В пресс-центре ИА REGNUM был организован круглый стол «Решающий вклад СССР и Китая в Победу над милитаристской Японией». В нем участвовали: Модест Колеров, главный редактор ИА REGNUM; Вячеслав Зимонин, профессор Военного Университета Министерства обороны России; Чжу Вэньбинь, военно-морской атташе Посольства Китая в России, старший капитан 1-го ранга; Владимир Павленко, доктор политических наук, обозреватель ИА REGNUM, полковник; Анатолий Кошкин, профессор Института стран Востока; Алексей Плотников, профессор Московского лингвистического университета и Юрий Тавровский, профессор Российского университета дружбы народов.
Открывая круглый стол, Модест Колеров обратил внимание на превратности истории. В пример он привел отношения с Японией двух государств, которые подверглись агрессии и воевали с ней в годы Второй мировой войны – Монголии и Южной Кореи. В школьных учебниках первой страны в угоду Японии замалчиваются такие события как Халхин-Гол и другие факты ее экспансионистской военной политики. В Стране утренней свежести, несмотря на то, что она также, как и Страна восходящего солнца, в наши дни является союзником США на Дальнем Востоке, до двух третей корейцев по опросам общественного мнения хранят историческую память и негативно относятся к Японии. Главред призвал народы Китая, Монголии, Кореи и России помнить о своем боевом братстве в борьбе против японского империализма.
Продолжая тему, профессор Зимонин отметил, что политическая подготовка вступления Советского Союза в войну с Японией началась в разгар Великой Отечественной войны, а практическая подготовка – тогда, когда Красная Армия только готовилась нанести решающий удар по фашистской Германии. Важной особенностью войны с Японией было то, что основная ее подготовка велась уже в мирное для советских людей время. Ученый констатирует, что, хотя советско-японская война и являлась самостоятельной частью Второй мировой войны, она в то же время была логическим продолжением Великой Отечественной войны. Ситуация на Дальнем Востоке в то время была сложной. Несмотря на американские ядерные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки, Япония продолжала борьбу против США, Великобритании и других союзников СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Американский генерал Дуглас Макартур, имевший опыт поражения от японцев на Филиппинах в 1942 году, считал, что война с Японией может продлиться еще 5-7 лет и будет стоить союзникам 1,5 млн солдатских жизней, а японцам, включая мирное население, – до 10 млн. Продолжение войны принесло бы новые неисчислимые потери и другим вовлеченным в нее странам, в том числе и Китаю, который и так за 14 лет непрерывной борьбы с Японией к тому времени потерял более 35 млн своих граждан. Зимонин полагает, что если бы Китай капитулировал, то Вторая мировая война была бы совсем другой. Но он выдержал, и этому во многом помогла финансовая, экономическая, политическая, а главное крупномасштабная военная помощь Советского Союза. С созданием японцами на оккупированных китайских территориях марионеточного квазигосударства Маньчжоу-го, перед Советским Союзом неотвратимо встал вопрос признания Китайской Республики во главе с Чан Кайши. Этот вопрос был решен путем установления дипломатических отношений. В 1937 году для активизации борьбы с японским империализмом по инициативе СССР и настоянию Коминтерна был создан Единый национальный фронт Китая, который объединил силы Гоминьдана и Компартии Китая, что позволило в 1940 году провести весьма успешную «Битву 100 полков». Помощь Советского Союза выражалась в предоставлении Китаю крупных безвозмездных кредитов общей суммой свыше 250 млн долларов для закупки советской военной техники и оружия. Всего на эти средства были оснащены 40 самых боеспособных дивизий Гоминьдана из имевшихся у него 246. С 1937 по 1941 год в Китай из СССР были направлены тысячи военных советников, технических специалистов, 700 пилотов, 1940 штурманов, авиатехников, стрелков-радистов, поставлены 1235 самолетов, 1600 орудий, почти 2000 автомашин и тракторов.
В то же время, в наиболее трудный начальный период японо-китайской войны помощь Гоминьдану со стороны США была чисто символической: до 1938 года в Китай было поставлено 11 самолетов, 450 т пороха и финансов в 10 раз меньше, чем от СССР. По китайским данным, в первые три года войны до 70% бензина, расходуемого японской армией в Китае, поступило из США, а от американского оружия погибли около 54% китайцев.
Перейдя к вступлению Советского Союза в войну с Японией 9 августа 1945 года, Зимонин напоминает, что этому предшествовал призыв к ней капитулировать, который содержался в Декларации союзных держав, подписанной на Потсдамской конференции 26 июля 1945 года. Япония капитулировать отказалась. В ходе молниеносной операции Красной Армии в Маньчжурии и Северном Китае Квантунская армия была разбита. В результате ее капитуляции, японские вооруженные силы потерпели самое крупное поражение в ходе Второй мировой войны, что привело к капитуляции 2 сентября 1945 самой Страны восходящего солнца.
Полковник Павленко построил свое выступление на разоблачении попыток фальсификации истории войны Советского Союза против Японии 9 августа – 3 сентября 1945 года. Он заметил, что с позиции истории Второй мировой войны особенно отчетливо видны негативные последствия трагического советско-китайского раскола в 1960-80 годах, который был очень на руку Западу для того, чтобы пойти в наступление на историческую правду. Ученый выделил несколько факторов, которые привели к появлению благоприятных условий для искажения сути и значения событий тех дней. К одному из них относится чрезмерная концентрация внимания на Европейском театре военных действий в ущерб Азиатско-Тихоокеанскому, в который входил Дальний Восток. Он замечает, что 3 сентября всегда уступал по значимости 9 мая, хотя в этот день завершилась Вторая мировая война. По мнению обозревателя, обе эти даты неразрывно связаны друг с другом. Второй фактор – недостаток внимания к истории Азиатско-Тихоокеанского театра военных действий, который создал для западных историков комфортные обстоятельства для «перетягивания одеяла». Усилия были сосредоточены на том, чтобы создать впечатление, что будто бы американские вооруженные силы сыграли решающую роль в победе на Тихом океане, якобы несопоставимую с ролью Советского Союза. Именно здесь, по мнению ученого, находятся корни преувеличенных представлений о значении ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки. Результатом этого стало принижение западной историографией роли китайского Сопротивления. Для этого приводятся «аргументы», что Китай, якобы, из-за слабой военной организации воевал неэффективно, в частности, не использовал свой численный перевес над японскими войсками. При этом, западные ученые ссылаются на отсутствие у Китая крупных побед или выигранных сражений, а также восьмикратное превышение потерь личного состава по сравнению с японскими. На этом основании делается сомнительный вывод, что, если бы не Соединенные Штаты, то Китай был бы неминуемо разгромлен. Конъюнктура такого подхода заключается в том, что Пекину отказывают в признании его равноправной сопричастности к Победе во Второй мировой войне. Отвечая на эти выпады, полковник напомнил о «стратегии выжидания», впервые примененной в Отечественной войне России 1812 года, а также о том, что несмотря на ряд неудач и поражений, Китай, в отличие от Франции и Норвегии, не капитулировал. Фальсификаторы также цепляются за формальные моменты, называя китайско-японскую войну региональным конфликтом, так как в нем не участвовали остальные мировые державы. При этом сознательно игнорируется тот факт, что Япония вместе с Германией и Италией входила в Антикоминтерновский пакт, а Китай пользовался всесторонней поддержкой Советского Союза.
Старший каперанг Чжу Вэньбинь, военно-морской атташе Посольства Китая в России назвал длившуюся более 14 лет китайско-японскую войну «самой продолжительной, масштабной и кровопролитной в национально-освободительной борьбе китайского народа» против иностранных захватчиков за весь период новой истории. В этой войне, по его информации китайская нация потеряла 35 млн человек; было уничтожено более 1,5 млн японских солдат, что составило примерно 70% всех потерь японской армии во Второй мировой войне. Атташе приблизительно процитировал И.В.Сталина, который, оценивая вклад китайского народа в войну против Японии, сказал примерно следующее: «Только тогда, когда руки и ноги японских агрессоров будут скованны − в то время, когда немецкие захватчики напали на нашу страну, − нам удастся избежать войны на два фронта». Чжу подчеркнул, что в начале войны с Японией Советский Союз был единственной страной, предложившей прямую военную помощь Китаю. По его данным, СССР направил более 5 тысяч советников и экспертов, которые не только помогали Китаю в военном строительстве, но многие из них принимали непосредственное участие в боевых действиях. Китайский военный дипломат подчеркнул, что разгром советскими войсками Квантунской армии привел к полной и безоговорочной капитуляции Японии. Он сообщил, что для того, чтобы отдать дань памяти и уважения павшим в битвах с японцами советским солдатам, китайское правительство построило 70 военно-мемориальных комплексов, куда ежегодно приезжает большое число китайских граждан и потомков советских воинов, воевавших против Японии и одержавших Победу над ней. Чжу заверил, что «народ Китая никогда не забудет искреннюю помощь Советского Союза». Он констатировал, что Вторая Мировая война стала крупнейшей катастрофой в истории, где Советский Союз и Китай были огромными театрами военных действий на Западе − в Европе и на Востоке −в Азии. «Они понесли величайшие потери и заплатили высокую цену, совершив великий подвиг ради спасения человечества и защиты мира во всем мире», − подчеркнул военный дипломат. Однако, по его словам, в последние годы звучат заявления и совершаются действия, умаляющие значение Победы во Второй мировой войне, злонамеренно искажающие и фальсифицирующие ее историю. Не прекращаются попытки обелить милитаристское прошлое Японии, продолжаются посещения храма Ясукуни уцелевшими японскими вояками и их потомками. Чжу считает, что нельзя прекращать борьбу против японских реваншистов и милитаристов. Необходимо помнить такие позорные страницы истории Японии, как Нанкинская резня, женщины для утешения, и не допускать переписывания учебников истории. По оценке Чжу Вэньбиня, на сегодняшний день китайско-российские отношения стали примером отношений крупных держав с высочайшей степенью взаимного доверия, высоким уровнем сотрудничества в различных областях и общими стратегическими ценностями, которые разделяют оба государства.
В заключение участники круглого стола отметили, что годовщина окончания Второй мировой войны должна напомнить народам России и Китая об их боевом братстве, которое сделало возможным внесение решающего вклада в разгром милитаристской Японии, и призвали общественность двух стран бдительно охранять историческую правду о событиях тех лет и хранить память о них, не допуская искажений и фальсификаций прошлого.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs