Gatestone Institute: Китай и Россия: апрельские провокации
Российские войска концентрируются на границе с Украиной, китайские суда окружают риф Уитсан на Филиппинах в Южно-Китайском море, а китайские военно-воздушные силы почти ежедневно совершают полеты через опознавательную зону ПВО Тайваня. Китайские войска уже почти год как окопались в контролируемом Индией Ладакхе в Гималаях.
Администрация Байдена сделала предупреждения, как Москве, так и Пекину, но ни одна из стран не выглядит напуганной. Попытки США снизить уровень напряженности в горячих точках рассматриваются в российских и китайских кругах как недостаток решимости.
Особенно смелы китайцы. Они описывают свои полеты возле Тайваня как «боевые учения». В то же время они посылают большие корабли в воды Тайваня. Их первый авианосец «Ляонин» недавно совершил особенно провокационный жест, пройдя вдоль восточной стороны острова.
Неофициальный таблоид Коммунистической партии Global Times, используемый Пекином для обозначения новой политики, 12 апреля опубликовал видео, на котором главный редактор Ху Сицзинь предупреждает, что Пекин «пролетит» над Тайванем, другими словами, влетит в суверенное воздушное пространство Тайваня - чтобы «провозгласить суверенитет».
Подобные угрозы развязывают войны. Китайские лидеры используют провокационную риторику, потому что, среди прочего, они не верят, что Соединенные Штаты или другие страны придут на помощь Тайваню.
На протяжении десятилетий Вашингтон придерживался политики «стратегической неопределенности», не сообщая ни Пекину, ни Тайбэю, что США будут делать перед лицом неминуемого конфликта. Такой подход работал, как правило, в мирные времена с более отзывчивым китайским руководством, но с гораздо более агрессивными правителями в Пекине эта политика терпит неудачу.
Пекин больше не впечатлен американской мощью. Главный дипломат Китая Ян Цзечи на печально известной встрече в Анкоридже в середине прошлого месяца начал тираду, в которой он сказал государственному секретарю Энтони Блинкену и советнику по национальной безопасности Джейку Салливану, что США больше не могут разговаривать с Китаем «с позиции силы».
Пекин открыто издевается над Вашингтоном. 14 апреля Global Times опубликовала передовицу с таким заголовком: «Когда не хватает реальной решимости, США должны сохранять «стратегическую неопределенность».
Фактически, лидеры Китая заявляют, что не верят, что президент Джо Байден будет защищать Тайвань. Редакционная статья в поддержку этой точки зрения ясно дает понять, что Пекин считает, что военный баланс сил в его пользу, даже если США были бы готовы сражаться на стороне островной республики. В пропагандистской статье от 8 апреля режим Китая заявил, что у Тайваня «не будет шансов», если он (Китай) решит вторгнуться на остров. Такое китайское самовосприятие подавляющей силы, конечно, чрезвычайно опасно.
Поэтому пора восстановить сдерживание. Как сказал Gatestone в этом месяце Джозеф Боско, сотрудник отдела Пентагона по Китаю в администрации Джорджа Буша: «Учитывая кардинально изменившиеся обстоятельства, сейчас нужны другие слова».
К сожалению, Пекин их не слышит. Да, США и Япония опубликовали совместное заявление лидеров, в котором упоминался Тайвань - впервые с 1969 года - во время визита премьер-министра Ёсихидэ Суги в Белый дом 16 апреля, но слова были мягкими. В настоящий момент неспособность принять адекватно жесткие формулировки только усиливает ощущение слабости Америки и подчеркивает озабоченность, выраженную Боско, ныне известным китайским аналитиком, и другими.
Что же делать? Байден должен публично заявить, что Соединенные Штаты отказываются от «стратегической неопределенности» и принимают «стратегическую ясность», другими словами, Байден должен сделать четкое заявление о том, что Америка будет защищать Тайвань. Пекин посмел сказать это президенту (Байдену); он должен ответить.
Более того, мы уже прошли момент, когда будет достаточно просто деклараций и предупреждений. Администрация Байдена еще не возложила на Китай издержки за агрессивные действия, ставящие под угрозу безопасность Америки и таких союзников, как Япония. Китайские лидеры, слыша мягкие предупреждения администрации Байдена, должно быть, задаются одним вопросом: «Или что?»
Как Китай угрожает Тайваню, Россия «угрожает» Украине. Сообщается, что в последние недели Москва сосредоточила около 85 000 военнослужащих возле своей границы с этой бывшей советской республикой, ныне независимым государством. Концентрация российских сил здесь самая высокая с 2014 года, когда Москва аннексировала Крым.
В том же году поддерживаемые Россией солдаты взяли под свой контроль большую часть Донецкой и Луганской частей русскоязычного Донбасса, а Москва начала выдавать паспорта полумиллиону человек в Донецкой и Луганской «Народных республиках».
Владимир Путин в 2019 году заявил, что Россия оставляет за собой право защищать этнических русских за пределами России. В этом месяце Дмитрий Козак, заместитель главы администрации президента России, заявил, что его страна может вмешаться, чтобы «защитить» своих граждан. Он предположил, что если это произойдет, Украина не выживет, потому что это будет «выстрел не в ногу, а в лицо».
Американская реакция не была адекватной. Русские считают Байдена слабым. «В путинской игре балансирования на грани войны Байден моргнул первым», - сказал BBC журналист Константин Эггерт, имея в виду, что американский президент предложил встретиться своему российскому коллеге. «Нервы Байдена,- сказал он, - подвели его».
Эта оценка может быть верной. Перед лицом угроз ВМС США все же не отправили, как многие ожидали, два эсминца через Босфор в международные воды Черного моря. Politico сообщило, что «два официальных лица США, знакомые с планами», заявили, что отмена была вызвана опасениями Америки по поводу обострения ситуации между Россией и Украиной.
Грегори Копли, президент Международной ассоциации стратегических исследований, сообщил Gatestone, что Турция объявила о намерении Вашингтона войти в Черное море еще до того, как решение было принято. В свете заявления Анкары окончательное решение держаться подальше создало впечатление, будто США отступили. Примечательно, что это решение разочаровало Украину.
Копли, также главный редактор журнала Defense & Foreign Affairs Strategic Policy, отмечает, что Китай и Россия обычно испытывают новых американских президентов, как и другие государства. Что отличается на этот раз, так это серьезность их провокаций.
Дракон и Медведь, похоже, координируют свои действия, как они это делали в течение некоторого времени. По крайней мере, каждый действует с учетом того, что делает другой. Как только один из этих агрессоров сделает шаг, другое государство, воспользовавшись ситуацией, почти наверняка последует за ним. Байден также должен быть обеспокоен тем, что Москва или Пекин действуют через посредников Иран и Северную Корею.
Коммунистический режим Китая имеет историю участия в военных действиях - в частности, вторжение в Индию в 1962 году во время кубинского ракетного кризиса - в то время как других отвлеклись на горячие события. Следовательно, война может вспыхнуть на обоих концах евразийского континента одновременно.
Источник: https://www.gatestoneinstitute.org/17300/china-russia-provocations
Chatham House: Саммит Байдена по климату
За первые 100 дней своей работы президент США Джо Байден предпринял похвальные шаги для решения проблемы изменения климата, в том числе установил «общегосударственный» подход, присоединился к Парижскому соглашению и привлек экспертов по климату для принятия мер в рамках всей администрации.
Но теперь нависла настоящая проблема. Для того чтобы США подтвердили свою легитимность в отношении климата в политически разделенном внутреннем ландшафте, Байдену необходимо одновременно расставить приоритеты во внутренней политике и восстановить международные альянсы, чтобы показать, что его администрация может выполнить свои долгосрочные обязательства.
В частности, США должны сделать три вещи правильно во время Саммита лидеров по климату, который Байден проводит на этой неделе: продемонстрировать свою приверженность действиям на федеральном уровне, которые обеспечат долгосрочное изменение политики, подтвердить прочность трансатлантических отношений при одновременном расширении партнерских отношений и ловко управлять динамикой сотрудничества и конкуренции с Китаем.
Саммит, инициированный администрацией Байдена, чтобы продемонстрировать свою позицию лидера в области климата, является решающим моментом в преддверии предстоящей в этом году Конференции Сторон (COP 26) Рамочной программы Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая будет совместно организованна Великобританией и Италией.
В отчете, выпущенном ООН, текущие целевые показатели основных источников выбросов оказались недостаточными для ограничения повышения глобальной температуры на 2 ° C, не говоря уже о стремлении к 1,5 ° C. Поэтому председатели COP 26 будут надеяться, что положительный результат саммита Байдена побудит страны повысить амбициозность своих климатических обязательств в преддверии ноябрьской конференции.
Однако правительство США постоянно сталкивается с препятствиями на пути существенного сокращения собственных выбросов парниковых газов. Даже с обширным проектом исполнительного распоряжения, предварительно озаглавленным «Финансовые риски, связанные с климатом», и повторным введением в действие Закона о раскрытии климатических рисков, Байден сталкивается с серьезным вызовом.
В то время как бывший президент США Дональд Трамп ясно показал уязвимость отступления от климатических обязательств, ограниченные климатические действия давно предшествовали администрации Трампа. США отказались ратифицировать Киотский протокол в 2001 году и не обеспечили существенной политики сокращения выбросов после того, как не смогли установить цену на углерод в 2010 году.
Одна из причин этого заключается в том, что зависимость от ископаемого топлива глубоко укоренилась как в американской экономике, так и в обществе. США занимают второе место по общему объему выбросов парниковых газов в стране после Китая, а также второе место в мире по количеству автомобилей на душу населения и одни из самых высоких выбросов CO₂ на душу населения.
Эти вопросы создают непосредственные проблемы для обсуждения в преддверии саммита, поскольку другие страны по-прежнему скептически относятся к возвращению США к лидерству в области климата. Байден пригласил 40 мировых лидеров принять участие в саммите, по сути вновь созвав возглавляемый США Форум крупнейших экономик по энергетике и климату, в который входят 17 стран, на долю которых приходится 80 процентов мирового ВВП и выбросов парниковых газов.
Байден также пригласил лидеров стран, уязвимых к воздействиям изменения климата, тех, которые внедрили новые способы достижения чистой нулевой экономики, и тех, которые продемонстрировали сильное лидерство в действиях по борьбе с изменением климата.
Но президент США сталкивается с чрезвычайным давлением внутри страны и за рубежом, прокладывая новый курс действий по борьбе с изменением климата. В 2015 году США объявили об Определяемом на национальном уровне вкладе (NDC) к 21 конференции в Париже, чтобы сократить выбросы парниковых газов на 26-28 процентов по сравнению с уровнем 2005 года к 2025 году. Но с тех пор Climate Action Tracker, независимое научное исследование, отслеживающее действия правительства по борьбе с изменением климата, в соответствии с целями Парижского соглашения, оценили прогресс Америки в области климата как «критически недостаточный».
Теперь, в преддверии саммита, Байден, как ожидается, объявит о новом NDC на период до 2030 года для США, в котором будет изложен подробный план внутренних мер по смягчению последствий. NDC должен продемонстрировать амбициозность и показать, что США принимают меры по смягчению последствий в соответствии с Парижским соглашением.
Но преодоление национальных препятствий на пути к климатической политике, включая консервативную оппозицию и разногласия в прогрессивных взглядах, будет иметь решающее значение для достижения этой цели. Хотя глубоко партийный Конгресс одобрил восстановительный пакет COVID-19 на сумму 1,9 триллиона долларов, испытанием станет разработанный администрацией Байдена план создания рабочих мест в США на 2,3 триллиона долларов, получивший название «законопроект об инфраструктуре», который, вероятно, будет вынесен на голосование Конгресса в июле.
Основные компоненты плана - транспорт, здания и коммунальные услуги, рабочие места и инновации - составляют просроченные инвестиции в традиционную инфраструктуру, включая дороги, мосты, железные дороги и аэропорты, а также в электромобили, электросети и системы водоснабжения.
Кроме того, законопроект предлагает значительные инвестиции в американское производство экологически чистых технологий, совмещая план создания рабочих мест и переход рабочей силы из отрасли, работающей на ископаемом топливе, с климатически важными технологиями для батарей, солнечной и ветровой энергии. Если законопроект пройдет более или менее в целости и сохранности, он может снова укрепить доверие к лидерству США в области климата и послужить сильным сигналом для других стран, что США являются серьезным претендентом на глобальную конкуренцию в области зеленых технологий.
Поскольку изменение климата продолжает превращаться в один из важнейших вопросов внешней политики США и всего мира, становится все более очевидным его пересечение с рядом областей политики, включая технологии, торговлю и безопасность. Чтобы США выполнили свои более широкие обязательства, им необходимо расширить диапазон своих партнерских отношений за пределы традиционных последователей в Европе. Приглашение стран основных производителей парниковых выбросов и развивающихся стран к участию в саммите сигнализирует об изменении тактики США в сторону поощрения более коллективного подхода и признания неотложности коллективных действий.
США срочно необходимы две ключевые области - инновации в зеленых технологиях и финансах, а также устойчивая торговая политика, чтобы укрепить свои позиции в «климатической» дипломатии как с развитыми, так и с развивающимися странами. Важно отметить, что достижение резкого сокращения выбросов углерода для быстрорастущих стран-источников выбросов, таких как Индия, потребует дальнейшего снижения цен и способности технологий работать в различных географических контекстах.
Таким образом, инновации в области «зеленых» технологий и финансов, наряду с улучшенными механизмами раскрытия информации и подотчетности, предложат правительствам пути для достижения прогресса в тандеме. В то время как опасения по поводу интеллектуальной собственности и конкурентных преимуществ могут формировать образ мышления «победитель получает все», гонка за вершиной может быть лучше осуществлена за счет координации со стороны правительства и обеспечения коммерческих партнерских отношений.
Кроме того, торговля играет центральную роль в привлечении инвестиций и перемещении экологически чистых товаров и услуг по всему миру, дабы сделать их более доступными. В свете этого ЕС предложил механизм корректировки углеродных границ - краеугольный камень европейской «зеленой сделки» - для решения проблемы «утечки углерода», когда компании перемещают производство в страны с менее строгими стандартами выбросов. Великобритания обязалась поднять этот вопрос во время своего председательства в G7 в этом году, и США должны серьезно отнестись к этим усилиям, чтобы установить глобальную цену за выбросы углерода.
Байден также должен тесно сотрудничать с партнерами для выполнения международных обязательств - особенно тех, которые связаны с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Но вместо бинарной динамики «конкуренция или сотрудничество» с Китаем, на который приходится более четверти глобальных выбросов, климатические цели должны занимать видное место в списке общих приоритетов США и Китая.
Визит посланника США по климату Джона Керри в Китай может указывать на то, что США стремятся продвигать климатическую дипломатию, одновременно снижая напряженность в других областях внешней политики, сосредоточив внимание на достижении дополнительных целей, таких как техническое сотрудничество и помощь уязвимым странам.
Приняв многомерную климатическую политику, которая продвигает области согласования, США могут расширить пространство для продвижения климатических целей, не делая уступок. Действительно, совместное американо-китайское заявление по климату, сделанное в результате визита Керри и его коллеги-посланника из Китая Се Чжэньхуа, является первым со времен Обамы. В заявлении указывается на обоюдное намерение укреплять сотрудничество для выполнения Парижского соглашения и способствовать успешным международным встречам, включая КС 26.
Чтобы завоевать доверие в вопросах изменения климата, администрация Байдена должна использовать свое движение, чтобы провести существенную федеральную политику, расширить свои партнерские отношения, продвигая зеленые инновации и торговлю, и тактично согласовать свои интересы с Китаем. Возможности для действий по борьбе с изменением климата могут снова измениться в 2022 году после промежуточных выборов в США. Чтобы развеять опасения по поводу непостоянства Америки, Байден должен убедиться, что союзники могут полагаться на США в плане надежных политических положений и прочных отношений для реализации национальных и международных климатических амбиций.
Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/04/bidens-summit-climate
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs