За периодом ускоренного развития глобализации в разных сферах экономической и социальной жизни наступает новый этап, который характеризуется все более четким разделением стран и, как следствие, международной торговли на обособленные объединения, группы, сектора.
Крупным компаниям, и в первую очередь транснациональным корпорациям, становится труднее осуществлять свою деятельность в глобальном масштабе, так как они оказались зависимы от внутри- и внешнеполитического контекста, напрямую влияющего на принятие экономических решений. В качестве примера можно привести не только прекращение деятельности на российском рынке ряда компаний из западных стран («McDonald’s»1, «Daimler-Benz»2, «Zara»3), но и перенос из Китая в Индию производства американской компании «Apple»4, и ограничение работы на американском рынке компании «Huawei» из КНР5.
Не последнюю роль в изменении формата работы крупных компаний на международных рынках сыграли и ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020-2022 годах. Средние и малые компании в этот период благодаря своим характерным чертам оказались в более выигрышном положении. Более свободные от политических ограничений, они рассмотрели новые возможности для своего развития и роста в работе на международных рынках.
Среди основных факторов успеха субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в международном экономическом сотрудничестве можно выделить следующие:
- быстроту и гибкость в принятии важных управленческих решений;
- приверженность инновационным решениям в бизнесе;
- отсутствие сложной иерархии и бюрократии при осуществлении операций;
- отсутствие необходимости соответствовать формальным и неформальным ограничениям в области ESG-практик, накладываемых на публичные компании;
- возможность использовать разные виды платежей.
Указанные факторы обусловили актуальность изучения места и роли малых и средних предприятий в меняющейся системе международного разделения труда и международной торговле.
Одновременно выделяют и ряд вызовов, стоящих перед МСП при осуществлении международного экономического сотрудничества:
- недостаточные информированность и понимание структуры и динамики мировой торговли и глобальных цепочек добавленной стоимости;
- большинство МСП в разных отраслях не могут правильно оценить свои конкурентные преимущества при участии в международном экономическом сотрудничестве и глобальных цепочках добавленной стоимости. Более того, они не всегда понимают, что эта оценка необходима;
- у МСП чаще всего недостаточно управленческих и финансовых ресурсов, что препятствует модернизации оборудования;
- недостаточный уровень защиты собственной интеллектуальной собственности;
- злоупотребление преимущественным положением со стороны крупных заказчиков при экспорте или партнеров по кооперационным связям.
Сами МСП, принимавшие участие в опросе, проведенном ОЭСР, заявляют что основными препятствиями для них при осуществлении международного экономического сотрудничества являются «необходимость совершенствования используемых технологий и недостаток денежных и людских ресурсов»6.
Предлагаем определить терминологически, какие предприятия относятся к сектору МСП. В российском законодательстве критерии отнесения предприятий к МСП установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ. Обобщенно говоря, к субъектам МСП в России относятся в большинстве случаев компании, имеющие среднесписочную численность работников не более 250 человек и предельную годовую выручку не более 2 млрд рублей. Существует также ряд критериев, связанных со структурой капитала предприятий.
В международной практике применяется чаще всего такой же подход для отнесения предприятий к субъектам МСП (количество работников, размер годовой выручки), но с некоторыми исключениями. В то же время в некоторых странах существуют также критерии по размеру инвестиций, по отрасли и форме предприятия. Например, в ФРГ все семейные предприятия, независимо от количества работников и размера выручки, считаются субъектами МСП.
Чаще всего при оценке роли и места МСП в международном экономическом сотрудничестве оперируют показателями доли МСП той или иной страны в экспорте товаров.
Согласно исследованию Еврокомиссии и Европейского института предпринимательства (EIEP), доля экспорта МСП в ЕС составляет около 35-40%. Особенно значительна эта доля в Германии, Нидерландах и Италии. Германия известна своими мелкими и средними производителями, специализирующимися на высокотехнологичных продуктах, таких как машиностроение и химическая промышленность.
По оценкам Министерства торговли США, примерно 30% всего американского экспорта приходится на малые и средние предприятия, причем большинство экспортеров - это именно небольшие фирмы. Важно отметить, что многие американские МСП ориентируются на высокие технологии и инновационные отрасли, такие как IT и биотехнологии.
Хотя Китай широко ассоциируется с крупными промышленными концернами, вклад малых и средних предприятий в китайский экспорт весьма значителен. По некоторым оценкам, около 30-35% китайского экспорта поступает от МСП, преимущественно занятых производством потребительских товаров и комплектующих для электроники.
Если говорить о ситуации в России, «количество МСП-экспортеров за время действия национального проекта «Международная кооперация и экспорт» выросло на 57%»7, рассказала на сессии «Международная кооперация: от задач к решению» Петербургского международного экономического форума 2023 года генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.
«Общее количество наиболее подготовленных к экспорту МСП-компаний сейчас составляет около 150 тысяч на всю страну и почти половина из них уже является экспортерами. В 2022 году в России количество МСП-экспортеров превысило 62,5 тысячи. Это абсолютный рекорд, а прирост относительно 2021 года составил более 13%»8.
«Федеральная таможенная служба (ФТС) не раскрывает статистику по внешней торговле МСП с начала 2022 года, но по косвенным данным можно сделать выводы об увеличении активности этого сегмента бизнеса и во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отмечают эксперты. По словам директора по корпоративным рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Михаила Никонова, наблюдается стремительный рост оборотов таких предприятий. По данным облачного сервиса «МойСклад», в 2023 году они увеличились на 23%»9.
Как уже было подчеркнуто, целый ряд особенностей МСП позволяет им успешно встраиваться в мировые экономические связи и международные цепочки добавленной стоимости. Для России это отчетливо проявилось в период санкционных ограничений, наложенных на Российскую Федерацию традиционными внешнеторговыми партнерами, прежде всего из стран Европейского союза. Надо признать, что перекройке народнохозяйственных связей и логистических цепочек подверглась не только экономика России, но и экономики сопредельных государств и других стран. В частности, экономики Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и даже таких стран, как Турция, Индия, претерпели значительные изменения.
Во многом ситуация с переменами в международном экономическом сотрудничестве из-за санкционных ограничений аналогична изменениям, происходившим в период пандемии COVID-19. По итогам анализа воздействия пандемии на мирохозяйственные связи и в целях реагирования на подобные ситуации в дальнейшем международными организациями был разработан ряд принципов для правительств.
К примеру, институтами ОЭСР была разработана матрица оценки рисков для цепочек поставок, которая основывалась на четырех возможностях: предвидение рисков; использование инструментов внутренней политики; использование инструментов государственного и частного секторов, включая МСП; использование международных инструментов:
- Предвидение рисков. Прогнозирование рисков для ответных мер и подготовки к будущим вызовам.
- Использование инструментов внутренней политики. Инвестиции в инфраструктуру, создание условий для цифровой торговли, рациональное управление закупками и гибкость регулирования, сотрудничество между различными государственными учреждениями.
- Использование инструментов государственного и частного секторов. Разработка стратегии управления рисками на уровне компаний; планы действий между государственным и частным секторами, включая МСП; стресс-тестирование цепочек поставок и стратегическое управление на внутреннем уровне; составление карты отечественных и иностранных сторон, участвующих в некоторых основных логистических цепочках; сбор и обмен данными о потенциальной концентрации и «узких местах» на начальном этапе или создание стресс-тестов для основных цепочек поставок.
- Использование международных инструментов. Снижение барьеров в торговле и инвестициях для основных товаров и их ресурсов. Упрощение процедур торговли: ускоренное прохождение таможенного контроля или ускоренная сертификация. Признание процедур оценки соответствия.
Для повышения устойчивости компаний в странах - участницах АТЭС был предложен инструментарий, который включает в себя следующие элементы в контексте модификации и совершенствования глобальных цепочек поставок:
- повышение готовности - расширение анализа основных рисков и включение стресс-тестирования цепочек поставок в бизнес-планирование и стратегии управления рисками;
- реструктуризация и перепроектирование цепочек поставок - создание резервов, увеличение запасов и увеличение сроков выполнения заказов; управление составом поставщиков и управление географическим разнообразием для обеспечения большей гибкости и жизнестойкости цепочек поставок;
- изменение дизайна продукта - упрощение продуктов и производственных процессов, обход или пропуск более рискованных звеньев в цепочках поставок;
- инвестиции в цифровизацию - доступ к большему количеству данных, усовершенствование инструментов принятия решений, интеграция или создание платформ цепочек поставок для обеспечения сквозных процессов. Также важно инвестировать в укрепление доверия к цифровому бизнесу для борьбы с растущими угрозами кибербезопасности;
- расширенные обязательства в области охраны окружающей среды, социальной защиты и управления (ESG) - повышение способности учитывать экологические, социальные и этические аспекты деятельности каждой компании и всех ее цепочек поставок.
Указанные выше подходы к инструментарию, включая необходимость формирования устойчивых к внешним воздействиям кооперационных цепочек, созвучны принципам развития сотрудничества, реализуемым в рамках ЕАЭС.
По мнению главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Е.Винокурова, «в основе деятельности ЕАЭС лежит идея движения к свободному перемещению товаров, услуг, труда и капитала как средству повышения экономического роста, модернизации экономики и улучшения жизни граждан. К настоящему времени у ЕАЭС уже есть ряд значимых достижений в этом направлении:
- создано единое таможенное пространство. Внутри Таможенного союза не применяются таможенные пошлины. Действует Единый таможенный тариф;
- Союз предоставляет гражданам государств-членов возможности общего рынка труда, по глубине интеграции сопоставимого с рынком труда ЕС. Это и упрощенные схемы миграционного учета и легального трудоустройства, и полный пакет социальных гарантий на всей территории ЕАЭС, включая здравоохранение, образование и взаимное признание дипломов, а также пенсионное обеспечение;
- успешно работают созданные Союзом такие структуры, как Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития, которые через свои финансовые инструменты способствуют экономической интеграции стран-участниц;
- техническое регулирование в рамках ЕАЭС уже в существенном объеме осуществляется на базе новых современных технических регламентов, обеспечивающих соответствие производимой на евразийском пространстве продукции единым стандартам качества»10.
Также, по мнению Е.Винокурова, «еще есть вопросы и проблемы, к которым необходимо искать и найти эффективные подходы и решения»11. Так, например, достройка общих рынков, гармонизация мер поддержки МСП позволили бы компаниям пользоваться рядом преимуществ в ведении бизнеса, а для МСП более активно встраиваться в трансграничные цепочки добавленной стоимости, что обеспечит возможность проведения общей взаимовыгодной сбытовой стратегии на рынках третьих стран (вместо необоснованной конкуренции).
Согласно результатам опроса представителей бизнеса, включая МСП, «(337 компаний Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана), проведенного Евразийским банком развития, большинство опрошенных (в среднем 73%) согласились с тем, что евразийская интеграция облегчает ведение бизнеса на территории вышеупомянутых государств»12.
В то же время было установлено, что компании шести стран при ведении внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС и регионе СНГ «сталкиваются с определенными барьерами, чаще всего в торговле. При этом, помимо технических барьеров, отмечались высокая конкуренция, отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, ограничения сбыта товаров и финансовые меры, включая получение и использование кредита для финансирования импорта»13.
Наряду с другими можно отметить еще и следующие аспекты:
- «инвестиционные сложности: трудности с поиском и удержанием инвесторов, недостаточная безопасность инвестиций, нехватка государственной поддержки»14;
- «поставки: проблемы с получением услуг и товаров сторонних организаций, нехватка сырья и нехватка оборудования»15;
- отсутствие интеграции поставщиков нижнего уровня (в основном это МСП) в отраслевые производственные цепочки;
- необходимость разработки мер по стимулированию внутреннего спроса на товары и услуги, производимые в странах ЕАЭС;
- распространение успешного национального опыта в сфере реализации финансовой поддержки промышленных проектов на уровень ЕАЭС;
- «сложности с поиском надежных партнеров»16;
- отсутствие национальных реестров верифицированных поставщиков компонентов, комплектующих.
С учетом сложившейся экономической ситуации на евразийском пространстве в соответствии с поручением Евразийского межправительственного совета и решением Высшего евразийского межправительственного совета от 2022 года в 2023 году под эгидой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) был разработан и запущен в мае 2024 года механизм финансовой поддержки кооперационных проектов в областях промышленности (далее - Механизм), призванный способствовать технологическому развитию и созданию новых моделей производства в государствах-членах, расширению торгово-экономических связей между ними, наращиванию взаимных инвестиций.
По мнению экспертов, в условиях санкционного давления Механизм «является удобным инструментом локализации технологий и комплектующих, поставляемых по «серому импорту»: все, что попадает под западные запреты, будет ввозиться на совместные предприятия под нейтральной евразийской юрисдикцией»17. На тех же условиях в пространстве ЕАЭС может быть организован и реверсивный инжиниринг, их дальнейшая доработка и сертификация под стандарты ЕАЭС.
Реализация Механизма позволяет МСП активнее встраиваться или создавать новые производственные цепочки, обеспечивать доступ к новым технологиям, замещать выпавшие из-за санкций и ухода иностранных компаний товары и услуги, снижать издержки самостоятельного импортозамещения.
Механизмом предусматривается субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выданным финансовыми организациями для реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, направленных на создание новых или модернизацию существующих производств. При этом в проекте должны участвовать минимум три участника от трех государств - членов ЕАЭС.
Основные компоненты Механизма следующие:
- источник финансирования - бюджет ЕАЭС, на 2025 год - около 3 млрд рублей18;
- форма поддержки - субсидирование части ставки по кредитам и займам в размере 100% ключевой ставки ЦБ/НБ;
- максимальный объем поддержки - 350 млн рублей в год на один проект;
- срок субсидирования и реализации проекта - до пяти лет;
- максимальная коммерческая ставка кредита/займа - ключевая ставка ЦБ/НБ + 6,5%.
Требования к участию (3+) в проекте (и/или, но не менее первого пункта для каждого участника проекта):
- поставки комплектующих, материалов для конечного производства ≥ 5% в производимой продукции;
- доля ≥ 10% от стоимости проекта (имущественный взнос);
- услуги ≥ 10% от стоимости проекта (связанные с проведением проектно-изыскательских и проектировочных работ, технологический инжиниринг, строительство, в т. ч. инфраструктура производства);
- технологии ≥ 5% от стоимости проекта (поставка оборудования, ПО или права пользования решением19.
Важным фактором расширения места МСП в международном экономическом сотрудничестве, отмечаемым в том числе в рамках исследований, проводимых ОЭСР и АТЭС, является развитие цифровых ресурсов и платформенных технологий, значительно упрощающих доступ МСП на международные рынки, поиск партнеров, проведение переговоров, заключение сделок и осуществление поставок.
По мнению основательницы компании «RUSS-Wildberries» Татьяны Ким, «цифровые платформы играют ключевую роль в развитии экономики стран БРИКС и СНГ, способствуя росту малого и среднего бизнеса, укрепляя международную торговлю и развивая сотрудничество между странами»20.
Она подчеркнула, «что у каждой страны, независимо от ее размера или экономического положения, уже есть одна или несколько развитых цифровых платформ, которые играют важную роль в развитии экономики»21.
Причем речь идет не только о классических универсальных маркетплейсах, таких как «Aliexpress», «WeChat» (КНР), «MercadoLivre» (Бразилия), «Flipkart» (Индия), но и о специализированных отраслевых маркетплейсах (платформы для перепродажи одежды «Vinted» (Литва), «Otto» (Германия) или так называемых классифайдах, которые нацелены не на фактическую продажу товаров, а на установление деловых контактов, в том числе с целью развития устойчивых кооперационных связей. Отдельно следует выделить экспортные классифайды, реализуемые с господдержкой, например online-bozor.uz (Узбекистан) и azexport.az (Азербайджан).
Более того, наличие разных форматов цифровых платформ позволяет малым компаниям с разной продукцией, разным опытом в маркетинге и продвижении, с любым географическим месторасположением активно включаться в международное экономическое сотрудничество.
Преимущества для МСП при осуществлении бизнеса через маркетплейсы весомы, просты и понятны. Главные из них: получение доступа к обширной аудитории без значительного вложения дополнительных средств, легкий старт начала работы на платформе, простота и удобство интерфейса, отсутствие лишних формальностей, экономия людских и временных ресурсов за счет автоматизации процессов на +++платформах, осуществление оператором платформы прохождения платежей, логистики, аналитики продаж, продвижения и рекламы товара.
Однако если речь не идет о потребительских или стандартизированных промышленных товарах, то чаще всего платформы выступают как витрины продавцов и покупателей, предлагая пользователям удобный интерфейс для отбора перспективных партнеров и установления деловых контактов. В таком случае важным плюсом платформы будет наличие дополнительных сервисов по верификации экспертами заявок и статуса компаний, организации и сопровождению переговоров, отслеживанию результатов взаимодействия и доступа к мерам поддержки МСП.
В Российской Федерации компании МСП имеют доступ к частным и государственным платформенным решениям для осуществления международного сотрудничества как в сфере B2C («Wildberries», «Ozon»), так и В2B (МСП.РФ).
Сервис «Производственная кооперация и сбыт» цифровой платформы МСП.РФ22, с одной стороны, собирает и систематизирует сведения об отечественных субъектах МСП - производителях непродовольственных товаров и продуктов питания, а с другой - запросы на закупку и потребности в продукции от частных российских и иностранных заказчиков и ритейлеров. С его помощью пользователи цифровой платформы МСП.РФ - производители непродовольственных товаров и поставщики продуктов питания - смогут представить свою продукцию, разместить свои потребности и откликнуться на потребности частных российских и иностранных компаний, а также торговых сетей.
По информации АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», являющегося оператором цифровой платформы МСП.РФ, в настоящее время на сервисе «Производственная кооперация и сбыт» размещены запросы 106 зарубежных компаний из 14 стран (Беларусь, Армения, Азербайджан, Киргизия, Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Узбекистан, Турция, Таджикистан, Туркменистан, Мексика, Сербия). Всего на цифровой платформе разместили запросы более 300 российских и зарубежных компаний, более 9 тыс. номенклатурных позиций.
С момента запуска сервиса заключено более 250 договоров и соглашений между российскими субъектами МСП - поставщиками продовольственной, непродовольственной продукции с промышленными и торговыми компаниями, в том числе из зарубежных стран.
Следует отметить, что ввиду сложности продукции, которая востребована в рамках производственной кооперации, от размещения запросов до первых поставок может пройти до 1,5 лет.
Подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время роль российских МСП в международном экономическом сотрудничестве объективно возрастает. Этому способствуют:
- Меняющаяся внешнеэкономическая конъюнктура, создающая новые возможности для малых и средних предприятий, обладающих рядом преимуществ перед крупными компаниями.
- Разработка национальных и межгосударственных инструментов поддержки цепочек добавленной стоимости и международной кооперации, призванных ответить на наиболее острые вызовы, препятствующие усилению роли МСП в международной торговле и международной кооперации.
- Развитие новых форматов, прежде всего цифровых ресурсов и платформенных решений, облегчающих МСП поиск партнеров за рубежом и осуществление внешнеторговых операций.
Учитывая роль сектора МСП для социально-экономической стабильности в стране, необходимо поддерживать существующие тренды роста участия малого и среднего бизнеса в международном экономическом сотрудничестве. Как отметил председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в мае 2025 года, «сфера предпринимательства стала неотъемлемой частью нашей экономики и одним из главных ее драйверов, помогая формировать конкурентную среду, обеспечивая занятость и способствуя укреплению регионов»23. В частности, МСП «может стать локомотивом по таким направлениям, как экспорт несырьевых и неэнергетических товаров»24.
Взаимодействие МСП все более эффективно упрочняет международное экономическое сотрудничество. Особенно заметен этот процесс в приграничных регионах, где малые и средние компании зачастую являются едва ли не единственными экономическими акторами. Но и в развитии отношений между странами, не являющимися соседними, МСП обладают значительным потенциалом. В посткризисный период они естественным образом заполняют ниши, образовавшиеся после ухода с рынка крупных компаний, способствуя таким образом оздоровлению межстрановых отношений в целом. Перефразируя известное высказывание о суммарной прочности тысяч нитей гуманитарных связей, можно утверждать, что малые и средние компании с такой задачей справляются не хуже.
1https://www.rbc.ru/business/16/05/2022/6282227c9a7947fd5be20a6f
2https://iz.ru/1416250/kirill-sazonov-evgenii-bagda-sarov/zvezda-zakatilas-mercedes-benz-ukhodit-iz-rossii
3https://www.forbes.ru/biznes/486270-vladelec-zara-i-bershka-okoncatel-no-zakroet-svoi-269-magazinov-v-rossii
4https://www.reuters.com/world/china/apple-aims-source-all-us-iphones-india-pivot-away-china-ft-reports-2025-04-25/
5https://www.theguardian.com/world/2022/nov/26/us-bans-new-huawei-equipment-sales-over-unacceptable-risk-to-national-security
6Enhancing the Role of SMEs in Global Value Chains // OECD. 2008. С. 10.
7https://www.exportcenter.ru/press_center/za-vremya-deystviya-natsproekta-mezhdunarodnaya-kooperatsiya-i-eksport-kolichestvo-msp-eksporterov-v/
8Там же.
9https://www.vedomosti.ru/kapital/trends/articles/2024/02/28/1022487-biznes-shturmuet-ved?from=copy_text
10Винокуров Е. Приоритеты евразийской экономической интеграции. Экспертное мнение. 2020. С. 1 // Первый евразийский конгресс // https://eabr.org/analytics/research-articles/evgeniy-vinokurov-prioritety-evraziyskoy-ekonomicheskoy-integratsii/
11Там же.
12Интеграционный бизнес-барометр ЕАБР. С. 3 // ЕАБР // https://eabr.org/upload/iblock/85a/EDB_2022_Report-1_Integration-Business-Barometer_rus.pdf
13Там же. С. 6.
14Там же. С. 7.
15Там же.
16Там же.
17https://www.ritmeurasia.ru/news--2024-06-28--novyj-mehanizm-podderzhki-promyshlennosti-v-eaes-v-chem-osobennost-74172
18https://eec.eaeunion.org/news/speech/na-2025-god-predusmotreno-poryadka-3-mlrd-rubley-na-kooperatsionnye-proekty-v-ramkakh-eaes/
19https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/242/f4h4iblz7ez1005aslvmtild5qiiu69f/Polozhenie-ob-otbore-kooperatsionnykh-proektov-v-promyshlennosti.pdf
20https://pravo.ru/opinion/255722/
21Там же.
22https://мсп.рф/services/development/promo/nonprod/
23https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_opredelilo_rol_msp_v_dostizhenii_nacionalnyh_celey_do_2030_goda.html
24Там же.