В ММПЦ МИА «Россия сегодня» прошел онлайн-брифинг Посла по особым поручениям МИД России, Старшего должностного лица Арктического совета от Российской Федерации Николая Корчунова. Брифинг был посвящен итогам Встречи старших должностных лиц Арктического совета, которая проходила в онлайн-формате в Рейкьявике 17-19 ноября, а также приоритетам России в этой международной организации.
В своем вступительном слове Н.Корчунов сообщил, что это была первая пленарная сессия под исландским председательством, прошедшая в онлайн-формате. В ней приняли участие около 170 человек – представители собственно государств-участников Арктического совета, а также стран-наблюдателей, международных, региональных и неправительственных организаций-наблюдателей.
В соответствии с повесткой дня сессии обсуждались такие важные для социально-экономического положения жителей этого региона вопросы, как энергоснабжение удаленных поселков и создание передовых технологий энергообеспечения. Обсуждалась также проблематика морской деятельности, связанная с охраной окружающей среды и океанов, борьбы с морским мусором.
Участники встречи также не могли обойти вниманием такую тему, как инфообмен и обмен лучшими практиками в борьбе с COVID-19. Это особенно актуально в связи с деградацией вечной мерзлоты в регионе, вызванной потеплением, и, как следствие, высвобождением неизвестных современной науке бактерий и вирусов, которые «спали» в замерзшей земле десятки тысяч лет.
Фоном дискуссии послужила информация Исландского метеорологического управления об изменяющейся климатической ситуации в Арктике. Так, в прошлом году значительно сократились площади ледового покрытия, отмечались рекордные по теплу показатели температуры. Это обусловило усиление текущего взаимодействия метеорологических служб региона.
В ходе встречи российская делегация представила планы и приоритеты своего председательства в Арктическом совете в 2021-2023 годах. Основной темой российской программы, по словам Посла, будет устойчивое развитие арктического региона и сбалансированное продвижение трех составляющих такого развития. Ими являются: социальная сфера, природоохранная сфера и экономический рост. Дипломат также сообщил, что в мае 2021 года состоится сессия министров иностранных дел Арктического совета, приуроченная к 25-летию создания Организации.
Далее спецпредставитель России ответил на вопросы модератора и онлайн-аудитории.
Вопрос: Какие проекты были инициированы Исландией во время ее председательства, которые Россия продолжит реализовывать?
Н.Корчунов: В соответствии с традициями преемственности Россия продолжит тему устойчивого развития. Это включает идею устойчивого судоходства в арктических широтах. Также получат дальнейшее развитие проекты в области защиты окружающей среды, особенно морской, и эффективного управления экологическими рисками в условиях активного экономического освоения региона. Остро стоит проблема сохранения биоразнообразия. Особое внимание уделяется сохранению устойчивости поселений коренных народов и их инфраструктуры к изменяющемуся в результате потепления природному ландшафту. Адаптация жителей Арктики к климатическим изменениям также в фокусе внимания.
Вопрос: На российское председательство выпадает 25-летие организации. Как будем праздновать?
Н.Корчунов: Отмечать будем, прежде всего, практическими делами. Важно наполнить министерскую Декларацию, которая будет приниматься в мае следующего года, реальными целями и конкретными задачами, чтобы они приводили к практическим результатам. Таким, как: внедрение в жизнь концепции «зеленого судоходства» в высоких широтах, рекультивация промышленных полигонов, утилизация попутного газа при нефте- и газодобыче, модернизация рыбоперерабатывающих предприятий, арктический круизный туризм.
Вопрос: Тема устойчивого развития передается от одного председателя к другому. Почему она так важна?
Н.Корчунов: Принципы устойчивого развития предполагают решение проблемы накопления экологического ущерба. Наш Президент, выступая перед Федеральным Собранием, говорил о необходимости создания экономики замкнутого цикла. По сути дела, устойчивое развитие и экономика замкнутого цикла – это две стороны одной медали. Повторюсь, что мы выступаем за сбалансированный подход ко всем составляющим модели устойчивого развития – к социальной, экономической и природоохранной. Есть страны, для которых, в силу их географического положения, более важен экологический аспект этой модели. Для России важны все три.
Вопрос: В рамках российского председательства планируется представить Программу межрегионального приграничного сотрудничества. О чем конкретно идет речь? Каковы цели Программы? Как причастен МИД к ее разработке?
Н.Корчунов: МИД, наряду с Минвостокразвития, принимает самое активное участие во всех программах и проектах по приграничному и региональному сотрудничеству. Помимо Арктического совета, действует Совет Баренцева/Евроарктического региона. В его структуре работает Региональный совет, который специализируется на проблематике межрегионального сотрудничества, программах «Северного измерения», в том числе, культурных, образовательных, природоохранных. На межрегиональном сотрудничестве также сосредоточена работа «Северного форума» со штаб-квартирой в Якутске.
Создание комплексной Программы межрегионального приграничного сотрудничества для интегрирования всех элементов такого сотрудничества, очевидно, будет полезным.
Вопрос: Практически вся Арктика становится особой экономической зоной с набором налоговых льгот. Что это означает для региона, его жителей и коренных народов? Готовы ли мы пускать туда иностранные инвестиции?
Н.Корчунов: Что касается привлечения инвестиций в арктический регион, то каждое вложение здесь дорогого стоит в силу его климатической и географической специфики. Это касается и иностранного капитала, который в российской Арктике уже работает. Пример – компания «Новатэк», которая занимается поставками сжиженного природного газ (СПГ) на европейский и азиатский рынки. Арктика уже играет большую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, в качественном улучшении мирового энергобаланса в сторону климатической нейтральности. Большие перспективы у региона в области диверсификации и обеспечения транспортной безопасности. Изменение климата ведет к интенсификации морского судоходства, в частности, реализации транзитного потенциала Северного морского пути. «Росатом» работает над созданием коридора, который обеспечит доставку грузов из Европы в Азию
Вопрос: Вы упомянули «зеленое судоходство». Что это такое?
Н.Корчунов: Это переход на более «щадящие» виды топлива и соответствующие энергетические установки. Например, наши атомные ледоколы климатически нейтральны: у них «нулевой» углеродный след. Институт поддержки проектов Арктического совета как раз занимается переходом к гибридным судам с газовыми и электрическими двигателями.
Вопрос: Вы упоминали об арктическом туризме. Что конкретно мы можем сейчас предложить?
Н.Корчунов: Привлекая туристов в арктическую зону, нужно понимать, что они увеличивают нагрузку на существующую инфраструктуру. Это касается и переработки твердых бытовых отходов, и гостиничного хозяйства, и транспортной логистики. То есть, туризм несет в себе не только новые возможности, но и риски, которые могут превращаться в угрозы. Поэтому здесь необходим комплексный подход, который бы учитывал все факторы, чтобы развитие туризма в Арктике не мешало ее устойчивому развитию и не наносило ущерба природе.
Вопрос: Как пандемия коронавируса отразилась на работе Арктического совета, она осложнилась или появились новые возможности?
Н.Корчунов: Конечно, работа осложнилась. Переход от непосредственного общения в режим удаленной коммуникации дополнительно высветил существующие проблемы со связью в арктической зоне: зависание каналов, несвоевременное включение и выключение Интернета. Но это также подчеркнуло необходимость для государств-участников Совета уделять развитию телекоммуникаций в Арктике особое внимание в силу его особых условий: расстояний, состояния трасс, экстремальных температур.
Вопрос: Может ли как-то сказаться на деятельности Арктического совета смена власти в Соединенных Штатах?
Н.Корчунов: О выходе, даже потенциальном, из Арктического совета США не подавали сигналов. Может быть с новой администрацией какие-то приоритеты изменятся. Последнее, что мы видели, это то, что американцы уделяют все большее внимание вопросам своей безопасности в Арктике. В прошлом и этом году были приняты три Арктические стратегии: Министерства обороны, Береговой охраны и ВВС США. Это является свидетельством нацеленности Вашингтона на проецирование своих военных потенциалов на этот регион. Это не может нас не беспокоить. Россия не рассматривает арктический регион, как театр военного противостояния. Наоборот, для нас это стратегически важный регион, который обеспечивает до 20 % экспорта и около 25 % доходной части бюджета страны. Поэтому Россия выступает за сохранение этого региона в качестве зоны международного взаимодействия и коллективных подходов.
Вопрос: Не чревато ли расширение присутствия НАТО в Арктике увеличением там конфликтного потенциала?
Н.Корчунов: Сейчас Арктика является зоной низкой военной напряженности, но есть сигналы о нарастании конфликтного потенциала. Отсутствие у НАТО арктической стратегии или арктической политики до сих пор было веским свидетельством низкой напряженности в этом регионе. Конечно, мы критически относимся к интернационализации военной деятельности в регионе за счет неарктических государств. Но мы такую тенденцию видим. В частности, в 2018 году Великобритания обнародовала свою Арктическую военную стратегию, став первой неарктической страной, принявшей подобный документ. Россия довела свою озабоченность по этому поводу до своих партнеров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs