ГЛАВНАЯ > История без купюр

Резня в Нанкине

10:51 13.12.2025 • Петр Журавлев, журналист-международник

Ранним утром 13 декабря 1937 года в Нанкине,  в то время столице Национального правительства (Гоминьдан), стрельба вокруг городских стен, наконец, затихла. Мерцающие движущиеся огни двигались в направлении  города — японские захватчики входили в Нанкин. 20-й пехотный полк 16-й дивизии японских войск, проходя через ворота Чжуншань, написал на железных дверях белой краской: «Войска Оно захватили город в 3:10 13 декабря, на 12 год правления императора Сёва».

Когда главнокомандующий японской экспедиционной армией Центрального Китая Иванэ Мацуи поднялся по реке на моторной лодке, чтобы торжественно «войти в Нанкин», японские захватчики приветствовали его радостными криками, но сквозь них были слышны крики и плач женщин, детей и стариков, которые не успели эвакуироваться.

Что же произошло тогда в Нанкине? После  падения столицы в городе началось массовое истребление китайских военнопленных и мирного населения.

Как только японские войска вошли в Нанкин, начались облавы на китайских солдат, переодетых в гражданское. Под подозрение попали все мужчины призывного возраста, у которых были обнаружены потертости от ранцев на плечах или синяки в области ключицы. Кроме того, японцы хватали всех с мозолями на ногах, шрамами на лице, прямой осанкой или «смотревших дерзко».

Взятых в плен китайских военных и молодых людей призывного возраста японцы сгоняли на берег реки Янцзы, где многих из них расстреливали из пулемётов. Одно из самых массовых убийств безоружных людей произошло 18 декабря. Японцы выстроили китайцев в четыре колонны и связали их между собой за руки, после чего открыли огонь. Стрельба продолжалась около часа, после чего выживших добивали штыками. Считается, что во время этой расправы были убиты около 57,5 тыс. человек.

Ещё одно массовое убийство произошло возле Тайпинских ворот. Там примерно 1,3 тыс. китайцев подорвали с помощью мин, а затем облили горючим и подожгли. Выживших также добивали штыками.

В городе начались массовые изнасилования. Японские военные вытаскивали женщин из домов и подвергали групповому насилию. Очевидцами были описаны факты чудовищных надругательств над беременными. Многие жертвы затем были зверски убиты. Японские военные врывались в дома и насиловали обнаруженных там женщин вне зависимости от их возраста. При малейших попытках сопротивления жертв закалывали штыками. Описаны случаи, когда сыновей заставляли насиловать матерей, а отцов – дочерей. История сохранила фотографии убитых детей и свидетельств изощренного надругательства над трупами.

Одной из наиболее ярких иллюстраций происходящего в тот момент кошмара стало пари между двумя офицерами японской императорской армии – Тосиаки Мукаи и Цуеси Нода. На пути из Шанхая в Нанкин они поспорили о том, кто быстрее убьет сто человек при помощи холодного оружия. Это «соревнование» воспринималось как нечто, что может поднять боевой дух солдат после тяжелых уличных боев в Шанхае, а потому привлекло внимание прессы.

За две недели в двух крупнейших ежедневных газетах Токио и Осаки вышло восемь статей, посвященных оригинальному «состязанию». Написаны они были в жанре спортивного репортажа. «Невероятный рекорд», – гласил один из заголовков.

Так как оба лейтенанта перевыполнили норму почти одновременно, победителя установить не удалось. Тогда они заключили новое пари, и на этот раз планка была поднята до уровня в 150 человек.

Согласно воспоминаниям очевидцев, японцы также совершали массовые грабежи, вынося имущество из домов. Треть Нанкина была уничтожена пожарами.

О причинах подобной беспрецедентной жестокости исследователи спорят до сих пор. «На вопрос, что именно подтолкнуло японских солдат к зверствам, существуют различные точки зрения. Но известно, что не все японцы это поддерживали. Японская армия была очень дисциплинированной, значит, кто-то отдавал приказы совершать преступления. Но в то же время были старшие офицеры, считавшие тех, кто совершал зверства, нелюдями», — заявил в разговоре с RT доцент ГАУГН, востоковед Максим Грачёв.

По словам заведующего Центром изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН Дмитрия Мосякова, Нанкинскую резню следует рассматривать в общем контексте политики Японии по отношению к Китаю.

«Смысл всех действий Японии на тот момент состоял в том, чтобы захватить Китай и привести к власти подконтрольное себе правительство. Поэтому нанкинские убийства можно рассматривать как знак устрашения. Японские войска планировали подавить сопротивление китайцев, ослабить их волю. Однако в конечном итоге вызвали у китайцев вместо страха чувство протеста и ожесточения», — сказал он в беседе с RT.

Впрочем, еще 6 августа министерство армии уведомило войска в Шанхае о том, что международные договоры об обращении с военнопленными в отношении китайцев можно считать недействительными, и попросило армейских бюрократов вообще не называть китайцев военнопленными.

А накануне взятия Нанкина был издан приказ за подписью дяди императора Хирохито – принца Ясухико Асаки, командовавшего Шанхайской экспедиционной армией. Это был приказ об убийстве пленных. Ряд историков утверждают, что он был издан адъютантом принца – генерал-лейтенантом, подделавшим подпись Асаки, но поверить в это трудно, а ответственность остается на принце в любом случае – как на командующем.

Общее количество жертв Нанкинской резни также вызывает у историков споры. Ряд специалистов считает, что  от обстрелов и последующих массовых убийств на улицах города погибли около 340 тыс человек. С ними солидарны многие специалисты. Японская сторона, по словам экспертов, пытается доказать, что жертв было несколько десятков тысяч, и называет произошедшее в Нанкине «инцидентом».

По итогам Международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токийского процесса) ряд японских военачальников, руководивших войсками во время Нанкинской резни, были приговорены к смертной казни. Однако принц Асака ушёл от ответственности. По условиям капитуляции ему был гарантирован иммунитет как представителю правящего дома.

«Китайцы никогда не забудут страшные нанкинские преступления, ставшие одной из самых трагических страниц войны. Японская жестокость превратила Нанкин в один из символов китайского сопротивления», — подытожил Дмитрий Мосяков.

Подготовлено по материалам RT, портала «Военное обозрение», открытых источников

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати