Европейские страны одна за другой отказываются от участия в Оттавском договоре о запрете противопехотных мин. О намерении выйти из него уже объявили Литва, Латвия, Эстония, Польша и Финляндия, в ближайшее время к ним может присоединиться Украина. Это даст им возможность устанавливать противопехотные мины вдоль границы с Россией.
Наземные мины — это боеприпасы, которые устанавливаются неглубоко под землей или на самой поверхности. Они приводятся в действие от близости, присутствия или непосредственного воздействия человека или движущегося средства. Различают два типа мин — противопехотные и противотанковые. При этом последние опасны в первую очередь для тяжелой техники, тогда как противопехотные мины представляют серьезную угрозу для гражданского населения: они убивают или делают инвалидами стариков, женщин и детей. Именно этот факт и послужил причиной запрета противопехотных мин.
Основной запрещающий документ: Оттавский договор, или Конвенция о запрете противопехотных мин. Данный договор предусматривал запрет на использование, накопление запасов, выпуск и передачу противопехотных мин, а также предусматривал их постепенное уничтожение. Всего соглашение подписали или присоединились к нему 166 государств — последним из них стало тихоокеанское королевство Тонга, объявившее о принятии на себя обязательств 25 июня 2025 года.
Подписанный в Оттаве договор предусматривал полный отказ стран от использования противопехотных мин. Уничтожение уже созданных запасов данного оружия должно было произойти в четырехлетний срок (исключение составлял минимальный запас мин, который был необходим для разработки методов их извлечения, обнаружения или уничтожения). Также в десятилетний срок должно было состояться разминирование всех существующих минных полей. Подписанный текст договора предусматривал наличие специальных мер проверки со стороны ООН с передачей Генеральному секретарю данной организации отчетов о принимаемых мерах. Под действие договора не попали противотанковые мины, а также осколочные управляемые противопехотные мины направленного поражения, к которым относится знаменитая американская мина «Клеймор».
В договоре дается конкретное определение противопехотной мины — это мина, которая предназначена для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и при этом выводит из строя, калечит или убивает одного или нескольких человек. Подчеркивается, что к противопехотным не относятся те мины, которые детонируют от воздействия движущего средства, то есть противотанковые мины.
Есть некоторые исключения, касающиеся исполнения договора. Странам можно иметь некоторый запас противопехотных мин, для того чтобы разрабатывать методы их обнаружения, разминирования или уничтожения в обучающих целях. Также разрешено передать мины с целью их уничтожения в других странах.
Официально выход из Оттавской конвенции осуществится через шесть месяцев со дня получения уведомления о выходе. При этом если выйти захочет государство, вовлеченное в вооруженный конфликт, то выход вступит в силу только после окончания этого конфликта. Применение мин в рамках вооруженного противостояния станет нарушением взятых на себя международных обязательств.
С 1997 года ни одна страна не выражала желание отказаться от исполнения договора, пока в марте 2025-го министры обороны Литвы, Латвии, Эстонии и Польши не выпустили совместное заявление о намерении выйти из Оттавского соглашения. Они обосновывали это якобы существующей угрозой со стороны граничащих с ними России и Белоруссии. Парламенты всех четырех государств в итоге одобрили выход из договора и в июне уведомили об этом ООН.
Отдельно от них отказаться от запрета на противопехотные мины решила Финляндия. Она последней из стран Евросоюза подписала Оттавскую конвенцию в 2012 году и впоследствии уничтожила около 1 млн мин. Однако в 2025 году сначала правительство, а затем парламент одобрили выход из договора. В Финляндии отметили, что хотя страна не сталкивается непосредственно с военной угрозой, Россия якобы представляет долгосрочную угрозу для Европы.
Еще одной страной, намеревающейся выйти из договора о запрете противопехотных мин, стала Украина. Киев ратифицировал договор в 2005 году, но спустя 20 лет президент страны Владимир Зеленский ( срок понлномочий истек в мае 2024 года) подписал указ о выходе из конвенции. Такое же решение теперь должен принять парламент. При этом из-за продолжающихся боевых действий Украина формально не имеет права отказываться от взятых на себя обязательств.
«Расцвет» использования противопехотных мин пришелся на XX век. Они массово использовались в годы Первой мировой войны и идеально для нее подходили. После ее окончания специалисты посчитали противопехотные мины оружием, которое было присуще лишь прошедшему конфликту. Все внимание специалистов было приковано к трем новинкам — танкам, самолетам и ядовитым газам. Именно поэтому начало Второй мировой войны характеризовалось очень небольшим применением противопехотных мин. Немецкие войска успешно наступали и особо не нуждались в таком оружии, а французы и англичане практически совсем не имели никаких мин.
Однако дальнейший ход боевых действий привел к массовому использованию противопехотных мин всеми участвующими в конфликте сторонами. Было создано огромное количество образцов самого разного использования и уровня совершенства. Очень часто достаточно было оставить на совершенно безопасном поле 3-4 ящика из-под мин, разбросать вокруг упаковочную бумагу, а также несколько установленных или просто лежащих табличек «Мины!» Этого оказывалось достаточно для остановки продвижения пехоты противника, которая ожидала прибытия саперов.
При этом отношение к минам со стороны США и европейских государств серьезно изменилось во время войны в Корее в 1950-1953 годах. Выяснилось, что бойцы Северной Кореи, не имея такого количества танков, самолетов и артиллерии, которым обладал контингент ООН, наносили противнику ощутимые потери обыкновенными минами, которые часто были просто примитивны. Итоги, которые были подведены после завершения конфликта, показали, что мины обеспечили около 38% всех потерь в личном составе.
Во время войны во Вьетнаме противопехотные мины, которые использовались Вьетконгом, стали основой их боевых действий против американской армии. Необходимо понимать, что наиболее современным средствам ведения войны вьетконговцы могли противопоставить лишь мины и стрелковое оружие. Выяснилось, что даже этими простыми средствами, часто по-настоящему примитивными, можно в некоторых ситуациях очень хорошо нейтрализовать превосходство противника в любом ином виде вооружений. Во время этого конфликта мины дали уже от 60% до 70% всех потерь в составе американской армии, главным образом ранеными и искалеченными.
Начиная со второй половины 1960-х годов работы по созданию противопехотных мин одновременно шли по двум направлениям — создание средств дистанционного минирования и минимизация размеров мин. В конечном итоге комбинация двух этих направлений привела к созданию нового минного оружия, которое было еще более эффективно против пехоты противника. Минимизацию габаритов противопехотных мин, которая сопровождалась неизбежным уменьшением массы заряда, а значит и радиуса поражения, иногда преподносят как реализацию некой концепции «гуманного оружия», которое не убивает солдат противника, а только лишает их боеспособности. Но на самом деле разработчики мин руководствовались более прагматичными соображениями.
Прежде всего необходимо принять в расчет существенное удешевление самой мины. Если принять во внимание тот факт, что в радиус действия дорогой и мощной осколочной мины кругового действия как правило попадает не более 2-3 солдат противника, гарантированное выведение из строя одного солдата с помощью одной дешевой противопехотной мины выглядит вполне оправданным. Сюда же можно отнести и снижение затрат на транспортировку мин — обеспечение большего числа мин на единицу перевезенного веса.
Также дешевые мины позволяли устанавливать минные поля высокой плотности, повышая вероятность поражения солдат противника. Помимо этого, интегральная надежность в данном случае повышается, так как отказ одной простой мины малого радиуса действия не повлечет за собой значительного уменьшения заградительных свойств минного поля в целом. Еще одной особенностью стало создание малогабаритных мин, которые помещались в пластиковые корпуса. Такие мины очень трудно поддавались оперативному поиску и разминированию. Достаточно сделать не обезвреживаемыми всего 10-15% мин, для того чтобы создать саперам противника серьезные трудности, в то время как по затратам это будет недорого.
Еще один «плюс» миниатюризации мин заключался в том, что ранение солдата обеспечивает массу проблем по его эвакуации с поля боя, а также с его последующей транспортировкой в тыл и лечением. Оказание помощи раненому отвлекает на себя большое количество квалифицированных военных, а также требует значительных затрат на подготовку медицинской службы. Чаще всего солдаты, которые были поражены противопехотными минами, остаются инвалидами на всю жизнь, они не способны дальше нести военную службу и мало пригодны к занятости в тылу. Все это подрывает государственный бюджет расходами на социальное обеспечение и дальнейшее лечение, а большое число жертв войны плохо сказывается на патриотическом настроении общества. Помимо всего названного выше, миниатюризация противопехотных мин успешно решала и проблему с методами дистанционного минирования.
По материалам МИЦ «Известия» и портала «Военное обозрение».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs