ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Катастрофа Osprey в Японии – еще одна проблема для американских военных планов

13:27 11.12.2023 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Конвертоплан ВВС США Osprey СV-22 (гибрид самолёта и вертолёта) 29 ноября в ходе учебного полёта  потерпел катастрофу в районе острова Якусима (префектура Кагосима, Япония). В результате крушения погибли восемь американских военнослужащих. Данная трагедия вызвала значительный резонанс среди японцев, в особенности, проживающих в районах, где находятся американские военные объекты и проводятся военные учения. Так, 4 декабря в Кадена (префектура Окинава), где расположена крупнейшая в Японии военная база США, более 200 человек провели демонстрацию перед местным офисом минобороны Японии, протестуя против использования конвертопланов. Полёты этих машин на протяжении 10 лет причиняют особые неудобства местным жителям: неприемлемый уровень шума, регулярные лётные происшествия. При этом участники митинга требовали также сделать всё возможное для поиска и спасения экипажа (ещё оставались надежды, что будут выжившие)[1]. Конвертопланы были использованы американцами и при проведении поисково-спасательной операции. К её мероприятиям подключались морские, воздушные и сухопутные Силы самообороны, береговая охрана Японии. В ходе операции выявились серьезные недостатки в координации между союзниками.

Не осталась без внимания японской общественности и реакция американского военного командования на просьбу Токио приостановить полёты и предоставить японской стороне подробную информацию, связанную с инцидентом. 30 ноября министр обороны Японии Минору Кихара  обратился с соответствующей просьбой к генерал-лейтенанту Рики Раппу. В ответ командующий силами США в Японии лишь поблагодарил Силы самообороны и других участников поисковой операции, заявив, что «безопасность американцев и японского народа является главным приоритетом для Соединенных Штатов»[2].  Согласно Соглашению о статусе американских войск в Японии, американские военные имеют исключительные права на расследование подобных происшествий. В результате, к расследованию катастрофы Osprey у Окинавы в 2016 году Япония допущена не была[3].

Спустя неделю после катастрофы, американцы, понимая, что причиной трагедии явился отказ техники, а не человеческий фактор, объявили о приостановке эксплуатации вообще всех конвертопланов Osprey (модификации МV-22, СV-22). Однако к этому времени уже напомнили о себе и «старые болячки», вызванные американским военным присутствием в Японии: споры вокруг передислокации базы Футэмма, в целом «директивная» стилистика взаимоотношений между союзниками, экстерриториальный статус американских военнослужащих, членов их семей и пр. На этом фоне возникли  серьёзные риски для общественной поддержки союза безопасности Японии и  США.  

Первоначально, минобороны Японии, не имея от США достоверной информации, продвигало версию, согласно которой конвертоплан не смог совершить вынужденную посадку на воду. Но, по словам жителя Якусимы, прозвучавшим в японском телеэфире, конвертоплан разрушился в воздухе из-за пожара двигателя. Это было воспринято как попытка военных приуменьшить опасность ситуации[4]. Катастрофа произошла в ясную погоду и при слабом ветре.

Разработанный и производимый в США конвертоплан Osprey (взлётный вес более 23 тонн) представляет собой летательный аппарат, который взлетает и приземляется как вертолет, но может направлять оба воздушных винта вперед и лететь намного быстрее, чем геликоптер (более 500 км/ч). Машина успела повоевать в Афганистане и других «горячих точках». С помощью Osprey в 2011 году было перевезено тело Бен Ладена с авиабазы Баграм на борт американского авианосца.  Однако, большим доверием у американских военных Osprey не пользуется. Из-за очень сложной конструкции в «послужном списке» конвертоплана рекордный список катастроф и других лётных происшествий за относительно недолгую историю эксплуатации (с 2007 года).

В декабре 2016 года Osprey MV-22 Корпуса морской пехоты США произвёл аварийную посадку в океане у острова Окинава, что стало первым подобным инцидентом в Японии. В результате аварии Osprey в августе этого года в Австралии погибли трое морских пехотинцев, эта катастрофа все еще расследуется.  Американские экипажи Osprey, базирующихся в Японии, при возникновении нештатных ситуаций стараются посадить машины на ближайших аэродромах, в том числе, на гражданских, и запросы на подобные посадки идут довольно часто. В этот раз пилоты действовали также, но до аэродрома Якусимы не дотянули. Хотя идея конвертопланов, возможно, является примером утраты разумного баланса между оригинальными технологиями и надёжностью, в Пентагоне активно выступают в её поддержку, высоко оценивая, в частности, возможность дозаправки подобных машин в воздухе. Парк конвертопланов в подразделениях морской пехоты США насчитывает более 400 машин, и несмотря на проблемы они стали уже практически «рабочей лошадью».  Разбившийся рядом с Якусимой Osprey относился к командованию специальных операций ВВС США.

При этом конвертопланы Osprey критикуют и за очень высокую стоимость. Помимо США, Osprey ещё имеются только у Японии. К ним также проявляли интерес Израиль и Индонезия, но, в конечном итоге, отказались. В настоящее время сухопутные Силы самообороны Японии располагают 14 конвертопланами, планируется закупка ещё трёх машин. По данным издания «The Diplomat», в оборонный бюджет 2018 года была заложена стоимость одного Osprey (модификация MV-22) около 10 миллиардов иен, что почти вдвое превышает цену весьма надёжных, хотя и не таких «модных» транспортных вертолетов CH-47 Chinook, производство которых организовано и в Японии[5]. В настоящее время конвертопланы Сил самообороны Японии на временной основе находятся на базе в Кисарадзу (префектура Тиба). Правительство намерено построить для них новую авиабазу рядом с аэропортом Сага к 2025 году. Цель состоит в том, чтобы использовать Osprey для переброски десантной бригады быстрого развертывания сухопутных Сил самообороны на отдалённые острова юго-востока Японии в случае, например, возможных «тайваньских сценариев». Как может показаться, 17 машин - это не так много. Но здесь уместно вспомнить, что в начале 1980-х годов во время Фоклендской войны у британцев получилось доставить на «другой конец света» всего один транспортный вертолёт CH-47 Chinook . Тогда, выполняя по 15 вылетов в сутки, машина с позывным  «Bravo November» внесла заметный вклад в ту военную кампанию.

Пока непонятно, как долго будут американские и японские Osprey простаивать на базах в ожидании завершения расследования и выпуска новых рекомендаций по их эксплуатации,  устроят ли эти рекомендации японских эксплуатантов этих машин. Задержка может серьезно повлиять на стратегии Японии и США по противодействию региональной политике Китая. Как отмечалось выше, планируемое размещение конвертопланов на юго-востоке Японии является частью усилий Токио по укреплению защиты протяжённого периметра островов Нансэй, включающего оспариваемые Китаем необитаемые острова Сэнкаку, которые эксперты считают классическим примером «серой зоны безопасности». В прилегающих к островам водах регулярно происходят конфликтные ситуации  с участием рыболовных судов, кораблей служб береговой охраны Японии и Китая.

Трагедия Osprey не может не отразиться, пусть даже и косвенным образом, на позиции премьер-министра Японии Фумио Кисиды, рейтинг которого в последнее время также находился в состоянии «аварийного снижения». Ситуацию вокруг катастрофы конвертоплана регулярно освещал генеральный секретарь кабинета Хирокадзу Мацуно, заверяя журналистов, что «обеспечение безопасности полетов является наивысшим приоритетом в эксплуатации воздушных судов»[6]. Общение с прессой является одной из обязанностей лица, занимающего эту должность. Помимо функционала пресс-секретаря, генсек кабинета координирует деятельность министров, по факту считается «персоной номер два» в правительстве.

В связи с высоким статусом Хирокадзу Мацуно, необходимо отметить, что на прошлой неделе он стал «главным героем» нового коррупционного скандала со сбором пожертвований на политическую деятельность в Японии. Подобные мероприятия осуществляются в форме организации приёмов, гостями которых в основном становятся представители крупного бизнеса. Подобная практика в целом «не в почёте» у японских избирателей, но с 2022 года стали значительно превышаться разумные «потолки» подобных пожертвований. В скандал вовлечен ряд высокопоставленных членов правящей Либерально-демократической партии. Подозреваются в получении десятков миллионов иен в виде незарегистрированных средств некоторые члены её фракции, ранее возглавляемой Синдзо Абэ, расследованием занимается Токийская окружная прокуратура.  Наиболее уязвимой фигурой в этой истории выглядит именно Хирокадзу Мацуно, как наиболее «заметный» член фракции покойного премьера. Вначале генсек отрицал возможность своей отставки, однако, это уже почти решённый вопрос. Своими портфелями могут поплатиться и другие члены кабинета из «фракции Абэ», даже не вовлечённые в скандал[7]. Подобная турбулентность в стане главного американского союзника в Азии может стать ещё одной проблемой для Вашингтона, исходящей от Японии.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://www.stripes.com/branches/air_force/2023-12-04/okinawa-protest-osprey-flights-crash-12250694.html

[2] https://thediplomat.com/20https://www.stripes.com/branches/air_force/2023-12-04/okinawa-protest-osprey-flights-crash-12250694.html23/11/1-dead-7-missing-after-us-military-osprey-aircraft-crashes-off-sw-japan/

[3] https://www.globaltimes.cn/page/202312/1303153.shtml

[4] https://japannews.yomiuri.co.jp/editorial/yomiuri-editorial/20231201-153017/

[5] https://thediplomat.com/2023/11/1-dead-7-missing-after-us-military-osprey-aircraft-crashes-off-sw-japan/

[6] U.S. military grounds all Osprey aircraft after Japan crash - The Japan Times

[7] https://www.japantimes.co.jp/news/2023/12/10/japan/politics/kishida-considering-repacling-cabniet-members/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати