Фото: actualcomment.ru.
На площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай» прошла дискуссия «Внешняя политика президента Байдена: чего ждать миру?» Принявшие участие в обсуждении российские и американские эксперты проанализировали приоритеты новой администрации Соединенных Штатов и высказали предположения о перспективах развития российско-американских отношений.
Программный директор клуба «Валдай» Иван Тимофеев в своем вступительном слове напомнил, что Соединенные Штаты переживают раскол, который не обошёл стороной и внешнеполитическую сферу. Теперь, после того, как президентом страны стал кандидат от Демократической партии Джозеф Байден, страна вступила в новый политический цикл, в течение которого не исключен пересмотр тех координат, которые сложились в период каденции Дональда Трампа.
По словам директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова, прошедшие четыре года президентства Трампа по своему значению для Соединенных Штатов и остального мира вполне можно назвать равными целой эпохе. Ни один американский президент не предпринимал таких серьезных изменений в стране, какие предпринял предшественник Байдена. «Можно ли с уверенностью говорить о наследии бывшего президента США? Думаю, да. Уже сейчас можно вынести несколько уроков из этого периода. Первый из них: не хочешь меняться – получишь Трампа. Поймут ли это республиканцы и демократы – вопрос другой», – заметил В.Гарбузов.
Еще один урок американскому истеблишменту и обществу в целом, по мнению ученого, заключается в том, что у сложных проблем нет простых решений. «Трамп как коммерсант предлагал простые варианты решения проблем, что нередко заводило его в тупик. Необходимо понимать: мало обозначить проблему, ее еще необходимо решить наиболее оптимальным способом, что значительно сложнее. Одной воли президента для этого мало», – пояснил он.
Третий урок, по словам В.Гарбузова, был преподан российской элите, в которой получил популярность своеобразный «культ личности» Трампа, сформировавшийся под влиянием иллюзии, что он будет способствовать изменению отношений Москвы и Вашингтона в сторону «потепления». Этого не произошло и не могло произойти, поскольку президент США не в силах изменить уже сложившийся в стране аппарат управления, его приоритеты и предпочтения. Для России этот урок должен стать очередным шагом освобождения от иллюзий. «В настоящее время перед администрацией Джозефа Байдена стоят две проблемы. Первая из них – ревизия наследия Трампа. Насколько далеко она зайдет, пока неясно. Вторая – преодоление последствий пандемии коронавируса, как медицинских, так и социальных. Опыт показал, что система здравоохранения, сложившаяся в США, оказалась неспособной реагировать на возникшие перед ней вызовы», – констатировал В.Гарбузов.
В свою очередь заместитель директора Института Кеннана Международного научного центра им. Вудро Вильсона в Вашингтоне Уильям Померанц напомнил, что у Байдена в отличие от предшественников – Трампа, Обамы и Клинтона – десятилетия опыта в международных отношениях. В состав его команды входят люди из администрации Барака Обамы, поэтому в отношениях между Москвой и Вашингтоном вряд ли имеет смысл ожидать каких-либо незапланированных изменений: санкции не будут отменены, роста товарооборота тоже не будет. По мнению У.Померанца, Байден будет стремиться к восстановлению отношений США с традиционно важными для внешней политики страны альянсами, включая НАТО и ЕС, а на внешнеполитической арене главным приоритетом вновь будет объявлена «защита прав человека».
Директор ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Фёдор Войтоловский отметил, что ожидания союзников США от администрации Байдена очень велики. Они исходят из того, что новый президент во всём представляет собой противоположность своему предшественнику. Во-первых, он последовательный институционалист и готов опираться на союзнические структуры, основанные на общих внешнеполитических ценностях. Во-вторых, новый американский президент – последовательный сторонник американского лидерства в Европе и Евразии.
Правда, оптимизм американских союзников, по словам Ф. Войтоловского, может оказаться несколько преждевременным. Интересы Евросоюза и США могут существенно разойтись в отношении Китая. Например, Белый дом, вероятнее всего, продолжит политику Трампа по отсечению КНР от инноваций и технологий, которые могли бы быть использованы для промышленного рывка, в том числе в сфере телекоммуникаций. Того же самого в Вашингтоне будут требовать от стран Североатлантического альянса. Нет оснований и для того, чтобы считать, что новая американская администрация будет способствовать улучшению отношений с Москвой. Напротив, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что курс на сдерживание России будет продолжен. Другой вопрос, что администрация Байдена будет вынуждена лавировать, поскольку без взаимодействия с Москвой невозможно решить вопрос о контроле над вооружениями.
Профессор государственного управления в Дартмутском колледже Уильям Уолфорт считает, что курс Джозефа Байдена во внешней политике будет сдержанным и направленным на уход от нереалистичных ожиданий. Укреплению этой тенденции способствуют фактический провал Соединенных Штатов в Ираке и Афганистане, а также усиление России, Китая и менее крупных держав. «Байден выучил иракские уроки. Этот политик с большой неохотой стал бы разворачивать войска, где бы то ни было. Что же касается России, то нынешняя администрация США сталкивается сейчас с множеством проблем, поэтому сосредоточиться исключительно на сдерживании Москвы у неё не получится», – подчеркнул эксперт.
Профессор международных отношений в Калифорнийском университете (Сан-Франциско) Андрей Цыганков полагает, что политика администрации Байдена будет формироваться под влиянием двух полюсов – либерального глобализма и национализма. Первый из них в политическом классе США ассоциируется с Бараком Обамой и практикой интервенционизма. Второй олицетворяет фигура Дональда Трампа. «Либеральный истеблишмент продолжит играть важную роль во внешней политике США. Но политика Байдена не будет во всем антитрамповской, как бы этого ни хотелось многим в Америке и Европе. Предшественник нынешнего президента отстаивал идею ориентации на национальное развитие и национальные интересы. Для этого были объективные причины», – пояснил эксперт.
По этой же причине Байден не будет пытаться улучшить отношения с Россией и Китаем. А.Цыганков считает, что политика сдерживания Китая и России в стратегической перспективе сохранится, как и давление Вашингтона на Европейский союз. Соединенные Штаты категорически не устраивает ни предполагаемый альянс Европы с Китаем, ни уровень военных расходов стран ЕС, на рост которых рассчитывают в США.
«Мир изменился. С позиций политического реализма нужно сказать: США больше не бесспорный лидер, но никто другой не хочет занять его место. Белому дому будет сложно найти баланс между двумя крайностями – национализмом и глобализмом. Однако сделать это все же придется», – заключил Андрей Цыганков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs