ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Политика администрации Байдена в Восточной Азии – первые шаги

10:19 31.01.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Новая администрация США делает первые внешнеполитические шаги в Восточной Азии. Только что утвержденный сенатом на пост Госсекретаря Энтони Блинкен провел телефонные переговоры со своими коллегами в Токио и Сеуле, а новый руководитель Пентагона Ллойд Остин - с министром обороны Японии Нобуо Киси.

И вот к последней телефонной беседе, содержание которой опубликовано на сайте Пентагона, оказалось приковано особое внимание, ибо Л. Остин заявил, что США будут защищать японские претензии на спорные острова Сенкаку (в китайской версии – Дяоюйдао). Фактически он поддержал японские притязания на спорный архипелаг в Восточно-Китайском море, являющийся предметом территориального спора между Токио, Тайванем и Пекином. По словам Остина, острова Сенкаку подпадают под действие статьи V Договора о безопасности между США и Японией, и в этой связи Соединенные Штаты по-прежнему выступают против любых односторонних попыток изменить статус-кво в Восточно-Китайском море.[1]

Нобуо Киси назвал замечания Л. Остина «очень обнадеживающими», и понятно - почему. Ранее Соединенные Штаты всячески уклонялись от подобного рода трактовки V статьи Договора, предпочитая делать на этот счет расплывчатые заявления (как, например, Х. Клинтон в 2014 г.), и уж в любом случае не поднимали эту щекотливую тему первыми, опасаясь негативной реакции со стороны Китая.

Проблема островов Сенкаку осталась от прошлого и уже не первый год осложняет японо-китайские отношения и ситуацию в регионе в целом. Спорными остаются вопросы о принадлежности островов, а также о демаркации разграничительной линии, разделяющей их исключительные экономические зоны. Решение этих проблем осложняется предполагаемым наличием там залежей природных ископаемых, в том числе, нефти и газа. Острова находятся под фактическим контролем Японии, и поэтому на них гипотетические распространяется действие японо-американского Договора о безопасности.

В свое время напряженность в регионе серьезно возросла, после того как правительство Японии в сентябре 2012 года заявило о покупке трех из пяти необитаемых островов архипелага у частного японского владельца, решив таким образом национализировать их. После этого решения в КНР прошли массовые антияпонские демонстрации, сопровождавшиеся погромами.

Кстати, в свое время эту проблему породили сами же Соединенные Штаты. Именно по настоянию США в Сан-Францисском мирном договоре не был определен противоречивый статус спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку) как территории, которые должны принадлежать КНР, Тайваню или Японии. Отчасти поэтому японо-китайские отношения до сих пор находятся в «ловушке» холодной войны, расставленной несколько десятилетий назад создателями «Сан-Францисской системы».

Почему сейчас сделано такое заявление? Тому есть, как минимум, два объяснения. Первое – желание прозондировать почву и бросить, что называется, пробный шар и посмотреть, как на это отреагируют в Пекине. Это своего рода провокационная традиция: каждая новая американская администрация, приступая к работе, делает нечто подобное, проверяя реакцию КНР на то, что та считает нарушением «красных линий» в американо-китайских отношениях. Вспомним, как Дональд Трамп сразу после своей инаугурации в 2016 г. провел телефонный разговор с президентом Тайваня Цай Инвэнь, проверяя таким образом реакцию Пекина.

Второе объяснение заявления Ллойда Остина может быть связано с тем, что главы военных ведомств США и Японии дали таким образом понять, что обсуждают «меры реагирования на угрозы со стороны России»: речь идет о прошедшем в декабре 2020 г. совместном воздушном патрулировании акватории Восточно-Китайского моря самолетами России и Китая. В Токио на это отреагировали очень нервно, хотя патрулирование осуществлялось не в акватории островов, а в нейтральных водах.

В любом случае речь пока идет не более чем о «вербальных действиях», - которые, впрочем, не стоит недооценивать, в том числе, и в контексте российско-японских отношений. Уместно напомнить о том, что основным препятствием по достижению прогресса в вопросе о статусе четырех островов Южнокурильской гряды и о мирном договоре между Россией и Японией была неготовность японской стороны учитывать стратегическую озабоченность России по поводу статуса островов именно в контексте японо-американского Договора о безопасности.

В целом же просматривается тренд на активизацию связей США в Восточной Азии, сформированных системой договора Сан-Франциско (которая не решала проблемы в регионе, а порождала их). В этом кроется риск того, что курс президента Байдена на укрепление «многосторонних подходов» в американской дипломатии может быть обречен на повторение ошибок прошлого. А учитывая заявление Ллойда Остина, это может еще более обострить и без того напряженную ситуацию.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «Защитить острова: США пообещали Японии поддержку», https://www.gazeta.ru/army/2021/01/24/13453100.shtml

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати