Как передает РБК со ссылкой на The Financial Times, США разрабатывают планы «убрать из ЕС российский газ до последней молекулы». Цель США – «полное вымещение российского газа с европейского рынка».[i] Одновременно, Вашингтон резко усилил давление и на российские нефтяные компании.
По данным источников британского издания, «должностные лица США совершали поездки по странам Европы для продвижения американских энергоносителей вместо российского топлива». Как заявил в ноябре в интервью Fox News глава МВД США Даг Бургум, «Союзные США страны не должны закупать российские энергоресурсы». На проходившей в начале ноября в Афинах энергетической конференции, американский министр энергетики Крис Райт призвал Евросоюз отказаться от «последних молекул российского газа».
В конце июля, после переговоров с Трампом, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о достижении договорённости с США, согласно которой ЕС обменяет снижение торговых пошлин на обязательство постепенно отказаться от энергоносителей из России в пользу американских. В рамках этой стратегии ЕС планирует закупить у США сжиженный природный газ и другое топливо на невероятную сумму 750 миллиардов долларов в течение трёх лет. По словам Райта, европейские партнёры также заверили Вашингтон, что полностью прекратят импорт российского газа в любых формах к концу 2026 года. Исключения для себя сумела добиться только Венгрия.
В октябре Трамп ввел санкции против российских компаний «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Вслед за этим, 15 октября, американские власти выдвинули официальное требование о полном уходе российских акционеров из сербской нефтегазовой компании NIS, о чём публично сообщила сербский министр энергетики. И буквально спустя несколько дней в СМИ появились сообщения о том, что зарубежные активы «ЛУКОЙЛа» вызвали интерес у крупных американских игроков: нефтяных корпораций Exxon и Chevron, а также инвестиционного фонда Carlyle Group.
16 ноября Украина и Греция заключили соглашение о намерениях по поставкам природного газа. Источником газа опять же выступят Соединенные Штаты. Основой для этих планов служит долгосрочный контракт греческой Depa с американской Venture Global, который предусматривает ежегодные поставки до 4 млрд. кубометров сжиженного газа. Стратегическая цель, заявленная официальными лицами в Афинах — превращение страны в важный газовый хаб для распределения американского СПГ по Европе. Для этого планируется использовать «Вертикальный коридор»: доставку газа морским путём на новый терминал в Александропулосе с последующей транспортировкой в Румынию, Венгрию и Украину.
Борьба за нефтегазовый рынок Европы начала обостряться к концу 2000-х годов. Уже тогда геополитическое возвращение России начинает всё больше тревожить Запад. Одновременно, активно развивается мировой рынок СПГ, а политика поощрения энергосбережения и развития альтернативных источников энергии в Старом Свете привели к стагнации или существенно меньшему росту импорта углеводородов, чем ожидалось. В 2009 году ЕС принимает Третий энергопакет - стратегию, призванную диверсифицировать поставки газа, а также пытается навязывать странам-поставщикам углеводородов новые правила ведения бизнеса. Вашингтон поощряет политику европейцев - как по геополитическим, так и по экономическим соображениям.
В США с середины 2000-х годов начинается «энергетический бум», связанный с промышленным применением метода гидроразрыва пласта (фрекинга) при добыче нефти и газа. За полтора десятилетия Америка превращается в нетто-экспортера нефти и газа. Наряду с решением задачи захвата новых рынков углеводородов - поощрение сланцевой нефтедобычи, помимо прочего, имело целью нанесение удара по России и Ирану. Геостратегическая цель - блокировать максимальное количество существующих и строящихся газопроводов, чтобы львиная доля газа в мире транспортировалась морскими путями в виде СПГ. В случае успеха, переформатирование газового рынка по модели нефтяного позволяет диктовать условия продавцам и покупателям посредством биржевых правил и политики ФРС. Попутно решалась другая задача - не допустить наметившейся в последние годы тенденции к утрате долларом США роли основной валюты расчетов на мировом рынке традиционных энергоносителей.
В 2017 году США приняли закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»), согласно которому Вашингтон имеет возможность накладывать санкции на компании, участвующие в строительстве любого нового газопровода. Летом того же года президент Трамп провозгласил планы добиться доминирующего положения США на мировом газовом рынке. С этого момента Вашингтон пустился во все тяжкие.
США использовали санкции и дипломатическое давление, чтобы задержать сертификацию «Северного Потока-2». Эта тактика стала эффективным инструментом в конкурентной борьбе: она предоставила американским производителям СПГ около полутора лет дополнительного времени для захвата европейского рынка.
К концу 2021 года Соединенные Штаты смогли резко увеличить объёмы поставок и, по данным The Times, стали лидером по экспорту сжиженного газа в страны Старого Света.
Осенью 2022 были взорваны три из четырех ниток газопроводов «Северный поток», а 1 января нынешнего года Украина заблокировала транзит газа из РФ через свою территорию. По данным The Economist, сейчас Евросоюз получает из России 10 процентов потребляемого газа, тогда как в 2021 году этот показатель составлял 45 процентов. Наконец, в текущем году ЕС институционализировал политику «полного отказа» от российских углеводородов к 2027 году в рамках программы RePowerEU.
При всем том, западные политики и эксперты предпочитают «не вспоминать», что Россия осталась одним из крупнейших поставщиков СПГ в Европу. Объёмы закупок СПГ российского происхождения в 2024-25 годах достигли исторического максимума, причём ключевыми импортёрами выступили Франция, Испания и Бельгия. В ноябре текущего года представитель немецкой партии «Альтернатива для Германии» Штеффен Котре, являющийся членом парламентского комитета по экономике и энергетике, подтвердил РБК, что российские энергоносители поступают в Германию через посредников, несмотря на официальный отказ властей от них. И это приводит к значительным переплатам для немецкого бюджета.
Однако на пути планов углеводородной экспансии Вашингтона остается масса препятствий. Так, США могут просто физически не справиться со своими новыми обязательствами в области экспорта газа. Прогноз BP Energy Outlook 2025 указывает, что для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии, обеспечения работы ЦОД и экспорта СПГ в Европу, США должны увеличить добычу газа на 250 млрд. кубометров в год в течение десяти лет. Однако эта оценка вступает в противоречие с данными Министерства энергетики США, которое прогнозирует гораздо более слабый рост — примерно на 100 млрд. кубометров в год меньше. Из-за такой существенной разницы в прогнозах к 2035 году может образоваться значительный дефицит газа – до 1 трлн. кубометров.
Для наращивания добычи американцам необходимо разрабатывать новые месторождения в Аппалачах. Для чего требуется строить большое количество новых газопроводов большой пропускной способности. Однако реализация новых проектов упирается в длительные бюрократические процедуры, согласования и судебные разбирательства, которые могут занять долгие годы. Дополнительную угрозу создаёт протекционистская тарифная политика Трампа, которая может ограничить конкурентоспособность американского газа на мировом рынке. Наконец, инвестиции в наращивание добычи могут вовсе не окупиться: аналитики Rystad Energy прогнозируют, что пик спроса на газ в Европе и Великобритании наступит уже в конце этого десятилетия, а к 2050 году потребление газа сократится вдвое.
Между тем, в попытке вытеснить Россию с рынка нефтепродуктов, США уже наносят ценовой «удар» не только по Европе, но и по потребителям у себя в стране. Хотя цены на сырую нефть испытывают давление на фоне растущих ожиданий о переизбытке предложения, рентабельность переработки нефти растет, поскольку новые санкции Вашингтона против «Роснефти» и «Лукойла», наряду с украинскими ударами по НПЗ в РФ, могут привести к сокращению поставок бензина, дизтоплива и авиационного керосина из России. В таких условиях, любые заметные задержки в экспортных поставках грозят стать шоком для мирового топливного рынка. Хотя ЕС не закупает дизтопливо у России, ему придется вступить в ценовую войну за объемы поставок со странами Азии, Африки и Латинской Америки.[ii]
Не верят в перспективы скорого «вытеснения России» и мировые биржи. По оценкам тамошних экспертов, новые санкции приведут к временному снижению товарооборота максимум на два-три месяца, а затем последует быстрое восстановление поставок, объем которых могут превзойти прежние показатели. Косвенно эту точку зрения подтверждает стабильность мировых цен на нефть, которые не отреагировали резким скачком на ограничения против России. Это порождает ощущение, что декларируемый отказ от российских ресурсов и поиск альтернативных поставщиков не считаются на рынке неизбежными и не приводят к кардинальным изменениям.
Долгосрочный отказ от российских нефти и газа невозможен, поэтому крупные импортёры активно разрабатывают схемы для преодоления санкционных барьеров. В то же самое время, усиление давления Вашингтона на европейских покупателей углеводородов из России может спровоцировать новую волну торговых споров между ЕС и США. Даже в случае принятия официальных ограничительных мер, на практике можно ожидать повторения ситуации начала 2024 года, когда резкое сокращение экспорта нефти из России сменилось его постепенным выходом на прежние показатели.
Всем очевидно, политика США, направленная на блокирование поставок российских углеводородов в Европу, мотивирована их собственными интересами, которые не совпадают с европейскими. С одной стороны, Вашингтон заинтересован в сохранении высоких цен на энергоносители в Старом Свете, что выгодно контрастирует с более низкими ценами на внутреннем американском рынке. С другой — его геополитической целью является предотвращение обретения ЕС энергетической самостоятельности и создание условий для экономической стагнации в регионе. В этом контексте борьба с Россией используется как инструмент для маскировки истинных устремлений американского руководства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.rbc.ru/politics/15/11/2025/691780b59a7947d010f1cbd6
[ii] https://oilcapital.ru/news/2025-11-17/mirovomu-rynku-ugrozhaet-defitsit-topliva-pri-profitsite-nefti-5508041
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

12:53 21.11.2025 •
























