ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Анкоридж-2025: Диалог «Рима» и «Византии» на Краю Мира

12:15 18.08.2025 • Илья Очаковский, журналист

Историческая встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа 15 августа в Анкоридже, несмотря на отсутствие прорывных договоренностей по Украине, продемонстрировала как определенный прогресс, так и взаимное уважение лидеров. 

Примечательно, что данное событие все чаще интерпретируется в контексте глубокого цивилизационного раскола в Европе. По сути, встреча символизировала диалог лидеров двух формирующихся отдельных цивилизационных центров европейской традиции, что вызывает исторические параллели с разделом некогда единой Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

Этот контекст стал еще более очевиден сразу по завершении саммита: господин Трамп провел телефонные переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским и европейскими лидерами, пригласив их на срочную встречу в Вашингтон 18 августа. Данный шаг также находит историческую аналогию в отношениях между США и Европой. Здесь прослеживается модель, схожая с отношением Древнего Рима к Элладе: признание европейской цивилизации как колыбели, уважение к ее прошлому как основе, но при этом восприятие современной Европы скорее как периферии, нежели равноправного центра силы. 

Вашингтон, по сути,позиционирует себя в роли нового Рима по отношению к европейской «провинции».
Действительно, споры о наследниках Древнего Рима давно стали инструментом глобальной политической риторики. США, сознательно позиционируя себя как «новый Рим», активно копируют его символы: архитектура Капитолия отсылает к священному холму республики, латинские девизы украшают государственную атрибутику, включая доллар, а военные интервенции часто подаются как миссия «установления порядка», подобно походам римских легионов. 

Стоит подчеркнуть, что американская претензия на наследие Рима не является оригинальной, но скорее заимствована у самой Европы, которая, однако, в современную эпоху уже не способна или не желает активно поддерживать этот цивилизационный нарратив. Действительно, начиная с эпохи Возрождения (XVI век) и особенно в Новое время, идея наследования Риму стала лейтмотивом европейской политики. Апогея эта тенденция достигла при Наполеоне Бонапарте: провозглашение императора, создание нового свода законов (Кодекс Наполеона), открытое стремление «воссоздать империю». 

Не случайно и европейский колониальный империализм XIX века расцвел под сильным влиянием этих «римских» идей, что ярко проявилось, например, в титуле «Императрица Индии», принятом королевой Викторией. Однако, такая аналогия, перенятая США, сознательно усечена: она эксплуатирует образ Западной Римской империи, павшей в V веке, полностью игнорируя тысячелетнее наследие Восточной Римской империи- Византии. Между тем, именно Византия стала главным хранителем античного знания (через Константинополь Европа вновь обрела труды Аристотеля), а свод законов Юстиниана лег в основу европейской юриспруденции. Без византийского моста античная мудрость могла бы быть утрачена, и Возрождение в Европе было бы невозможным.

В противовес римской модели США, Россия исторически строит свою идентичность на византийском фундаменте. Начиная с XV века и концепции Москвы как «Третьего Рима», Россия переняла ключевые символы и институты: двуглавого орла, идею сакральной власти, роль хранителя православной традиции. Во многом именно поэтому Владимир Путин после переговоров с Дональдом Трампом на Аляске пообщался с американским православным священником архиепископом Алексием и подарил ему две иконы, лишний раз подчеркивая роль России в православном мире. 

Крайне важно отметить одно из фундаментальных отличий Восточной традиции от Западной: подход к языку. Если в Западной церкви господствовала универсальная латынь как единственный язык богослужения и официального общения, то Византия и унаследовавшая ее подход православная традиция сделали ставку на богослужение и письменность на местных языках. Эта практика, включавшая создание письменности для народов, ее не имевших (как в случае со славянской кириллицей), заложила основы подлинного уважения к культурному многообразию.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати