ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

80-лет пакту Молотова-Риббентропа: мифы и реальность договора о ненападении

10:23 23.08.2019 • Аъзам Мурадов, стажер журнала «Международная жизнь»

И.В. Сталин, В.М. Молотов и фон Риббентроп в Кремле / Источник: http://waralbum.ru

Ровно 80 лет назад, 23 августа 1939 года, в Москве был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, также известный как пакт Молотова-Риббентропа. Документ, заключенный между двумя непримиримыми идеологическими противниками, традиционно рассматривается в российской историографии как величайшая победа советской дипломатии накануне начала Второй мировой войны. В условиях тяжелейшей политической конъюнктуры советскому руководству удалось заключить с немецкой стороной соответствующий пакт и выиграть время для подготовки к грядущей войне. Спустя лишь два года достигнутая сроком на 10 лет договоренность была грубо и цинично нарушена нацистской Германией, превратившись в жалкий клочок бумаги в июне 1941 года.

К 80-летию Советско-германского договора о ненападении в Москве был организован круглый стол «Пакт Молотова – Риббентропа: правда и мифы, которые его окружают». В качестве спикеров на мероприятии выступили научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков и начальник научного отдела Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров. В ходе встречи эксперты подробно рассказали о значении Советско-германского договора и предшествующих ему попытках СССР создать в Европе систему коллективной безопасности. Спикеры также уделили внимание предпосылкам заключения пакта о ненападении и дали оценку дискуссиям, которые ведутся сегодня относительно исторического документа.

«Французский военачальник времён Первой мировой войны фельдмаршал Фердинанд Фош был прав, когда сказал, что Версальские соглашения являются лишь перемирием на 20 лет»

Затрагивая события предвоенного периода, Михаил Мягков призвал не забывать о причинно-следственных связях происходивших на тот момент явлений и опираться преимущественно на документы и источники той эпохи. Вторая мировая война во многом стала порождением итогов Версальского мирного договора. «Французский военачальник времён Первой мировой войны фельдмаршал Фердинанд Фош был прав, когда сказал, что Версальские соглашения являются лишь перемирием на 20 лет», – отметил историк.

Стремительное развитие события в Европе получили после прихода к власти в Германии Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) в 1933 году. Известно, что намерение завоевать «жизненное пространство на Востоке» Адольф Гитлер определил еще в своей книге «Mein Kampf» (запрещена в РФ) в 1925 году. В Кремле, как и во всем мире, прекрасно знали о проводимой Германией политике, считает Мягков. Понимая неизбежность грядущей войны, западные державы в лице Англии и Франции усердно пытались по возможности канализировать агрессивные планы Германии в восточном направлении, то есть направить удар в сторону Советского Союза.

Таким образом, западные государства стремились «таскать каштаны из огня чужими руками», с тем чтобы сохранить свое влияние на европейском континенте, в заморских колониях и на международной арене в целом, подчеркнул спикер. Он напомнил, что англичане и французы вели торговлю с Германией и оказывали ей экономическую помощь почти на всем протяжении межвоенного периода, тем самым способствуя восстановлению ее военной мощи.

Фото: А.Мурадов

«В период 1933-1938 гг. Германия увеличила свое военное производство в 10 раз. В 1935 году в стране вводится всеобщая воинская повинность и начинается качественное перевооружение армии»

В период 1933-1938 гг. Германия увеличила свое военное производство в 10 раз. В 1935 году в стране вводится всеобщая воинская повинность и начинается качественное перевооружение армии. Уже в следующем году в Испании разгорается гражданская война, в которой наиболее активную помощь сторонникам генерала Франко, устроившего военный переворот в стране, оказывают Третий Рейх и Италия. Неоднократные попытки Советского Союза достичь соглашения о коллективной безопасности с Англией и Францией против итало-германских агрессоров не увенчались успехом, что особенно проявилось во время аншлюса Австрии и Мюнхенского сговора в 1938 году.

Так, к началу 1939 года Советы столкнулись с перспективой противостоять немецкой военной экспансии в Восточной Европе практически в одиночку. Более того, в этот период между СССР и Японией разгораются локальные конфликты у реки Халхин-Гол. Несомненно, ведение войны на два фронта представляло собой наихудший сценарий для советского руководства, в связи с чем оно было вынуждено в срочном порядке начать поиск альтернативных решений. Реальные военно-политические императивы в конечном итоге сыграли ключевую роль.

«Красная Армия находилась на этапе масштабной реконструкции – многие образцы вооружений и техники уже давно отжили свой век, впереди предстояла разработка нового оружия и модернизация старого»

В этом контексте на первый план неизбежно выходили вопросы национальной безопасности Советского Союза. Было крайне необходимо выиграть время, с тем чтобы лучше подготовиться к отражению германской агрессии. Красная Армия находилась на этапе масштабной реконструкции – многие образцы вооружений и техники уже давно отжили свой век, впереди предстояла разработка нового оружия и модернизация старого.

Директор Российского военно-исторического общества заявил, что на протяжении уже длительного времени в странах западного сообщества наблюдается тенденция к демонизации пакта Молотова-Риббентропа. Участники дискуссий, разворачивающихся в этих странах, часто заявляют, что заключение Советско-германского пакта о ненападении стало спусковым крючком к началу Второй мировой. Таким образом, на Западе стремятся возложить вину за развязывание войны не только на нацистскую Германию, но и на Совесткий Союз, считает Мягков.

«Предав Чехословакию, в 1938 году Англия и Франция пошли на заключение с немцами двусторонних деклараций, предписывающих отказ от решения споров военными методами. Польша еще в 1934 заключила пакт о ненападении с Германией. Более того, есть вполне обоснованные сведения, согласно которым имели место и секретные протоколы за счет Советского Союза. Так кто это все начал и как должен был дейстовать СССР в этих условиях?», – поинтересовался спикер.

Согласно утверждениям экспертов, Сталин до последнего рассчитывал на создание антигитлеровской коалиции. Весной 1939 года по инициативе советской стороны начались переговоры о заключении трехсторонней коалиции между СССР, Англией и Францией против Гитлера. По итогам дипломатических переговоров Советский Союз даже предложил подписать военную конвенцию и пригласил в Москву британских и французских военных представителей.

«Ситуация прояснилась, когда на переговоры о заключении конвенции приехали не начальники генштабов или военные министры двух стран, а адъютант британского короля и член Военного совета Франции»

Приглашение было принято, однако этот шаг пока что ничего не гарантировал. Ситуация прояснилась, когда на переговоры о заключении конвенции приехали не начальники генштабов или военные министры двух стран, а адмирал Р.Дракс, адъютант британского короля, и генерал Ж.Дюменк, член Военного совета Франции, которые добирались до Москвы две недели сначала на пароходе, а затем на поезде. С советской стороны переговоры вел нарком обороны СССР К.Ворошилов в присутствии И.Сталина, что в очередной раз подтверждает самые серьезные намерения Москвы относительно создания антигитлеровской коалиции, чего нельзя было сказать о западных контрагентах. Абсурдность всей ситуации всплывает на поверхность, когда выясняется, что военные представители иностранных государств не только не уполномочены заключать соответствующую конвенцию, но и не имеют права представлять свои страны на Московских переговорах.

По мнению спикера, на самом деле британская и французская делегации приехали в Москву для того, чтобы изучить военный потенциал СССР и оттянуть время, возможно, заставить беспокоиться Гитлера этими переговорами, но никак не подписывать военную конвенцию. Когда стало ясно, что западные страны крайне заинтересованы в нападении Германии на СССР, а перспективы дальнейших переговоров равны нулю, Советский Союз немедленно приступил к реализации альтернативных решений.

Еще в мае 1939 года Иосиф Сталин назначил министром иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, который вскоре начал вести переговоры с рейхсканцлером Германии Иоахимом фон Риббентропом. Спустя несколько месяцев, 17 августа, немецкий посол в Москве Вернер фон дер Шуленбург заявил, что Германия готова заключить договоренность, после чего последовали телеграммы с подтверждением от Гитлера. 23 августа 1939 года главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.

В.М. Молотов подписывает Договор о ненападении / Источник: http://waralbum.ru

В широком понимании условия Договора были следующими: обе страны договорились не нападать друг на друга, ни самостоятельно, ни совместно с другими державами; не поддерживать какую-либо третью силу, которая может напасть на одну из договаривающихся сторон; проводить консультации друг с другом по вопросам, касающимся их общих интересов; не присоединяться к какой-либо группе сил, прямо или косвенно угрожающих одной из сторон договора.

В дополнение к документу прилагался секретный протокол, положения которого утвердили линии разграничения сфер интересов СССР и Германии в Восточной Европе «в случае территориально-политического переустройства» Прибалтики и Польши. В течение долгих лет этот документ являлся предметом многочисленных дискуссий и спекуляций в кругах научного сообщества. Только в этом году Историко-документальным департаментом МИД России были впервые обнародованы фотокопии советского оригинала Договора о ненападении и секретного дополнительного протокола к нему.

«Для сегодняшней России пакт Молтова-Риббентропа и прилагаемые к нему секретные протоколы не представляют ни политической, ни этической, ни нравственной проблемы»

Начальник научного отдела Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров заявил, что для сегодняшней России пакт Молтова-Риббентропа и прилагаемые к нему секретные протоколы не представляют ни политической, ни этической, ни нравственной проблемы. Представители архива Президента РФ в этом году заявили, что абсолютно все документы, относящиеся непосредственно к советско-германским отношениям того периода, были полностью рассекречены и частично опубликованы, с тем чтобы развеять сомнения тех, кто озабочен правомерностью действий Советского Союза.

Этим решением, считает эксперт, Россия показывает всему миру свою открытость и готовность к обсуждению важнейших проблем мировой истории. Спикер сообщил, что по инициативе российских научных организаций, в том числе Российского военного-исторического общества и Института всеобщей истории, осенью этого года в Москву на международную конференцию будут приглашены иностранные ученные для обсуждения важнейших вопросов Второй мировой войны.

«Балтийские республики продолжают искажать значение и содержание Советско-германского договора, чтобы обосновать концепцию "советской оккупации", на которой базируется их государственность»

Никифоров рассказал, что с наибольшим энтузиазмом на диалог откликаются «представители лимитрофов», бывших прибалтийских советских республик. «Вот Польше и остальным странам Балтии почему-то больше всех интересна эта тема. Но ни англичане, ни американцы уже давно не проявляют интерес к обсуждению этих вопросов», – сказал спикер. Он затронул тему демонизации пакта Молотова-Риббентропа в прибалтийских государствах. По его мнению, балтийские республики продолжают искажать значение и содержание Советско-германского договора, чтобы обосновать концепцию "советской оккупации", на которой базируется их государственность. 

Как известно, поляки твердо верят, что подписание пакта Молотова-Риббентропа позволило Гитлеру и Сталину напасть на Польшу и осуществить ее раздел. Однако историк напомнил, что в отличие от сил Вермахта, напавших на Польшу 1 сентября 1939 года, польский поход частей Красной Армии 17 сентября носил исключительно освободительный характер и происходил тогда, когда правительство Польши уже покинуло Варшаву и пересекало границу с Румынией, двигаясь в направлении Лондона. То есть фактической государственной власти на тот момент в Польше уже не существовало, как боевая военная единица страна была давно разбита.

В.М. Молотов и фон Риббентроп / Источник: http://waralbum.ru

Никифоров отметил, что заявления представителей прибалтийских стран и Украины о «преступности» пакта Молотова-Риббентропа должны, по логике, сопровождаться также признанием незаконности их расширения в результате присоединения к СССР. Историк подчеркнул, что территория этих стран увеличилась благодаря «подаркам» советских властей. «И неслучайно они [прибалтийские страны] ограничиваются только информационными кампаниями. Потому что судебное рассмотрение ничего, кроме проблем для них самих, не принесет», – заключил Никифоров.

По итогам круглого стола члены Российского военно-исторического общества заявили, что заключение Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом 80-лет назад стало первым шагом, пусть пока и дипломатическим, на пути к победе СССР в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Спикеры сошлись во мнении относительно того, что тема пакта Молтова-Риббентропа на сегодняшний день является максимально исследованной и вся «завеса тайны» над этим вопросом была окончательно развеяна. В заключение эксперты предупредили о том, что в связи с приближением даты 80-летия начала Второй Мировой войны, а позднее – 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне количество вбросов и фейковых новостей в отношении России будет расти в геометрической прогрессии.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати