бирмингема были признаны самыми бедными в Великобритании и уступали самым бедным районам Финляндии, Франции, Мальты и Словении. Рост доходов в регионах Великобритании был одним из самых низких в Европе, в то время как реальные доходы в большинстве европейских регионов росли быстрее, чем в Соединенном Королевстве.

В докладе говорится, что Великобритания стала «страной, где нет ни высоких зарплат, ни высокого уровня социального обеспечения, из-за чего миллионы людей оказались в ловушке между низкой заработной платой и недостаточной поддержкой». «Сочетание слабого роста производительности, приводящего к почти нулевому росту реальной заработной платы, и сокращения социальных выплат привело к ситуации, в которой мы не обеспечиваем ни процветания за счет высоких зарплат, ни безопасности за счет социальных выплат». Сокращение пособий не побуждает людей к работе — оно просто делает их беднее.

ххх

Во всем этом для Стармера здесь есть политический аспект. Премьер-министр утверждает, что «глубокая британская ценность» заключается в том, что если кто-то может работать, то он должен работать, — он переходит на типичную для правоцентристов политическую почву и опирается на опросы общественного мнения, которые показывают, что избиратели считают, что требования к получению пособий недостаточно строгие (53:25)[31].

Откровенно высказывается в The Financial Times Дж. Ганеш, биограф упомянутого Дж. Осборна: «Европа должна сократить свое социальное государство, чтобы построить военное государство»[32]. Лейбористское правительство явно принимает эту логику. Рядовые лейбористы и депутаты недовольны сдвигом партии вправо, но каким бы крупным ни был «бунт заднескамеечников», правительство за счет подавляющего большинства голосов его переживет.

Рейтинги Стармера поднялись после довольно удачного визита премьер-министра в Вашингтон для внутренней политики (перспектив двустороннего торгового соглашения). C 5 февраля по 8 марта тех, кто одобряет его деятельность стало на 10% больше, но осталось в отрицательной зоне: с минус 33 до минус 23%[33]. Однако дождемся опросов после 26 марта – весеннего бюджета правительства Кира Стармера.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Телефонный разговор с Президентом США Дональдом Трампом • Президент России. http://kremlin.ru/events/president/news/76477

[2] Лавров назвал неприемлемым появление войск НАТО на Украине. РИА Новости. 18.02.2025. https://ria.ru/20250218/lavrov-2000106692.html?ysclid=m7konx5hus11521201.

[3] G7 - Hansard - UK Parliament. 17.03.2025. https://hansard.parliament.uk/Commons/2025-03-17/debates/2085400B-DCEF-4726-8039-4DCAD6FAC871/details

[4] Freer W. The requirement for missile and air defence. Council on Geostrategy. https://www.geostrategy.org.uk/app/uploads/2025/03/No.-2025-07-The-requirement-for-missile-and-air-defence.pdf

[5] Can Europe confront Vladimir Putin’s Russia on its own? The Economist. 25.02.2025. https://www.economist.com/international/2025/02/25/can-europe-confront-vladimir-putins-russia-on-its-own.

[6] What the coalition of the willing has agreed for Ukraine’s ceasefire. https://www.thetimes.com/uk/politics/article/minehunters-and-10000-troops-what-the-coalition-of-the-willing-has-agreed-xdmm3pvmg

[7] Keir Starmer’s fighting talk on Ukraine is fraught with risk. https://www.thetimes.com/comment/the-times-view/article/keir-starmers-fighting-talk-on-ukraine-is-fraught-with-risk-r6kslzjn8

[8] Prime Minister’s Oral Statement to the House of Commons. GOV.UK. 25.02.2025. https://www.gov.uk/government/speeches/prime-ministers-oral-statement-to-the-house-of-commons-25-february-2025.

[9] Change. Labour Party Manifesto 2024.

[10] Ibid. P. 28.

[11] Ibid. P. 32-36. 

[12] Ibid. P. 127.

[13] Ibid. P. 99.

[14] Change. Labour Party Manifesto 2024. Р. 76-79, 127.

[15] Ibid. 82.

[16] Ibid. P. 36.

[17] https://interaffairs.ru/news/show/47423

[18] https://www.finam.ru/publications/item/bank-anglii-pomog-rostu-britanskoy-ekonomiki-v-2024-godu-20250213-1510/?ysclid=m889ugsfme376571142 

[19] Shrinking economy offers unhelpful backdrop for Rachel Reeves’s growth push

https://www.theguardian.com/business/2025/mar/14/gdp-shrinking-economy-rachel-reeves-growth-plans-analysis

[20] UK Living Standards Review 2025 – NIESR. https://niesr.ac.uk/publications/uk-living-standards-review-2025?type=report

[21] Brits flock to cash ISAs as tax hikes bite. https://www.cityam.com/brits-flock-to-cash-isas-as-tax-hikes-bite/

[22] Keir Starmer could face biggest rebellion over disability benefit freeze | Keir Starmer | The Guardian. https://www.theguardian.com/politics/2025/mar/12/keir-starmer-could-face-biggest-rebellion-over-disability-benefit-freeze

[23] Why is Keir Starmer’s government seeking to cut the benefits bill? | Benefits | The Guardian https://www.theguardian.com/society/2025/mar/13/why-keir-starmers-government-is-seeking-to-cut-benefits-bill

[24] Winter fuel payment cuts may force 100,000 pensioners ‘below poverty line’ | Fuel poverty | The Guardian. https://www.theguardian.com/society/2024/nov/19/winter-fuel-payment-cuts-may-force-100000-pensioners-below-poverty-line

[25] Health-related benefit claims post-pandemic: UK trends and global context | Institute for Fiscal Studies. https://ifs.org.uk/publications/health-related-benefit-claims-post-pandemic-uk-trends-and-global-context#:~:text=28%25%20growth).-,2.,fallen%20over%20the%20same%20period.

[26] Our greatest asset: The final report of the IPPR Commission on Health and Prosperity | IPPR. https://www.ippr.org/articles/our-greatest-asset

[27] Destitution in the UK 2023 | Joseph Rowntree Foundation. https://www.jrf.org.uk/deep-poverty-and-destitution/destitution-in-the-uk-2023

[28] Social security is not a burden—it’s a force for good. https://www.prospectmagazine.co.uk/society/poverty/69511/social-security-is-not-a-burden-disability-benefits-cuts-starmer

[29] Catastrophic caps • Resolution Foundation. https://www.resolutionfoundation.org/publications/catastophic-caps/#_ednref5

[30] Там же

[31] Are qualifications for benefits strict enough? https://yougov.co.uk/topics/politics/trackers/are-qualifications-for-benefits-strict-enough

[32] Europe must trim its welfare state to build a warfare state. https://www.ft.com/content/37053b2b-ccda-4ce3-a25d-f1d0f82e7989?accessToken=zwAGL64tvNkwkc83BTsrzNpM49OiXfHQ-C55iQ.MEUCIQC9J4piiCUXlbZh-_kCzjCHCWQrQiR4IiUyGR0ToIFaIAIgBDJ_TZW2V-9UqZwFu5trtgAesvF1tA3Y3W2n8p4m8pI&sharetype=gift&token=d9de0805-37f7-444f-831a-df6c3a2cdc66

[33] Opinium Voting Intention: 5th March 2025 – Opinium. https://www.opinium.com/resource-center/opinium-voting-intention-5th-march-2025/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати