ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: газ и государство, газ и бизнес, газ и политика, газ и общество

14:02 24.01.2021 • Денис Батурин, политолог

Газовый вопрос всегда имел особое значение для Украины. Этот вопрос пронизывал все сферы жизни современной Украины - власть, бизнес и общество.

Повышение тарифов на газ для населения вызвало волну протестов, тарифы на услуги по распределению газа повысились с 1 января 2021 года в среднем по стране на 30%. На протест вышли жители Одессы, Харькова, Николаева, Запорожья, Полтавы. Пытаясь купировать социальные протесты правительство Украины 18 января временно ограничило цену на газ для населения, при этом, как было заявлено, опустив ее ниже рыночной. Сроки таких ограничений непонятны, то есть, непонятно, сколько будет действовать установленная правительством эта предельная цена. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что «это решение позволит снизить цену на газ для украинцев в среднем на 30%, а средняя платежка за газ будет примерно на 500 грн. (1318 руб.) меньше. И составит примерно 40% от минимальной зарплаты. По словам Шмыгаля, если бы власть не вмешалась, то уже в феврале кубометр газа мог подорожать до 12 грн. (32 руб.) [правительство установило цену – 6,99 грн – Д.Б.]».[i]

Согласно решению правительства снижение цен произойдет с 1 февраля. То есть, успокоившееся к концу января возмущение граждан, скорее всего, вспыхнет вновь, так как январские платежки будут содержат те цены, против которых украинцы протестуют. То есть, решение носит абсолютно временный внеэкономический характер. Как отметил украинский эксперт в газовой сфере Валентин Землянский: «… Это попытка погасить пожар, но она ситуативна и временна — проблема не снята. Это как год назад Зеленский показывал платежки за газ, когда снизились цены на европейском рынке, а он говорил: как здорово, смотрите, мы снизили тарифы. Цены на газ все равно будут расти, и мы может столкнуться с подобной ситуацией в следующем отопительном сезоне. Проблема принципиально не решена. Более того, сейчас два месяца будет фиксированная цена, но поставщики могут потребовать от Кабмина компенсации. Как это уже было с «Нафтогазом» в 2016-2018 году, когда его глава Андрей Коболев требовал 110 миллиардов гривен (290 млрд. руб.- Д.Б.). Деньги у украинцев все равно вытащат из карманов, но по-другому — через бюджет».[ii] Одним словом, украинцы все равно заплатят за газ столько, сколько нужно будет всем участникам газового рынка.

Кроме того, вопрос цены на газ – один из постоянных индикаторов, который отслеживает МВФ в рамках своего сотрудничества с Киевом. Требование международного финансового института простое – рыночная цена на газ. А тут правительство вмешивается, фактически вводя госрегулирование цены. Это грозит «отсутствием сотрудничества», или, говоря открытым текстом – отказа МВФ в кредитах Украине в 2021 году, что ставит под угрозу бюджет. В политической сфере это конвертируется в вопрос об отставке правительства Шмыгаля, к чему общество уже готово, а политическая элита Украины всегда «за» новую возможность передела во власти. Мнение общества, согласно опросу, проведенному компанией «Роботизированные телесистемы» таково: 74,5% респондентов уверены, что отставка Шмыгаля необходима, 17,4% опрошенных думают, что действующий Кабмин пока отправлять в отставку не нужно, при этом необоснованным повышение тарифов на газ, электроэнергию и отопление с 1 января 2021 года считает 81,3% украинцев.[iii]

На фоне этого возмущения общества, претензий МВФ - существует теневой рынок газа, позволяющий зарабатывает неучтенную прибыль, уходить от налогов: «Оценки этого теневого рынка разнятся - от 1 до 10% от общего объема потребления газа на Украине. Точнее сказать не может никто. Если брать по максимуму, то 10% от 30 млрд. куб м газа, потребляемых Украиной в год — это 3 млрд. куб м. Исходя из цены $200 за 1 тыс. куб м, объем теневого рынка в деньгах и составляет до $600 млн., или до 14 млрд. грн. (36 млрд. руб.)».[iv] – считают эксперты. Одна из схем работы теневого рынка газа описана в процитированной выше публикации, она была выявлена в ходе аудита одного из облгазов в 2017 году: с 2009 по 2017 годы в биллинговую систему «Кировградгаза» (распределяющая компания в Кировоградской области), которая ведает платежами за газ от клиентов, были внесены почти 4 сотни фиктивных адресов абонентов-физлиц, на которые было записано потребление почти 10 млн. куб. м газа стоимостью 78,4 млн. грн. (201 млн. руб. по сегодняшнему курсу). В действительности же эти объемы были проданы промышленным потребителям, которые рассчитались за него наличными.

По этой причине (факты махинаций с газом регулярно становятся известны широкой общественности) украинцы и считают, что повышение тарифов не было экономически обоснованным.

Бизнес на газе многоуровневый. Его делают руководители «Нефтегаза Украины» (на международном транзите, реверсе и т.д.), его делают украинские газодобывающие компании (на тарифах и объемах поставок), его делают облгазы – владельцы региональных сетей газораспределения. Этот процесс имеет не только хозяйственную и экономическую, но и политическую составляющую. Основными «потерпевшими» в результате роста цен на газ становятся областные газовые компании (облгазы), получающие газ для распределения-продажи его в каждой конкретной области Украины. Облгазы имеют своих владельцев. Так, по последней публичной информации 70% облгазов де юре или де факто принадлежит олигарху Дмитрию Фирташу и его партнерам.

В этой ситуации действия власти на газовом рынке являются инструментом не только социальной политики, но и инструментом политической борьбы со спонсорами и основателями политических сил в стране. Это же является и предметом для больших политических торгов при принятии законов и политических решений. На это накладываются коррупционные схемы, которые невозможны без молчаливого согласия центральной власти и ее «понимания» того, что «всем надо заработать», иначе предмет торга становится бессмысленным.

Тарифы для населения – это внутренняя ситуация, которая также может очень быстро конвертироваться для Украины в серьезные внешнеэкономические проблемы, а именно – вопрос оплаты за транзит газа. Все просто – оператор украинской ГТС (газотранспортной системы) столкнется с неплатежами облгазов из-за урезания тарифов на распределение газа, что лишит его средств на закупку газа для обеспечения транзита в Европу.[v]

Украинская власть, находясь под давлением внешних и внутренних обстоятельств, пытается учесть интересы всех субъектов давления и идет путем перераспределения издержек и прибыли между государственными и частными участниками газового рынка. Но это не решает главной проблемы – вопроса обеспечения газом населения по приемлемым ценам, а значит – и сохранения социальной стабильности в стране.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати