ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Год в Кишиневе

17:29 25.11.2025 • Олег Озеров, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Молдова

Здесь долго светится небесная лазурь;
Здесь кратко царствует жестокость зимних бурь.
А.С.Пушкин

Каюсь! В советское время мне не удалось побывать в этой некогда цветущей республике, знаменитой своими винами, коньяками (их теперь здесь называют дивинами, чтобы не ранить слух нежных французов), а также обилием вкуснейших фруктов и овощей.

Поэтому, приехав в такой благодатный край 4 октября 2024 года, я, конечно же, как любой посол, начал со знакомства с удивительной во многих отношениях страной, овеянной поэзией Пушкина, его поэмами и тонкими наблюдениями над местной жизнью - природой и людьми. За истекший год с небольшим (эти строки пишутся в середине ноября 2025 г.) я провел 192 встречи с дипломатами, общественными и политическими деятелями, а также простыми людьми, проехал почти всю страну, совершив 24 поездки по ней.

Такие встречи и поездки дали мне гораздо больше пищи для размышлений, чем короткие, невразумительные, мало что дающие и в человеческом, и профессиональном плане встречи с представителями официальных властей. Их поведение было зачастую (хоть и не всегда) не только враждебным, но более чем странным, не похожим ни на что, встречавшееся мне ранее за почти 45 лет дипломатической карьеры. Вначале все шло как будто бы в русле Венской конвенции: у меня были приняты копии верительных грамо, и 6 ноября я уже был аккредитован в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Но потом началась, выражаясь недипломатическим языком, чертовщина, очень похожая на проказы мелких бесов из сказок Николая Васильевича Гоголя. Сомневаюсь, что те, кто устраивал эти козни, а также мелкие и крупные пакости, когда-либо читали нашего великого писателя, но действовали они явно по канонам героев его произведений. Уже 12 ноября (то есть и недели не прошло после аккредитации) меня вызвали в МИД и вручили ноту протеста в связи с инцидентом с беспилотниками, которые якобы из России залетели на территорию Молдавии. Доказательств никаких представлено не было, кроме бумажных наклеек на бортах пластиковых «малышек» с надписью на русском языке «аккумуляторная батарея»…

Потом последовало некое затишье, и дело вроде бы сдвинулось в плане организации церемонии вручения оригиналов верительных грамот ныне действующему главе государства - Майе Григорьевне Санду. Это должно было произойти 16 января 2025 года. Однако церемониал был отменен в последний момент из-за якобы недружественных высказываний с российской стороны в адрес высших властей Республики Молдова. На собственные высказывания в адрес нашего руководства здесь предпочли закрыть глаза.

Снова начались вызовы в МИД. 13 февраля нам были предъявлены, опять же без подтверждения средствами объективного контроля, некие обломки якобы российских БПЛА. Обломки выглядели подозрительно чистыми, и от них не пахло ни гарью, ни топливом, ни порохом. Да и вреда они никому не нанесли. Но шума в прессе наделали много. Было устроено целое театрализованное представление: русский посол заходит в зал, а там камеры и на столе… обломки БПЛА! Потом, в ноябре 2025 года, этот трюк повторят в Румынии, что говорит о едином почерке постановщиков данного действа.

В тот же день это событие было использовано в качестве предлога для объявления о закрытии Российского центра науки и культуры, действовавшего с 2009 года, а тогдашний премьер-министр Д.Речан грозно заявил еще и о намерении пересмотреть участие Кишинева в Договоре о дружбе и сотрудничестве с Россией от 2001 года. Уже позже, осенью 2025 года, власти довели-таки дело до закрытия Русского дома, хотя вразумительно объяснить, зачем они это сделали, так и не смогли.

21 марта 2025 года вроде бы уже назначенное вручение верительных грамот вновь было сорвано утром того же дня, так как меня опять вызвали в молдавский МИД из-за информации в местных СМИ о предоставлении российского гражданства местному политическому активисту А.Нестеровскому. Причем несерьезность подготовки к вручению верительных грамот стала ясна гораздо раньше, поскольку местные власти даже не удосужились информировать о программе мероприятия загодя и предоставили ее посольству только за день до предполагаемой церемонии. Было очевидно, что просто искали повод и об этом церемониале можно надолго забыть.

В СМИ началась малопристойная кампания всяких недожурналистов с ерничаньем насчет «непонятного статуса посла», хотя для нее не было никаких оснований, кроме желания побольнее ужалить Россию, что с учетом статуса и места Молдавии в нынешней европейской иерархии смотрелось несколько странно, а в основном било в глаза элементарной невоспитанностью и дурновкусием… В Москве личных выпадов в адрес молдавского посла, напомню, не допускают…

Далее была вынута из шкафа уже хорошо отработанная еще до моего приезда тема высылок российских дипломатов. 31 марта посольство обвинили во вмешательстве во внутренние дела страны и объявили о высылке трех дипломатов. Причем это была уже шестая высылка российских дипломатов из Кишинева - беспрецедентный случай в дипломатической практике!

На этом провокации в наш адрес не закончились, а только нарастали, что привело к прекращению с апреля на определенное время доставки дипломатической почты. Вопрос до конца не решен до сих пор…

Можно вспомнить и много других эпизодов - от недопуска в страну вновь прибывших сотрудников посольства до взлома компьютера приехавшего в Молдавию долгосрочного наблюдателя за выборами и отказа молдавских властей аккредитовать российских представителей в качестве краткосрочных наблюдателей в составе мониторинговой миссии БДИПЧ ОБСЕ.

Для нас было очевидно, что вся эта череда высылок дипломатов и всякого рода выдумок, выходящих за рамки Венской конвенции и потому дурно пахнущих, вроде отказа от церемонии вручения оригиналов верительных грамот (что на деле ничего не решает), навеяны, если не спланированы с участием, а то и с поощрения западных партнеров Молдавии, прежде всего Румынии, Германии, Франции и Великобритании. В их воспаленных от русофобии мозгах вызрела и оформилась идея, что Кишиневу надо определить роль этакой южной Прибалтики, которая должна быть занята всякого рода оскорблениями и унижениями России в стиле басен И.Крылова: «Ай, Моська! Знать она сильна…». 

Но здесь правящая элита не только Крылова, но и Лафонтена не читала, имени Эзопа даже не слышала, а потому она вряд ли до конца понимает, во что втравливают ее якобы «друзья». А втравливают ее и всю страну такими незатейливыми способами в то, что называется endless confrontation с могучей соседней державой, которая всегда была не только другом, но и защитницей страны от иноземного ига.

Но хватит о грустном. Вернемся к началу моего пребывания. На самом деле, если исключить деяния местных рыцарей «плаща и кинжала», занимавшихся организацией всякого рода провокаций против посольства, в остальном это было время неожиданных и весьма приятных открытий, путешествий по стране и знакомств с очень симпатичными и интересными людьми.

Начнем с самого Кишинева. Сильно потерявший в своем блеске со времен СССР «белый город, цветок из камня» остался в основном, если не брать сильно разбитые во многих местах дороги, весьма симпатичным местом из-за своей уютности, обилия небольших, но довольно привлекательных ресторанчиков, а также роскошных парков, разбитых в советское время и кое-где обновленных уже в годы независимости. Кишиневский люд эти парки любит, и в хорошую погоду они полны людей…

Гуляя по ним, у автора в первую осень его пребывания здесь родились такие строки:

На Покрова у нас уж выпадает снег,
А здесь еще листву не осыпает осень.
Но времени и здесь заметен бег,
Короче день, хоть мы о солнце просим!

Но тих провинциальный Кишинев,
Шумит листвою только буйную своею!
И что ему снег, павший на Покров,
Он полон светлой музыкой твоею!

Овеян пышно он поэзией любви,
Согрет ее незримыми лучами!
И ты ее дыханье только улови,
И аромат ее навек пребудет с нами!

Романтичны здесь не только парки, но и старинные особнячки, оставшиеся еще с дореволюционных имперских времен (увы, не все из них в хорошем состоянии), а также небольшие церквушки, которые мало чем отличаются от московских, напоминая своей архитектурой, что страна Молдавия насквозь православная, причем не с царских времен, а со времен Византии…

Поразила атмосфера в храмах - благоговейная и боговдохновенная, наличие традиций, в том числе самых древних. Наверное, местные этого не замечают, но, приехав из Москвы, где я регулярно посещал храмы, легко заметить разницу, и она (да простят меня прихожане московских храмов!) в пользу Молдавии. Молящихся в храмах много, и среди них женщины если и преобладают, то совсем немного. Порадовало и обилие детей, которых приводят с собой мамы и бабушки.

Со временем я обнаружил и вторую особенность - строгое соблюдение традиций и церковных праздников, а также всех ритуалов и порядка празднования как в храмах, так и дома. Благоговейное отношение молдаван, в лучшем смысле патриархальность, если хотите вкус и аромат православия, вселяли в душу радость и чувство сопричастности, что особенно чувствуется здесь на Рождество и Пасху.

Наверное, как и любой любопытствующий человек, я стал, конечно, интересоваться и историей этого края. Почитал именитых молдавских историков, ознакомился с официальным трехтомником «История Молдовы», зашел в Национальный исторический музей, Национальный музей изобразительного искусства Молдовы, а также Национальный музей этнографии и естественной истории… И это не говоря уже о музее Пушкина в Кишиневе и памятных местах в Долне, а также в Паулештах, где сохранился родник, который, по легендам, он посещал. Ну что тут скажешь: непредвзятому наблюдателю сразу же становится ясно, что история этой страны на протяжении многих веков связана с Россией, хотя славянские племена и те же «скифы сиречь русские» селились на берегах Днестра и Прута с незапамятных времен.

Но документально подтвержденные контакты и реальные отношения между Молдавией и Россией зафиксированы с конца XV века, то есть со времен Ивана III и Великого Господаря Стефана (Штефана) чел Маре. Тогда сошлись в борьбе две династические линии. Одна - от Великого Господаря - его дочь Елена (Волошанка) была выдана замуж за сына Ивана III Ивана Молодого. Вторая - от последнего императора Византии Константина XI. Софья Палеолог, дочь брата императора, стала женой русского царя Ивана III. В результате дворцовых интриг победила ветвь Палеологов, что надолго прервало стремления к союзничеству, которые были у двух государств. История их отношений могла бы быть иной.

В историческом музее есть оригинал послания Штефана чел Маре Ивану III, и оно написано на русском языке, кириллицей, которая тысячу лет была в ходу в Молдавии и лишь сейчас заменена латиницей в угоду «румынизации», а сам молдавский язык переименован в румынский. Первый случай в истории!

Потрясающим примером тесного переплетения наших связей служит история отношений императора Всероссийского Петра I и молдавского Господаря Дмитрия Кантемира. Жаль, что формат статьи не позволяет углубиться в эти интереснейшие страницы взаимоотношений двух стран.

История Молдавии в течение веков была органически связана с историей нашего государства, поскольку именно Россия освободила Молдавию (Бессарабию) от османского ига, после чего она вошла в состав Российской империи (1812 г.), а в XX веке стала одной из республик СССР, где по-настоящему расцвела… Но нынешние власти об этом, как и о славной истории страны, вспоминать не любят, настаивая на румынской идентичности молдаван и на педалировании «унире» - унии с Бухарестом, что здесь разделяется далеко не всеми, если не сказать меньшинством. Во всяком случае, по официальным данным, 76% граждан в 2024 году назвали себя молдаванами, а не румынами.

В местных верхах, взявших безоговорочный курс на евроинтеграцию, привычно списывают все проблемы на «войну» и Россию. Хотя вряд ли Москва виновата в падении экспорта в 2024 году на 12,2% (причем в ЕС - на 9,6%), а импорта - на 4,5%. Так же трудно ее обвинить в дефиците торгового баланса на 5,5 млрд долларов, а госдолга до 7 млрд долларов. Вряд ли политика Москвы привела к тому, что промышленное производство упало за последние три года на 10%, а сельхозпроизводство - на 14,5%, тогда как население страны уменьшилось на 200 тыс. человек, причем в 2024 году - на 2,8%, что является четвертым худшим  показателем в мире.

Конечно, мое знакомство с солнечной Молдавией (Молдова - это самоназвание на молдавском, если кто не разобрался) не могло обойтись, как я уже упоминал, без поездок по стране. Страна, безусловно, очень красивая - от сказочных, инопланетных пейзажей старого Орхея до приднестровской крепости в Бендерах. Много исторических мест, памятников, монастырей, храмов, винных подвалов, включая знаменитое Криково, то есть всего того, что делает страну привлекательной для прибывающих сюда путешественников.

Нельзя не упомянуть и о Приднестровье - регионе, являющемся частью Республики Молдова, но реально с 1992 года живущем в особом режиме, что связано с последствиями возникшего тогда кровопролитного конфликта, остановленного Россией и требующего своего урегулирования. Его международно-признанные механизмы устоялись (формат 5+2), в рамках которых Россия выступает гарантом и посредником. То, что этот формат заморожен, - не вина Москвы, а результат действий официальных властей Молдавии, которые привели к его остановке в 2019 году.   

Но любые попытки его сломать, преобразовать в переговорную площадку без участия России и заменить миротворческую миссию на некую гражданскую, а сам процесс свести к «реинтеграции» Приднестровья в юридическое, политическое и экономическое поле Республики Молдова без учета обеспечения безопасности, законных прав и интересов русскоязычного населения (кстати, в Приднестровье проживает 220 тыс. российских граждан из общего количества 400-450 тыс. жителей) нельзя не признать контрпродуктивными и ведущими к эскалации, чего Россия не хочет…

Очень странно слышать из Кишинева в адрес нашей страны обвинения в неурегулированности той ситуации, что сложилась в Приднестровье и вокруг него. Республика Молдова вместо огульной критики и придумывания разных несуществующих планов России увеличить свой контингент в Тирасполе до 10 тысяч (непонятно как) могла бы оценить ту корректную политическую позицию, которую занимает Россия в отношении Приднестровья, и ту помощь, которую она оказывает этому региону, снимая огромную нагрузку с бюджета Молдовы. У нынешних властей нет средств для реинтеграции, что недавно признал и спикер парламента И.Гросу. Тогда зачем об этом так громко рассуждать, да еще обрушиваясь с критикой на нашу страну, которая делает все, чтобы население данного региона не замерзло и не умерло с голода! Именно это здесь считают «агрессивной позицией» и «угрозой национальной безопасности»?

Подводя итог своему пребыванию в Кишиневе за этот год, можно с полным основанием утверждать: нет недружественных стран и народов, но есть недружественные элиты. Молдавский народ дружелюбный, приветливый, гостеприимный и открытый, если не брать экстримы, к России в целом настроен позитивно, несмотря на оглушительную пропаганду, льющуюся на него с утра до вечера из пропагандистских провластных каналов. Широкая общественная кампания в стране против закрытия Русского дома стала еще одним подтверждением, что в России здесь врага на народном уровне не видят, прекрасно понимают, что Москва не настроена враждебно по отношению к Молдавии и не строит агрессивных планов, несмотря на постоянные нападки на нее.

Убежден, что мрачный период в наших отношениях обязательно завершится. Иначе быть не может. Однако это потребует политической воли и переосмысления Кишиневом своей «восточной политики». Россия была, есть и останется великой державой, твердо отстаивающей свои национальные интересы, и выстраивание с ней дружественных отношений в полной мере отвечает коренным интересам двух государств.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати