В преддверии исторической встречи на Аляске двух мировых лидеров России и США - Владимира Путина и Дональда Трампа - внимание общественности приковано к повестке объявленного российско-американского саммита. Каков коридор возможностей для концентрации усилий двух геополитических гигантов по совместному решению проблем глобальной неделимой безопасности, поиску соприкосновения интересов и привлечению к взаимодействию, а не конфронтации?
В текущий период установления нового мирового порядка, который сопровождается хаосом в международных делах и многочисленными конфликтами, обращает на себя внимание ключевой фактор, влияющий на динамику российско-американских отношений - разное представление обеих стран о современном мироустройстве и своем месте в нем.
При этом стоит помнить, что в настоящий период человечество стоит перед внушительными глобальными вызовами и угрозами такими, как международный терроризм, эпидемии, распространение оружия массового уничтожения, внутренние военные конфликты, киберпреступность и организованная преступность, наркотрафик, глобальное изменение климата, решить которые можно только сообща. Смогут ли Россия и США преодолеть противоречия и объединить усилия в регулировании колоссальных международных проблем?
Обратимся к истокам, когда после разрушения биполярной системы в центре внимания оказался вопрос о формировании нового миропорядка. Прежняя система международных отношений, базировавшаяся на балансе сил двух сверхдержав, распалась, а новая еще не сложилась. После некоторого затишья борьба за лидерство в мировом масштабе возобновилась. Идея однополярного мира возникла под влиянием установления американской гегемонии, когда в момент ослабления России - правопреемницы СССР, ничто не препятствовало действиям США на международной арене. Наглядно это продемонстрировала ситуация на Балканах и в других регионах.
Однако, после 11 сентября 2001 года в США, подвергшихся глобальной террористической атаке, показали, с одной стороны, что “оазиса спокойствия и безопасности” в отдельно взятой стране не существует, и перед глобальными вызовами и угрозами все страны уязвимы. С другой стороны, именно с “11 сентября” четко обозначилась тенденция перехода к становлению многополярного мира. Стало складываться понимание, что противодействовать глобальным международным вызовам и угрозам, можно только сообща.
Национальные интересы США неизменны - сохранение в роли глобального лидера. Обратимся к цифрам и другим объективным показателям геополитической мощи США. Страна расположена в Северной Америке, занимает 4-е место по площади в мире (более 9,5 млн.кв. км), значительно уступая России. Экономический потенциал США по ВВП ($ 30337.2 млрд) остается одним из самых высоких в мире. Население составляет более 340 млн. человек. Внушительно выглядят цифры военных расходов “Дяди Сэма”, несопоставимые по величине ни с одной другой страной в мире: более $ 900 млрд. Другой характеристикой оборонной мощи Штатов является их ядерный потенциал, в целом, паритетный с Россией.
США являются постоянным членом Совета Безопасности ООН и государством-учредителем Североатлантического альянса.
Россия также входит в состав “великолепной пятерки” постоянных членов Совета Безопасности ООН, поддерживает модель мироустройства, основанную на примате международного права и выступает за построение многополярной системы международных отношений.
Обратимся к показателям совокупной мощи России на международной арене. Россия занимает самую большую территорию в мире: более 17,1 млн. кв. км, богата, как ни одна страна в мире, природными ресурсами, что определяет не только вектор российской внешней политики, но и самостоятельность и независимость ее курса. Военные расходы составляют около $ 149 млрд согласно данным на 2024 г.
Превосходя по величине территории любое государство, Россия уступает США по численности населения (составляет более 146 млн. человек) и ВВП ($ 2076.3 млрд).
Как уже отмечалось, по величине своего ракетно-ядерного потенциала Россия имеет паритет с США. На российский потенциал геополитической мощи влияет и расположение в “сердцевине” самой важной части мировой цивилизации - Евразии, охватывающей Европу и Азию. Природные богатства сосредоточены в месте непосредственной близости к рынкам сбыта, которые в них остро нуждаются. Сильнейшим козырем России является ее интеллектуальный потенциал.
Россия - единственное государство в мире, которое после Второй мировой войны разделяло с США доминирующее влияние в мировой политике. В основе двусторонних отношений после окончания “холодной войны” лежит Кэмп-Дэвидская декларация от 1992 года, в которой отмечается, что обе страны не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников, а их отношения характеризуются дружбой и партнерством.
Одновременно с упомянутой декларацией Вашингтон разработал рекомендации для оборонного планирования, в котором предполагалось, что США должны употребить свое доминирующее положение в мире для укрепления нового миропорядка, отвечающего интересам США и не позволяющего какому-либо другому государству приблизиться к статусу глобальной державы, бросая вызов американскому лидерству.
Эти рекомендации перекликаются с “шахматным” раскладом З.Бжезинского, при котором России отводилось второстепенное место в силу ее ослабления на тот момент. При этом другой американский политолог, Дж. Кеннан, напротив, признавал, что Россия в любом формате является государством с большим потенциалом к быстрому восстановлению и активной роли в мировой политике.
Наиболее показательным проявлением России своей позиции продолжать тысячелетнюю традицию проведения независимого внешнеполитического курса стала “Мюнхенская” речь Владимира Путина в 2007 году на Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности. Почти сразу после саммита речь российского президента была названа исторической. Политическая элита сравнила выступление с “холодным душем”, под который поставили Запад.
Стоит отметить попытку перезагрузки двусторонних отношений, предпринятую Б.Обамой, которая обернулась перегрузкой.
Таким образом, основная причина столкновения интересов России и США лежит в основе американского стратегического курса на глобальное доминирование, что неприемлемо для России, за плечами которой многовековая традиция независимой политики.
Возможность вернуться за стол переговоров двум геополитическим титанам и поставить во главу угла совместную деятельность по устранению глобальных вызовов и угроз, перед которыми стоит мир, и одолеть которые можно только сообща, сохраняется.
США нет необходимости ждать новые “9.11”, Штаты обладают достаточным прагматизмом, чтобы избежать повторения подобной катастрофической ошибки. Как сказал Уинстон Черчилль: “Американцы всегда поступят правильно, но лишь после того, как перепробуют все остальное”.
Да и потенциальные “лавры” Нобелевской премии мира для Д.Трампа в контексте развития мирных инициатив и вклада в укрепление мира никто не отменял.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Библиография
Кемп-Дэвидская декларация. 1992 г.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. 1999 г.
Выступление В.Путина на Мюнхенской конференции. 2007 г.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs