Фото: Национальный парк «Русская Арктика»
Неустойчивая динамика развития Арктики и непростые взаимоотношения региональных движущих сил делают её будущее крайне неопределенным и неоднозначным. Какой будет Арктика через 30 лет? Ответ на этот вопрос попытались найти ученые из Московской школы управления СКОЛКОВО и Высшей школы бизнеса Будё (Норвегия). Совместно они разработали четыре сценария вероятного будущего региона. Результаты исследования были представлены во время круглого стола «Арктика-2050: карта будущего». Мероприятие прошло в рамках «High North Dialogue 2021».
Доктор экономических наук, профессор Высшей школы бизнеса Университета Нурланда (Норвегия) Фруде Нильссен уверен, что наиболее сильно на будущее Арктики влияет глобальное потепление. Во-первых, изменение температуры воздуха воздействует на жителей Северного полюса – население прибрежных районов начинает мигрировать в регионы с более стабильным климатом. Во-вторых, потепление способствуют сокращению ледяного покрова, что позволяет добывать природные ресурсы недоступные ранее, а также открывает новые торговые маршруты. «Климатический кризис, оказывая негативное влияние на регион с одной стороны, открывает новые перспективы для развития с другой. Арктика превращается в горячую геополитическую точку, где глобальные и региональные игроки стремятся усилить своё влияние», – отметил профессор.
С учётом этих факторов российским и зарубежным экспертам удалось рассчитать 4 возможных сценария развития Арктики до 2050 года. Подробнее о них рассказала доцент Oulu Business School (Финляндия) Александра Миддлтон. «Из множества вариантов будущего, которые могут быть созданы при взаимодействии критических неопределенностей, мы выбрали четыре сценария, которые кажутся наиболее сложными и, следовательно, наиболее интересными для изучения. Такое вероятное будущее поможет создать безопасное пространство для диалога о стратегическом лидерстве и будет стимулировать совместные действия различных заинтересованных сторон», – уточнила она.
Первый сценарий – «Darkages» – предполагает отсутствие скоординированных национальных и наднациональных структур, а также низкие темпы инноваций и внедрения новых технологий. В таких условиях в течение нескольких лет развитие Арктики продержится в статичном состоянии, а затем быстро ухудшится, оставя регион обезлюдевшей и опустошенной промышленной площадкой для безжалостной эксплуатации скудных месторождений ископаемых ресурсов. В этом сценарии ограниченные инновации и широкое использование устаревших и опасных методов добычи полезных ископаемых наносят неизбежный ущерб окружающей среде. Таяние вечной мерзлоты, стихийные бедствия постепенно разрушают биоразнообразие Арктики и традиционный образ жизни коренных народов – они ассимилируются и мигрируют. К 2050 году, по прогнозу ученых, население Арктики сокращается на 60 %.
Во втором варианте возможного будущего Арктики «Age of Discovery» экономический аспект превалирует над двумя другими – социальным и экологическим. Жесткая конкуренция за ресурсы Арктики, подпитываемая поддерживаемыми государством инновациями, привлекает в регион тех, кто ищет возможности, что приводит к краткосрочному подъему Арктики. Однако фрагментарное экологическое регулирование не может замедлить нанесение ущерба экосистеме региона – естественная среда обитания и условия жизни коренных народов ухудшаются, население сокращается почти в половину.
Кроме этого, этот сценарий предполагает, что страны Арктической пятёрки не могут договориться о защите региона. Он становится полем битвы сверхдержав. «Глобальная конкуренция в шаге от конфронтации. Растущая милитаризация региона – это новая реальность. В отсутствие эффективного управления и наднациональных институтов ситуация становится все более и более сложной. Некоторые начинают называть Арктику «новым Ближним Востоком» – любая искра может вызвать катастрофу», – подчеркнула г-жа Миддлтон.
Согласно третьему сценарию «Romanticism», к 2050 году Арктика превратится в идеальный с точки зрения экологии регион. Здесь в приоритете долгосрочная экологическая отдача над краткосрочной экономической выгодой. Глобальный консенсус в отношении сохранения уникальной арктической экосистемы привел к разработке, вероятно, самых строгих нормативных рамок и механизмов защиты окружающей среды на планете. Экономическая деятельность в Арктике ограничивается устойчивым рыболовством и скотоводством, местными ремеслами и экотуризмом. Однако, несмотря на то что это приносит много пользы для естественной среды обитания коренных народов, арктические города заброшены, а местная инфраструктура приходит в негодность. Отсутствие экономических возможностей и снижение уровня жизни приводят к ускоренному оттоку специалистов и городского населения. Естественная убыль коренных народов замедляется, но не останавливается, поэтому к 2050 году численность населения Арктики едва ли составит 20% от уровня 2022 года.
В этом четвёртом сценарии «Renaissance» Арктика – так же, как и исследование космоса – становится символом международного сотрудничества и вечного стремления человечества к прогрессу и инновациям. Глобальный консенсус в отношении необходимости экономически процветающей и экологически устойчивой Арктики привел к созданию эффективной благоприятной среды для бизнес-инициатив. Предприятия создают передовые технологии в ряде отраслей, включая добычу полезных ископаемых и строительство, устойчивую энергетику и судоходство, цифровые технологии и т.д. Что способствует не только экономическому росту в Арктике, но и значительному сокращению антропогенного воздействия на регион. Арктические города растут и процветают, интегрируя лучшие доступные технологии в области устойчивого строительства, энергетики, транспорта, а также в социальное пространство и общественные районы. Теперь по всей Арктике коренные народы не только сохраняют свой традиционный образ жизни, языки и культуру, но и участвуют в общественной жизни и процессах принятия решений. С учетом этого сценария, к 2050 году население Арктики увеличится вдвое до 9-18 млн. человек по сравнению с 2020 годом. «В этом сценарии важен баланс между тремя составляющими – обществом, окружающей средой и экономикой. Это делает ««Renaissance» особенным», – отметила Александра Миддлтон.
Посол по особым поручениям МИД России по международному сотрудничеству в Арктике Николай Корчунов отметил важность прогнозного исследования, которое позволяет сформировать видение региона в будущем, но в тоже время выразил сомнения, что какой-либо из предложенных сценариев осуществится в полной мере. «На мой взгляд, в этом прогнозе, безусловно, более привлекательным является «Renaissance», но как показывает практика обычно идеальный сценарий остается лишь теорией. Я не верю в реализацию одного из сценариев, я верю в их слияние», – сказал он.
По словам Н. Корчунова, в ходе своего председательства в Арктическом совете в 2021-2023 гг. Россия намерена в качестве приоритета выделить работу над проблематикой устойчивого развития, так как именно оно сочетает в себе три фактора: социальный, экономический и природоохранный.
Николай Корчунов также признался, что с оптимизмом смотрит на будущее Арктики. «Для достижения поставленных целей необходимо повысить доверие между арктическими государствами, поскольку все они вступают в новую промышленную революцию, чтобы создавать новые инновационные технологии для освоения Арктики. Планируем и дальше развивать сотрудничество с нашими северными соседями по всем направлениям», – отметил посол по особым поручениям МИД России по международному сотрудничеству в Арктике.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs