Обращаясь к гражданам страны 24 февраля 2022 года - в день начала специальной военной операции, Президент Российской Федерации, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ В.В.Путин определил в качестве одной из важнейших целей СВО денацификацию Украины1.

Представляется, что достижение этой цели станет более реальным при условии использования того богатого практического опыта, который был накоплен органами государственной власти и военного управления Советского Союза при решении аналогичной задачи на территории зоны Германии, оккупированной Красной армией в результате Второй мировой войны.

Для управления капитулировавшей Германией страны-участницы антигитлеровской коалиции 5 июня 1945 года учредили специальный орган - Союзнический контрольный совет (СКС) в составе главнокомандующих оккупационными войсками четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции. 

Законы, приказы и директивы СКС являлись обязательными для исполнения всеми военными администрациями, которые были созданы правительствами этих стран в их оккупационных зонах. В рамках интересующей нас проблематики прежде всего следует назвать изданные СКС следующие законы 1945 года: №1 от 20 сентября «Об отмене нацистских законов»; №2 от 10 октября «Прекращение и ликвидация нацистских организаций» - о роспуске и ликвидации Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) и ее «дочерних организаций»; №8 от 30 ноября «Отмена и запрещение военного обучения» - о мерах по демилитаризации Германии; №10 от 20 декабря «О наказании лиц, совершивших военные преступления или преступления против мира и человечности». В 1946 году СКС издал директивы: 12 января - «Об устранении нацистов и других лиц, враждебных союзным целям, из учреждений и с ответственных постов»; 12 октября - «Арест и наказание военных преступников, национал-социалистов, милитаристов и интернирование, контроль и наблюдение за возможно опасными нацистами»2.

Все они опирались на решения Потсдамской конференции, предусматривавшие необходимость отмены нацистских законов, предания суду и наказания фашистских и военных преступников, удаления активных нацистов и других лиц, враждебных союзным целям, с общественных и полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях3.

6 июня 1945 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР №1326/301 была образована Советская военная администрация Германии (СВАГ) по управлению Советской зоной оккупации. В качестве Главноначальствующего ее возглавил Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, одновременно бывший Главнокомандующим советскими оккупационными войсками и представлявший СССР в Союзническом контрольном совете.

На СВАГ возлагалась двуединая задача: во-первых, осуществление контроля за выполнением Германией условий безоговорочной капитуляции, во-вторых - управление советской зоной оккупации в Германии4.

В рамках второй из названных задач СВАГ предстояло осуществить денацификацию немецкого общества. Денацификация рассматривалась как часть общего процесса демократизации Советской зоны оккупации и строительства новой возрожденной Германии, представляя собой ряд мер, направленных на устранение остатков нацизма, искоренение нацистской идеологии в сознании людей и недопущение возрождения нацистских тенденций.

Несмотря на то что СВАГ во многом шла непроторенными путями, определенный опыт проведения денацификационных мер советскими военными властями был получен еще до учреждения СВАГ, на заключительном этапе разгрома нацистской Германии и в первые дни оккупации разгромленной Германии. Эту деятельность вели военные советы фронтов, концентрировавшие в своих руках всю полноту власти на занятой войсками территории, созданные ими военные комендатуры, а также уполномоченные НКВД СССР на фронтах.

Непосредственно в Берлине командующий 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта генерал-полковник Н.Э.Берзарин, назначенный начальником гарнизона и военным комендантом германской столицы, еще 30 апреля 1945 года первым же своим приказом предписал: «Национал-социалистическую немецкую рабочую партию и все подчиненные ей организации («Гитлерюгенд», «Фрауеншафт», «Штудентенбунд» и проч.) распустить и деятельность их воспретить.

Руководящему составу всех учреждений НСДАП, гестапо, жандармерии, охранных отрядов, тюрем и всех других государственных учреждений в течение 48 часов с момента опубликования настоящего приказа явиться в районные и участковые военные комендатуры для регистрации.

В течение 72 часов на регистрацию обязаны также явиться все военнослужащие немецкой армии, войск СС и СА, оставшиеся в Берлине»5.

Не явившиеся в срок, а также виновные в укрывательстве указанной категории военнослужащих и чиновников, предупреждал приказ, будут привлечены к строгой ответственности по законам военного времени.

Более развернуто начавшаяся работа по денацификации предстает из документов, изданных уже после капитуляции Германии. «Задача вытравления яда нацизма из немецкого организма, - говорилось, например, в указаниях Военного совета и политуправления 1-го Украинского фронта военным комендантам немецких городов от 13 мая 1945 года, - должна быть осуществлена при непосредственной и активной помощи самого немецкого населения… Если немецкий народ возьмется энергично за ликвидацию всего фашистского наследства, то может ускорить свое восстановление как народа, равного среди других народов мира»6.

Денацификация предусматривала не только выявление нацистских преступников и активных деятелей органов гитлеровского государства, но и массовую агитационно-пропагандистскую работу среди населения, отравленного нацистской пропагандой за время существования Третьего рейха.

«Эта пропаганда, - говорилось далее в указаниях Военного совета и политуправления фронта, - должна возбудить среди немецкого населения ненависть против гитлеровского режима и его вдохновителей и руководителей, дать населению правильное представление о Советском Союзе, рассказать о задачах Красной армии в Германии, разоблачать фашистскую клевету на СССР и Красную армию, информировать о международном положении и важнейших событиях, популяризировать высказывания товарища Сталина о Германии и немецком народе»7.

Политической работой среди населения Германии требовалось: разоблачить слухи о том, будто Красная армия уничтожает немецкое население; показать, что в интересах самого немецкого населения каждый немец должен активно участвовать в разоблачении фашистской агентуры, передавать в руки Красной армии гестаповцев, диверсантов и шпионов; разъяснить населению, что нынешняя катастрофа Германии, ее настоящий разгром являются логическим результатом гитлеровской разбойничьей политики.

Поскольку немецкий народ поддерживал гитлеровский режим, мирился с этим режимом, говорилось в документе, он несет ответственность за те испытания, которые Германия принесла миру в этой войне; разъяснить, что нынешнее положение для немецкого народа не безвыходное. Главным условием его жизни является: окончательно порвать с гитлеризмом, с идеологией мирового господства, расизма и фашизма вообще.

Характерно, что уже в этом, одном из первых документов советских военных властей по проблеме денацификации, военным комендантам и их заместителям по политической части давалась ориентировка на дифференцированный подход к населению оккупированной зоны. Карательные меры отделялись от мер политической, агитационно-пропагандистской работы. Активных фашистов следовало выявлять и обезвреживать, а рядовых членов национал-социалистической партии, если они лояльно относятся к Красной армии, предписывалось не трогать.

«Для закрепления победы над врагом… - говорилось в указаниях Военного совета и политуправления 1-го Украинского фронта, - необходимо уничтожить все фашистское, уничтожить гитлеровское государство, ликвидировать нацистскую партию и созданные ею порядки. А это можно сделать только путем соответствующей правильно проведенной политической работы среди населения и правильных взаимоотношений с ним»8.

Так строилась работа до создания СВАГ. Тем более денацификация стала в центр деятельности советских оккупационных властей после учреждения Советской военной администрации в Германии. Она сводилась к мерам по отмене нацистского законодательства, привлечению к ответственности лиц, совершивших военные преступления или преступления против мира и человечности, объявлению вне закона нацистской партии, ликвидации действовавшей в Третьем рейхе судебной системы и другим.

Помимо нормативных актов Союзнического контрольного совета, правовую базу для Советской зоны оккупации составляли приказы СВАГ. И чем дальше - тем больше, поскольку между союзниками по антигитлеровской коалиции разногласия нарастали, и члены СКС в первую очередь стали ориентироваться на указания собственных правительств, а не на коллективно принятые в рамках совета решения по совместному решению общегерманских проблем9.

Так или иначе, но с созданием СВАГ резко усилился начавшийся сразу же с выходом соединений Красной армии на территорию Германии розыск и привлечение к ответственности руководителей нацистской партии и ее организаций, гестапо, СС, СА, СД и нацистов, занимавших ответственные посты в административных и хозяйственных учреждениях.

Органами СВАГ были созданы комиссии по денацификации. К началу 1947 года в Советской зоне оккупации действовали 262 комиссии, в которых было занято 1512 человек10.

В первую очередь в демократическом духе реорганизовывалась судебная система. 4 сентября 1945 года Главноначальствующий СВАГ маршал Г.К.Жуков издал приказ №49 «О реорганизации немецких судов в провинциях Советской зоны оккупации Германии», в котором указывалось на необходимость удаления из аппарата судов и прокуратур при проведении реорганизации судебной системы бывших членов нацистской партии, а также лиц, непосредственно осуществлявших карательную политику при гитлеровском режиме.

Забегая вперед, отметим, что в порядке денацификации органов юстиции к 31 декабря 1945 года из этих органов было уволено 10 475 человек. Новые органы юстиции комплектовались за счет судей и прокуроров, не принадлежавших к нацистской партии, а также незначительного числа выделенных СЕПГ для работы в юстиции партийных работников, имевших юридическое образование, и за счет подготовки новых кадров через земельные юридические курсы11.

В соответствии с приказом Г.К.Жукова №039 от 8 сентября 1945 года «Об изъятии нацистской и милитаристской литературы» владельцы частных библиотек, книжных магазинов и издательств, а также все частные лица были обязаны к 1 октября 1945 года всю подобную литературу сдать в районные комендатуры СВАГ.

17 и 29 сентября последовали приказы Главноначальствующего СВАГ №66 и №79 об упразднении чрезвычайных судов и отмене нацистских законов, которые создавали базис для гитлеровского режима и устанавливали дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений. В частности, были отменены фашистские законы «О запрете создания политических партий», «Об охране чистоты немецкой крови и немецкой чести», «О гитлеровской молодежи», «О специальных судах», «Прусский закон о гестапо», «Постановление о доказательстве немецкого происхождения» и другие нацистские законодательные акты.

Наконец, приказом Главноначальствующего СВАГ №80 от 25 сентября 1945 года были объявлены незаконными и полностью ликвидированы НСДАП, ее отряды, примыкавшие к ней ассоциации и руководимые ею организации, включая полувоенные организации и фашистские учреждения. Попытки восстановления нацистских организаций рассматривались как уголовное преступление и карались по всей строгости законов оккупационной военной власти12.

Во исполнение приказа Главноначальствующего подобные приказы в течение сентября - начала октября 1945 года были изданы всеми начальниками управлений СВАГ провинций и федеральных земель Советской зоны оккупации.

Проблема денацификации в советской зоне оккупации стояла весьма остро не только в сфере юстиции. Об этом свидетельствует целый ряд документов, в частности спецсообщение начальника оперсектора НКВД СССР по провинции Мекленбург и Западная Померания В.В.Губина заместителю Главноначальствующего СВАГ по делам гражданской администрации И.А.Серову от 8 сентября 1945 года о засоренности аппарата местной власти фашистскими элементами. Только в аппарате провинциального правительства было выявлено 36 человек «фашистского элемента». Значительное число бывших членов НСДАП, по словам автора спецсообщения, «пробралось» на руководящую работу в качестве бургомистров, сельских старост, начальников и следователей органов полиции. Нацистскими и другими враждебными элементами были засорены и органы самоуправления федеральной земли Саксония13

Реагируя на подобного рода донесения, Г.К.Жуков 21 сентября 1945 года передал директиву военным комендантам округов, городов и районов, в которой обращал внимание на то, что в провинциях Тюрингия и Мекленбург слабо проводится очистка аппарата самоуправления от фашистов. Только в уездном управлении Майнинген (Тюрингия) было выявлено 186 членов нацистской партии. Директива требовала «принять самые решительные меры для устранения фашистских элементов из всех органов самоуправления»14.

Выполняя директиву, начальники УСВА в федеральных землях организовали такую работу. Так, по докладу начальника Управления Советской военной администрации (УСВА) земли Тюрингия И.С.Колесниченко только в районе Майнинген к 1 октября 1945 года из аппарата местного самоуправления были исключены 218 нацистов15.

Надо иметь в виду, что далеко не все советские должностные лица, особенно низового звена, видели разницу между представителями различных политических сил Германии, из-за чего арестам подвергались люди невиновные, а то и, наоборот, боровшиеся против нацистского режима. В той же Тюрингии был арестован обер-бургомистр города Эйзенаха доктор Фреесдорф. Областной союз Социал-демократической партии в письме на имя начальника УСВА характеризовал Фреесдорфа как испытанного антифашиста и просил освободить его из-под ареста16.

Работа по очистке аппарата местного самоуправления и судов от профашистского элемента к концу 1945 года была усилена. Судя по указаниям, которые получили военные коменданты округов, городов и уездов, в частности в провинции Макленбург и Западная Померания, советскими властями производилась сплошная проверка (с последующим утверждением в должности) руководящего состава немецких органов местного самоуправления, судей и прокуроров. Комендантам впредь запрещалось самостоятельно смещать с должности или назначать на должности лиц указанной категории, а также производить их арест без санкции начальника УСВА17.

Был установлен срок, к которому следовало провести тщательную проверку всех органов местного самоуправления и завершить полную очистку их от нацистских элементов - 1 декабря 1945 года18.

Но, судя по всему, в этот срок поставленные задачи выполнить не удалось, особенно при денацификации сферы юстиции. Даже во втором квартале 1946 года, как следует из отчета о работе СВАГ, еще шло «укомплектование немецких органов юстиции демократическими кадрами и дальнейшее очищение этих органов от нацистских элементов». Авторы отчета закономерно сетовали на то, что эта работа «связана с большими трудностями, так как старые немецкие юристы в большинстве своем были нацистами, а демократически настроенных юристов очень мало»19.

Не сбавлять темпы работы по денацификации органы СВАГ побуждала директива №24 Союзнического контрольного совета «Об устранении нацистов и других лиц, враждебных союзным целям, из учреждений и с ответственных постов» от 12 января 1946 года. Судя по отчету, который был направлен советской стороной в СКС, на 1 января 1947 года было уволено либо не допущено к работе в немецких органах самоуправления 83 571 человек, в полиции - 25 613 человек, в судах и прокуратуре - 9818 человек20

В ходе денацификации на 1 января 1947 года было интернировано 150 тыс. бывших служащих СС, гестапо, службы безопасности СС и руководящего состава нацистской партии, из них 17 тысяч осуждены на разные сроки тюремного заключения21.

Проводя работу по денацификации, органы СВАГ не только выявляли и удаляли из аппарата немецкого самоуправления явных и скрытых нацистов, но также подбирали из немцев подходящие для управления кадры антифашистов.

В ходе столь сложной и во многом новаторской работы по денацификации органы СВАГ не смогли избежать и ряда недостатков.

Так, приказы Главноначальствующего СВАГ лишь отменяли нацистские законодательные акты, запрещали нацистскую литературу, объявляли вне закона нацистскую партию и примыкавшие к ней организации, но не определяли механизм и методы денацификации. Из-за отсутствия единых руководящих документов по денацификации подход к решению этой задачи в федеральных землях и провинциях был различным.

Длительное время, вплоть до июля 1946 года денацификация шла обезличенно: не был налажен персональный учет нацистов, устраненных из органов самоуправления, полиции, судебных органов, сферы образования, печати, с производственных предприятий, что позволяло им повторно устраиваться на ответственные должности. В свою очередь, отдельные комиссии по денацификации прекращали свою деятельность, объясняя это отсутствием фронта работ.

Решения об устранении активных нацистов с должностей выполнялись далеко не сразу под предлогом их незаменимости. Многие комиссии по денацификации допускали огульный подход к рассмотрению дел нацистов, не заботясь об отделении активных деятелей уничтоженного нацистского режима от номинальных22.

По мере вскрытия такого рода недостатков руководящие органы СВАГ вносили необходимые коррективы в работу по денацификации, что позволило в конце концов успешно ее завершить.

В отчете Генерального секретариата советской секции Союзнического контрольного совета давалась следующая оценка результатов осуществленной в зоне денацификации: «В начале второй половины 1947 года, когда со времени капитуляции Германии прошло около двух лет и когда в Советской зоне были достигнуты значительные успехи в области денацификации, выросли и окрепли немецкие демократические организации, способные решать серьезные и трудные задачи, появилась возможность сделать нижеследующие шаги. Стало необходимым проводить различие между бывшими активными фашистами, милитаристами и лицами, действительно виновными в военных и иных преступлениях, с одной стороны, и номинальными, не активными нацистами, с другой стороны, способными на деле порвать со своим прошлым и вместе с демократическими слоями немецкого народа принять участие в общих усилиях по восстановлению мирной демократической Германии»23.

Приказом Главноначальствующего СВАГ от 26 февраля 1948 года деятельность комиссий по денацификации была прекращена, а они сами - распущены как выполнившие свои задачи. Итог их работы - из административного аппарата и различных органов самоуправления, из руководящих звеньев на предприятиях и в учреждениях были удалены около 520 тыс. бывших членов нацистской партии, милитаристов и военных преступников24.

Таким образом, несмотря на ряд допущенных ошибок в осуществлении денацификации, советским властям удалось уже к 1948 году провести в Восточной Германии основные демократические преобразования, очистить органы самоуправления, полицию и судебные органы от явных и скрытых нацистов, сформировать земельные и провинциальные правительства, которым СВАГ смогла полностью передать все экономические и политические полномочия по осуществлению дальнейших преобразований.

Накопленный советскими оккупационными властями опыт по денацификации Германии целесообразно использовать органам власти и военного управления Российской Федерации при проведении аналогичной работы на территориях, освобожденных в ходе СВО от власти киевского неонацистского режима. К сожалению, пока такой опыт используется в ограниченных масштабах.

 

 

1Обращение Президента Российской Федерации. 24 февраля 2022 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения: 12.04.2025).

2История Германии. Учебное пособие: В 3 т. Т. 2. От создания Германской империи до начала XXI века // Отв. ред. Ю.В.Галактионов. М., 2008. С. 335, 343.

3Тегеран - Ялта - Потсдам. Сборник документов. 2-е изд. М.: МО, 1970. С. 387-388.

4Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная армия в поверженной Германии). М., 1995. С. 408.

5Там же. С. 382.

6Там же. С. 397- 398.

7Там же. С. 397.

8Там же. С. 392.

9История Германии. Учебное пособие: В 3 т. … С. 336.

10Семиряга М.И. Как мы управляли Германией: политика и жизнь. М., 1995. С. 95.

11Там же. С. 96.

12Филипповых Д.Н. Советская военная администрация в Германии: военно-политический аспект деятельности (1945-1949 гг.). М., 1995. С. 66-67.

13СВАГ и немецкие органы самоуправления, 1945-1949. М., 2006. С. 446, 451.

14Там же. С. 449.

15Там же. С. 457.

16Там же. С. 447.

17 Там же. С. 464.

18Там же. С. 468.

19Там же. С. 339.

20Петров Н.В. Формирование органов немецкого самоуправления и советизация Восточной Германии: СВАГ и немецкие органы самоуправления, 1945-1949. М., 2006. С. 41.

21История Германии Учебное пособие: В 3 т. … С. 346.

22Филипповых Д.Н. То же произведение. С. 69, 74-76.

23Цит. по: Семиряга М.И. То же произведение. С. 94.

24Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и «германский вопрос» (1945-1949 гг.). М., 1990. С. 221.