ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Острова Сэнкаку – проблема региональной безопасности

13:39 03.03.2021 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Значительный резонанс в Японии вызвало прозвучавшее 23 февраля заявление помощника по связям с общественностью министра обороны США Джона Кирби с обращённым к Китаю требованием «немедленно прекратить вторжения в территориальные воды Японии вокруг японских островов Сэнкаку»[1]. Впрочем, и сам Джо Байден 12 февраля 2020 г., ещё до своего официального вступления в должность президента США, в ходе телефонного разговора с премьер-министром Японии Ёсихидэ Суга, подтвердил, что действие японо-американского договора безопасности распространяется и на острова Сэнкаку (кит. название Дяоюйдао)[2], японский суверенитет над которыми оспаривается Пекином.

При этом нужно напомнить, что с началом в сентябре 2012 г. наиболее масштабного по своим последствиям кризиса вокруг находящихся в Восточно-Китайском море островов Сэнкаку, предшественник Ё. Суга на посту премьер-министра Японии - Синдзо Абэ, смог получить от Барака Обамы внятные слова поддержки лишь в апреле 2014 г., то есть спустя более чем полтора года. Если в период холодной войны Япония опасалась быть втянутой в конфликт между США и КНР, то администрация Б. Обамы, в свою очередь, уже опасалась быть втянутой в конфликт Японии и КНР из-за Сэнкаку, который теперь систематически подвергает союз безопасности США и Японии проверке на прочность.

Что касается реакции Пекина на упомянутый выше телефонный разговор Дж. Байдена и Ё. Суга, то она не заставила себя долго ждать. 1 февраля в Китае было принято новое законодательство в сфере морской безопасности, позволившее китайским кораблям береговой охраны применять оружие против иностранных судов в случае захода последних в китайские территориальные воды, к которым в Пекине относят и акваторию вокруг островов Сэнкаку. Если в 2020 г. китайские суда береговой охраны появлялись вблизи Сэнкаку порядка двух раз в месяц, то после принятия нового закона этот «показатель» увеличился, по утверждению Токио, до двух раз в раз в неделю[3].

Для понимания сути вопроса стоит вспомнить о Сан-Францисском мирном договоре, который 21 сентября 2021 г. перешагнёт свой шестидесятилетний рубеж. Договор, который должен был поставить точку во Второй мировой войне, был разработан на основе британо-американского проекта, однако, фактически эту задачу он так и не решил. США взяли тогда на себя функцию главного «дизайнера» азиатского геополитического ландшафта, что и привело ко многим проблемам в настоящее время.

После провозглашения 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) окончательно рухнули надежды Вашингтона по использованию Китая в качестве своего ключевого стратегического союзника в Азии. По этой причине США были критически заинтересованы в сохранении своего военного присутствия в Японии в целом, а также в сохранении полного контроля над Окинавой, в состав которой ещё в конце 19 века японским правительством были включены острова Сэнкаку, ставшие сегодня серьёзным источником напряжения в отношениях Японии и Китая. СССР высказывал свои настоятельные замечания к проекту мирного договора, подчёркивая, что в нём игнорируются международные обязательства союзных держав по обеспечению демилитаризации и демократизации Японии, не уточняются сроки вывода оккупационных войск с её территории.

Созванная в Сан-Франциско накануне подписания договора международная конференция должна была стать, по замыслу американцев, мероприятием протокольного характера. Вашингтон заранее уведомил её участников о том, что внесение поправок в проект мирного договора с Японией в ходе конференции будет невозможным. От участия в конференции отказались Индия и Бирма (Мьянма) в знак протеста против игнорирования интересов азиатских стран. КНР, Тайвань, Монголия и КНДР приглашения на конференцию не получили. Делегация СССР, тем не менее, будучи в меньшинстве, активно оппонировала Вашингтону, но её голос не смог изменить ситуацию. В результате представитель СССР договор подписывать отказался.

Одним из наиболее унизительных для Японии положений данного договора стала статья 3, в соответствии с которой Япония соглашалась с любым предложением США о передаче архипелага Рюкю (главный остров Окинава) под систему опеки ООН, с США в качестве единственной управляющей власти[4]. При этом госсекретарь США Даллес в ходе конференции заявил, что Япония сохранит в отношении Рюкю «остаточный суверенитет», под которым подразумевалась надежда на возвращение архипелага в будущем. Хотя в тексте Сан-Францисского острова Сэнкаку упомянуты не были, фактически они были американской стороной признаны как территория, на которую распространился тот самый «остаточный суверенитет» Японии. Таким образом, Пекин был заведомо лишен возможности поставить вопрос о своих правах на данные острова, притом, что все основания для этого у него имеются.

Сэнкаку – группа из пяти в настоящее время не населённых островов и трех скал, выступающих над поверхностью моря. Общая площадь этой группы – 6,3 кв. км. Располагаются они в 320 км к западу от Окинавы, в 320 км к востоку от порта Фучжоу (Китай) и в 160 км к северо-востоку от порта Цзилун (Тайвань). Согласно данным китайской стороны (с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские), острова были открыты Китаем еще в эпоху Мин (1368–1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В эпоху Цин (1644–1911 гг.) острова Дяоюйдао остались в административном плане частью китайской провинции Тайвань[5].

Но, по мнению японской стороны, острова Сэнкаку необходимо рассматривать с исторической точки зрения как часть существовавшего на Окинаве княжества Рюкю, включённого в 1870-х гг. в состав Японии. Чтобы заставить Китай, считавший княжество Рюкю своим вассалом, смириться с этим, Япония организовала тогда карательную экспедицию на Тайвань. Впрочем, стоит отметить, что, когда в 1885 г. губернатор Окинавы направил в столицу письмо с предложением построить на островах Сэнкаку башню, чтобы обозначить их как японские земли, им был получен ответ министра внутренних дел, что данные острова необитаемы и являются ничейной территорией. Это свидетельствовало о колебаниях японских властей насчёт принадлежности островов. Но уже в 1895 г. кабинет министров Японии все таки принял решение о включении островов Сэнкаку в состав территории Японии. Это решение было принято тайно и в одностороннем порядке. Опубликованы соответствующие документы были лишь в 1950 г. С подписанием в 1895 г. в Симоносэки (Япония) мирного договора, завершившего японо-китайскую войну 1894-1895 гг., Япония получила уже и Тайвань с прилегающими к нему островами, Пескадорские острова и Ляодунский полуосторов. В дальнейшем Сэнкаку были сданы японскими властями в аренду, а впоследствии проданы японскому предпринимателю, занимавшемуся добычей морепродуктов. Однако уже во время Второй мировой войны острова пришли в запустение. Американцы впоследствии выплачивали владельцам островов аренду за их использование для военных учений[6].

Таким образом, Япония в конце 19 века географически привязывала острова Сэнкаку к Окинаве, а Китай к своей провинции Тайвань. Поскольку Япония, согласно статье 2 Сан-Францисского мирного договора отказалась «от всех прав, правооснований и претензий на Формозу (Тайвань)»[7], Пекин считал и считает, что у него есть обоснованное право настаивать на передаче им и этих островов. Однако с этим конечно были не согласны не только Токио, но и, что не менее важно, Вашингтон.

В 1968 г. был опубликован доклад экономической комиссии ООН по Дальнему Востоку, из которого следовало, что вблизи этих островов на шельфе Восточно-Китайского моря могут находиться богатейшие в мире месторождения нефти (в настоящее время там обнаружены и газовые месторождения, кроме того, акватория вокруг Сэнкаку представляет значительный интерес с точки зрения добычи морских биоресурсов). Здесь необходимо напомнить, что переговоры Вашингтона и Токио о возвращении Окинавы под административный контроль Японии начались лишь в 1967 г. В 1969 г. Китай заявил о своих правах на месторождение и на острова Сэнкаку, в 1971 г. появилось заявление МИД КНР о правах Пекина на эти территории. Только в 1971 г. США и Япония достигли договорённости о передаче Окинавы, при этом острова Сэнкаку были включены в состав территории, передаваемой Японии. Однако США подчеркнули, что возвращение Японии Сэнкаку не касается претензий на них со стороны КНР. Неофициальные контакты между Вашингтоном и Пекином уже происходили, США не хотели лишний раз раздражать КНР.

В 1972 г. и Япония, получив «добро» от Вашингтона, приступила к нормализации отношений с КНР. В 1978 г. произошёл т.н. «апрельский инцидент», когда в воды Сэнкаку вошло порядка 140 китайских рыболовных судов, ситуация была напряженной, но до противостояния с японскими кораблями тогда дело не дошло, и в августе 1978 г. был подписан Договор о мире и дружбе. Китайская сторона, находясь в сложных международных и экономических обстоятельствах, предпочла не заострять внимание на Сэнкаку. Дэн Сяопин в беседе с японским премьер-министром Такэо Фукуда и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. заявлял: «Люди нашего поколения не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии. Возможно, следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились». Т. Фукуда на эту фразу ничего не ответил[8].

В дальнейшем, в период холодной войны, основным источником напряжения вокруг островов Сэнкаку были действия тайваньских и гонконгских сепаратистов. Серьёзные обострения спора вокруг Сэнкаку с участием Пекина имели место в 1990, 1996, 2000 годах. Однако стороны всякий раз предпочитали демонстрировать приверженность сохранению двусторонних отношений перед «отложенными проблемами». Впрочем, тогда в отношениях Японии и Китая появились новые серьёзные поводы для раздражений, связанные, например, с посещением официальными лицами Японии храма Ясукуни, синтоистского святилища, ассоциируемого с традициями японского милитаризма, а также с публикацией новых версий учебника истории для японских школ.

В 2012 году ситуацию вокруг островов Сэнкаку «взорвало» заявление Синтаро Исихара - японского политика и публициста, известного своими националистическими взглядами и склонностью к политическому эпатажу, о покупке нескольких островов в Восточно-Китайском море, находящихся в собственности у частных лиц, с целью защиты данных островов от претензий Китая. Стремясь не допустить ухудшения отношений с КНР, правительство Ёсихико Нода скоропалительно заявило о выкупе государством трёх из пяти островов. Данный шаг правительства Ё.Нода оказался поспешным и неуклюжим, что привело в результате к обратному результату. Помимо официальных протестов правительства КНР в китайских городах начались массовые антияпонские выступления. Непосредственно в акватории островов Сэнкаку тогда начались стычки, в которых с японской стороны принимали участие корабли береговой охраны, а с китайской стороны – рыболовецкие суда и, в ряде случаев, корабли береговой охраны. Морские Силы самообороны Японии и корабли китайских ВМС находились на отдалённом расстоянии и занимались наблюдением за обстановкой. Однако, опасность непредвиденных военных столкновений при подобных опасных манёврах, которые имеют место и до сих пор, остаётся весьма высокой. Как результат, Япония начала усиливать свои силы на этом направлении. Считается, что создание первой и пока единственной в Японии амфибийной бригады быстрого развёртывания, было продиктовано необходимостью быть в готовности к отражению высадки вероятного противника на отдалённых островах. Япония теперь отрабатывает десантные операции на совместных учениях с подразделениями всех четырех основных видов вооруженных сил США — сухопутными войсками, корпусом морской пехоты, военно-воздушными и военно-морскими силами[9].

В 2013 г. Минобороны КНР заявило о создании опознавательной зоны противоздушной обороны в Восточно-Китайском море с включением в неё воздушного пространства над Сэнкаку.

После выступления в 2014 г. С. Абэ в японском парламенте с обращённым к китайским партнёрам предложением возобновить диалог на высшем уровне, напряжённость конфликта вокруг Сэнкаку стала снижаться. Тем не менее, данный конфликт во многом был использован правительством С. Абэ для пересмотра в 2014-2015 гг. базовых принципов японской политики безопасности, связанных с запретом на участие в коллективной самообороне. И в целом, как результат, политика безопасности Японии приобрела более наступательный, «проактивный» характер.

Что касается перспектив отношений Японии и Китая, то определённый оптимизм внушает то обстоятельство, что Ё. Суга своим «попаданием» в премьерское кресло во многом обязан Тосихиро Никай, влиятельному функционеру правящей Либерально-Демократической партии (ЛДПЯ). Этого политика часто называют главой «прокитайской фракции» ЛДПЯ. Хотя, на самом деле, Т.Никай выступает не только за «дружбу с Китаем», но и за расширение регионального вектора японской дипломатии.

К негативным тенденциям стоит отнести усилия Ёсихидэ Суга по активизации деятельности диалогового формата «Quad» с участием глав дипломатических ведомств США, Японии, Индии, Австралии, имеющего антикитайскую направленность и часто упоминаемого в СМИ как «Азиатское НАТО». При этом одними разговорами участники «Quad» решили не ограничиваться и осенью 2020 г. провели военно-морские учения «Малабар» в четырёхстороннем формате.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] https://inosmi.ru/politic/20210224/249198699.html

[2] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9980507

[3] https://www.newsru.com/world/26Feb2021/senkaku.html

[4] https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/sf_dogovor_1951_text.pdf

[5] И. Гордеева. Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао) // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2013, С. 41

[6] Фёдорова М. Архипелаг Сэнкаку в истории японо-китайских отношений // Уральское востоковедение. 2005. № 1, С. 48-49

[7] https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/sf_dogovor_1951_text.pdf

[8] И. Гордеева. Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао) // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2013, С. 42

[9] https://inosmi.ru/military/20201105/248470218.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати