ГЛАВНАЯ > Весь архив журнала / 2025 год / Архив 10 номера 2025 года

Многосторонняя дипломатия

Олег Шаманов

Климатический процесс ООН: между экологическим экстремизмом и политическим прагматизмом

На ооновском небосклоне выстроился своего рода «парад климатических планет»: в этом году исполняется десять лет с момента принятия Парижского соглашения по климату, 20 лет со времени вступления в силу Киотского протокола, и совсем недавно, в 2024 году, Рамочная конвенция ООН об изменении климата перешагнула свой 30-летний рубеж.


Многосторонняя дипломатия

Олег Кобяков

ФАО: путь длиной в 80 лет, или мир не построить на пустые желудки

Если «большая» ООН была создана с целью «избавить грядущие поколения от бедствий войны», как записано в ее Уставе, то основной задачей, поставленной странами-учредителями перед ФАО, было освобождение человечества от голода. Свое 80-летие 16 октября 2025 года ФАО встречает в осмыслении успехов, неудач и новых вызовов на этом пути, сосредоточивая свой интеллектуальный потенциал и практические усилия для достижения целей и задач повестки ХХI века.


Многосторонняя дипломатия

Ольга Лебедева

Народная дипломатия в России. Взгляд из прошлого и перспективы на будущее

В многополярном миропорядке Россия заинтересована в расширении круга стран-единомышленников, составляющих основу мирового большинства. Традиционно весомую роль в поступательном выстраивании двусторонних отношений играли контакты в экономической сфере. В наши дни не менее важное значение отводится гуманитарному треку. Какое место занимает народная дипломатия в комплексе инструментов международного сотрудничества?


Безопасность

Григорий Машков

Новые технологические вызовы и международная безопасность

Внедрение в жизнь передовых технологических решений постепенно ведет к изменению военно-политического ландшафта в мире, переосмыслению основ стратегической стабильности, расширению сферы соперничества между странами, качественному скачку возможностей вооружений и военной техники, коренной трансформации военных конфликтов и появлению новых форм и способов ведения войны.


Безопасность

Филипп Трунов

Тенденции милитаризации европейских «либеральных демократий»

В современных реалиях европейские «либеральные демократии» резко сократили торгово-хозяйственные контакты с Россией, стремятся ее «сдерживать» и «отбрасывать», используют эти задачи как обоснование для существенного роста своей военной мощи. Однако переход от состояния «купца» к «воину» опирается на представление, которое является системным просчетом, - уверенность в том, что возможно критически ослабить Россию.


Безопасность

Кира Кожухова

Военное содержание американской стратегической культуры

Деструктивная направленность американской стратегической культуры, «выросшей» в изоляции от основных военных противостояний государств Европы и Азии, предопределила старт гонки вооружений и холодной войны, краеугольную необходимость мирового первенства для США, а также решительное вмешательство в разнообразные локальные конфликты, где внезапно и весьма стабильно обнаруживаются национальные интересы Штатов.


Безопасность

Нубара Кулиева

«Борьба за пространства» началась: Турция в Восточном Средиземноморье

Турция проявляет выраженную активность в вопросах усиления своего регионального и международного влияния. Эта линия направлена на получение вполне определенных материальных, финансовых «дивидендов», в том числе и в виде контроля за полезными ископаемыми вне рамок «очевидной», признаваемой другими сторонами турецкой юрисдикции.


Точка зрения

Владимир Заемский

О новой российской внешней политике

Западноевропейские политики продолжают обвинять Россию в наличии агрессивных намерений. Однако совершенно ясно, что самой большой стране мира нет нужды присоединять какие-либо территории, а явно приоритетной задачей является работа по согласованию всех аспектов европейской безопасности, включая соответствующие меры доверия, которые, в частности, должны исключить чрезмерное накачивание западным оружием соседних с Россией государств.


Картина мира

Владимир Егоров

Россия и новый миропорядок

Протяженность формирования нового мирового порядка связана не с экономическим или политическим поражением Запада или Мирового большинства, а с переходом человечества в новую социальную систему постмодерна, где определяющим фактором развития станет информация, а не материальные активы.


Картина мира

Илья Лябухов

Трансакционная дипломатия Дональда Трампа как средство достижения внешнеполитических целей

Трансформация американской внешней политики вызывает широкий резонанс в международном сообществе и ставит под вопрос традиционные механизмы глобального управления, что делает изучение особенностей, методологии и последствий «доктрины Трампа» особенно востребованным для понимания современной архитектуры международных отношений.


Картина мира

Илья Этрин

США и Китай как государства-цивилизации в условиях формирования нового мирового порядка

Фундаментально поведение великих держав во многом формируется не только конкретными геополитическими реалиями «в моменте», но и некоторыми более абстрактными факторами. В первую очередь принадлежностью к той или иной цивилизации. В случае США речь идет о Западной цивилизации, в случае Китая - собственно китайской.


Мировая экономика

Никита Банцекин

Павел Кондрашов

Малые и средние компании в международном экономическом сотрудничестве

Целый ряд особенностей субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет им успешно встраиваться в мировые экономические связи и международные цепочки добавленной стоимости. Для России это отчетливо проявилось в период санкционных ограничений, наложенных на Российскую Федерацию традиционными внешнеторговыми партнерами, прежде всего из стран Европейского союза.


Актуальная история

Ирина Грачева

Опыт Советского Союза по осуществлению денацификации в Советской зоне оккупации Германии

Советским властям удалось уже к 1948 году провести в Восточной Германии основные демократические преобразования, очистить органы самоуправления, полицию и судебные органы от явных и скрытых нацистов, сформировать земельные и провинциальные правительства, которым СВАГ смогла полностью передать все экономические и политические полномочия по осуществлению дальнейших преобразований.