ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и ЕС: «зеленая» повестка дня

17:19 19.04.2021 • Юрий Меньшиков, редактор

Российский совет по международным делам (РСМД) и компания CREON Group провели семинар «Перспективы сотрудничества России и ЕС в области экологии».

Сотрудничество России и Европейского союза (Евросоюз, ЕС) в области экологии и устойчивого развития является одним из перспективных направлений двусторонних отношений. Для России и российских компаний это открывает перспективы на энергетическом рынке ЕС и доступ к технологиям по переработке отходов и производству возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Для ЕС и компаний из стран-членов Союза − это возможность импорта продукции, которая соответствуют его экологическим нормам.

Непрозрачная ситуация вокруг Трансграничного углеродного регулирующего механизма ЕС (Carbon Border Adjustment Mechanism − CBAM), так называемой «Зелёной сделки», мешает государственным структурам и представителям бизнеса с обеих сторон решить ряд вопросов. Свои версии ответов на них на семинаре предложили участники нескольких групп: дипломаты России и Евросоюза, представляющие официальные позиции, независимые эксперты и ученые, а также представители производственных объединений. Модераторами семинара выступили Иван Тимофеев, программный директор РСМД и Флориан Виллерсхаузен, директор по развитию бизнеса CREON Group.

Открывая семинар, Игорь Иванов, президент РСМД, бывший министр иностранных дел России, в частности, обратил внимание на то, что политические отношения между Россией и Евросоюзом в настоящее время зашли в тупик. Это препятствует сотрудничеству двух сторон в борьбе с общими для всего человечества проблемами − пандемией коронавируса и изменением климата. С точки зрения ветерана российской дипломатии, Россия вынуждена внимательно отслеживать все изменения в европейской экономической политике, включая введение налога на углеродные эмиссии, так как это вплотную касается ее национальных интересов.

Официальную российскую точку зрения на положение вещей в сфере охраны окружающей среды изложил Артем Булатов, заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД. Он подчеркнул, что Россия привержена положениям Парижского договора и намерена снизить на 70 % выбросы «парниковых газов» в атмосферу − до уровня 1990 года. Но при этом, по его словам, вызывает настороженность, когда в условиях пандемии COVID-19 в поисках новых источников стимулирования роста своей экономики отдельные страны Евросоюза пытаются добиться односторонних выгод за счет введения СВАМ. Россия рассчитывает, что Евросоюз в сложившихся условиях будет следовать правилам ВТО, и не допустит введения протекционистских мер в двусторонних торгово-экономических отношениях в обход уже подписанных контрактов и соглашений, что может привести к торговым войнам.

Лоран Бардон, руководитель отдела экономики и торговли Представительства ЕС в России, со своей стороны, сослался на примеры плодотворного трансграничного российско-европейского сотрудничества в рамках проекта «Северное измерение», который все в большей мере касается проблем экологии. Он напомнил, что Евросоюз одобрил «Зеленую сделку» в 2019 году, в которой ставится цель добиться нулевых выбросов парниковых газов в атмосферу и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды к 2050 году, а также уменьшить их на 55 % к 2030-му. По его данным, Россия является – после Китая, США, ЕС и Индии − пятым крупнейшим в мире источником парниковых газов. По сравнению с российским ВВП и населением – это слишком высокий показатель, выше, чем у других стран, считает Бардон. Он добавил, что по данным Евросоюза, Российская Федерация отстает от графика снижения выбросов парниковых газов и декарбонизации своей промышленности. По его словам, это оправдывает инициативу ЕС о введении налога на «избыточное» загрязнение окружающей среды.

Мнение европейского экспертного сообщества по вопросам сотрудничества России и ЕС по экологической тематике выразил Рэм Кортевег, старший научный сотрудник Нидерландского института международных отношений «Clingendael». Он указал на то, что каким бы амбициозным ни казалось соглашение стран Евросоюза «Зеленая сделка», оно будет выполнено либо в установленные сроки, либо немного позже.

Российское экспертное сообщество было представлено Игорем Макаровым, заведующим Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, Еленой Масловой, доцентом кафедры интеграционных процессов и старшим научным сотрудником ИМИ МГИМО МИД России, Натальей Пискуловой, д.э.н., профессором кафедры международных экономических отношений и внешних экономических связей МГИМО МИД России.

О видении бизнес-сообщества перспектив и рисков взаимодействия России и ЕС в сфере экологии, зелёных инвестиций и устойчивого развития рассказали: Флориан Виллерсхаузен, член правления «CREON Group»; Анастасия Лаврентьева, управляющий директор АО «Газпромбанк»; Алексей Спирин, директор департамента по управлению экологическими и климатическими рисками компании «En+ Group» и Эрнесто Ферленги, председатель комитета по энергетике, председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» Ассоциации европейского бизнеса».

Участники семинара согласились, что Европейскому союзу и России перед лицом стоящих глобальных вызовов необходимо прорисовать общую «зеленую линию».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати