В ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция, посвященная проведению Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: исторические уроки и современные вызовы».
В конференции приняли участие врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, заместитель директора Института государства и права РАН, сенатор Всемирной ассоциации прокуроров при ООН, заслуженный юрист Российской Федерации Александр Звягинцев, председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский и ответственный секретарь Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России», член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Елена Цунаева.
Форум, посвященный сохранению исторической правды о Дальневосточной победе Красной Армии во Второй мировой войне, пройдет в Хабаровске 6-7 сентября. Мероприятие также приурочено к 75-летию Токийского процесса.
Начиная конференцию, руководитель Хабаровского края напомнил, что в 1949 году краевой центр стал местом проведения трибунала над японскими военными преступниками, который стал известен как Хабаровский процесс по аналогии с Нюрнбергским и Токийским процессами. Он сообщил, что форум будет масштабным мероприятием, состоящим из восьми тематических секций, в котором примут участие ученые из Китая, Кореи и Японии, а также из различных регионов России. На открытии форума будет развернута выставка рассекреченных документов из центральных архивов ФСБ и МВД и архивов управлений этих ведомств по Хабаровскому краю.
Дегтярев убежден, что проведение форума поможет сохранению исторической правды, даст возможность рассказать эту правду молодому поколению и будет способствовать воспитанию у него патриотизма. Он считает, что документальное наследие Хабаровского процесса выходит за рамки одного события и имеет беспрецедентное значение для понимания в целом места советского Дальнего Востока в Победе в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне.
Отвечая на вопросы модератора, врио губернатора рассказал, что помимо проведения форума, к теме Великой Отечественной войны в крае обращаются регулярно. Этому, в частности, способствует завершение реставрации Окружного дома офицеров (был построен в 1882 году для генерал-губернатора Приамурья), в котором в 1949 году проходил Хабаровский процесс и было осуждено 12 военачальников Квантунской армии. В Доме будет развернута постоянная экспозиция рассекреченных документов о подготовке Японией бактериологической войны против Советского Союза. Также для студентов вузов готовится специальная краевая учебная программа «Без срока давности».
Александр Звягинцев высказал мнение, что главным уроком правосудия Нюрнбергского и Хабаровского процессов является напоминание ныне живущим о страшных трагедиях и последствиях возможных действий немецких фашистов и японских милитаристов, грозивших миру, о подвиге советских людей, предотвративших катастрофу, о значении вынесенных военными трибуналами в Нюрнберге и Хабаровске приговоров для судеб миллионов людей всего мира. Итоги обоих процессов легли в основу построения послевоенного миропорядка и основополагающих документов Организации Объединенных Наций, в частности, Конвенции по запрещению бактериологического оружия от 1972 года. Юрист считает, что значение Хабаровского процесса, хотя он и не являлся международным в отличие от Токийского, заключается в том, что именно в Хабаровске в 1949 году внимание мирового сообщества было привлечено к бесчеловечным опытам японских военных микробиологов и медицинских специалистов различных профилей над людьми для создания бактериологического и других видов оружия.
Звягинцев рассказал, что японцы предпринимали бактериологические диверсии в Трёхречье на границе с СССР и в Нанкине на территории Китая, а также в других точках. По его словам, ныне здравствующая японка Йокики Амабе свидетельствует, что, когда ей было 12 лет, она проживала на китайско-советской границе неподалеку от места дислокации зловещего японского отряда 731 и имела возможность наблюдать, как в него для медицинских экспериментов привозили китайцев, корейцев и советских граждан, которые в результате умирали в страшных мучениях. Опыты, включая вскрытия, проводились без наркоза на живых людях. По мнению ученого, именно размещение отряда 731 возле советской границы привело к появлению и распространению на территории СССР энцефалитного клеща.
Помимо 731-го существовали еще 100-й и Нанкинский секретные отряды («отряды смерти»), которые также занимались разработкой биологического оружия. Так, по китайским притокам советских рек на нашу территорию сплавлялись зараженные сибирской язвой трупы животных. Штаммы этой смертельно опасной заразы были выведены в лабораториях именно этих отрядов. Все эти сведения были представлены советской стороной на Токийском процессе. Однако американцы, которые были хозяевами трибунала, отказались рассматривать этот вопрос. Они предпочли торжеству правосудия получение информации об экспериментах с биологическим оружием из первых рук – от японцев.
Звягинцев сообщает, что это подтверждают и сами американцы. Так, например, профессор истории Вашингтонского университета Питер Кузник в интервью для фильма «Правосудие с акцентом» о Токийском процессе прямо заявлял, что была заключена сделка между американцами и японцами, что последние не будут отданы под суд, если передадут США результаты своих секретных разработок. Им была предоставлена широкая амнистия, и в результате около трех тысяч японских ученых и военнослужащих оказались в Соединенных Штатах. Это подтверждает Закири Кауфман, старший научный сотрудник Гарвардской школы Кеннеди. Вот почему, считает российский юрист, Советский Союз был вынужден провести Хабаровский процесс, который стал первым и единственным в истории человечества процессом, когда судили военных преступников не только за испытания на живых людях бактериологических средств, но и за разработку смертоносной программы уничтожения человечества с помощью бактериологического оружия. Процесс также раскрыл величие подвига советского народа по спасению мира от бактериологического Апокалипсиса.
Что касается звучащих иногда голосов, осуждающих вступление Советского Союза в войну с Японией при наличии договора о взаимном нейтралитете, то российский юрист сослался на беспрецедентную мобилизацию, проведенную для пополнения Квантунской армии, в результате чего ее численность сначала удвоилась, а затем утроилась и достигла 1,5 млн человек; количество танков в частях увеличилось в два раза, а самолетов − в три. Все это свидетельствовало о подготовке Японии к нападению на СССР, возможно, с применением бактериологического оружия. Помимо этого, у Советского Союза существовали обязательства перед союзниками. В результате молниеносной 10-дневной операции советских войск Квантунская армия была разгромлена и капитулировала, не успев, по словам взятого в плен командующего этой армии Отодзо Ямада, реализовать планы бактериологической войны. Но ее идеолог, генерал-лейтенант Сиро Исии, после Второй мировой войны оказался в США.
К современным вызовам Звягинцев отнес расположение американских закрытых лабораторий на территории бывших советских республик по периметру России, в частности, в Грузии и на Украине. Так, на Украине такие лаборатории существуют возле городов Киев (две), Винница, Ужгород, Львов, Харьков − всего более 12. По свидетельствам украинских и грузинских источников, возле американских лабораторий были отмечены случаи странных смертельных заболеваний среди местного гражданского населения.
Отвечая на вопрос модератора, Елена Цунаева рассказала о проекте «Без срока давности», который с проведением Форума распространяется и на Дальний Восток и превращается из общественной инициативы в общероссийский мегапроект, который объединяет исторические судьбы Востока и Запада нашей страны. Тогда как нацисты осуществляли план «Ост» по оккупации, а затем аннексии западных земель СССР (жизненное пространство), японские милитаристы готовили «План великой восточноазиатской сферы сопроцветания». Цунаева ссылается на документы Токийского процесса, которые подтверждают, что Япония готовилась к нападению на Советский Союз, и первой жертвой на ее пути должен был стать Хабаровск. Таким образом, в наши дни город органично становится территорией действия проекта «Без срока давности».
Константин Могилевский, как руководитель фонда «История Отечества» −соорганизатора Форума, проинформировал о том, какие вопросы будут на нем обсуждаться. Он отметил, что будут действовать несколько площадок, в частности, историческая. Объединенными усилиями удалось многое сделать для организации содержательной работы по анализу массивов документов, ставших доступными после рассекречивания. С точки зрения историка, документы, которые впервые вводятся в научный оборот, потребуют тщательного осмысления для того, чтобы дополнить или изменить представление о событиях тех лет на Дальнем Востоке. Могилевский выразил уверенность в том, что результаты работы Форума лягут в основу научной, образовательной, просветительской и воспитательной деятельности.
Суммируя выступления спикеров, можно сказать, что значение предстоящего Форума заключается в том, что, освещая ранее неизвестные аспекты прошлого, он обращен в будущее.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs