ГЛАВНАЯ > История без купюр

Третий раздел Польши

13:09 24.10.2025 • Петр Журавлев, журналист-международник

230 лет назад, 24 октября 1795 года, состоялся третий раздел Речи Посполитой, которая была вычеркнута из реальности, окончательно став историей. В тот же день прекратила своё существование Польша. Правда, последняя — лишь на время.

В Третьем разделе поучаствовали три великие державы — в ходе восстания Тадеуша Костюшко, который обещал вернуть Речь Посполитую к границам до 1772 года, Австрия, Пруссия и Россия практически одновременно двинули свои войска на восставших. Более того, Варшаву, как известно, взял русский полководец Александр Суворов. Однако после подавления восстания намерения у сторон были разными. Если Пруссия и Австрия настаивали на разделе, то Екатерина сомневалась — она по-прежнему считала, что Речь Посполитую уничтожать не стоит. Вот что писал комендант Варшавы Юзеф Орловский Тадеушу Костюшко, который хоть и был в русском плену, но получал письма и газеты: «Вас могут утешить великодушие и умеренность победителей в отношении побеждённых. Если они будут всегда поступать таким образом, наш народ, судя по его характеру, крепко привяжется к победителям». Тем более что русские и в этот раз не посягали на Польшу как таковую. Новая столица Польши, Варшава, досталась Пруссии, а древняя — Краков, где с XIV века короновались все польские монархи, — Австрии.

Россия присоединяет земли до Немана и Буга, населенные в основном западнорусским населением и родственными балтами, территории Великого Княжества Литовского (будущие Курляндская, Виленская и Гродненская губернии), Западную Волынь и часть Холмской земли общей площадью 120 тыс. км2 и населением 1,2 млн человек.

Пруссия получила территории, населенные этническими поляками, к западу от рек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (получившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Сувалкия), общей площадью 55 тыс. км2 и населением в 1 млн человек.

Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. км2 и населением 1,2 млн человек. Земли, перешедшие под власть Габсбургов, получили название Галиция и Лодомерия, они были разделены на 12 округов. Здесь были введены немецкая школа и австрийское право.

После окончательного разгрома восстания последний польский король Станислав II Август Понятовский оставил Варшаву и под конвоем русских драгун прибыл в Гродно под опеку и надзор российского наместника. Там он подписал акт отречения от престола Речи Посполитой 25 ноября 1795 года, в день именин российской императрицы:

«Мы отрекаемся свободно и добровольно от всех наших прав, без каких-либо исключений, на Корону Польши и Великое княжество Литовское и все земли, от них зависимые, и равным образом отрекаемся от всех территорий в указанных краях. Мы передаём этот акт торжественного отречения от короны и правления в Польше в руки Её Императорского Величества добровольно и с тем же желанием следовать долгу, которое руководило всей нашей жизнью. Оставив престол, мы исполняем последний долг нашего правления и умоляем Её Императорское Величество, чтобы она одарила своей материнской заботой всех тех, для кого мы были королём».

Поляки  умоляли сохранить хотя бы название польского королевства. Пусть под властью другого государя, но чтобы тот именовался и королём Польским. Просили об этом всех. Император Австрии и король Пруссии, хоть и разделили между собой Польшу, отказались. А Екатерина не могла: «Если мне не принадлежит ни пяди польской земли, то я не могу принять и титула. Поляки даже не знают, что я не владею ни единою пядью их земли, а предлагают стать мне их королевою...»

Ни один из разделов Речи Посполитой не вдохновлялся Россией. По их результатам к России не отошло ни пяди собственно польской земли. Более того, Россия вскоре дала польскому народу новую надежду — русский император Александр I в 1815 году учредил в составе Российской империи Царство Польское, которое обладало всеми признаками самостоятельного государства. Более того, в том же году он даровал Царству Польскому Конституцию — самую либеральную во всей Европе. При этом на тех польских землях, которые оставались под властью Пруссии, поляков вообще не считали за людей. Во всяком случае, за цивилизованных — Фридрих II сравнивал завоёванные территории с Канадой, а их население — с ирокезами. Но главным мучителем польского народа всё равно назначают Россию. Впрочем, плохо даже не это, а то, что некоторые готовы принять такую мысль, руководствуясь либо спесью, либо самоуничижением.

По материалам изданий «Аргументы и Факты» и «Военное обозрение»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати