Минувший год для Армении стал свидетелем последствий событий предыдущих нескольких лет после отказа руководства республики поддерживать особый статус непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Резкий концептуальный разворот армянских властей, официально признавших территорию НКР составной частью Азербайджанской республики 6 октября 2022 г. на саммите в Праге, повлек за собой кардинальные изменения как внешней, так и внутренней политике. В уходящем году деятельность правительства на внешнеполитической арене отличалась определенной противоречивостью на разных международных площадках, в результате чего страна сталкивалась с многочисленными рисками. Дипломатические усилия в основном фокусировались вокруг затянувшихся переговоров по мирному договору и связанных с его заключением вопросов, большая часть которых ориентировалась на повестку, во многом диктуемую Азербайджаном. Непопулярность односторонних уступок со стороны Еревана привели к активизации протестного движения в республике.
***
Прошедший год стал показательным по согласованию армянским руководством далеко идущих требований, изложенных президентом Азербайджана И.Алиевым в интервью[1] в начале наступившего 2025 г. Он подробно перечислил ряд претензий к Армении, в частности о том, что Еревану следует переписать конституцию страны, поскольку в ней опосредованно упомянуто стремление к воссоединению с Карабахом; потребовал от армянских властей согласиться на роспуск Минской группы ОБСЕ, которая была создана для урегулирования карабахского конфликта, и отказаться от перевооружения своей армии. Алиев также потребовал от соседнего государства согласиться с созданием Зангезурского коридора — дороги, которая свяжет Азербайджан с Нахичеванским анклавом и Турцией, а также вернуть в Сюникскую область Армении [там, где должен пройти этот коридор – прим. Автора] порядка 300 тыс. азербайджанских беженцев.
Дальнейший переговорный процесс по заключению мирного договора фактически свелся к вынужденному выполнению армянскими властями требований Азербайджана. Кульминацией этого процесса стало парафирование в Вашингтоне 8 августа декларации о мирном урегулировании конфликта между Баку и Ереваном[2]. При посредничестве президента США Д.Трампа стороны обязались отказаться от боевых действий и приступить к нормализации двусторонних отношений.
Сам мирный договор по-прежнему «висит в воздухе»: стороны смогут его подписать только после изменения Ереваном Конституции, из которой удалят положение об объединении Армении с Нагорным Карабахом.
Однако чтобы поменять Конституцию, необходимо провести референдум. Вряд ли Никол Пашинян решится на референдум по столь непопулярному вопросу в преддверии парламентских выборов, которые назначены на июнь следующего года. А после выборов актуальность референдума будет зависеть от итогов парламентских выборов.
Напомним, что трехстороннее заявление[3] о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном при посредничестве президента России было подписано 9 ноября 2020 г. и предусматривало заключение последующих соглашений на относительно равных для конфликтующих сторон условиях. Однако впоследствии и Ереван, и Баку отказались от посредничества России и полностью переключились на повестку дня, диктуемую из Вашингтона.
Еще в мае 2022 г. Госдепартамент США разработал специальную инструкцию «Интегрированная стратегия по стране Армения»[4], согласно которой Ереван должен был рассматривать Карабах как территорию, оккупированную Россией, и отказаться от поддержки самоопределения НКР, признав Карабах частью Азербайджана. В результате армянский премьер официально снял с себя всякую ответственность за судьбу Карабаха в Праге в октябре 2022 г. по итогам переговоров с азербайджанским президентом при участии президента Франции Эммануэля Макрона и главы Евросовета Шарля Мишеля в качестве посредников[5].
Начало января нового 2025 г. ознаменовалось еще двумя шагами армянских властей, направленными на ослабление интеграционных региональных связей. Так, правительство одобрило законопроект о «начале процесса вступления» страны в Европейский союз[6] и подписало Хартию о стратегическом партнерстве с США[7], проект которой подготовила уходящая администрация Джо Байдена. Однако можно констатировать, что стратегическое целеполагание разных администраций во многом схоже.
Ереван, используя интерес США и ЕС к Южному Кавказу, пытается втянуть их в решение региональных вопросов и выторговать для себя поддержку в качестве своеобразной платы за охлаждение отношений с Россией с целью ее вытеснения из региона.
На этом фоне премьер-министр Армении Никол Пашинян и его команда пытаются завоевать поддержку и лояльность за рубежом. Армянский премьер позиционирует правящую партию «Гражданский договор» как единственную прозападную силу, которая несет мир в регион, а оппозицию - как якобы «пророссийских агентов». На основании этого он старается заручиться покровительством Запада перед очередными парламентскими выборами, которые должны состояться через полгода. Кроме политической и дипломатической поддержки Запада официальный Ереван рассчитывает на конкретные инвестиции, которые он мог бы предъявить избирателям в предвыборный период в доказательство того, что проводимая им политика имеет одобрение международного сообщества.
При этом руководство республики активно использует административный ресурс. Как пишет Premier Christian News[8], за 2025 год «Армения заключила под стражу половину своих архиепископов в ходе масштабных репрессий против инакомыслия»[9], и кроме того, были арестованы два мэра крупных городов Армении, которые представляли оппозицию. Все также говорит о том, что ЕС решил вмешаться в избирательный процесс. Об этом недавно сообщила глава европейской дипломатии Кая Каллас: «В Армении скоро выборы, и что мы можем сделать, чтобы им помочь? Они просили о помощи в борьбе со злонамеренным влиянием. Эта помощь похожа на ту, которую мы оказали Молдавии»[10]. Если «как в Молдавии» то это будет обозначать внедрение в избирательный процесс технологий фальсификаций и рестрикций.
Наиболее тревожным фактором становится даже не сама «помощь» Евросоюза, а ее прямые последствия. Если вмешательство ЕС в электоральные процессы приведет к победе нынешней власти на выборах, то она окажется в положении политического должника Европейского союза, и, как результат, его внутренняя, внешняя и экономическая политика будет вынужденно выстраиваться с приоритетом интересов Брюсселя.
В контексте не раз декларируемой внешнеполитической многовекторности армянское руководство в течение 2025 г. подписало, кроме упомянутой армяно-американской хартии, Совместное заявление об установлении стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой[11], новую Стратегическую повестку партнерства с Европейским союзом[12], Совместную декларацию о стратегической повестке двустороннего партнерства с Федеративной Республикой Германией[13] и договориться с Францией подготовить документ о стратегическом партнерстве[14]. Никол Пашинян около тридцати раз совершал заграничные визиты, из них 20 раз в западные страны, в том числе, впервые в истории отношений двух стран посетил Турцию.
Вместе с тем, армянский премьер, демонстрируя многовекторность, не раз принимал участие в мероприятиях, организованных Россией или международных форумах вместе с Россией. Так в мае он присутствовал на параде в честь 80-летия Победы в Москве, затем также отправился в Казань на шестнадцатый саммит БРИКС. В июле премьер-министр Армении принял участие в Международной конференции по охране природы и окружающей среды на Алтае. Позже Пашинян был участником саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где Пакистан заблокировал заявку Армении на полноправное членство. В противном случае Армения, скорее всего, присоединилась бы к одной из наиболее быстро консолидирующихся незападных структур, что, возможно, стало бы вызовом для Запада.
В целом после двух лет охлаждения, вызванного пражским односторонним дезавуированием армянской стороной (в контексте статуса Нагорного Карабаха) упомянутого Трехстороннего заявления[15] от 9 ноября 2020 г., армяно-российские отношения в 2025 г. возобновились в русле прагматичного партнерства.
В январе и мае министры иностранных дел двух стран совершили взаимные визиты, в ходе которых подтвердили начало «новой страницы»[16] в стратегическом партнёрстве посредством «искреннего и открытого обсуждения накопившихся проблем». Эта дипломатическая оттепель достигла своего пика в июне, когда председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко посетила Ереван с целью укрепить парламентское сотрудничество. Её встречи в Ереване были восприняты как знак дружественного нейтралитета Москвы или даже молчаливой поддержки правящей партии «Гражданский договор» в преддверии парламентских выборов в Армении. После встречи с премьер-министром Пашиняном 6 июня Матвиенко заявила[17], что «[Пашинян] передал приветствия нашему президенту и подчеркнул, что, несмотря на инсинуации, у них с [Путиным] всегда были конструктивные, содержательные отношения без каких-либо проблем», тем самым ясно дав понять «недоброжелателям», что между руководством Армении и России нет разногласий.
Лидеры двух стран продолжали поддерживать регулярные контакты посредством телефонных звонков и личных встреч на протяжении уходящего года.
Ереван также принял еще несколько высокопоставленных российских делегаций, что подчёркивало широту и институциональную глубину многоуровневых отношений. Продолжаются контакты на ведомственном и региональном уровнях. Регионы Армении вовлечены в межрегиональное сотрудничество с более чем 70 субъектами Российской Федерации[18].
Восстановление прагматичного диалога между Арменией и Россией тесно связано с экономической взаимозависимостью. Даже в период двухлетнего охлаждения отношений Россия в экономическом плане не стала отказываться от своей роли главного торгового партнера Армении. На встрече с Николом Пашиняном 22 декабря на полях Высшего Евразийского экономического совета российский президент Владимир Путин напомнил: «Если в 2024 году это было свыше 11 миллиардов [долларов], то за первые девять месяцев текущего года – 4,5 миллиарда. Это тоже показатель хороший и даёт нам основания полагать, что в ближайшем периоде времени мы будем это наращивать»[19].
Общая доля России во внешней торговле Армении остаётся неизменной уже несколько лет — около 40%[20]. За период после присоединения республики к ЕАЭС (2015-2024 гг.), в котором Россия играет ведущую роль, объем армянского экспорта на рынки стран объединения увеличился в 13 раз[21]. За тот же период ВВП Армении на душу населения (во многом благодаря доступу к общему рынку ЕАЭС) поднялся с $ 3850 до $ 8500. Преимущества членства в этом союзе, а именно: отсутствие таможни; безбарьерная среда; свободное перемещение капиталов; рабочей силы; доступ к крупному рынку; российский газ по фиксированной цене 165 долл. США за тысячу кубометров (вдвое дешевле, чем средняя цена на европейском рынке в 2024 г.) – все это дает огромное преимущество Армении и послужило причиной того экономического скачка, который сегодня наблюдается в стране. Армения — на втором месте по росту промышленного производства в ЕАЭС[22].
Однако армянское руководство, вероятно, следуя западным «рекомендациям», выразило намерение диверсифицировать устоявшиеся торгово-экономические связи в пользу партнерства со странами Запада и Турции. При этом правительство Н. Пашиняна предпочитает не отказываться от экономических выгод и привилегий для Армении как члена ЕАЭС. Это дает Армении возможность сохранять стабильное социально-экономическое положение, что едва ли удастся сохранить при переориентации внешнеполитического вектора Армении на Запад.
В сентябре уходящего года во время конференции «Всемирная атомная неделя» в Москве Пашинян и Путин договорились[23], что «Росатом» продлит срок эксплуатации Мецаморской атомной электростанции ещё на десять лет, обеспечив бесперебойные поставки более чем 30% электроэнергии в Армению. В официальных заявлениях также отмечается, что лидеры двух стран обсудили возможность строительства нового реактора «Росатомом» для решения энергетических проблем Армении.
Месяцем ранее 8 августа в Вашингтоне одновременно с декларацией о мирном урегулировании конфликта между Ереваном и Баку был подписан меморандум о размещении модульных ядерных реакторов американского производства[24], которые в США разработаны только на уровне проектов, проще говоря, существуют «на бумаге». Таким образом, Армения станет экспериментальным и весьма опасным полигоном для обкатки американских ядерных технологий. Помимо всего, это будет означать начало формирования нового энергетического каркаса республики, с преспективой отказа от российских поставок[25]. При этом уже сейчас Воротанская ГЭС находится в частичном управлении американской компанией ContourGlobal.
Что не менее важно с геополитической точки зрения, 8 августа в Вашингтоне президент США Дональд Трамп выступил посредником в согласовании[26] проекта Зангезурского коридора, который даст Соединенным Штатам эксклюзивные долгосрочные права сроком до 99 лет на развитие пути, по которому Азербайджан рассчитывает установить сухопутную связь с Нахичеванью. При этом в благодарность за содействие стороны решили назвать проект TRIPP (Trump Route for International Peace and Prosperity - «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания»).
МИД России в целях продвижения мирной повестки на Южном Кавказе дал положительную оценку[27] встрече лидеров Армении и Азербайджана в Вашингтоне при посредничестве американской стороны, отметив, что до последнего времени Баку и Ереван утверждали, что предпочитают вести диалог напрямую, без внешней помощи. Однако то, что дорога должна быть восстановлена (в части разблокировки транспортной инфраструктуры) было одним из условий еще трехстороннего заявления[28] от 9 ноября 2020 г. о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном при посредничестве президента России.
Согласно проекту TRIPP, инфраструктура, которую предполагается построить на маршруте, считается частью коридора ТМТМ [29]. Проект предусматривает строительство железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, а также прокладку оптоволоконных кабелей. Коридор пройдет по южной границе территории Армении в Сюникской области, но управлять им будет лицензированная американская компания, которой будет причитаться 40% выручки от управления, Армении – 30%, а остальное пойдет на развитие инфраструктуры. США готовы лишь арендовать территорию под коридор и курировать через частную компанию проект, обеспечивая его безопасность, направив тысячу военнослужащих неназванной ЧВК[30]. Примечательно, что изначально идея создать частную компанию для управления коридором исходила[31] от Турции, интерес которой к бывшей советско-иранской границе нарастает.
Нужно признать, что маршрут TRIPP призван изменить региональный баланс сил в пользу США и Турции, и не только потому, что предполагает присутствие американской ЧВК. По коридору планируется, кроме китайских товаров, поставлять азербайджанские, а возможно, и туркменские энергоносители, возможно, взамен российских через Турцию в Европу. США намерены получить управление коридором на 99 лет, что позволит им серьезно влиять на цены поставок и иные параметры.
Однако, как будет решена проблема финансирования и строительства, не до конца понятно. Пока США обещали выделить Армении первый транш на сумму 145 млн. долларов, но, вероятно, Еревану придется еще искать инвесторов. В этом контексте вызывает вопросы их готовность вкладывать средства в железнодорожную и сопутствующую инфраструктуру на территории, которая на данный момент находится под контролем пограничных войск России. Кроме того, Армения продолжает оставаться членом ЕАЭС, а значит, любые грузоперевозки по будущему маршруту TRIPP должны в обязательном порядке осуществляться в рамках регуляторных правил и таможенных процедур ЕАЭС. Об этих обстоятельствах, а также о том, что «Южно-Кавказская железная дорога» – «дочка» ОАО РЖД – обладает концессией на управление железнодорожной сетью Армении, недвусмысленно указал директор четвертого департамента стран СНГ МИД России Михаил Калугин, отметив, что Российская сторона готова консультироваться с Ереваном по параметру инициативы «дорога Трампа» и возможному российскому участию. Действительно, региональные реалии, закреплённые в Трёхстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. таковы, что, в конечном счёте, должны вынудить Вашингтон либо сотрудничать с Москвой, либо выйти из проекта.
В этой связи вице-спикер парламента Армении Рубен Рубинян заявил: «Обсуждений с Россией об участии в проекте TRIPP нет». Однако лидер партии «Демократическая альтернатива», политолог Сурен Суренянц констатировал: «реализация TRIPP невозможна без участия России, — это не шантаж, и не заявление в угрожающем тоне, а простая констатация реальности»[32]. Как говорится, географию не поменять, а экономика — вещь упрямая. И именно она ставит рамки внешнеполитическим манёврам. «Экономика Армении вне ЕАЭС развалится за считанные недели, и никакой TRIPP ее не спасет», — спрогнозировал политолог.
В Ереване, комментируя гипотетическое присоединение России к проекту, сразу же перевели стрелки ответственности на Вашингтон, подчеркнув, что участие любого третьего государства возможно исключительно с согласия США[33]. Вместо участия в TRIPP Никол Пашинян предложил на встрече с Владимиром Путиным 22 декабря, чтобы Россия занялась восстановлением недостающих железнодорожных участков, соединяющих Армению с Азербайджаном, с Нахичеванью и с Турцией,[34] в чем мало экономической целесообразности. Эти участки входили в выдуманный более двух лет назад в противовес Зангезурскому коридору проект «Перекресток мира»[35], который эксперты давно признали экономически несостоятельной мертворожденной инициативой прокладки неэффективных маршрутов.[36]
Вашингтон принципиально воздерживается от прямых инвестиций в инфраструктурные проекты за пределами своей территории[37], для этого есть частные компании. В качестве примера можно вспомнить историю строительства глубоководного порта Анаклия в Грузии. Проект был объявлен приоритетным ещё в 2016 г. Изначально предполагалось, что его будет выполнять консорциум Anaklia Development Consortium, в который входила американская Conti Group (42% акций). Однако в 2019 г. контракт был расторгнут. Министерство регионального развития Грузии объяснило тогда, что «несмотря на беспрецедентную поддержку со стороны правительства» консорциум так и не выполнил свои финансовые обязательства, а в проекте «участвовал формально»[38]. Затем Грузия, несмотря на все заявления о чрезвычайной перспективности и всемерной поддержке, много лет искала инвесторов, а в итоге строительство порта досталось КНР.
Китай, который недавно стал (в лице Китайской государственной железнодорожной группы) партнером транспортного консорциума, работающего на маршруте Срединного коридора[39], и вряд ли спокойно примет американское доминирование и контроль за этим маршрутом в районе Южного Кавказа.
Выражает недовольство[40] и Иран, который в случае ввода в действие «маршрута Трампа» (читай - американского контроля) может лишиться прямого выхода к Черному морю через Армению и Грузию. Кроме того, Исламская республика обеспокоена потенциальным усилением тюркского азербайджано-турецкого тандема.
В принципе, при теперешнем уровне взаимоотношений с Соединенными Штатами, даже Евросоюз не заинтересован, чтобы Вашингтон «держал руку на вентиле» восточного торгового и энергетического потока в Европу.
Таким образом, будущее «маршрута Трампа» весьма неопределенно и в немалой степени зависит от того, сумеют ли заинтересованные стороны оградить его от геополитической конкуренции или создадут новый очаг конфликтности и дестабилизации.
На данном этапе отношения между Арменией и Россией демонстрируют определенный подспудный разрыв между внешним восприятием и внутренней реальностью в регионе. Однако за этим фасадом скрывается более сложная динамика, имеющая региональные корни. Допуская некоторую видимость дистанцирования, Россия сохраняет свое влияние в регионе, не проявляя чрезмерной навязчивости, «присутствуя, но не напоминая о себе». Такая стратегия позволяет оказывать влияние, не создавая конфликтности в регионе, при этом сохраняя масштабы российского влияния и пространство для геополитического манёвра в сложном регионе Южного Кавказа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://president.az/ru/articles/view/67871
[2] https://iz.ru/1933890/maksim-bazanov/trojnaya-igra-chto-izmenit-mirnoe-soglashenie-erevana-i-baku
[3] http://www.kremlin.ru/supplement/5860
[4] state.gov/wp-content/uploads/2022/07/ICS_EUR_Armenia_Public.pdf
[5] https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/dossiers-pays/armenie/evenements/article/declaration-conjointe-a-l-issue-de-la-reunion-quadrilaterale-entre-le-president
[6] https://regnum.ru/news/3940360
[7] https://news.am/rus/news/861543.html
[8] Британское издание Premier Christian News - одно из самых известных и авторитетных христианских СМИ Великобритании, базирующееся в Лондоне.
[9] https://premierchristian.news/en/news/article/armenia-imprisons-half-its-archbishops-amid-crackdown-on-church
[10] https://www.eeas.europa.eu/eeas/foreign-affairs-council-press-remarks-high-representative-kaja-kallas-upon-arrival-5_en
[11] https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/08/31/Nikol-Pashinyan-joint-statement/
[12] https://www.rbc.ru/politics/03/12/2025/6930218b9a794705ad686d74
[13] https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/12/09/Nikol-Pashinyan-Signing-of-the-Declaration/
[14] https://iz.ru/1921502/2025-07-16/pashinian-zaiavil-ob-obsuzhdenii-strategicheskogo-partnerstva-s-frantciei
[15] http://www.kremlin.ru/supplement/5860
[16] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/problematika-prostranstva-sng/rossia-i-problemy-central-noj-azii/2019120/
[17] https://tass.ru/politika/24157987
[18] https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/ru
[19] http://www.kremlin.ru/events/president/news/78834
[20] https://tass.ru/info/23603135
[21] https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/analytics/indicators2025_08.pdf
[22] Там же
[23] https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/09/26/Nikol-Pashinyan-met-with-Vladimir-Putin/
[24] https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/08/29/Nikol-Pashinyan-memorandum-08-08-2025/
[25] https://ria.ru/20250809/ssha-2034273450.html?ysclid=miq1ynwkoi628432265
[26] https://lenta.ru/news/2025/08/08/armeniya-azerbaydzhan-i-ssha-podpisali-dokument-o-zangezurskom-koridore/
[27] https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/2040852/
[28] http://www.kremlin.ru/supplement/5860
[29] Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) (также известен как Средний коридор или Срединный коридор рамках китайского проекта «Пояс – путь») — международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.
[30] https://vestikavkaza.ru/articles/marsrut-trampa-cto-eto-takoe-kto-ego-budet-stroit-i-komu-on-vygoden.html
[31] https://www.middleeasteye.net/news/us-offers-oversee-disputed-armenia-azerbaijan-corridor
[32] https://t.me/SputnikARM/94564
[33] https://armenpress.am/ru/article/1230852
[34] http://www.kremlin.ru/events/president/news/78834
[35] https://www.primeminister.am/ru/statements-and-messages/item/2023/10/26/Nikol-Pashinyan-Speech/
[36] https://caliber.az/post/perekrestok-mira-neaktualen-populizm-pashinyana-neistrebim
[37] https://ru.valdaiclub.com/a/reports/transportnye-koridory-evrazii/
https://ru.valdaiclub.com/files/54492/
[38] https://genby.livejournal.com/971773.html
[39] https://www.trtrussian.com/article/8e62c00c0457
[40] https://www.ritmeurasia.ru/news--2025-12-16--iran-reshitelno-vystupil-protiv-plana-trampa-na-vstreche-s-poslom-armenii-84655
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

19:18 28.12.2025 •
























