ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

12:31 30.03.2021 • А. Федоров, журналист-международник

American Enterprise Institute: Большая ошибка Байдена в Северной Корее: подтолкнуть Китай к «решению проблемы»

Выступая на пресс-конференции на прошлой неделе во время своего визита в Южную Корею вместе с министром обороны Ллойдом Остином, госсекретарь Энтони Блинкен призвал возобновить дипломатию [по отношению к КНДР] и подчеркнул ту роль, которую, как он надеется, может сыграть Китай. «Китай должен сыграть решающую роль в работе по убеждению Северной Кореи продолжать денуклеаризацию. У Китая уникальные отношения с Северной Кореей. Практически все экономические связи Северной Кореи, ее торговля идет с Китаем или проходит через него, поэтому она имеет огромное влияние. И я думаю, что у него есть общая заинтересованность в том, чтобы мы сделали что-то в отношении ядерной программы Северной Кореи и в отношении все более опасной программы баллистических ракет», - сказал Блинкен, добавив: «Я надеюсь, что, что бы ни случилось в будущем, Китай будет эффективно использовать это влияние для продвижения Северной Кореи к денуклеаризации».

Теоретически комментарии Блинкена имеют смысл. Но на самом деле они наивны. Проще говоря, Блинкен видит здесь и сейчас, но, похоже, не знает тех, кто был до него, а также пытался работать через Пекин, чтобы добиться денуклеаризации Северной Кореи. История начинается 8 октября 1983 года, когда китайские дипломаты передали американскому посольству в Пекине послание Северной Кореи, в котором выражалось желание Пхеньяна участвовать в трехсторонних переговорах. На фоне наращивания военного присутствия Рейгана (Президент США 1981 г. – 1989 г.) в Южной Корее руководство Северной Кореи решило снять свое возражение против участия Южной Кореи, которое послужило основанием для отказа от предложения президента Джимми Картера выступить посредником в переговорах.

Оптимизм по поводу искренности Северной Кореи был недолгим, поскольку на следующий день северокорейские агенты попытались убить президента Чон Ду Хвана и большую часть его кабинета во время визита в Бирму. После атаки отношение Рейгана к дипломатии Северной Кореи остыло. Однако в январе 1984 года китайский премьер Чжао Цзыян передал Рейгану послание, в котором президент США снова одобрил переговоры между Кореей и Соединенными Штатами. Это предложение было явным и успешным усилием Пхеньяна и Пекина, которое позволило Северной Корее избежать последствий своих действий. Дипломаты стремятся к переговорам и готовы оставить прошлое позади, чтобы не делать историю помехой. Однако в очередной раз Северная Корея поступила неискренне. В ноябре 1987 года два северокорейских агента взорвали самолет Korean Air, следовавший рейсом 858 из Багдада в Сеул, в результате чего погибло 115 человек. Целью Пхеньяна было подорвать легитимность, которую Сеул получит, принимая Олимпийские игры.

После окончания Олимпийских игр президент Южной Кореи Ро Дэ У объявил, что Сеул прекратит политику изоляции севера. Белый дом воспринял эти идеи, и Госдепартамент назвал это «серьезным - поистине историческим - изменением традиционной» южнокорейской политики.

В 1980 году спутник-шпион заметил строительство ядерного реактора в Йонбёне, примерно в 60 милях к северу от Пхеньяна. Четыре года спустя спутники обнаружили воронки, что свидетельствовало о том, что Северная Корея экспериментировала с детонаторами, используемыми в ядерных бомбах. В то время как Рейган хранил опасения по поводу Йонбёна в секрете, чтобы сохранить возможность внезапной атаки, его бывший вице-президент и преемник Джордж Буш поставил дипломатию во главу угла. Госсекретарь Джеймс Бейкер объяснил: «Наша дипломатическая стратегия была разработана для усиления международного давления на Северную Корею, чтобы заставить ее соблюдать свои договоренности». Дипломатия продолжалась на протяжении всего срока Буша-старшего. 18 декабря 1991 года южнокорейский лидер Ро Дэ У объявил, что американские войска завершили вывод своего тактического ядерного арсенала из Южной Кореи. Вскоре Северная Корея согласилась подписать Соглашение о гарантиях в рамках Договора о ядерном нераспространении и разрешить инспекции Йонбёна. В течение следующих нескольких недель официальные лица Северной и Южной Кореи подписали Декларацию о денуклеаризации Севера и Юга, в которой две Кореи отказались от переработки плутония и обогащения урана и согласились не испытывать, не производить, не обладать, не развертывать и не применять ядерное оружие. Обе стороны также согласились на проверки совместной комиссией. Сначала казалось, что Буш нашел волшебную формулу. Бейкер списал молчаливое согласие Пхеньяна на терпеливую дипломатию. «Американская дипломатия [была] непосредственно ответственна за прекращение шестилетней непримиримости Севера», - писал он в своих мемуарах.

Но пока Бейкер поздравлял себя, и Пхеньян, и их покровители в Пекине признали, что Бейкер находится в отчаянии, и пришли к выводу, что они могут получить больше от американцев, поддерживая конфликт и добиваясь новых уступок. Когда Северная Корея бросила вызов соглашению о денуклеаризации, президент Билл Клинтон попытался усилить влияние Пекина на Пхеньян. Проблема, однако, заключалась в том, что Пекин не был альтруистом: за его сотрудничество пришлось заплатить цену. Эта цена заключалась в ослаблении требований к Северной Корее. Китай также глубоко поддержал действия Совета Безопасности после того, как Северная Корея объявила, что удалит облученные топливные стержни из Йонбёна.

А когда Рамочное соглашение 1994 года (по всестороннему разрешению ядерной проблемы на Корейском полуострове) начало трещать по швам, китайские правители осознали, что могут «доить» Соединенные Штаты в обмен на представление по сохранению контроля над Северной Кореей. Администрация Джорджа Буша стремилась обменять «действия на действия», поскольку она предоставила Пхеньяну большую продовольственную помощь в обмен на отключение его реактора. Когда критики, такие как Джон Болтон, предположили, что поощрение Северной Кореи за неповиновение будет стимулировать плохое поведение, Совет национальной безопасности возразил, что отношения изменились с тех пор, как вмешался Китай. Однако даже если Китай был более сговорчивым, такая готовность играть дипломатическим путем дорого обходилась. В последние недели своего правления Клинтон отказался от санкций в отношении Китая в обмен на обещание Китая не распространять технологии. Затем китайские компании начали продавать Ирану секретные технологии.

В основе последовательного самообмана Госдепартамента по поводу Китая лежало неправильное толкование интересов Китая: южнокорейские интеллектуалы неоднократно предупреждали Фогги Боттом о том, что одержимость Китая северокорейской стабильностью и желание Пекина использовать Северную Корею в качестве буфера противоречат интересам США (и Южной Кореи).

Вернемся к Блинкену: предложение работать через Китай с целью сдерживания и контроля Северной Кореи могло бы иметь смысл, если бы сменяющие друг друга администрации не пробовали его неоднократно и каждый раз, начиная с Рейгана четыре десятилетия назад, терпели неудачу. История началась не с инаугурации Байдена. В Соединенных Штатах никогда не бывает tabula rasa. В Северной Корее нет волшебной формулы успеха, но определенные стратегии гарантированно потерпят неудачу. Опора на любезность Пекина поощряет Китай вести двойную игру и поощряет периодические кризисы, и позволяет Пекину использовать проблему Северной Кореи, чтобы вбить клин между Вашингтоном и его главными региональными союзниками: Южной Кореей и Японией.

Источник: https://www.aei.org/op-eds/bidens-great-north-korea-mistake-pushing-china-to-solve-the-problem/

 

Gatestone Institute: Уроки Ближнего Востока

«Вдали» от воспоминаний о слишком многочисленных войнах, которыми был усеян Ближний Восток, велик соблазн думать, что дипломатия должна заменить силу и что хорошие переговоры, даже если они означают проигрыш, лучше, чем конфликт. Это более или менее философия, которая, похоже, вдохновляет «не такую ​​новую» американскую администрацию, как администрация бывшего президента США Барака Обамы.

Бывший президент Дональд Трамп, со своей стороны, несомненно, извлек некоторые уроки из опыта британского премьер-министра Уинстона Черчилля и еще больше из жалкого обмана, предложенного Гитлером британскому премьер-министру Невиллу Чемберлену и французскому премьер-министру Эдуару Даладье, который год спустя приведет ко Второй мировой войне. Даладье и Чемберлен были настолько противниками применения силы, что предпочли принести Чехословакию в жертву нацистским аппетитам, а не стоять на своем, пока еще было время. Остальное, к сожалению, хорошо известно.

Другие были вдохновлены римским полководцем Публием Флавием Вегетиусом Ренатом: «Si vis pacem, para bellum» - Если хочешь мира, готовься к войне.

Президент Трамп, увидев десятилетия застоя в, казалось бы, безнадежном израильско-палестинском конфликте, принял аналогичную философию, решив перевернуть проблему с ног на голову и выслушать альтернативную версию фактов. Он видел, что Израиль пошел на дипломатические уступки, уйдя из земель Египта, захваченных в войне 1967 года, и Газы в 2005 году, только чтобы взамен выиграть три войны, десятки тысяч ракет, нацеленных на его гражданское население, и террористическую группировку ХАМАС, внушительно выигравшей выборы в Газе.

Предыдущие администрации, такие как администрация президента Обамы (хотя, за восемь лет под управлением Обамы США принимали участие в четырех масштабных военных кампаниях на территориях других стран – прим. ред.), цеплялись за идею, что конфликты могут быть разрешены только путем переговоров. Трамп и его советники предпочли обратиться к арабскому миру, опасаясь гегемонистской экспансии Ирана, и попытаться достичь всеобъемлющего соглашения, которое в конечном итоге включило бы палестинцев.

Эти консультации быстро привели к Соглашению Авраама - миру между Израилем и четырьмя странами, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко. Это был впечатляющий прорыв, невиданный ранее в этом регионе.

В течение четырех лет казалось, что президент Трамп вознаграждает только одну сторону - Израиль. Хотя решения его администрации вызвали протест со стороны Махмуда Аббаса, его окружения, европейских правительств и Организации Объединенных Наций, как ни странно, со стороны арабского мира почти не было возражений. Вместо этого они заявили, что устали от непродуктивного палестинского «дела» и встревожены иранской угрозой. Это был также период, в течение которого палестинский терроризм достиг одного из самых низких его уровней.

Международные СМИ пестрили заголовками, предупреждающими Трампа о катастрофических последствиях, которые могут возникнуть в результате признания Иерусалима столицей Израиля и перемещения туда посольства США.

Европейский Союз и Организация Объединенных Наций оказались на грани паники, когда американский президент признал Голанские высоты, взятые в 1967 году после нескольких лет нападений оттуда со стороны Сирии, частью Израиля.

Другие жесты, не менее важные, акцентировали внимание на видении Трампа: прекращение финансовой помощи палестинским властям, пока они продолжают подстрекать к терроризму и распределять зарплаты преступникам, находящимся в заключении в Израиле; сокращение американского финансирования БАПОР, организации ООН, по-видимому, предназначенной для увековечивания статуса беженца - а также конфликта - для потомков палестинских арабов, бежавших во время войн, чтобы уничтожить Израиль в 1948 и 1967 годах; закрытие офиса ООП в Вашингтоне; но, прежде всего, создание реалистичного мирного плана, учитывающего интересы двух народов, а не их лидеров. План Трампа предлагал палестинцам государство в населенных ими районах, административную столицу, которую необходимо определить, и помощь в размере 50 миллиардов долларов для развития их экономики. План был отклонен палестинскими властями еще до того, как он был составлен.

Все это никоим образом не мешало Авраамовым соглашениям увидеть свет дня. По словам Джареда Кушнера, Саудовская Аравия также рассматривала возможность признания Израиля, если бы администрация Трампа была избрана на второй срок.

Те же саудиты сейчас обеспокоены возможным возвращением к СВПД, «ядерной сделке с Ираном», продвигаемой членами администрации Обамы - Джоном Керри, Венди Шерман и тогдашним вице-президентом Джо Байденом, - что позволило бы аятоллам получить ядерное оружие. Соглашение СВПД иногда сравнивают со «швейцарским сыром» из-за его многочисленных дыр, среди которых была «оговорка о прекращении действия», разрешающая иранскому правительству обогащать уран и получать ядерные бомбы через несколько лет, а также то, что оно не обязало предоставлять объекты инспекциям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) «в любом месте и в любое время».

К сожалению, первые заявления президента Байдена относительно Ирана и Саудовской Аравии вряд ли успокоят саудовцев или других союзников Америки в Персидском заливе. Несмотря на злонамеренную деятельность Ирана за рубежом - помощь террористическим движениям, таким как ливанская «Хезболла» и хуситы в Йемене; его ускоренное обогащение урана; разработка межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками и трудности, с которыми столкнулись инспекторы МАГАТЭ при попытке инспектировать ядерные объекты Ирана, - сказал Байден о СВПД: «Оно сработало. Правительство Ирана не предприняло никаких шагов, чтобы приблизиться к ядерному оружию».

К сожалению, это не так. В 2017 году группа израильтян ворвалась на иранский склад (в южной части Тегерана) и уехала с «десятками тысяч секретных файлов», подтверждающих значительный обман.

Столкнувшись с решением президента Трампа выйти из соглашения до тех пор, пока Иран не будет вести себя менее агрессивно, Байден ответил, опять же неверно:

«Историческая ядерная сделка с Ираном, о которой мы договорились, не позволила Ирану получить ядерное оружие ... Однако Трамп отверг ее, побудив Иран возобновить свою ядерную программу...»

К сожалению, напротив, СВПД разрешает Ирану произвести столько ядерных бомб, сколько он пожелает, за несколько лет.

Если назначения Энтони Блинкена госсекретарем было достаточно, чтобы успокоить израильтян и саудовцев, назначение Роберта Малли специальным представителем по Ирану только разожгло их опасения. Мэлли был не только причастен к разработке СВПД, он «начал первую президентскую кампанию Обамы после того, как появились сообщения, что он встречался с членами террористической группировки ХАМАС», и, как сообщается, просил, чтобы ХАМАС был включен в переговоры в будущем. Сенатор Том Коттон написал в Твиттере:

«Вызывает глубокое беспокойство то, что президент Байден рассматривает возможность назначения Роба Мэлли руководителем политики Ирана. Мэлли имеет долгую историю симпатий к иранскому режиму и враждебности к Израилю. Аятоллы не поверят своей удаче, если он будет избран».

Руэл Марк Герехт писал в 2018 году:

«В настоящий момент у духовного режима может быть тайная центрифуга в Мешхеде, на северо-востоке Ирана, и мы ничего об этом не знаем ... В СВПД нет ничего, что могло бы помочь нам открыть этот или любой другой возможный секретный объект».

Правительство Израиля, секретной службе которого удалось продемонстрировать готовность Ирана получить ядерное оружие, также предупредило:

«Эта сделка дала Ирану вымощенную золотом магистраль для строительства критически важной инфраструктуры для всего арсенала ядерных бомб. Эта сделка дала Ирану ресурсы для значительной эскалации агрессии и террора на Ближнем Востоке».

Заявления Байдена о мире с палестинцами также вряд ли успокоят союзников Америки на Ближнем Востоке. Его видение похоже недалеко от видения Обамы и Керри.

Байден резюмировал свою позицию прошлой осенью:

«Двухгосударственное решение - это единственный способ обеспечить долгосрочную безопасность Израиля при сохранении его еврейской и демократической идентичности. Я не знаю, как они это делают без двухгосударственного решения. И это также единственный способ обеспечить палестинцам права на собственное государство».

Похоже, он забывает, что эти попытки взаимодействия никогда не приводили ни к какому результату, кроме разжигания конфликта.

Вопрос в том, что сделает президент Байден, если окажется, что палестинская администрация снова решит, что она должна добиться всех возможных уступок, прежде чем она даже начнет переговоры?

Источник: https://www.gatestoneinstitute.org/17148/lessons-middle-east

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати