В современной международно-правовой практике для обоснования территориальных претензий на антарктические земли чаще всего ссылаются на такие концепции, как «право первооткрытия», «географическая смежность» и «эффективный контроль». Государства, официально заявившие о свои претензиях на антарктические территории, в значительной степени опираются на «теорию секторов», которая служит правовым обоснованием для разделения Антарктиды на условные зоны влияния. Согласно данной теории, претензии распространяются не только на исследованные территории, но и на неизменные пространства, границы которых зачастую остаются неопределенными. В качестве юридического обоснования спектрального раздела приводятся следующие аргументы: принцип географической близости, позволяющий аппелировать к климатическому влиянию Антарктиды или ее военно-стратегической значимости; наличие у государства прибрежных территорий, которые якобы являются естественным продолжением антарктических земель; принцип широт, предполагающий разграничение по меридианам; приоритет первооткрытия.
Однако с ростом научно-исследовательской активности государств, не заявляющих спектральные претензии, некоторые сторонники данной теории были вынуждены пересмотреть свои позиции. Например, французский юрист Жан да Коста в 1958 г., продолжая настаивать на том, что спектральное разделение Антарктиды является наиболее простым и приемлемым решением, тем не менее признал недостаточность такого правового основания для одностороннего присвоения секторов. По его мнению, решающим фактором в определении суверенитета должна стать «активность государства в соответствующем регионе»[1].
Критика спектрального подхода получила широкое распространение в международно-правовой доктрине. Американский юрист Р. Хейтон, опровергая концепцию «зоны притяжения» как основы секторальной теории, отмечал: «Географическая близость сама по себе не создает правовых оснований для владения антарктическими территориями…недопустимо предполагать, что мировое сообщество готово признать исключительные права на стратегически важные незамеченные земли за государствами, которые случайно расположены ближе к ним, независимо от наличия или отсутствия постоянной хозяйственной деятельности»[2].
Секторальный раздел Антарктиды представляется юридически несостоятельным, поскольку данный регион имеет глобальное значение, а его одностороннее распределение противоречит интересам большинства стран.
Кроме того, следует отметить, что деятельность государств в Антарктиде во многом обусловлена потребностями научного познания и объективными закономерностями развития науки. Изучение этого континента имеет принципиальное значение для решения мировых научных проблем, так как Антарктида представляет собой уникальную природную лабораторию. Исследования континента способствуют развитию не только географии и геофизики, но и множества других дисциплин. Соответственно, антарктический регион остро нуждается в международно-правовом регулировании, основанного на принципах научного сотрудничества и отказа от односторонних территориальных претензий.
При рассмотрении антарктической проблематики необходимо учитывать историческое соперничество между промышленно развитыми странами. Данное противостояние не только препятствовало интеграции научных программ и международному сотрудничеству исследователей, но и приводило к экономически неэффективному дублированию инфраструктуры- созданию антарктических станций, чье основное назначение зачастую сводилось к демонстрации политических амбиций, а не решению научных задач. Вместе с тем, в определенных случаях эта конкуренция выступала катализатором освоения континента. Решающую роль в преодолении деструктивного соперничества и интенсификации научного взаимодействия сыграло подписание Договора об Антарктике.
Исторический анализ свидетельствует, что к середине XX века Антарктида оказалась под угрозой фактического раздела между рядом государств, выдвинувших территориальные претензии. Реализация подобного сценария неизбежно привела бы к исключению других стран из процесса изучения региона. Лишь благодаря дипломатическим усилиям СССР, а также совокупности внешнеполитических факторов, удалось предотвратить территориальную аннексию. Итогом этих процессов стало заключение Договора об Антарктике, который установил международно-правовой режим, исключающий дискриминацию в научной деятельности.
На тот момент Договор об Антарктике представлял собой сбалансированный компромисс между государствами, имеющими территориальные претензии, и странами, выступающими за интернациональный статус континента. Однако в корне разрешить проблему все же не удалось, так как государства-претенденты так же продолжают наставить на свои правах, что подтверждается их официальными позициями[3].
Современная ситуация характеризуется следующими территориальными претензиями: Аргентина (25-74° з.д.); Австралия (45-136° в.д. и 142-160° в.д); Чили (53-90° з.д); Франция (136-142° в.д., Земля Адели); Великобритания (20-80° з.д.); Новая Зеландия (160° в.д.-150° з.д.); Норвегия (20° з.д.- 45° в.д., Земля Королевы Мод). Примечательно, что такие государства, как Россия и США, обладая достаточными основания для предъявления территориальный претензий, сознательно воздерживаются от их реализации, что способствует сохранению международного статуса Антарктиды.
Несмотря на значительные достижения Системы Договора об Антарктике, за прошедшие десятилетия возникли новые вызовы. Развитие научно-технического прогресса существенно повысило доступность континента, создав предпосылки для промышленной эксплуатации его природных ресурсов. Это обстоятельство обусловило резкий рост международного интереса к Антарктиде в последние годы.
Современные проблемы правового регулирования международных отношений в Антарктиде, особенно в сфере использования природных ресурсов, приобретают особую актуальность. Их решение непосредственно связано с ключевым вопросом современности- поддержанием международного мира и безопасности. Конфликт интересов различных государств в отношении потенциала Антарктиды создает потенциальную угрозу для международного сотрудничества в регионе.
Финансовые показатели антарктических программ различных стран косвенно отражают уровень их политической заинтересованности в регионе. Например, в период с 2021-2023 году расходы США на антарктические исследования составили около 400 млн. долларов[4]. Наиболее активно свои программы развивает Австралия, бюджет которой составил примерно 200 млн. долларов, включая затраты на новый ледокол RSV Nuyina. В 2022 г. страна также выпустила план под названием «Antarctic Strategy and Action Plan», в котором было заявлено о проведении серии масштабных проектов по развитию научных станций, а также запуске летательных аппаратов с целью изучения континентального шельфа[5]. Китай также не отстает и активно вкладывается в развитие научных исследований, например, в 2024 году была открыта новая станция Циньлин[6].
Геополитический интерес к Антарктиде обусловлен следующими рядом факторов. Во-первых, регион имеет природно-ресурсный потенциал, который включает в себя запасы углеводородов и минерального сырья, биологические ресурсы Южного океана, а также крупнейшие запасы пресной воды в ледниковом покрове. Во-вторых, континент представляет научное значение, так как именно в Антарктиде проводится мониторинг озонного слоя, исследование влияния таяния ледников на уровень Мирового океана и анализируются глобальные климатические изменения. В-третьих, континент занимает важное стратегическое положение, так как рядом с ним проходят южные морские пути. Таким образом, Антарктида приобретает все большее стратегическое и экономическое значение, что усиливает конкуренцию между государствами за влияние в регионе и актуализирует вопрос о его статусе.
Статья IV Договора об Антарктике, закрепившая принцип «замораживания» территориальных претензий, стала фундаментом всей системы международного сотрудничества в антарктическом регионе. Данная правовая формула позволила государствам-участникам Договора постепенно вырабатывать взаимоприемлемые механизмы регулирования различных видов деятельности на континенте. Сторонники данного подхода, основанного на балансе интересов, рассматривают его как единственную жизнеспособную альтернативу потенциальной конфронтации по вопросу территориального статуса Антарктиды.
Как отмечал норвежский исследователь Ф. Сольхейм в своем выступлении на Кильском симпозиуме по антарктическим исследования (1983), ключевая проблема эксплуатации минеральных ресурсов Антарктиды заключается в неизбежном столкновении вопросов собственности и юрисдикции. Сольхейм подчеркивал, что возможное решение может быть найдено либо через отделение прав на ресурсопользование от концепции суверенитета, либо через разработку особого режима юрисдикции, позволяющего сохранить существующие правовые позиции государств. При этом исследователь акцентировал, что достижение подобных договоренностей возможно исключительно в рамках Системы Договора об Антарктике как развитие заложенного компромисса в статье IV[7].
Современная ситуация характеризуется рядом противоречий. Несмотря на 50-летний мораторий на минерально-сырьевую деятельность, предусмотренный Мадридским протоколом 1991 г., отдельные государства, по данным экспертных оценок, продолжают проводить геологоразведочные работы под прикрытием научных исследований. По прогнозам американских специалистов, пробная добыча углеводородов в Антарктиде может начаться уже к 2050 г[8].
Перспективы развития правового режима Антарктиды после снятия моратория, то есть после 2041 г., остаются неопределенными. В данном контексте следует согласиться с тезисом о том, что традиционные формы территориального раздела уступают место новым видам экономического и технологического соперничества. Современные вызовы, включая глобальную нестабильность, дефицит ресурсов и продовольственную безопасность, создают риски неконтролируемой эксплуатации природных богатств Антарктиды не только странами, имеющими территориальные претензии, но и другими участниками международных отношений.
Геополитические изменения создают вызовы для системы управления Антарктидой, основанной на Договоре об Антарктике. Основные последствия себя включают давление на консенсусный механизм принятия решений. Разнообразие интересов государств-участников Договора (включая 54 страны, из которых 29 обладают консультативным статусом) усложняет достижение согласия по ключевым вопросам, таким как регулирование рыболовства, туризма и научной деятельности. Другим фактором потенциальной дестабилизации региона являясь риск милитаризации. Хотя Договор запрещает военное использование Антарктиды, усиление геополитической конкуренции может привести к косвенной милитаризации через развертывание технологий двойного назначения, например, спутниковых систем или логистических баз. Стоит отметить, что из-за отсутствия электромагнитных помех Антарктида идеально подходит для размещения РЛС раннего предупреждения о ракетных запусках, аналогично системам в Гренландии и на Аляске, а также станций радиоэлектронной разведки (SIGINT), перехватывающих спутниковые и морские коммуникации. Кроме того, близость к магнитным полюсам упрощает вывод спутников на полярные орбиты, а низкая плотность населения снижает риски в случае возникновения аварийной ситуации. Ввиду вышеперечисленных факторов деятельность Китая в Антарктическом регионе вызывает некоторые опасения. Так, станция Циньлин, построенная в 2024 г., оснащена спутниковой связью и взлетно-посадочной полосой, что позволяет использовать ее dual-use целях (решение гражданских и военных задач). Кроме того, в 2020 г. ВМС КНР впервые провели учения в южном океане, что также сигнализирует о растущем интересе страны к региону. Следует отметить, что в связи с расширением масштабов полярной геологоразведочной деятельности возникла необходимость в новых более мощных научно-исследовательских судах, поэтому в 2016 г. Китайская национальная ядерная корпорация и государственная судостроительная корпорации подписали соглашение о разработке ядерных ледоколов, на строительство которых потребуется несколько лет[9]. Таким образом, Антарктида остается «замороженным» стратегическим активом. Пока ее военное использование ограничено разведкой и технологиями двойного назначения. Однако после 2048 года, то есть после пересмотра положений Мадридского протокола, возможно изменение режима, что, в свою очередь, может спровоцировать войну за ресурсы и контроль над Южным полюсом.
Проведенные анализ территориальных претензий на антарктические земли и их международно-правового регулирования позволяет сделать ряд выводов, отражающих как историческую эволюцию правового статуса Антарктиды, так и современные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в контексте управления этим уникальным регионом. Антарктида, обладая глобальным научным, экологическим и стратегическим значением, остается ареной сложного взаимодействия государств, чьи интересы варьируется от научного сотрудничества до геополитической конкуренции.
Теория спектрального раздела, несмотря на свою историческую значимость и широкое использование в качестве правового обоснования территориальных претензий, демонстрирует юридическую несостоятельность в условиях современной международно-правовой практики. Концепции «права первооткртытия», «географической смежности» и «эффективного контроля», на которых базируются претензии ряда государств, не находят достаточной поддержи в международном праве, особенно с учетом глобального значения Антарктиды. Критика таких подходов, высказанная некоторыми учеными, например, Р. Хейтон и Жан да Коста, подчеркивает необходимость отказа от односторонних территориальных амбиций в пользу коллективного управления регионом. В этом контексте Договор об Антарктике 1959 г. стал ключевым инструментом, заложившим основы международного сотрудничества и «замораживания» решения вопроса территориальных претензий, что на момент подписания документа казалось единственным решением по предотвращению фактического раздела континента, что также позволило обеспечить равный доступ к научным исследованиям в регионе.
Тем не менее, несмотря на успехи Системы Договора об Антарктиде, современные реалии выявляют новые вызовы, связанные с развитием технологий, ростом геополитической конкуренции и потенциальной эксплуатации природных ресурсов. Увеличение доступности Антарктиды, обусловленное развитием технологий, повышает интерес государств к ее ресурсному потенциалу, включая углеводороды, минеральное сырье и биологические ресурсы Южного океана. Эти факторы, наряду с климатическими изменениями и стратегическим значением региона, усиливают давление на существующей правовой режим. Особую озабоченность вызывает риск косвенной милитаризации, связанный с использованием технологий двойного назначения, а также потенциальное нарушение моратория на добычу ресурсов, установленного Мадридским протоколом.
Анализ финансовых и инфраструктурных вложений государств, таких как США, Австралия и Китай, свидетельствует о наращивании их присутствия в Антарктиде, что отражает не только научные, но и политические амбиции. Например, строительство Китаем станции Циньлин и развитие ядерных ледоколов указывают на стратегический интерес к региону, который может иметь долгосрочные последствия для международной стабильности. В этом контексте консенсусный механизм принятия решений в рамках Договора об Антарктике сталкивается с нарастающими трудностями, обусловленными разнообразием интересов его участников.
Перспективы правового регулирования Антарктиды после 2048 г., то есть после истечения срока действия моратория на добычу ресурсов, остаются неопределенными. Возможное снятие ограничений может привести к эскалации конкуренции за контроль над природными богатствами континента, что создает риски для международной безопасности. В этой связи представляется целесообразным дальнейшее укрепление Системы Договора об Антарктики путем разработки новых механизмов регулирования, которые бы учитывали современные вызовы, такие как эксплуатация ресурсов, туризм и потенциальная милитаризация. Как отмечал Ф. Сольхейм, решение проблемы ресурсопользования возможно через отделение прав на ресурсы от вопроса суверенитета или создание особого режима юрисдикции, что требует продолжения дипломатических усилий в рамках существующего компромисса.
Таким образом, Антарктида остается уникальным примером международного сотрудничества, основанного на принципах научного познания и отказа от территориальных амбиций. Однако сохранение такого режима требует от государств-участников Договора об Антарктике дальнейшей координации усилий, направленных на предотвращение конфликтов интересов и обеспечение устойчивого управления регионом. Дальнейшее исследование в этой области должны быть сосредоточены на разработке правовых и институциональных механизмов, способных адаптироваться к динамично меняющимся геополитическим и экологическим условиям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Международно-правовые договоры:
- Договор об Антарктике [Электронный ресурс]: (Вашингтон, 01.12.1959) // Секретариат Договора об Антарктике. – URL: https://documents.ats.aq/ats/treaty_original.pdf(дата обращения: 20.04.2025).
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс]: (резолюция 2222 XXI Генеральной Ассамблеи ООН от 19.12.1966) // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml(дата обращения: 04.05.2025).
- Заключительный акт VIII Консультативного совещания по Договору об Антарктике [Электронный ресурс]: (Лондон, 10.06.1965) // Официальный сайт Секретариата Договора об Антарктике. – URL: https://www.ats.aq/devAS/Meetings/Measure?lang=r&id=108(дата обращения: 29.04.2025).
- Конвенция об охране антарктических тюленей [Электронный ресурс]: (Лондон, 01.06.1972) // Официальный сайт Договора об Антарктике. – URL: https://documents.ats.aq/keydocs/vol_1/vol1_13_CCAS_CCAS_r.pdf(дата обращения: 28.04.2025).
- Конвенция о сохранении морских живых ресурсов в Антарктике [Электронный ресурс]: (Канберра, 01.08.1980) // Официальный сайт Договора об Антарктике. – URL: https://documents.ats.aq/ats/ccamlr_r.pdf(дата обращения: 28.04.2025).
- Конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 02.12.1946) // Бюллетень международных договоров. – 2010.
- Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики [Электронный ресурс]: (Веллингтон, 02.06.1988) [не вступила в силу] // Официальный сайт Секретариата Договора об Антарктике. – URL: https://documents.ats.aq/recatt/att311_r.pdf(дата обращения: 01.05.2025).
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву [Электронный ресурс]: (Монтего-Бэй, 10.12.1982) // Официальный сайт ООН. -URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea184-234.pdf(дата обращения: 20.04.2025).
- Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике [Электронный ресурс]: (Мадрид, 04.10.1991) // Официальный сайт Договора об Антарктике. – URL: https://documents.ats.aq/recatt/Att006_r.pdf (дата обращения: 28.04.2025).
- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс]: (резолюция 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 05.12.1979) // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml(дата обращения: 04.05.2025).
- Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: (г. Сан-Франциско, 26.06.1945) // Официальный сайт ООН. – URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text(дата обращения: 20.04.2025).
- Australia’s Antarctic Strategy and 20 Year Action Plan [Электронный ресурс] // Australian Antarctic Program. – URL: https://www.antarctica.gov.au/site/assets/files/53156/2022_update_20yearstrategy.pdf(дата обращения: 06.05.2025).
- United States Antarctic Program [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – URL: https://www.usap.gov/(дата обращения: 06.05.2025).
Список источников и литературы:
- Авдеев В. Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10. – Казань, 2007. – 206 с.
- Голицын В. В. Международно-правовой режим Антарктики: дис. док. юрид. наук: 12.00.10. – М., 1989. – 403 с.
- Джасвиндер Сингх Манд. Международно-правовой режим Антарктики как зоны мира и сотрудничества: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10. – М.: УДН имени П. Лумумбы, 1986. – 206 с.
- Трофимов В. Н.Международно-правовой режим использования природных ресурсов Антарктики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10. – М.: МГИМО, 1984. – 227 с.
- Анцелевич Г. А. Международное морское право: учеб. пособие. – Киев: Слово, 2003. – 400 с.
- Голицын В. В. Антарктика: тенденции развития режима. – М.: Международные отношения, 1989. – 261 с.
- Гуцуляк В. Н. Международное морское право (публичное и частное): учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 416 с.
- Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. – М.: Знание, 1982. – 250 с.
- Лукашук И. И. Право международной ответственности. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 432 с.
- Лукин В. В., Клоков В. Д., Помелов В. Н. Система договора об Антарктике: правовые акты, комментарии. – СПб.: Гидрометеоиздат, 2002. – 210 с.
- Мовчан А. П.Правовой статус Антарктики — международная проблема // Советский ежегодник международного права. 1959. – М., 1960. – С. 351.
- Conforti B. Territorial Claims in Antarctica: A Modern Way to Deal with an Old Problem // Cornell International Law Journal. – 1986. – Vol. 19, No 2. – P. 253.
- Китай запустил в эксплуатацию свою пятую станцию в Антарктиде [Электронный ресурс] // ТАСС. – 07.02.2024. – URL: https://tass.ru/obschestvo/19917591(дата обращения: 06.05.2025).
- КНР усиливает стратегическое влияние в Антарктиде [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. – 2023. – URL: https://riss.ru/analitica/knr-usilivayet-strategicheskoye-vliyaniye-v-antarktike/(дата обращения: 06.05.2025).
[1] Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10., Казань, 2007., С. 154.
[2] Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10., Казань, 2007., с. 158.
[3] Conforti B. Territorial Claims in Antarctica: A Modern Way to Deal with an Old Problem // Cornell International Law Journal. 1986. Vol. 19. No 2. С 284.
[4] United States Antarctic Program [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://www.usap.gov/ (дата обращения 06.05.2025)
[5] Australia’s Antarctic Strategy and 20 Year Action Plan [Электронный ресурс] // Australian Antarctic Program. URL: https://www.antarctica.gov.au/site/assets/files/53156/2022_update_20yearstrategy.pdf (дата обращения 06.05.2025)
[6] Китай запустил в эксплуатацию свою пятую станцию в Антарктиде [Электронный ресурс]// ТАСС. 07.02.2024. URL: https://tass.ru/obschestvo/19917591 (дата обращения 06.05.2025)
[7] Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.10., Казань, 2007., С. 220.
[8] Там же, с. 225.
[9] КНР усиливает стратегическое влияние в Антарктиде [Электронный ресурс]// Российский институт стратегических исследований. 2023. URL: https://riss.ru/analitica/knr-usilivayet-strategicheskoye-vliyaniye-v-antarktike/ (дата обращения 06.05.2025)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs