ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Накануне российско-американского саммита на Аляске: ожидания и реальность

14:09 15.08.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

На круглом столе «Российско-американская встреча на Аляске: вопросы двусторонней повестки и внешнеполитический фон». Слева направо: О.Буряк (модератор), И.Тимофеев (генеральный директор РСМД), В.Журавлёва (заместитель директора по научной работе, руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН), И.Сафранчук (ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России). Фото А.Торина.

Переговоры президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске состоятся 15 августа 2025 года на объединённой базе Военно-воздушных сил и Сухопутных войск США Элмендорф-Ричардсон в Анкоридже. Среди прочих вопросов лидеры двух стран обсудят перспективы урегулирования конфликта на Украине.

Сразу же после того, как было объявлено о подготовке российско-американского саммита, ряд лидеров стран Евросоюза и глава Еврокомиссии выступили с совместным заявлением, обнародовав тезисы, которые были хорошо известны заранее: переговоры о будущем Украины не могут вестись без ее участия и до прекращения огня, а территориальные уступки как условие мира невозможны.

За два дня до запланированной российско-американской встречи на Аляске прошли онлайн-переговоры об Украине с участием лидеров стран Запада. Помимо канцлера ФРГ Фридриха Мерца, президента США Дональда Трампа и главы киевского режима Владимира Зеленского в разговоре поучаствовали вице-президент США Джей Ди Вэнс, президенты и главы правительств Великобритании, Италии, Польши, Финляндии и Франции, а также руководители европейских структур – Еврокомиссии, Совета ЕС и Североатлантического альянса.

Об ожиданиях от предстоящей российско-американской встречи в верхах, а также об общем фоне, на котором она будет проходить, шла речь в рамках круглого стола, состоявшегося в Москве.

 

Генеральный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев отметил, что в Анкоридже российская сторона будет вести переговоры не с «коллективным Западом», а с его непосредственным лидером в лице США. «В том, что Евросоюз и Украина перестали быть сторонами, мнение которой учитывают, виноваты они сами, поскольку не оставили России никакого варианта, кроме проведения специальной военной операции для обеспечения собственной безопасности», - констатировал эксперт.

По словам И.Тимофеева, Москва подходит к переговорам с Вашингтоном в сильной позиции, демонстрируя экономическую и политическую устойчивость. Кроме того, стоит учесть, что для нынешнего президента США Украина из «актива» окончательно превратилась в «пассив», который требует многомиллиардных затрат и не приносит особой практической пользы.

«На Аляске, скорее всего, будут обсуждаться параметры тактического урегулирования украинского вопроса. Примечательно, что в этом вопросе, как и во всех чувствительных для нас внешнеполитических вопросах, начиная с прихода Дональда Трампа на пост президента США, мы не уступили ни пяди своих позиций, и, я надеюсь, сохраним эту позицию и далее», - отметил Тимофеев.

Заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева прокомментировала высказывания президента США, который, в частности, заявил, что, если не получит «необходимые ответы» от Путина в ходе переговоров на Аляске 15 августа, то следующей их встречи может и не быть. Трамп также ждет, что российский лидер согласится на прекращение огня на Украине. Если этого не произойдет, то Россию якобы «ждут последствия» от США. По словам В.Журавлевой, подобная риторика Трампа направлена на снижение планки ожидания от встречи с российским лидером, и продиктована сложным положением, в котором находится нынешний американский президент.

«Его последнее заявление очень характерно. С одной стороны, ему, конечно, хотелось бы, чтобы эта встреча была его триумфом, иначе бы он ее не назначал. С другой стороны, ему необходимо было сбить излишние ожидания от итогов предстоящего саммита в Анкоридже. В любом случае, Трампу нужен какой-то прорыв в направлении урегулирования украинского конфликта. Прежде всего, это необходимо для его собственных политических амбиций и того исторического следа, который он стремится оставить, в том числе в глазах собственной аудитории в Соединенных Штатах, которая по-прежнему делится на его жёстких критиков и безоговорочных сторонников. То есть страна и так была изначально поделена на тех кто “за” Трампа и “против” него. Этот раскол сохраняется и по сей день. Более того, те, кто изначально считал Трампа чуть ли не узурпатором и нарушителем всей политической логики в стране, с каждым новым его шагом всё больше утверждаются в этом своём мнении», - пояснила Журавлева.

«Не надо забывать и о том, что в следующем году в США состоятся выборы в конгресс, и внутриполитическая ситуация может очень сильно измениться. Правда, республиканцы, несмотря на разногласия в самой партии, в целом продолжают поддерживать действующего президента. Но, если на украинском треке Трампу удастся продемонстрировать хотя бы какой-то успех или даже его видимость, это может дать его партии дополнительные шансы на победу», - добавила В.Журавлёва.

В то же время американист не исключила, что встреча российского и американского президентов может завершиться рядом соглашений в торговой, экономической и дипломатической сферах.

«Совершенно очевидно, что оба президента отправляются туда с подготовленными материалами и ожидают, что эти материалы каким-то образом будут пересекаться друг с другом и какой-то результат от этого будет. Будет ли это вопрос какого-либо экономического сотрудничества, или даже добычи редкоземельных металлов, как утверждает Трамп, - сказать пока сложно, надо судить по результатам. С другой стороны, учитывая тот факт, что политика Белого дома направлена на сдерживание экономической активности Китая, достаточно болезненной для США может оказаться перспектива российско-китайского сотрудничества в Арктике, в частности освоения Северного морского пути. В Вашингтоне убеждены, что китайского присутствия в Арктике быть не должно. Не исключено, что эта тема, среди прочих, также будет затронута на переговорах», - отметила В.Журавлева.

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Иван Сафранчук считает, что в целом у Трампа нет задачи урегулирования конфликта на Украине.

«Главная проблема для Трампа в том, что украинский кризис фактически стал главным вопросом современности, и он вынужден им заниматься. Это не его игра, не он её начал, и он считает, что в ней ему не удастся выиграть у России… Когда Трамп говорит о своей неуверенности в положительном исходе переговоров с Москвой, он, видимо, вполне искренен. Ситуация у него сложная: он многое пообещал, ввязался в большое количество поединков, но главное в том, что еще большее количество поединков ему навязывают его оппоненты. В этих условиях он должен продемонстрировать если не успех, то хотя бы “поставить галочку” о достигнутом успехе. Причём этот принцип справедлив как для его внешнеполитической деятельности, так и для внутренней политики и экономики», - пояснил эксперт.

«Поскольку участие в конфликте на Украине Трамп считает бесперспективным, то его надо либо завершить на американских условиях, чего уже не произойдёт, либо сделать региональным и локальным, то есть внутренним делом самой Европы, на котором США готовы зарабатывать, но в который они не хотят быть втянутыми. Одновременно американцы не хотят, чтобы в этом конфликте был открыто проигравший. Во всяком случае, проигравшими однозначно не должны быть США или Россия. Значит, рано или поздно этим “крайним” однозначно станет сторона, понёсшая наибольшие организационные, людские и экономические потери. С большой долей вероятности это будет Украина», - отметил эксперт.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати