ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Варшавское восстание как антироссийский миф

10:56 06.09.2020 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В этом году Польша отмечает 76-ю годовщину Варшавского восстания – неудачной попытки поляков освободить свою столицу от гитлеровских оккупантов.

В стране проходит целый ряд памятных мероприятий, хотя текущие события в Белоруссии временно сместили фокус внимания польской пропаганды, оставив тему Варшавского восстания несколько в тени. Тем не менее, русофобские филиппики в рамках поминовения жертв восстания продолжают греметь в польском информационном пространстве.

Власти постсоциалистической Польши из пропагандистских соображений буквально «вмуровывают» тему Варшавского восстания в уже готовый единый смысловой ряд: восстание Костюшко 1794 г. - ноябрьское восстание 1830 г. – январское восстание 1863 г. – Варшавское восстание 1944 г. Первые три восстания в 19 веке были антироссийскими, и последнее, Варшавское, несмотря на то, что направлено против немцев, с точки зрения русофобской политики польского руководства должно служить неким идеологическим продолжением логики предыдущих восстаний. Трудно объяснимая «логика», но что поделаешь…

Отсюда выводится официальная позиция польских властей: Варшавское восстание потерпело поражение из-за ни больше, ни меньше - «коварства советского командования», не оказавшего восставшим необходимой помощи. Нет сомнений, такая трактовка событий 1944 г. служит еще одним средством идеологической мобилизации польского общества вокруг антироссийских символов для сегодняшней политической конъюнктуры.

При этом в самой Польше до сих пор спорят, чем было восстание 1944 г.- актом героизма или политической глупости? Главным движущим элементом восстания были антисоветские формирования – Армия Крайова (АК) и др. Целью восстания - освободить столицу от немцев до прихода Красной армии, поэтому восстание началось в крайне невыгодный для поляков момент. Вот данные Польского института национальной памяти (ПИНП) о составе: только 40% восставших прошли полное военное обучение, 65% были младше 25 лет и не имели боевого опыта, а те, кто его имел, воевали в 1939 г. в полевых, но не городских условиях (1). Не секрет, что командование АК знало об этом, но желание получить политические дивиденды в случае успеха заставило его пренебречь судьбами сотен тысяч польских патриотов.

Современный польский геополитик Лешек Сыкульский в статье «Преступление и миф. О Варшавском восстании» так оценивает события 1944 г.: «Более 200 тыс. жертв в течение 63 дней. Больше, чем во всех польских восстаниях от 1794 до 1863 года. Больше, чем жертв атомной бомбардировки Хиросимы. Ежедневно больше жертв, чем во время атаки на башни-близнецы [в Нью-Йорке в 2001 г.]» (2).

Сыкульский приводит слова главнокомандующего польскими вооружёнными силами в эмигрантском правительстве в Лондоне ген. Соснковского: «Без предварительных договорённостей с СССР на приемлемых условиях восстание было бы неоправданным, и без действительного и добросовестного взаимодействия с Красной армией было бы с военной точки зрения ничем иным как актом отчаяния».

Эмиссар лондонского правительства Польши Ян Новак-Езёраньский видел в восстании, прежде всего, антисоветскую операцию (1). Поэтому ПИНП заявляет: восстание было поражением с военной точки зрения, но необходимым с точки зрения политической. И это важное заявление для понимания реальных целей его вдохновителей того времени.

В современной Польше Варшавское восстание превратилось не только в идеологический миф, но и в коммерческое предприятие с пропагандистской составляющей. Массовая продажа одежды, предметов быта и аксессуаров с повстанческой символикой способствует укоренению официального толкования причин и последствий восстания в сознании поляков, но скрывает его суть.

И здесь не менее важно понимать весь контекст геополитических усилий польских лидеров в изгнании. Следует помнить, что на момент начала Варшавского восстания уже шла проводимая эмигрантским правительством операция «Буря» по захвату западно-украинских земель и всего месяц как закончилась операция «Острая брама» по захвату литовской столицы. Целью обеих операций было объявление Западной Украины и Литвы собственностью польского государства. Варшавское восстание, операции «Буря» и «Острая брама» следует рассматривать комплексно как ходы одной общей стратегической операции по захвату Польшей литовских и украинских земель, приближение к идеалу Речи Посполитой «от моря до моря» для обеспечения будущего геополитического лидерства Варшавы в Восточной Европе.

Лишь благодаря тому, что все три операции закончились поражением, Литва и часть Украины избежали польской оккупации. Причиной поражения операций «Буря» и «Острая брама» стали контрмеры советского командования, не позволившего польским вооружённым формированиям господствовать в зоне боевых действий.

Впрочем, командиры многих польских подразделений видели свою задачу лишь в том, чтобы появиться перед советскими офицерами после ухода немцев и объявить себя действующей властью. На нежелание польских отрядов воевать с немцами не раз указывало советское руководство, обвиняя АК и союзные ей формирования в пассивности.

Это разрушает официальный миф о бескомпромиссной борьбе польского антикоммунистического подполья с нацистами, тем более что многие польские командиры не считали зазорным ситуативное сотрудничество с гитлеровским командованием. Впервые предложение о совместной борьбе против СССР гитлеровцы озвучили командованию АК как раз после разгрома Варшавского восстания. Сделал это обергруппенфюрер СС Эрих фон дем Бах во время принятия капитуляции верховного главнокомандующего польскими вооружёнными силами в стране и за границей генерала Тадеуша Бур-Коморовского.

По свидетельству самого Бур-Коморовского, восставшие уже определили направления, на которых намеревались оказывать сопротивление Красной армии, а подписанная Бур-Коморовским капитуляция предусматривала амнистию боевикам АК, но не солдатам дружественной Советскому Союзу Армии Людовой. Таким образом, командование восстания отдало нацистам на растерзание десятки тысяч своих соотечественников. Отдельной темой остаётся равнодушие многих командиров АК к восстанию в Варшавском гетто в апреле-мае 1943 г. У части варшавян расправа немцев над жителями гетто вызывала положительные эмоции. Эмигрантское правительство в Лондоне не сочло нужным поддержать восстание евреев массовым восстанием поляков, предпочтя ожидать ещё целый год, до августа 1944 г. Во время польского восстания в Варшаве расправы боевиков АК над евреями также имели место (3).

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


1) https://ipn.gov.pl/pl/aktualnosci/41192,Powstanie-Warszawskie-boj-o-wolna-Polske.html

2) https://geopolityka.net/leszek-sykulski-zbrodnia-i-mit/

3) https://www.fondsk.ru/news/2020/03/21/kak-antisovetskoe-podpole-istrebljalo-v-polshe-evreev-50414.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати