ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

13:34 26.03.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Chatham House: Определяющий момент в глобальном разрыве между демократией и автократией

Неделя тщательно спланированной и последовательной дипломатии в Азии завершилась встречей государственного секретаря США, советника по национальной безопасности США и их китайских коллег в Анкоридже, Аляска. Эксперты Chatham House анализируют результат.

Д-р Лесли Винджамури

Администрация Байдена провела большую работу, чтобы очертить круг вокруг ведущих демократий Азии, углубить свои союзы, подчеркнуть свою приверженность демократии и правам человека и обеспечить защиту порядка, основанного на правилах.

Стало совершенно ясно, что глобальный разрыв между демократией и автократией определит отношения Америки с Китаем, а также будет лежать в основе всего ее подхода к Индо-Тихоокеанскому региону. Для Великобритании дипломатия Америки служит фоном для демонстрации «склонения» Великобритании к Индо-Тихоокеанскому региону, что еще больше сближает Великобританию с повесткой США в области безопасности и обороны в Азии.

Тщательный баланс между продвижением позитивной повестки и укреплением скоординированной защиты демократии, прав человека и основанного на правилах порядка, который определяет двунаправленную стратегию администрации Байдена, был очевиден на протяжении всей поездки, начиная с многосторонней встречи четверки - четыре основные демократические страны Индо-Тихоокеанского региона - затем двусторонние встречи государственного секретаря и министра обороны США с Японией и Южной Кореей. Только после этого госсекретарь и советник по национальной безопасности объединили усилия, чтобы встретиться со своими китайскими коллегами на американской земле.

Опасения, что «четверка» и другие демократические группировки могут служить не более чем прикрытием для координации антикитайской стратегии, смягчаются предложенной трехчастной программой, включающей новое партнерство в области вакцин, конкурирующее с «вакциной дипломатией» Китая, и создании новых рабочих групп по новым технологиям и климату.

В совокупности эта программа является важным шагом, потому что восприятие общей угрозы может и должно быть тщательно использовано для продвижения повестки, определяемой конкретными инициативами. Подпитываемая технологическим и экономическим соперничеством Америки с Китаем, конкуренция может быть продуктивной, если ее тщательно контролировать, координировать с партнерами и союзниками и если она стимулирует инновации, пропитанные либеральными ценностями.

В Японии и Южной Корее США осудили «принуждение и агрессию» Китая, особенно его морскую экспансию в районе островов Сэнкаку, и подтвердили свои собственные обязательства по обеспечению безопасности. Но США пошли дальше, пытаясь укрепить двусторонние отношения между Южной Кореей и Японией, что стало сигналом Китаю о том, что позиции США в Азии не только ужесточаются, но и амбициозно и активно стремятся углубить связи между демократиями в регионе за пределами Quad.

Наиболее важной частью тщательно спланированной недели дипломатии было усиление ценностного разрыва между демократиями и Китаем, завершившееся в Анкоридже, когда Китай и США публично заявили альтернативные взгляды на международное сотрудничество. Китай принял систему ООН и категорически отверг упор администрации Байдена на либеральный международный порядок. В нем также содержалась резкая критика ситуации с правами человека в США.

Почва для этой конфронтации уже была заложена, когда США объявили о санкциях против 24 китайских и гонконгских чиновников за их нападение на демократию в Гонконге. Китай начал наступление на права человека против США во время рутинной проверки в Женеве ситуации с правами человека в США, в то время как в тот же день Европейский союз (ЕС) согласовал санкции в отношении четырех китайских физических лиц и одного юридического лица за предполагаемые нарушения прав человека в отношении уйгуров.

После четырех лет буйного, неустойчивого президента США ясность убеждений и цели администрации Байдена стали для многих облегчением, но азиатский тур Америки является ясным напоминанием о том, что сотрудничество с Китаем может стать более трудным и обусловлено резко расходящимися концепциями как международного, так и внутреннего порядка. Китай может все чаще сталкиваться с более активным блоком демократий, выступающих против его видения, но ключевым моментом будет использование усиленной конкуренции между этими двумя гигантами в производственных целях.

Д-р Гарет Прайс              

Для Индии и ее партнеров по четверке самой большой внешнеполитической проблемой стало то, как справиться с подъемом Китая. В отличие от своих партнеров, Индия имеет протяженную и спорную сухопутную границу с Китаем, которая недавно стала ареной порой смертоносного военного противостояния.

Но спорная граница - лишь один из факторов подъема Китая, который беспокоит Индию. Поддержка Китаем Пакистана, его растущее присутствие, как в Индийском океане, так и среди соседей Индии, а также отношение к Кашмиру - и это лишь некоторые из них - все это раздражает Нью-Дели. В результате «четверка», впервые объединившаяся для координации действий в ответ на цунами в Индийском океане в 2004 году, стала для Индии ключевым инструментом в управлении Китаем.

Сближение в отношении Китая может также привести к сближению в других областях. На саммите Quad четыре страны договорились работать вместе над обеспечением стран Индо-Тихоокеанского региона вакцинами, объединяя свои производственные мощности, финансы и логистику. Были созданы рабочие группы по вопросам изменения климата и новых технологий, и обсуждались общие интересы в киберпространстве, борьбе с терроризмом, инфраструктуре и гуманитарной помощи.

Но хотя Китай является главной внешнеполитической проблемой Индии, это не единственный двигатель индийской внешней политики, и между Индией и, в частности, США остаются многочисленные области разногласий, поскольку в дискурсе индийской внешней политики по-прежнему пронизаны две идеи - невмешательство во внутренние дела суверенных стран и стратегическая автономия.

В совместном заявлении Quad действительно содержится призыв к восстановлению демократии в Мьянме и необходимости усиления «демократической устойчивости» страны, но подход Индии к вооруженным силам Мьянмы, вероятно, будет намного мягче, чем позиция, занятая США. И любой эффективный международный ответ должен включать и Китай.

В более общем плане, антиимпериалистические, пути невмешательства во внешнюю политику Индии могут ограничить любые стремления Quad к деятельности в других странах, помимо более мягких аспектов военной координации, таких как реагирование на стихийные бедствия. Что касается стратегической автономии, несмотря на явный сдвиг в сторону США в некоторых областях, Индия в ближайшее время не перестанет закупать российское оружие.

Самым примечательным аспектом американо-индийских отношений является признание этих различий. США подчеркивают близость отношений даже тогда, когда Индия - чаще всего - голосует против них в Совете Безопасности ООН. Индия поступает так же, даже если у нее время от времени возникают опасения по поводу стратегии США, например, в Афганистане или ее отношениях с Пакистаном.

Точно так же различия во внутренней политике, такие как сокращение доступности виз в США для индийских рабочих или озабоченность Конгресса в Вашингтоне относительно открытости Индии для иностранных инвестиций, не принимаются во внимание в отношении сотрудничества в рамках четверки.

Д-р Джон Нильссон-Райт

Два ключевых союзника США в Азии, Япония и Южная Корея - соответственно «краеугольный камень» и «опора» политики США в Восточной Азии - будут уверены в недвусмысленной приверженности обоих двусторонних союзов со стороны госсекретаря США и министра обороны.

Три центральные темы возникли в результате тщательно срежиссированных визитов. Политические заверения, подчеркивающее отход администрации Байдена от транзакционного одностороннего подхода администрации Трампа, консолидацию безопасности, чтобы укрепить расширенное сдерживание перед лицом двойных военных угроз Северной Кореи и Китая, и дипломатическую координацию для подлинного трехстороннего сотрудничества для преодоления исторической ненависти, препятствующей эффективному сотрудничество между Сеулом и Токио.

Примечательно, что подход США был не просто статическим подтверждением альянсов, но и подчеркивал необходимость перемен, продвигая амбициозную программу с обеими странами, не только в отношении безопасности, но и защиты демократии и сотрудничества в области кибербезопасности, COVID-19 и изменение климата.

Программа была обширной, с разумным отношением США к мнению правительств Японии и Южной Кореи - заметный отход от последних четырех лет - в стремлении укрепить и модернизировать союзы.

Новость о том, что премьер-министр Суга станет первым иностранным лидером, который встретится лицом к лицу с Джо Байденом во время его предстоящего визита в Вашингтон в апреле, является тонким подтверждением для японского правительства его стремления к «главенству альянса» в планах Вашингтона.

Хотя двустороннее сотрудничество в области обороны касалось знакомой темы - противодействия китайской угрозе островам Сэнкаку - упоминание Тайваня и прямая ссылка на зависимость от всех форм американских сил, включая ядерные, действительно отражают растущее беспокойство «планировщиков» как в США, так и в Японии по поводу того, что растущий китайский и северокорейский военный потенциал подрывает потенциал сдерживания во всем регионе.

Правительство Суги будет успокоено четкой приверженностью США противостоять Северной Корее не только по ядерной проблеме, но и по ее ракетной угрозе Японии и нерешенной проблеме похищения японцев. Соглашение о продлении ключевого двустороннего соглашения о поддержке принимающей страны на один год действительно открывает двери для более существенного вклада Японии в оборону, но может повлечь за собой сложные двусторонние обсуждения возможного размещения американских ракет на территории Японии.

Блинкен осторожно подчеркивал ключевую роль Китая в достижении прогресса на переговорах с Северной Кореей, но его столь же резкая критика нарушений прав человека на Севере может намекать на будущую напряженность между Сеулом и Вашингтоном.

В отличие от союзнических отношений между США и Японией, партнерство США и Южной Кореи по-прежнему зависит от того, как лучше всего решить проблему Китая, учитывая желание администрации Муна избежать враждебного противостояния с Пекином. Примечательно, что замечания Блинкена, критикующие «агрессивное и авторитарное» поведение Китая, не сопровождались аналогичными формулировками в совместном коммюнике двух правительств.

Следовательно, любая идея расширения Quad с включением Южной Кореи остается спекулятивной, вместо этого официальные лица США и Южной Кореи сосредоточились на гармонизации стратегии США по свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону (FOIP) с Новой южной политикой Южной Кореи, чтобы укрепить широкое двустороннее сотрудничество в области безопасности в Юго-Восточной Азии.

Оставляя в стороне разрыв с Китаем, новая команда Байдена сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выполнением обнадеживающих заявлений официальных лиц Японии и Южной Кореи, поддерживающих трехстороннее сотрудничество - такова глубина недовольства, разделяющего общественное мнение и мнение элиты по обе стороны Японского моря.

В то время как уверенное подтверждение взаимных амбиций в отношении альянса Блинкеном и Остином является долгожданным первым шагом и символически ценным, достижение конкретного будущего прогресса потребует значительного дипломатического мастерства и внимания.

Это особенно верно по спорному вопросу ценностей и демократии. Укрепление сотрудничества между функционирующими либерально-демократическими государствами действительно подчеркивает общие политические взгляды и, следовательно, оказывает ценное декларативное воздействие. Но не совсем ясно, являются ли лидеры в регионе в равной степени приверженными открытому и прозрачному демократическому управлению и принципам инклюзивности внутри страны или согласны с тем, как демократические принципы должны защищаться и продвигаться за рубежом.

Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/03/clarity-conviction-harnessing-competition-key

 

Gatestone Institute: Китай призывает к цивилизационной войне против Америки и Запада

18 марта, когда американские и китайские дипломаты встретились в Анкоридже, стоял «сильный запах пороха». Так считает Чжао Лицзянь из министерства иностранных дел Китая, выступивший всего через несколько часов после завершения первого дня американо-китайских переговоров.

«Порох» - одно из тех слов, которые использует Пекин, когда хочет, чтобы другие знали, что война у него на уме.

Этот термин, что еще более тревожно, также очень эмоционально наполнен смыслом, которое используют китайские пропагандисты, когда хотят разозлить аудиторию материкового Китая, напоминая им об иностранной - британской и белой - эксплуатации Китая в период опиумной войны 19 века. Коммунистическая партия Китая, таким образом, сейчас пытается разжечь националистические настроения, сплачивая китайский народ, возможно, подготавливая его к войне.

В более фундаментальном плане Пекин, со ссылкой на порох и другие термины, пытается разделить мир по расовому признаку и сформировать глобальную антибелую коалицию.

На Аляске пахло не только порохом. Чжао из министерства иностранных дел обвинил американскую сторону в превышении согласованного срока для вступительных слов госсекретаря Энтони Блинкена и советника по национальной безопасности Джейка Салливана. Блинкен и Салливан превысили отведенные им четыре минуты на... 44 секунды.

Партийная газета Global Times назвала эти две презентации «seriously overtime». Чжао из министерства иностранных дел сказал, что этот «перерасход времени» побудил китайскую сторону начать две презентации, которые длились 20 минут и 23 секунды, что намного превышает отведенные им четыре минуты.

Ян Цзечи,  курирующий внешнюю политику в партии, и его подчиненный, министр иностранных дел Ван И, в основном читали по заранее подготовленным текстам, предполагая, что большая часть их замечаний - на самом деле тирада - была спланирована заранее.

Помимо явно отрепетированных выражений возмущения дипломатов и подстрекательских комментариев Чжао, в кампании был и третий элемент: пропагандистский взрыв против политики, которую Пекин назвал расистской. Основная цель - Америка.

«Все, о чем Вашингтон говорит, сосредоточено на США и на превосходстве белой расы», - пишет The Global Times в редакционной статье 19 марта, имея в виду более темные тона кожи «немногих союзников» Америки в регионе.

Более того, расовый нарратив появляется в серии недавних пропагандистских материалов Коммунистической партии, косвенно изображающих Китай как защитника азиатов в США. Например, в Global Times 18 марта был опубликован материал под названием «Элитные группы США соучастники преступлений против американцев азиатского происхождения».

Пекин уже несколько лет разыгрывает расовую карту в Северной Америке. Китай, например, пытался разделить Канаду по расовому признаку. Лу Шай, когда он был послом Пекина в Канаде, выступал против «западного эгоизма и белого превосходства» в безуспешной попытке в начале 2019 года добиться немедленного освобождения Мэн Ваньчжоу, финансового директора Huawei Technologies, задержанного канадскими властями в ожидании экстрадиции, по делу возбужденному Министерством юстиции Трампа.

Примечательно, что Ян Цзечи в Анкоридже многозначительно упомянул протесты Black Lives Matter в своем вступительном слове в четверг, продолжая расовую атаку Китая на Америку.

Режим Китая продолжает говорить о возвышении Китая, но теперь пропагандистская линия Пекина меняется зловещим образом. Новое повествование правителя Си Цзиньпина состоит в том, что Китай лидирует на «Востоке». В знаменательной речи, которую он произнес в конце прошлого года, он заявил, что «Восток поднимается, а Запад идет на спад».

Эта тема напоминает о том, что Императорская Япония пыталась сделать со своей пресловутой Великой восточноазиатской сферой сопроцветания, начиная с 1930-х годов, как попытку объединить азиатов против белых.

Расовые разделения подводят нас к книге Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и переделка мирового порядка». «В мире после холодной войны самые важные различия между народами не идеологические, политические или экономические, - писал покойный гарвардский политолог, - они культурные».

Аналитики и ученые жестко критиковали основополагающую книгу Хантингтона 1996 года, однако, независимо от того, является ли эта работа фундаментально ошибочной, Си Цзиньпин на самом деле пытается переделать мировой порядок, возглавив «Восток» в цивилизационной борьбе с «Западом».

Мао Цзэдун, герой Си, видел, как Китай ведет Африку и народы Азии против Запада, поэтому в представлении Си о глобальном разделении нет ничего нового, но преемники Мао по большей части отказались от таких расово заряженных разговоров, поскольку они стремились укрепить свое коммунистическое государство с помощью западных денег и технологий.

Дэн Сяопин, по большей части прагматичный преемник Мао, напутствовал Китаю «скрывать возможности и ждать времени». Си, однако, считает, что время Китая пришло отчасти потому, что, по его мнению, Америка находится в окончательном упадке.

Представление Си о мире отвратительно и ошибочно, но американцы не могут позволить себе роскошь игнорировать его. Они и другие должны признать, что в сознании Си раса определяет цивилизацию, а цивилизация - это новая разделительная линия мира.

Си серьезно. В январе он сказал своим быстрорастущим войскам, что они должны быть готовы к бою «в любую секунду». В том же месяце Центральная военная комиссия партии отняла у гражданского Государственного совета право мобилизовать все общество на войну.

Воинствующие государства редко готовятся к конфликту, а затем отступают. Коммунистическая партия Китая ощущает запах пороха во всем мире, поскольку Си инициирует столкновение цивилизаций и рас.

Источник: https://www.gatestoneinstitute.org/17196/china-civilizational-war

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати