ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Китайские «две сессии»: итоги и новые цели

10:33 11.03.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

В Китае завершилась работа 4 сессии 13 созыва Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), высшего законодательного органа страны, и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК), совещательного органа при руководстве КНР. «Две сессии» по традиции проходят ежегодно в начале марта. Они обсуждают и утверждают планы социально-экономического развития страны.

В этом году к их работе приковано особое внимание: Китай – единственная страна с положительным экономическим ростом среди основных экономик мира, говорится в докладе на сессии ВСНП Премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна.[1] В этой связи особый интерес к тому, как Китай продолжит преодолевать последствия пандемии и дальше.

Предполагается, что рост ВВП Китая в 2021 г. составит «более 6%», что сразу же породило разнообразные комментарии за рубежом. Там давали прогнозы роста в 7%-8% и даже более. Официальная газета «Жэньминь жибао» заметила в этой связи: «Задана нижняя граница, но не установлен верхний предел. На этой основе можно добиваться более высоких результатов роста, а также оставить пространство для структурных реформ. В связи с этим, цель роста в «более 6%» в полной мере учитывает необходимость и возможности, а также известные преимущества и неизвестные риски».[2]

Отсюда первый вывод: в приоритете качественные, а не количественные параметры роста. Второй – на «двух сессиях» открыли более глубокий горизонт стратегического планирования. Был утвержден не только план 14 пятилетки (2021-2025 гг.), но и Основные направления социально-экономического развития до 2035 г., рубежа завершения модернизации в Китае.

Главный приоритет развития – инновации и высокие технологии как драйвер роста (в докладе о работе правительства этому впервые уделена отдельная глава). Ведь 14 пятилетка приходится на завершающий этап «Стратегии 2025», которая реализуется с 2015 г. и предусматривает обеспечение технологического суверенитета страны, включая повышение доли локализации в 10 ключевых высокотехнологичных отраслях производства до 70% к 2025 г.

Не менее важным приоритетом становится повышение жизненного уровня населения (предусмотрены налоговая и пенсионная реформы), включая поддержание высоких экологических стандартов, что в настоящее время остается определенной проблемой. В прошлом году Председатель КНР выдвинул амбициозную цель достижения углеродной нейтральности к 2060 г. Это предусматривает достижение пика углеводородных выбросов к 2030 г. и их последующее снижение.

В повестке дня «двух сессий» одной из важных тем стало рассмотрение проекта решения о совершенствовании избирательной системы Гонконга. Его нынешняя избирательная система будет коренным образом реформирована, что, как это сформулировано в решениях, «позволит патриотам управлять Сянганом». Планируется усовершенствовать метод формирования и численность состава коллегии выборщиков в Гонконге. Этот орган по-прежнему будет уполномочен голосовать за главу гонконгской администрации. Но также на него будет возложена новая функция - избрание "относительно большой доли" членов Законодательного совета и контроль над процессом выдвижения всех кандидатов в депутаты.[3] Как результат, это обеспечит Пекину лояльность местных законодателей и администраторов, которые отныне при избрании и назначении на должность должны будут приносить клятву на верность Китаю.

Предвидя очередной раунд обвинений со стороны западных стран по поводу демократии и прав человека в Гонконге, китайская дипломатия позаботилась об «упреждающих мерах»: на проходящей в Женеве 46-й сессии Совета по правам человека ООН Беларусь выступила с совместным заявлением от имени 70 стран, подчеркнув, что дела Сянгана являются только внутренним делом Китая и не терпят вмешательства извне. 

Более широкий контекст внешней политики Китая осветил на своей пресс-конференции в рамках «двух сессий» министр иностранных дел КНР Ван И, заявив: «Мы категорически против гегемонии, тирании и травли в мировых делах, дали жесткий отпор попыткам грубого вмешательства во внутренние дела Китая», добавив в этой связи, что рассчитывает на «встречные шаги Вашингтона в пользу снятия необоснованных ограничений на китайско-американское сотрудничество без создания новых искусственных преград». А в качестве позитивного примера министр привел российско-китайские отношения: «Китай и Россия плечом к плечу стоят вместе, бок о бок взаимодействуют в борьбе против коронавирусной инфекции и политического вируса».[4]

Итак, амбициозные цели, уверенность в себе и спринтерские темпы масштабных перемен продемонстрировал в ходе работы «двух сессий» Китай, уверенный в преимуществах своей социально-экономической и политической системы.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Основное содержание доклада о работе правительства Китая в 2021 году», http://russian.people.com.cn/n3/2021/0305/c95181-9825313.html

[2] «Почему Китай установил целевой показатель роста ВВП на уровне более 6%?», http://russian.people.com.cn/n3/2021/0308/c95181-9826423.html

[3] «Глава Гонконга заявила о поддержке реформы избирательной системы в регионе», https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10841647

[4] «Пресс-конференция с участием члена Госсовета, министра иностранных дел КНР Ван И», http://russian.people.com.cn/n3/2021/0307/c31521-9826177.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати