Фото: nrnews.ru
В середине июля 2017 года президент Республики Польша Анджей Дуда одобрил поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма, согласно которым предусмотрен снос советских памятников на польской территории. Через три месяца после вступления закона в силу около 230 памятников солдатам Красной Армии могут быть демонтированы. Таким образом, руководство современной Польши пытается пустить под бульдозер память о людях, освободивших Европу и мир от нацизма. Россия, Белоруссия, Израиль, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в лице глав Министерств иностранных дел выразили по этому поводу решительный протест, призвав прекратить осквернение памятников и объединить усилия в борьбе с возрождением фашистских идеологий в любых проявлениях.
К сожалению, ситуация, сложившаяся в Польше вокруг монументов советским солдатам, не уникальна. Практически с первых лет после распада СССР в странах Восточной Европы и Прибалтики власти в угоду новой политической конъюнктуре идут на прямую фальсификацию исторических фактов и принижение роли Советского Союза в борьбе с нацизмом. Напомним, что при освобождении польской территории от нацистов в 1944-1945 годах погибло более 600 тыс. солдат и офицеров Красной Армии.
Оценка событиям в Польше была дана в ходе видеомоста «Москва-Минск-Кишинев-Тбилиси-Бишкек». В нем приняли участие известные политологи, историки и общественные деятели.
Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин напомнил, что на «тропу войны» с памятниками социалистического периода Польша вступила в начале 1990-х годов. Однако долгое время в российских официальных кругах предпочитали этого не замечать и воспринимать как эксцесс становления новой, демократической Польши или болезнь роста, которую страна преодолеет после вступления в ЕС и НАТО.
Тем не менее, процесс набирал обороты: в 2015 году ликвидировали около десятка памятников, включая посвященный генералу Ивану Черняховскому в Пэнэнжно, чрез год – несколько десятков. В 2016 году при поддержке Института национальной памяти Польши была разработана программа по полному очищению территории Польши от знаков советского доминирования. «Этот документ утвердил президент страны Анджей Дуда, - подчеркнул И.Шишкин. - В прошлом году в Польше прошло совещание, на котором разрабатывалась стратегия исторической политики Польши на ближайшие годы. На этом совещании присутствовал лично глава государства. Составной частью этой стратегии и является раздел по сносу всех памятников. Сейчас они это узаконили».
И.Шишкин напомнил, что Польша стала первой европейской страной, которая превратила историческую политику в главный инструмент решения внутренних и внешних проблем. Основа основ для современной польской государственности – образ «нации-жертвы». Это позволяет им во внутренней политике сплачивать население рассказами о том, что во всех бедах прошлого виноваты соседи Польши, и прежде всего Россия и Германия, от которых необходимо требовать постоянных преференций. Подобная стратегия долго приносила стране немалые дивиденды. В последний раз Россия каялась перед Польшей в 2010 году. Зачем же им было отказываться от такого эффективнейшего инструмента? Однако лимит уступок и терпения нашей страны перед соседями заканчивается.
В 2009 году Польша первой на уровне резолюции Сейма официально объявила Советский Союз государством-агрессором, которое якобы в равной мере с нацистской Германией ответственно за развязывание Второй мировой войны. Теперь о вине СССР рассуждают как об очевидном факте, а 23 августа, в день подписания советско-германского договора о ненападении, отмечают Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма. Так историческая политика Польши была использована рядом стран Европы и США для достижения своих стратегических интересов, связанных с пересмотром причин и итогов Второй мировой войны.
В ответ на инициативу польского руководства председатель Комитета Совета Федерации России по международным делам Константин Косачев заявил, что Россия могла бы отказаться от ухода за могилами поляков на своей территории. Такой подход Игорь Шишкин считает неверным: «Отвечать варварством на варварство – не в наших традициях».
В ответ на действия, предпринятые польским руководством, Игорь Шишкин предложил отозвать российского посла из Варшавы. «Формальные юридические основание для подобного шага есть, - заявил эксперт. – Сохранность российских памятников и мемориалов обеспечивается статьей 17 базового Договора между Польшей и Российской Федерацией о дружественном и добрососедском сотрудничестве». По словам И.Шишкина, грубое нарушение этой статьи означает, что Польша выходит из этого договора. Поэтому Москва вправе понизить уровень дипломатического представительства в Варшаве до тех пор, пока с действующей или новой властью Польши не будет заключен новый договор, в рамках которого будет осуществляться дальнейшее взаимодействие наших стран.
И.Шишкин напомнил, что существующий договор выгоден Польше, поскольку содержит пункт о признании ее послевоенных, в том числе западных, границ, установленных при поддержке советской дипломатии.
Начальник научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров считает, что война с памятниками бьет прежде всего по польской истории. Все они увековечивают определенные события освобождения Польши и устанавливались по местной инициативе и в память о подвигах красноармейцев, освобождавших территорию страны от фашизма. Союзником Красной Армии выступало Войско Польское, штурмовавшее вместе с советскими частями Берлин. «Тем самым внукам солдат-победителей отказывают в их законном праве почитать память своих предков, - отметил историк. – И это не единичный случай. Можно вспомнить экспозицию Музея Варшавского восстания, в которой замалчиваются неугодные нынешним властям страницы истории».
С позицией российских коллег солидаризировался заместитель Председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Дмитрий Шевцов. «Подобный демонтаж памятников не принесет ничего хорошего Европе, - убежден он. – Среди советских солдат, отдавших свою жизнь за освобождение европейских стран от фашизма, было немало и белорусов. Красная Армия была интернациональной, и в ее рядах воевали все народы Советского Союза».
Генеральный директор Аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (Бишкек) Дмитрий Орлов обвинил польскую сторону в лицемерии. «В Варшаве стоит памятник командующему 1-й армией Войска Польского генералу Зигмунту Берлингу. Ни одному поляку не придет в голову его снести, - отметил он. – Невозможно обвинить этого человека и в коммунизме: в ряды Польской объединенной рабочей партии он вступил в 1963 году. Разумеется, можно быть русофобом, когда это модно и безопасно, но осквернение общей истории недопустимо».
Эксперт по патриотическому воспитанию (Республика Кыргызстан) Светлана Широкова напомнила, что наряду с ревизионистами, в Польше немало здравомыслящих и достойных граждан, которые негативно оценили инициативу Института национальной памяти и его руководителя Лукаша Каменского. В частности, власти города Жешув отказались сносить памятники советским солдатам. Мотивацию мэрии города озвучил пресс-секретарь Мачей Хлодницкий: «Польшу освободила Красная Армия. Снос памятников не изменит этот исторический факт».
С.Широкова напомнила, что в Республике Кыргызстан в настоящее время проживает 821 ветеран войны и 30 блокадников. В каждом городе страны сохраняются памятники героям войны или мемориальные кладбища. В стране восстановлена дивизия имени Панфилова, формировавшаяся в Киргизии и соседнем Казахстане. Теперь она базируется в городе Токмак.
В Кыргызстане помнят и чтят ветеранов труда, внесших огромный вклад в общую победу, и в их числе Токтогон Алтыбасарову, которая приняла в свою семью 150 детей из блокадного Ленинграда. «Все эти люди защищали нашу общую родину. Мы все – потомки победителей и должны быть достойны их памяти», - сказала С.Широкова.
Руководитель историко-патриотического клуба, председатель Национального координационного комитета «Победа» (Кишинев) Алексей Петрович (Кишинев) сообщил, что две недели назад в Молдове завершил свою работу международный поисковый лагерь «Вахта памяти-2017», в котором приняли участие волонтеры из ряда постсоветских стран, в том числе России, Польши, Украины и Эстонии. Среди них – известный польский поисковик, руководитель организации «Витязь» Юлиан Вежбовский.
А.Петрович напомнил, что среди советских солдат, отдавших жизнь за освобождение Польши, числится и уроженец Молдавии, Герой Советского Союза Иван Солтыс. 11 февраля 1945 года во время боев у населенного пункта Луизенталь он погиб, закрыв собой амбразуру вражеского дзота.
Алексей Петрович сообщил, что до сих пор ни одна из официальных молдавских инстанций не сделала заявления относительно последней польской инициативы по сносу памятников. По его словам, представители гражданского общества Республики Молдова обратятся к Министерству иностранных дел и европейской интеграции с требованием направить правительству Республики Польши ноту с осуждением подобных действий.
Что же касается политики исторической памяти в Молдове, то и здесь далеко не все гладко. В частности, на базе Министерства обороны республики и действующего при нем Центра военной истории и культуры была принята программа «Культ героев», согласно которой одинакового почитания достойны все солдаты, погибшие на территории страны – не только русские и молдавские, но и румынские и венгерские, воевавшие, как известно, в составе вермахта. Кроме того, в марте 2017 году в Кишиневе на базе все того же Центра, инициативе министра обороны страны Анатола Шалару и в присутствии посла США в Молдове был открыт музей советской оккупации.
Руководитель Института Евразии (Тбилиси) Гулбаат Рцхиладзе считает, что вопрос памятников участникам Великой Отечественной войны в Польше не особо заботит нынешние грузинские власти, поскольку они по-прежнему ориентируются на тесные связи с Брюсселем и Вашингтоном. Времена Михаила Саакашвили, когда в Грузии было принято бороться со знаками общей российско-грузинской истории и даже взрывать памятники, как это произошло с Мемориалом воинской славы в Кутаиси в 2009 году, прошли. Ряд братских кладбищ и могил на территории республики находятся в запущенном состоянии, однако усилиями Института Евразии и ряда других общественных организаций они приводятся в надлежащее им состояние.
В то же время Г.Рцхиладзе подчеркнул, что в Грузии чтят не только память ветеранов Великой Отечественной войны, но и их предшественников. В качестве примера эксперт привел состоявшуюся в 2014 году реставрацию братской могилы в селе Хуцубани Кобулетского района Аджарской автономной республики, где похоронены русские ополченцы – участники войны с Турцией, погибшие в битве при Цихисдзири 18 января 1878 года. Институт Евразии и Народное движение за русско-грузинский диалог и сотрудничество провели восстановление кладбища на собственные финансовые средства. Единственной российской организацией, поддержавшей эти усилия, стал Институт стран СНГ в лице заведующего отделом Кавказа, известного военного эксперта Владимира Евсеева. Также был отреставрирован монумент славы Великой Отечественной войны в селе Дирби Карельского муниципалитета края Шида-Картли, в зоне грузино-осетинского конфликта.
По словам Г.Рцхиладзе, необходимо, чтобы поляки, как и другие народы бывшего СССР и Восточной Европы, воспринимали Великую Отечественную войну как часть своей собственной истории. Именно на решение этой задачи должна быть направлена историческая политика России. Этот тезис необходимо совместить с национальными нарративами каждого народа, не стирая их сути, а сохраняя их неповторимость.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs