Минувший год для арабо-израильских отношений уже принято называть прорывным, а то и поворотным. Хотя пока непонятно станет ли необратимым патронируемый Вашингтоном процесс примирения и не приведет ли он к появлению новых линий разлома в регионе.
Началось с того, что в январе прошлого года США с помпой анонсировали план по разрешению палестино-израильского конфликта, предусматривавший взаимное признание еврейского и палестинского государств с общей столицей в Иерусалиме (правда, позже уточнили, что столицей Палестины станет отдаленная окраина города), распространение юрисдикции Израиля на часть Западного берега реки Иордан, разоружение боевиков ХАМАС. Палестинцам же были обещаны инвестиции и признание их государства при значительном расширении его территории. Такой расклад палестинские власти не устроил, но американцы их недовольство проигнорировали.
Через несколько месяцев Биньямин Нетаньяху объявил о планах распространить суверенитет еврейского государства на часть палестинской территории Западного берега, вызвав этим взрыв возмущения в мусульманском мире. Дальнейшие события заставили подозревать, что демарш израильского премьера должен был стать разменной монетой в процессе политического торга.
И действительно, в середине сентября при заключении т.н. «Авраамовых соглашений» о нормализации отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами в качестве жеста доброй воли израильская сторона заявила о приостановке плана, правда, временной. Тогда же было подписано «Совместное коммюнике об установлении дипломатических и мирных отношений» с Бахрейном, которое хоть и не является полноценным договором, но позволяет заключить ряд других соглашений.
Палестинское руководство выразило категорическое несогласие с действиями ОАЭ и Бахрейна, ссылаясь на Арабскую мирную инициативу 2002 года, согласно которой установление отношений между арабскими странами и Израилем возможно лишь «после прекращения оккупации захваченных в 1967 году палестинских земель, создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и справедливого решения проблемы беженцев». Реакция в остальном арабском мире на эти события оказалась разнонаправленной, что проявилось на сентябрьской сессии Лиги арабских государств, в повестку которой были внесены сразу два проекта резолюции: одобряющий заключение соглашений и осуждающий их. Оба предложения были отклонены.
При этом Саудовская Аравия - лидер ближневосточного арабского мира - воздержалась от официальных заявлений: считается, что саудовский король не склонен поддерживать процесс нормализации отношений с Израилем, а фактически правящий страной наследник престола готов к этому. Но пойти наперекор королю он не может – у того есть и другие сыновья.
Анкара и Тегеран осудили арабо-израильское примирение. Президент Исламской Республики Хасан Роухани назвал соглашения «большой ошибкой», а высший руководитель страны аятолла Хаменеи посчитал, что ОАЭ предали исламский мир и палестинцев. Последнюю формулировку повторил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, претендующий на роль главного защитника интересов мусульманской уммы. Интересно, что при этом различные источники говорят о готовности самой Турции снизить накал напряженности в отношениях с Израилем - по данным СМИ, обе страны в последнее время активизировали неофициальные контакты при посредничестве Азербайджана. А советник турецкого президента по иностранным делам Месут Хаккы Джашын даже признался: «Если Израиль сделает один шаг (навстречу – А.И.), Турция может сделать два шага».[i]
Дальше - больше. 23 октября 2020 года по итогам телефонной беседы лидеров Израиля, Судана и США было объявлено о достижении соглашения по нормализации отношений между Суданом и Израилем. Наконец, в конце декабря Марокко и Израиль подписали соглашения в сфере экономики, торговли, инноваций и туризма. Ожидается, что мирный договор между этими странами будет заключен уже в январе наступившего года.
Таким образом, список арабских стран, с которыми у Израиля есть официально мирные отношения, вырос до шести: это Египет, Иордания, ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко. И неофициально – с рядом других государств, которые вполне могут этот список пополнить.
Несмотря на демонстрируемый всеми участниками процесса оптимизм, уверенности в необратимости нового тренда пока нет.
Во-первых, соглашения эти больше похожи на сделки: ОАЭ в обмен на мир получили доступ к американским новейшим вооружениям и израильским технологиям, Бахрейн (точнее, суннитская династия Бахрейна, правящая преимущественно шиитским населением) – американо-израильский «щит» от «подрывных» действий Ирана, Судан – исключение из американского списка государств – «спонсоров терроризма» и финансовую помощь, Марокко – признание Соединенными Штатами суверенитета Раюата над Западной Сахарой, 20% которой контролирует Фронт ПОЛИСАРИО. В условиях зашкаливающего недоверия с обеих сторон даже задержки выполнения обещаний легко могут повернуть процесс примирения вспять. Кстати, по информации The New York Times, Судан уже в ультимативной форме потребовал от Вашингтона ускорить имплементацию условий «контракта», угрожая в противном случае его разорвать.
Во-вторых, соглашения продемонстрировали, что палестинская проблема больше не является приоритетной для многих арабских режимов (но не для арабской «улицы» - например 80% марокканцев недовольны «сговором» своих властей с еврейским государством). Хотя, арабские страны, участвующие в процессе, и утверждают, что делают это чуть ли не ради блага палестинцев: дескать, имея официальные отношения с Израилем, можно цивилизованным путем добиваться от него уступок в этом вопросе. И тем не менее, без разрешения палестино-израильских противоречий обеспечение мира на Ближнем Востоке проблематично. В этой связи Сергей Лавров, приветствуя процесс нормализации арабо-израильских отношений, подчеркнул, что процесс этот «не должен отодвигать на второй план, а тем более предавать забвению палестинскую проблему, которая должна решаться на основе имеющихся решений ООН».[ii] В то время как американцы, настаивая на своем плане урегулирования, судя по всему, надеются взять палестинцев измором. Если, конечно, новый американский президент не примется отменять все подряд инициативы предшественника, чем долгое время занимался Дональд Трамп.
Зачем все это нужно американцам? США выбрали в главные враги в регионе Иран, и Вашингтон уже долгое время продвигает идею создания антииранского и проамериканского союза, т.н. «арабского НАТО», членами которого планируется сделать Израиль и ряд арабских государств – ведь многие из них вполне искренне побаиваются иранского «экспансионизма» в условиях, когда суннитско-шиитские трения в той или иной степени и форме присутствуют в Сирии, Йемене Ираке, Ливане, Саудовской Аравии, Кувейте и Бахрейне. И не исключено, что теперь «процесс пошел».
При этом нельзя исключить, что арабо-израильское замирение может привести к новому обострению на Ближнем Востоке. И не только между Ираном, с одной стороны, и арабо-израильским альянсом, с другой. Политический союз арабских стран во многом зиждился на конфронтации с общим врагом, в роли которого на протяжении десятилетий выступало еврейское государство. Иран же представляется таковым далеко не всем ближневосточным режимам, и теперь можно ожидать объективизации многих, доселе подспудных, межарабских конфликтов. В том числе – по поводу отношения к тому же Израилю.
И еще: «подарок» Трампа Рабату также не останется без последствий, о чем, кстати, предупреждала Москва.[iii] СМИ уже сообщают о возобновлении боевых действий в Западной Сахаре.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs