ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

17:14 25.01.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Foreign Affairs: Как сдержать путинскую Россию

После инаугурации избранного президента Джо Байдена 20 января некоторые элементы политики США в отношении России изменятся. Президент США больше не будет стремиться подружиться с президентом России Владимиром Путиным, как это делал президент Дональд Трамп на протяжении всего своего пребывания на этом посту. Байден без колебаний критикует воинственные действия Путина, особенно направленные против США. Администрация Байдена также вернет либеральные нормы и демократические ценности обратно в политику Соединенных Штатов в отношении России, так что Путин может ожидать большей критики российской автократии и большей поддержки прав человека. И риторика Белого дома о трансатлантических союзниках Соединенных Штатов заметно изменится; на этой неделе закончится эра критики НАТО.

Это простые и ожидаемые вещи. Труднее будет разработать новую всеобъемлющую стратегию в отношении России, которая установит правильный баланс между сдерживанием Москвы и ее участием в узких областях, представляющих общий интерес. Для этого администрации Байдена необходимо будет развеять мифы и заблуждения, которые годами мешали американскому анализу Москвы, и заменить их точной оценкой того, какую угрозу действительно представляет путинская Россия и как Соединенные Штаты могут эффективно ей противостоять.

Американское мышление о России омрачено неправильными представлениями. Многие аналитики ошибочно полагают, например, что Россия - это держава в упадке. Только в прошлом месяце сенатор Митт Ромни, республиканец от Юты, пошутил, что «Россия - это заправочная станция, выставляющая себя как страна». Такой анализ устарел. Путин не обладает такой же властью, как его советские предшественники в 1970-е годы или президент Китая Си Цзиньпин сегодня, но и Россия не является таким слабым и полуразрушенным государством, каким она была в 1990-е годы. Несмотря на негативные демографические тенденции и откат рыночных реформ, она возродилась как одна из самых могущественных стран мира - со значительно большей военной, кибернетической, экономической и идеологической мощью, чем это оценивает большинство американцев.

Россия остается грозной военной державой и одной из двух ядерных сверхдержав. Путин вложил значительные средства в ядерную модернизацию, а США - нет. Он также вложил огромные ресурсы в модернизацию обычных российских вооруженных сил. У вооруженных сил Кремля нет глобального влияния, но они представляют значительную угрозу для Европы и даже превосходят НАТО по некоторым параметрам, включая количество танков, крылатых ракет и войск на границе между НАТО и Россией. Путин также вложил крупные средства в космическое оружие, разведку и кибер-возможности, о которых Соединенные Штаты узнали на собственном горьком опыте, когда в прошлом месяце была разоблачена крупная хакерская кампания России. У Москвы меньше (и слабее) формальных союзов, чем у Вашингтона, но ее связи с Китаем, включая углубляющиеся военные связи, никогда не были такими тесными. По общему военному потенциалу Россия, вероятно, занимает третье место в списке самых могущественных стран мира.

Как экономическая держава Россия сильно отстает от США и Китая, но это не тот случай, который представляют себе многие американцы. У нее 11-я по величине экономика в мире; шестая - по паритету покупательной способности. ВВП России на душу населения больше, чем у Китая. А ренационализация собственности Путина и другое вмешательство государства в экономику дают ему контроль над гораздо большей долей экономических ресурсов страны, чем у демократических лидеров в крупных экономиках. Конечно, в его распоряжении достаточно экономических ресурсов, чтобы проводить агрессивную внешнеполитическую программу.

Путин также обладает значительной идеологической властью. Он вложил значительные средства в инструменты мягкой силы, включая принадлежащие государству и дружественные Кремлю телевидение, радио и платформы социальных сетей (на которых Москва стала мастером тайных операций по дезинформации). RT, который утверждает, что является самым популярным новостным каналом на YouTube, имеет годовой бюджет в 300 миллионов долларов. Режим Путина также поощрял создание множества полугосударственных организаций и квазичастных сил безопасности для продвижения российских интересов за рубежом, включая печально известное Агентство интернет-исследований, частную военную группу Вагнера, Фонд защиты национальных ценностей, Международное агентство суверенного развития, и Ассоциация свободных исследований и международного сотрудничества. Имея такое количество рычагов влияния, Путин больше не может считаться руководителем приходящей в упадок власти. Такой анализ дает ложную надежду.

Помимо власти у Путина есть цель. Он очень мотивирован набором ортодоксальных, нелиберальных, антидемократических, антизападных идей. Американские аналитики часто воображают Путина транзакционным лидером (я слышал эту фразу десятки раз, когда работал в администрации президента Барака Обамы). Это суждение неверно. Как и все мировые лидеры, Путин будет заключать сделки с другими странами, если он считает, что они продвигают то, что он считает национальными интересами России. Но он также является идеологическим лидером, и многие его решения как внутри страны, так и за рубежом основываются на его желании продвигать свое антизападное мировоззрение.

Путин начал свою политическую карьеру как оппортунист, работая на прозападных лидеров, таких как мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак и президент России Борис Ельцин. После повышения по служебной лестнице Путин тяготел к нелиберальным, националистическим и ортодоксальным ценностям. В первое десятилетие своего пребывания у власти он сосредоточился на продвижении этих ценностей в России путем подавления демократических практик и либеральных идей, усиления контроля над государственными СМИ, переписывания книг по истории, принятия законов, направленных против ЛГБТ, и установления связей с Русской православной церковью. На втором десятилетии своего правления он уделял больше внимания и ресурсов продвижению своих нелиберальных ценностей за рубежом. В конце концов, зачем Путину вкладывать сотни миллионов долларов в расширение глобального охвата RT, если бы он был всего лишь транзакционным реалистом?

Путин сознательно пытался позиционировать себя как лидер нелиберального, консервативного мира - роль, которую он определяет в противовес либеральному интернационализму США. Чтобы освободить европейцев от имперского контроля НАТО, он защищает суверенитет. Чтобы защитить автократию, он критикует Соединенные Штаты за поддержку так называемых цветных революций, будь то в Сербии, Грузии, Украине или на Ближнем Востоке во время арабской весны. Чтобы противостоять тому, что он называет западным либеральным декадансом, он провозглашает свое определение христианских, традиционных семейных ценностей, которые, как он утверждает, являются центральными для российской идентичности и возрождающихся консервативных движений во всем мире. Хотя Путин менее демагогичен по своему стилю, чем другие популисты, он использует некоторые из их риторики и методов, разделяя и российское, и другие общества на «реальных» людей и их элитных эксплуататоров (не говоря уже о том, что сам Путин глубоко переплетен с правящей экономической элитой России).

Путинизм побеждает новообращенных, в основном в Европе, но также и в Соединенных Штатах и других странах. Несколько лет назад Путин заметил, что «так называемые консервативные ценности приобретают новое значение», сославшись на политический успех Виктора Орбана из Венгрии и Марин Ле Пен из Франции. Сегодня он может добавить к своему списку идеологических союзников премьер-министра Чехии Андрея Бабиша, лидера Brexit Найджела Фараджа в Великобритании, бывшего вице-премьер-министра Италии Маттео Сальвини, президента Сербии Александра Вучича и лидера Партии свободы Гирта Вилдерса в Нидерландах. Почти в каждой европейской стране, а также в США существует политическая партия или движение, которые больше склоняются к нелиберальному путинизму, чем к западному либерализму. Официальные лица США слишком долго преуменьшали значение этого идеологического аспекта российско-американского соперничества.

Американские политики также недооценивают терпимость российского лидера к рискованному поведению, часто предполагая, что он будет предсказуемо реагировать на угрозы. Но Путин последовательно ведет себя воинственно, даже когда кажется, что издержки перевешивают выгоды - аннексия Крыма, вмешательство в ближневосточные войны, кража и публикация документов, чтобы попытаться повлиять на исход выборов в США в 2016 году, и попытки убить бывшего агента российской разведки Сергея Скрипаля в Великобритании.

Путин - гораздо более ревизионистский лидер, чем его китайский коллега. По его мнению, он находится в состоянии войны с Соединенными Штатами, их союзниками и многосторонними институтами, которые Вашингтон создал и в настоящее время поддерживает. Путин больше не желает сотрудничества с Западом или даже уважаемого места в либеральном международном порядке. Скорее, он стремится разрушить этот порядок, возглавляемый США.

Путин не собирается внезапно менять свое мнение о стране, которую он считает угрозой, или принимать какие-либо усилия со стороны администрации Байдена для возобновления важной позитивной двусторонней повестки дня. Байден и его команда должны признать, что Путин в ближайшее время не прекратит свои атаки на демократию, либерализм и многосторонние институты. Следовательно, они должны сдерживать путинскую Россию.

К сожалению, то, что Джордж Кеннан рекомендовал на этих страницах почти 75 лет назад, столь же уместно и сегодня: «Главный элемент любой политики Соединенных Штатов в отношении Советского Союза должен заключаться в долгосрочном, терпеливом, но твердом и неусыпном сдерживании экспансивных тенденций России». Политики США не должны романтизировать сдерживание или славные дни противостояния советской угрозе; между холодной войной и нынешней эпохой «горячего мира» много различий, некоторые из которых делают Москву менее угрожающей, а некоторые - еще более опасной. Но Байден и его команда национальной безопасности должны отказаться от устаревших представлений о российской угрозе и сформулировать новую политику по сдерживанию экономического, военного и политического влияния Кремля. Вашингтон может противодействовать идеологическому проекту Путина, даже работая с российским правительством в узких областях, представляющих общий интерес, и углубляя связи с российским обществом в целом.

Сдерживание должно начинаться дома. Недавнее вторжение России в киберсети правительства США и частного сектора ясно демонстрирует, что Соединенные Штаты не вложили достаточно средств для защиты от атак Москвы на цифровые сети США. Администрация Байдена должна работать с Конгрессом, чтобы выделить больше ресурсов на сдерживание киберугроз России, особенно против критически важной инфраструктуры, такой как банковская система США, электросети, вооруженные силы и системы ядерного оружия. Она также должен взять на себя большую ответственность за усиление кибербезопасности всех американцев. Граждане США ожидают, что вооруженные силы будут сдерживать или отражать физические атаки противников США. Почему бы им не ожидать того же в кибер-мире?

Чтобы защитить сети частных граждан и частного сектора, правительству США необходимо будет перестать полагаться на коммерческие продукты и частных лиц для киберзащиты и предоставить больше необходимых технологий и опыта внутри ведомств. Как минимум, администрации Байдена потребуется увеличить штат и бюджет Агентства по кибербезопасности и безопасности инфраструктуры. Эксперт по кибербезопасности Алекс Стамос также разумно предложил администрации создать киберпространство параллельно Национальному совету по безопасности на транспорте, которое могло бы расследовать атаки и рекомендовать способы их предотвращения.

Сдерживание также должно включать экономический элемент. Путин использует российские компании и капитал для продвижения своих внешнеполитических интересов. Поэтому Соединенным Штатам и другим западным странам следует разработать стратегию по ограничению экономической мощи Москвы, а именно, требуя большей прозрачности в отношении финансовой деятельности России внутри Соединенных Штатов, а также в странах Европы и Азии. Администрация Байдена должна воспользоваться новым законодательством, запрещающим анонимным подставным компаниям работать в тени с российскими инвестициями в предприятия и недвижимость США и работать с европейскими союзниками, особенно с Великобританией, для противодействия отмыванию российских денег во всех развитых демократиях. Российские экономические проекты на Западе с четкими геополитическими целями, такие как строительство газопровода «Северный поток - 2», должны быть заблокированы.

В то же время администрация Байдена должна заставить разведывательное сообщество США рассекретить больше информации об активах и деятельности Путина и его приближенных. Степень детализации незаконной деятельности России, задокументированная в отчете специального советника Роберта Мюллера о вмешательстве России в выборы 2016 года, продемонстрировала невероятные (и недостаточно используемые) возможности разведывательного сообщества США. Защищая методы и источники, Байден и его команда должны стремиться рассекретить больше информации о российских финансовых транзакциях и отмывании денег в Соединенных Штатах и ​​во всем мире.

Чтобы сдержать идеологическую власть Путина в Соединенных Штатах, администрации Байдена следует разработать более четкие правила и нормы, требующие от России большей прозрачности в своих усилиях по оказанию влияния на общественное мнение США, будь то через традиционные или социальные сети, фонды, благотворительность или неправительственные организации (НПО). В этом направлении был достигнут некоторый прогресс; Американские компании, занимающиеся социальными сетями, предприняли ряд активных шагов по снижению дезинформации и повышению прозрачности. Но нормы и законы для разоблачения операций по влиянию России и защиты суверенитета США и суверенитета союзников по-прежнему плохо разработаны.

Наконец, сдерживание внутри страны должно включать усилия по противодействию вмешательству России в будущие выборы в США. Десятки реформ избирательной системы и кибербезопасности, больших и малых, разработаны, но еще не подписаны. Администрация Байдена должна работать с Конгрессом над принятием и реализацией этих реформ, начиная с Закона о защите выборов от троллей от враждебных режимов (Закон DETER), который автоматически приведет к новым экономическим санкциям против режимов, которые вмешиваются в выборы в США.

Сдерживание за границей начинается с устрашения. С тех пор, как Путин аннексировал Крым и осуществил интервенцию на востоке Украины в 2014 году, члены НАТО пообещали увеличить свои расходы на оборону до двух процентов ВВП; разместить дополнительные войска в Эстонии, Латвии, Литве и Польше; и выделить больше ресурсов на противодействие киберразведке и операциям по дезинформации. Соединенные Штаты также инициировали многомиллиардный проект по увеличению своего военного присутствия в Европе и помогли стимулировать усилия НАТО по обеспечению готовности, что позволило альянсу развернуть около 300000 солдат, 30 боевых кораблей и 30 авиационных эскадрилий в самых восточных странах-членах ЕС на срок 30 дней.

Эти инициативы хороши, но их недостаточно. НАТО нуждается в увеличении обычных наземных сил для отражения атаки России, особенно ее уязвимый южный фланг. Альянс должен также улучшить военную мобильность между странами и устранить растущие политические разногласия между государствами-членами, в частности, Венгрией, Турцией и другими союзниками. НАТО также необходимо подтвердить свою приверженность демократическим ценностям: она должна установить минимальные стандарты правления, которым государства-члены должны соответствовать, в противном случае их членство рискует быть приостановленным.

Эти улучшения потребуют нового лидерства США в альянсе. Байден должен дать понять, что Соединенные Штаты вновь привержены защите своих союзников по НАТО и работе с их лидерами над повышением военной готовности. Ему следует продолжать призывать членов НАТО выполнять свои обязательства по расходам, но при этом выделять больше объединенных ресурсов альянса на улучшение военной мобильности и транспортных возможностей. Его администрация должна настаивать на обновлении морской стратегии НАТО: альянсу нужны новые системы вооружений, включая фрегаты с противолодочными технологиями, атомные подводные лодки и подводные лодки с традиционными двигателями, а также патрульные самолеты.

Подтверждая обязательства Соединенных Штатов перед НАТО, Байден должен подчеркнуть, что альянс носит оборонительный характер, он никогда не нападал на Россию и был бы безумен, если бы это сделал. Повышенный военный потенциал НАТО угрожает вооруженным силам России только в том случае, если они нападут на союзника по НАТО. Действительно, лучший способ сохранить мир в Европе - это убедиться, что Путин знает, что военная агрессия против члена НАТО будет дорого стоить.

Администрация Байдена также должна противодействовать агрессии России против партнеров, не входящих в НАТО. И никакой театр в борьбе за сдерживание Путина не важнее Украины. Создание безопасной, процветающей и демократической Украины, даже если часть страны останется под российской оккупацией, - лучший способ противостоять идеологической и военной агрессии Москвы в Европе. Успешная демократическая Украина вдохновит на новые демократические возможности внутри России и в других бывших советских республиках - точно так же, как неудавшаяся украинская демократия и экономика послужат нарративу Путина о тщетности революций, якобы спонсируемых Соединенными Штатами. Поэтому администрации Байдена следует увеличить военную, политическую и экономическую поддержку Украины со стороны США, чтобы способствовать успеху застопорившихся усилий по реформированию.

Трамп нанес реальный ущерб американо-украинским отношениям. Его администрация справедливо оказала помощь украинским военным, поставив летальное оружие и усилила военную подготовку США и помощь Киеву. Но, как мир узнал во время его (первых) слушаний по делу об импичменте, Трамп подорвал этот прогресс, пытаясь использовать помощь США для продвижения своих усилий по переизбранию в 2020 году. В годы правления Трампа программа экономических и политических реформ в Украине изменилась, а политическое влияние крупных бизнес-конгломератов росло. В новую эпоху Байдена федеральные агентства США, Конгресс, бизнес и неправительственные организации должны более активно взаимодействовать с правительством и обществом Украины для содействия демократическим и рыночным реформам.

В то же время администрации Байдена следует сохранить, если не усилить, нынешний режим экономических санкций против Москвы. Президент Барак Обама тесно сотрудничал с союзниками и партнерами, чтобы ввести в действие самый полный набор санкций, когда-либо наложенных против России в качестве наказания за аннексию Крыма и военное вмешательство в Украине. Пока Путин продолжает оккупировать украинскую территорию, санкции должны усиливаться. Как минимум, команда Байдена должна сохранить санкции, которые сейчас действуют, поскольку в Европе растет усталость. Отменить их до того, как Путин изменит курс на Украине, станет ужасным сигналом.

Администрация Байдена также должна стремиться поддержать другие страны на границе с Россией: Армения, Грузия, Молдова и Узбекистан. Байдену следует встретиться с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской, чтобы четко дать понять, что Соединенные Штаты не будут налаживать отношения с президентом Александром Лукашенко, как это уже неоднократно происходило в прошлом. В последние годы Литва стала ярым защитником свободы в регионе: Байден должен наградить Вильнюс, назначив в страну высокопоставленного посла США с опытом защиты прав человека.

Путин объявил либерализм устаревшим; Администрация Байдена должна доказать его неправоту - прежде всего путем обновления американской демократии у себя дома. В то же время новый президент должен выполнить свое предвыборное обещание возвышать ценности во внешней политике США, особенно в отношении России, - путем критики антидемократического поведения и нарушений прав человека, а также подкрепляя эти слова действиями. Администрация Байдена должна наказать тех, кто в прошлом году отравил лидера российской оппозиции Алексея Навального (и теперь несправедливо арестовал его по возвращении в Россию), а также тех, кто продолжает издеваться над мирными демонстрантами в Беларуси. Байден должен наказывать не только тех, кто нарушает права человека, но и экономических игроков, которые поддерживают эти преступные действия и получают от них выгоду. Применение закона Магнитского для наложения санкций на нескольких низших полковников или судей - это именно то, чего ожидают Путин и Лукашенко; Байден должен делать неожиданные вещи и наказывать тех, у кого есть реальная власть.

Администрация Байдена также должна реструктурировать правительство США для более эффективного продвижения либерально-демократических ценностей. Ему следует объединить Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента в Управление общественной дипломатии и связей с общественностью, чтобы лучше согласовать ценности и стратегические коммуникации США. Заместителю министра, отвечающему за этот портфель, следует поручить выявление, сдерживание и замедление распространения антиамериканской дезинформации, в том числе из России.

Администрации Байдена также необходимо будет реформировать Агентство США по глобальным СМИ (USAGM), которое понесло значительный ущерб в эпоху Трампа. Вашингтону не следует стремиться противопоставлять российскую пропаганду американской пропаганде. Скорее, он должен противодействовать дезинформации с помощью реальных репортажей авторитетных журналистов из России, Украины и других стран региона. С этой целью Радио Свободная Европа / Радио Свобода следует отделить от USAGM и сделать независимой организацией, все еще финансируемой Конгрессом, но со своим собственным правлением. Чтобы поддержать независимую журналистику и антикоррупционные усилия в России и прилегающих регионах, Вашингтону потребуется разработать новые программы и подходы. Прямое финансирование со стороны США российских СМИ испортило бы их. Вместо этого Соединенным Штатам следует сосредоточиться на предоставлении возможностей краткосрочного обучения, годичных стипендий в университетах США и Европы и стажировок в западных СМИ. Образование и свободный поток информации - это самое эффективное оружие, которое есть у Соединенных Штатов для борьбы с российской пропагандой.

Администрация Байдена должна побудить американские платформы социальных сетей приуменьшить значение или, по крайней мере, предоставить больше информации о поддерживаемом Кремлем контенте. Алгоритмы, используемые для ранжирования и организации контента в поисковых запросах YouTube, Google и Bing, должны быть скорректированы, чтобы снизить рейтинг информации, которую Россия распространяет через свои пропагандистские каналы. Когда такой контент действительно появляется в результатах поиска, компаниям следует сочетать его с аналогичным контентом от более надежных новостных организаций; каждый раз, когда появляется статья или видео RT, рядом с ними должна появляться история BBC. Администрация Байдена должна одновременно работать с другими демократическими странами по всему миру, чтобы разработать общий набор законов и протоколов для регулирования российских СМИ, контролируемых правительством, включая ботов и троллей.

Даже если Вашингтон пытается сдерживать влияние России внутри страны и за рубежом, он должен стремиться вовлечь Кремль в решение небольшого количества вопросов, которые приносят взаимную выгоду, как это было во время холодной войны. Немедленно администрация Байдена должна работать с Путиным над продлением нового договора СНВ на пять лет. Этот договор не только предотвращает ненужную гонку вооружений между Россией и Соединенными Штатами, но также устанавливает меры проверки, которые предоставляют ценную информацию о ядерном оружии России и его модернизации. Ограничения договора особенно выгодны Соединенным Штатам, поскольку Москва вложила значительные средства в разработку ядерного оружия, а Вашингтон - нет. Трамп предложил включить в эти переговоры Китай. Байдену не следует преследовать эту идею. Вместо этого его администрации следует сначала добиваться двустороннего продления нового договора СНВ с Россией на пять лет, а затем начать обсуждения с Китаем, Россией и, возможно, Францией и Соединенным Королевством о будущем многостороннем договоре, ограничивающем развертывание ядерного оружия. Другими словами, эти два усилия должны быть последовательными, а не связанными.

После продления нового договора СНВ администрация Байдена должна попытаться начать широкий диалог с Москвой о возможных ограничениях в отношении нестратегического ядерного оружия, гиперзвукового оружия, новых систем доставки и космического оружия. Путин, скорее всего, отклонит предложение Байдена о таких переговорах, но мир должен знать, что Москва, а не Вашингтон, отказалась от них. На отдельных переговорах американские и российские эксперты по кибербезопасности должны попытаться прийти к соглашению о том, какие «активы» могут и не могут быть объектом нападения. Например, системы и инфраструктура ядерного оружия должны быть запрещены как от российских, так и от американских хакеров. Опять же, ни у кого не должно быть иллюзий относительно вероятности прогресса на этом фронте, но команда Байдена ничего не теряет, предлагая поговорить.

По небольшой горстке общих международных проблем - например, пандемии, изменение климата и нераспространение ядерного оружия - Соединенным Штатам также следует стремиться работать с Россией в рамках многосторонних институтов, а также сдерживать ее оскорбительное поведение в других многосторонних организациях, включая, прежде всего, ИНТЕРПОЛ.

В более общем плане, высокопоставленные чиновники в администрации Байдена должны стремиться наладить более регулярные контакты со своими российскими коллегами, чтобы снизить риск недопонимания. Несмотря на то, что Трамп лично хвалил Путина, фактическая дипломатия между Вашингтоном и Москвой за последние четыре года существенно сократилась. Контакты на высоком уровне были редкостью. После кубинского ракетного кризиса лидеры США и Советского Союза разработали несколько механизмов управления кризисами и их предотвращения, чтобы избежать ненужной эскалации и уменьшить недопонимание. В течение следующих четырех десятилетий удалось избежать наихудшей формы конфликта - тотальной войны с применением обычных вооружений или ядерной войны. Трагично, что в повестке дня приходящей администрации Байдена должна быть эта минимальная цель. Вашингтон и Москва продолжат не соглашаться, соперничать и конфликтовать по многим вопросам, сколько бы они ни говорили. Но недопонимание никогда не должно быть источником конфликта.

Следуя своей параноидальной антиамериканской программе, Путин закрыл Корпус мира, отменил давнюю школьную программу обмена будущими лидерами и прогнал американские фонды и неправительственные организации, работающие в России, из-за опасений межкультурных контактов. Команда Байдена должна найти новые способы развития этих связей, даже несмотря на возражения Путина. В конечном итоге налаживание и поддержание связей с российским обществом подорвет антиамериканскую пропаганду Путина, а также американские стереотипы о русских.

Новая администрация должна облегчить россиянам обучение и поездки в Соединенные Штаты (и призвать европейских союзников сделать то же самое). Чем больше виз в США, тем лучше. Российских студентов университетов следует поощрять к приезду в Соединенные Штаты и, возможно, даже предоставлять безвизовый режим при условии, что контрразведка США сможет предпринять необходимые меры для перехвата шпионов. Администрация Байдена должна расчистить путь для иммиграции талантливых россиян в Соединенные Штаты и побудить российские компании частного сектора к принятию американских инвестиций и партнерских отношений. Цель налаживания таких контактов - продемонстрировать экономические преимущества рынков и западной интеграции.

Государственный департамент Байдена должен поощрять всех американских дипломатов в России к активному участию в публичной дипломатии. Каждый сотрудник дипломатической службы и многие должностные лица, работающие в других департаментах и ​​ведомствах Москвы, должны стать почетными членами отдела по связям с общественностью. Байдену также следует отменить решение Трампа закрыть консульства США в Екатеринбурге и Владивостоке и вместо этого предоставить этим форпостам американской мягкой силы необходимый персонал и ресурсы, чтобы они стали эффективными.

Самое главное, администрация Байдена, а также другие избранные американские должностные лица, комментаторы и журналисты должны прекратить демонизировать русский народ. Байден и его команда должны изо всех сил проводить различие между Россией и русскими - между Путиным и русским народом. Например, администрация должна четко объяснить, что санкции США предназначены для наказания нарушителей прав человека и изменения агрессивного внешнеполитического поведения Путина, а не для того, чтобы причинить вред российскому народу, не говоря уже о подстрекательстве к смене режима. Американцы должны помнить, что русские не аннексировали Крым; это сделал Путин. Россияне не вмешивались в выборы в США в 2016 году; это сделал Путин. Не каждый русский, работающий в Соединенных Штатах, пытается украсть американскую интеллектуальную собственность, и не каждый русский студент в Соединенных Штатах является шпионом (подавляющее большинство из них – не являются). Не все русские аккаунты Twitter, критикующие политику США, являются ботами, контролируемыми Кремлем. Нынешний конфликт Вашингтона с Москвой был спровоцирован выбором Путина, а не российской историей или культурой. «Русофобия» и стереотипы о врожденной склонности России к империализму и диктатуре служат только интересам Путина.

Путин и его автократический режим подтолкнули Россию к конфликту с демократическим, либеральным Западом и, в частности, с Соединенными Штатами. Но Путин не будет править Россией вечно. Когда-нибудь смена руководства и, возможно, даже российской системы правления откроет возможность для улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой. Сдерживая Путина дома и за границей, взаимодействуя с его режимом там, где это разумно и возможно, и обращаясь напрямую к российскому народу, администрация Байдена может начать закладывать фундамент для этого дня, каким бы далеким он ни был.

Источник: https://www.foreignaffairs.com/articles/ukraine/2021-01-19/how-contain-putins-russia

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати