Клаус Шваб вглядывается в Будущее.
Фото Рейтер
В самых первых строках должен заметить, что мудреное заморское слово «нарратив» в переводе на русский язык звучит не столь напыщенно, но совершенно точно – «рассказ, повествование». Поэтому название недавно вышедшей книги «The Great Narrative: For A Better Future» должен перевести просто и понятно – «Большое Повествование: К Лучшему Будущему».
Это новый труд президента Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба представлен, как продолжение его книги от 2020 года «COVID-19: Великая Перезагрузка». Мы разбирали ту работу авторов-глобалистов в материале «”О, чудный новый мир!” К вопросу о возможной победе “финансистов”». Теперь, спустя два года – и это очень важно отметить для дальнейшего обсуждения – выпущен второй том исследования под эгидой Шваба, и стало заметно, насколько качнулась в сторону иных проектов «творческая мысль» глобалистов за те два десятка прошедших месяцев, которые, скажем прямо, «потрясли мир».
Некоторые первоначальные из идей «Великой Перезагрузки» были озвучены в Давосе и, по итогам форума, обсуждены в статье «Давос-2020: Глобалисты переходят в контратаку». И тема очень быстро получила дальнейшее развитие буквально после завершения «Давоса-2020».
Но грянула пандемия COVID-19, и появилась формула «Больше никогда не будет так, как раньше». И новая реальность уже значительно отличалась от программы, предложенной Швабом в своей первой книге «COVID-19: Великая Перезагрузка». Теперь выясняется, что сам Шваб стал пересматривать свою концепцию, что теперь вылилось в новую работу – «Большое Повествование: К Лучшему Будущему». Уже по вступительной части этой книги видно, насколько скорректированы позиции, изложенные Швабом два года назад.
Да, были очень бурные месяцы.
Да, многое стало «не таким, как было прежде».
Да, пост-ковидный мир превращается в мир, расколотый по идеологическим и финансово-экономическим стратам.
Да, глобальные рынки остались в прошлом.
Да, финансовая система, «вышедшая из шинели Бреттон-Вудса», уже не справляется с гигантскими перегрузками, и стоит на грани трансформации.
Да, качество западного лидерства оставляет не просто «желать лучшего», а демонстрирует свою беспомощность перед вызовами 2022 года. А дальше-то и загадывать, и заглядывать пока не стоит – так всё стремительно «перешло с рыси на галоп», и, того гляди, начнет сбрасывать седоков из сёдел.
Да, да, да…
И в разгар этого разгула перемен и страстей Шваб собирает огромный коллектив авторов из десятка стран мира и предлагает своеобразный «ситуационный анализ», естественно, с позиций близких ему глобалистов, для того, чтобы с новым опытом, набранным за последние пару лет, повторно подойти к попытке осмысления Будущего. В предисловии прямо сказано: «Большое Повествование» собрано из «50 бесед с ведущими глобальными мыслителями и лицами, формирующими общественное мнение, представляющими различные академические дисциплины и точки зрения».
Как бы к выводам этого коллективного творчества не относится, надо заметить, что мало, кто сейчас в мире пытается публично представлять свой, как стало модно говорить, «Образ Будущего». И Шваб, тонко уловив общественные потребности в плане описания предстоящих Человечеству перемен, смело заявляет о своей позиции. Тем более, что авторский актив собранным им для того, чтобы явно и намеренно продемонстрировать «лидерство» – ни много, ни мало! – в процессе формирования Будущего. Либо продемонстрировать «коллективную ответственность» за подобный Прогноз.
Впрочем, перейдем от нашей преамбулы к прямому цитированию вступительной главы книги – в ней заложены основные позиции, которые излагают авторы «Большого Повествования» группы Шваба. И, знаете ли, в чем-то их повествование напоминает… большой такой рассказ для взрослых. У детей это называется «сказка». А почему – нет? Ведь, любая футурология является своеобразной сказкой о том, что ещё будет. Правильно?
Вот и углубимся в этот современный рассказ о Будущем.
«Мы сохраняем свободу действий, чтобы формировать мир, который мы хотим»
Вопросы на обсуждение в книге поставлены в первых строках: «Какое будущее нам предстоит? Какое будущее мы хотим? Что мы должны сделать, чтобы попасть туда?»
И Шваб сразу берет «быка за рога»: «Мы живем во времена беспрецедентных перемен и, как никогда прежде, несем ответственность и обладаем потенциалом для совместного построения лучшего будущего. Настали времена беспрецедентных перемен, когда серьезные экономические, экологические, геополитические, социальные и технологические проблемы совпадают и дополняют друг друга, требуют беспрецедентных действий».
Шваб заявляет свою задачу: «Основанное на вере в то, что у нас есть как ответственность, так и потенциал для решения этих проблем, «Большое Повествование» является призывом к коллективным и индивидуальным действиям. Мысли, лежащие в основе книги, основаны на глубоком убеждении в том, что для обеспечения лучшего будущего для человечества мир должен быть более справедливым и более устойчивым».
Что-то мне это сразу напомнило? Ах, вот что всплыло в памяти: «Повествование у нас пойдет о хоббитах... Хоббиты – неприметный, но очень древний народец: они любят тишину и покой, тучную пашню и цветущие луга, а сейчас в мире стало что-то очень шумно и довольно тесно… Во дни мира и благоденствия хоббиты жили как жилось – а жилось весело… Третья эпоха Средиземья давно минула, и мир сейчас уж совсем не тот…»
Узнали? Правильно – «Властелин Колец»! Даже принцип подачи материала команда Шваба, судя по стилю, взяла у Толкиена – они пишут в 2022 году: «”Большое Повествование” выдвигает на первый план ряд возможных решений. Каким будет эпилог нашей человеческой саги, будет зависеть от того, какое повествование преобладает…» Интересно, про Мордор вспомнят?
Ладно, шутки в сторону – обратимся к тексту, выделяя самые интересные его эпизоды:
- Как люди и социальные животные, мы существа, рассказывающие истории. И истории, которые мы рассказываем (нарративы), являются нашим основным инструментом коммуникации и передачи знаний. Рассказы — это то, как мы видим суть жизни.
- Почему сейчас появилось «Большое Повествование»? Потому что созвездие важных взаимосвязанных историй, предлагаемых в этой книге, объединяется вокруг одной центральной истории. В нем рассматривается широкий спектр вопросов с целью пролить свет на то, что грядет, и внести некоторую ясность в отношении наших вариантов коллективного ответа. Наш «Рассказ» предлагает основу для будущих действий, а не рецепт решения проблем. Он выражает наши личные убеждения относительно наилучшего пути для движения вперед.
- Мы не можем предсказать будущее. Однако мы можем его представить и даже спроектировать.
- Сейчас, спустя почти два года после начала, пандемия COVID-19 кажется бесконечной и продолжает тянуться… Это продолжает влиять на нашу жизнь, поскольку экономика и общество постепенно приспосабливаются, а люди стремятся вернуться к нормальной жизни.
- Кризис, вызванный COVID-19, привел к важным изменениям, которые будут развиваться. Среди них:
-
ускорение автоматизации и инноваций,
-
растущее неравенство,
-
растущая мощь технологий и систем наблюдения,
-
растущее соперничество между Соединенными Штатами и Китаем,
-
частичный отход от глобализации,
-
смена экономической парадигмы,
-
все более изменчивый геополитический ландшафт.
- Другие грядущие изменения выходят за рамки простого ускорения ранее существовавших тенденций, в том числе нескольких, которые казались немыслимыми до того, как разразился COVID-19. Переосмысление наших социальных приоритетов, более радикальные меры социального обеспечения и налогообложения, новые формы государственного вмешательства, растущая привлекательность политики благосостояния и новое понимание природы — это всего лишь несколько примеров новых системных изменений, актуальность которых будет возрастать.
«Сложность задач намного превышает способности любого человека осмыслить их. Нужны коллективные усилия»
По первым положениям, сформулированным во Введении, складывается такое впечатление, что Шваб готов отказаться от своих постулатов в предыдущей книге «COVID-19: Великая Перезагрузка».
Предыдущий его проект так и не состоялся – жизнь оказалась сложнее и многовариантнее. Поэтому, если первый том писал Шваб со своим соавтором, французским экономистом Тьерри Маллером, то ко второй части работы он, как уже сказано, привлек полсотни интеллектуалов со всего света – задача настолько усложнилась, что максима про «один ум, хорошо, а два – лучше» не сработала. И Шваб понял, что нужна «коллективная ответственность» за Глобальный Прогноз.
Продолжим цитирование:
- Кто мог предсказать в первые дни пандемии, что так много правительств и центральных банков придут на помощь обществам и экономикам своих стран с помощью такой необычайно гибкой фискальной и денежно-кредитной политики? (Вот так незамысловато Шваб искажает реальность, делая неверные выводы. Безумный вброс в экономику порядка 10 триллионов долларов США в период пандемии в 2020-2021 годах сегодня грозит обрушением финансовой долларовой системы, а директор Давоса оценивает эту авантюру, как «гибкую фискальную и денежно-кредитную политику»?! – С.Ф.).
- В настоящее время возникает новый мир (не «новая нормальность»), контуры которого во многом будут определяться рассказами-нарративами, которые информируют и прокладывают путь вперед. (Шваб и в этом эпизоде отказывается от своего термина «новая нормальность», а, стало быть, пересмотр его концепции 2020 года становится более заметным – С.Ф.).
- Взаимозависимость — побочный продукт технического прогресса и глобализации — является определяющей чертой XXI века (дело идет к фрагментации и регионализации, а Шваб по-прежнему «тянет» внимание читателя в сторону некоего «единения», хотя вся международная фактура 2022 года свидетельствует об обратном – С.Ф.).
- Сегодня мы живем на пороге серьезных последовательных изменений, которые не являются независимыми друг от друга, но происходят одновременно с сопряженными (т.е. связанными вместе) рисками, усиливающими друг друга за счет каскадных эффектов.
- Наступает очень специфический момент, когда наши экономики и общества кажутся неподходящими для решения многих предстоящих задач, когда геополитический и технологический ландшафты меняются таким образом, что всего через несколько лет они станут неузнаваемыми, и когда окружающая среда находится на грани катастрофы, а изменение климата представляет собой экзистенциальную угрозу.
- Как мы увидим, решения основных проблем, с которыми мы сталкиваемся, существуют и находятся в пределах досягаемости, но они потребуют значительных инноваций и кардинальных изменений в наших экономиках и обществах, а также в институтах, законах и правилах, которые ими управляют.
- Наши жизненные привычки и способы потребления также должны радикально измениться. (Ну, в Европе уже перестают регулярно мыться в душе – горячая вода не по карману немцам – С.Ф.)
- Информация, дезинформация и заговоры существовали всегда, но сегодня они обслуживаются и преумножаются за счет господства и охвата социальных сетей, а также фейковых новостей.
- Социальные сети в настоящее время структурируют общение между людьми, что может повлиять на коллективную способность определенных групп формировать популярные идеи. (Кажется, Шваб ломится в открытую дверь – это признание так банально, что даже неудобно за того, кто выдает его для читателя, как «откровение» – С.Ф.).
- Мы должны ответить на такие вопросы, как: Что нам делать дальше? Какой выбор мы хотим сделать? Как мы можем исправить то, что не работает? Как мы можем внедрить новые политики и решения? Как мы можем понять идеи, лежащие в их основе? Как мы можем сделать эти идеи приемлемыми, чтобы подавляющее большинство граждан их приняло? Масштабы задачи сводят с ума!
- Сложность намного превышает когнитивные способности любого отдельного человека или коллективное понимание любой отдельной академической дисциплины и/или профессиональной практики… Если мы экономисты, мы специализируемся на экономике, и нам трудно понять, что происходит в других областях, таких как геополитика, технологии или окружающая среда... Поэтому наша реакция на новые факты или ситуации и то, как мы понимаем мир, чрезмерно зависят и в конечном итоге формируются от того, как поступают те люди, которых мы знаем или которым доверяем. Этот фундаментальный процесс обмена, понимания и оценки происходит через рассказы-нарративы.
- Рассказы важны для нас, потому что, будучи людьми и социальными животными, мы существа, рассказывающие истории. Философ Жан-Поль Сартр сказал об этом: «Человек всегда рассказывает сказки (“A man is always a teller of tales”), он живет в окружении своих историй и историй других, и он видит через них все, что с ним происходит». (Боже! Сартр просто подтвердил наше предположение о том, что новая книга Шваба и его соавторов – это набор… рассказов сказочного плана! – С.Ф.).
- Рассказы-нарративы обеспечивают контекст, в котором факты, которые мы наблюдаем, могут быть интерпретированы, и на основании которых можно действовать. С помощью рассказов мы объясняем, как мы видим вещи, как эти вещи работают, как мы принимаем решения и оправдываем их, как мы понимаем свое место в мире и как мы пытаемся убедить других принять наши убеждения и ценности.
- Действия, решения и политика всегда начинаются с «Большой Идеи». Как говорится: «Если я дам тебе доллар, а ты дашь мне доллар, у каждого из нас будет только один доллар. Но если вы дадите мне одну идею, а я вам другую, у нас обоих будет две идеи». (Похоже, что Шваб призывает к созданию новой Идеологии вне существующей системы Денег – С.Ф.).
- Рассказы-нарративы формируют наше восприятие, которое, в свою очередь, формирует нашу реальность и в конечном итоге влияет на наш выбор и действия. Именно в них мы находим смысл жизни.
- Эта книга предлагает набор взаимосвязанных повествований, которые проливают свет на то, что грядет, и что с этим делать.
…Вот такие мысли выложил Шваб в предисловии к новому изданию.
Система западного доминирования стала неудобна и неуютна даже для существования её обитателей
Заметно, что он в некоторой растерянности – предыдущая стройная, как ему казалась, теория, расписанная в «COVID-19: Большая Перезагрузка» не выдержала даже двух лет существования.
Как там, у Маяковского – «любовная лодка разбилась о Быт»? Вот и идеи Шваба разбились о суровую действительность, пришедшую к нам вместе с началом 2020 года, включая историю с COVID-19. Он, судя по всему, не понял сразу, что одного желания глобалистов возглавить Будущий Мир, о чем и была та книга, не хватило в условиях налетевшей турбулентности.
Как там, у Толкиена в концовке? «…Третья Эпоха кончилась, наступают иные времена, и тебе суждено определить их начало, сохранив все, что можно сохранить. Многое удалось спасти - и многое уйдет безвозвратно: более не властны в Средиземье Три Эльфийских Кольца. Все земли, какие ты видишь, и те, что лежат за ними, заселят люди, ибо настал черед их владычеству, а Первенцы Времен рассеются, сгинут или уплывут» (“Властелин Колец”).
…И вот теперь Шваб делает ещё один заход на исследование Будущего – уже на уровне не проектирования рамок для новой административной глобальной власти (как при первой попытке), а в плане построения виртуального сказочного мира, в котором может оказаться Человечество. И взял он с собой в это путешествие 50 мыслителей, рассказавших новую «сказку» для взрослых о том, каким Оно будет – «Лучшее Будущее»…
Видно же, что система западного доминирования стала так неудобна и неуютна даже для существования её обитателей, что они – расширяя раз за разом свои ряды – мечтательно заводят разговоры о Будущем. Вот и до уровня рассказывания сказок-рассказов-нарративов, «на основании которых можно действовать», поднялись: «С помощью рассказов мы объясняем, как мы видим вещи…»
Состояние растерянности и неуверенности.
И это – феномен, связанный с процессом увядания западной цивилизации в первой половине XXI века.
…А вот не надо с детства увлекаться чтением «Властелина Колец», коли в зрелом возрасте больше неоткуда брать примеры для собственных действий, и «нырять» в мир сказок, как дети, желающие отрешиться от своих маленьких, но очень колючих проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs