ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление С.В.Лаврова по итогам совещания Россия-АСЕАН

15:20 11.07.2025 •

Добрый день!

Здесь, в Куала-Лумпуре, мы проводим мероприятия по линии АСЕАН. Они ежегодные. Сейчас они проходят на министерском уровне, а осенью состоятся саммиты. Всего существует три основных формата:

Диалоговое партнерство «Россия-АСЕАН». Вчера состоялось ежегодное заседание на уровне министров иностранных дел.

Второй формат – это Восточноазиатский саммит, в котором участвует широкий круг стран, прежде всего те, кто развивает диалоговое партнерство с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Было задумано, что Восточноазиатский саммит рассматривает проекты практического сотрудничества, связанности в экономической, торговой, транспортной и культурной областях.

Третий формат – это форум АСЕАН по региональной безопасности. Помимо членов Ассоциации – здесь круг участников еще шире.

Это все вкупе составляет ежегодные асеановские мероприятия, проходящие здесь, в Малайзии. Символично, что именно в этой стране Российская Федерация впервые приняла участие в таких встречах. Здесь впервые был заложен фундамент для диалогового партнерства Россия-АСЕАН, которое с тех пор уже вышло на уровень стратегического партнерства. Это закреплено в наших совместных документах.

В этом году оценили выполнение обязательств, которые были взяты на взаимной основе в ходе предыдущих встреч, в том числе на саммите Россия – АСЕАН в 2016 г. Он продолжает оставаться форумом, заложившим стратегическое направление нашего сотрудничества.

Готовим оценку хода выполнения Плана стратегического партнерства на 2021-2025 гг. По сути дела, он выполняется во всех своих компонентах. Сегодня отметили, что наши специальные представители, расположенные в штаб-квартире АСЕАН в Джакарте, активно работают над 4-м стратегическим планом. Надеемся успеть принять его до конца 2025 г., в идеале на саммите Россия – АСЕАН, запланированном на октябрь 2025 г. в столице Малайзии.

Что касается заседания стран-участниц Восточноазиатского саммита, которое сегодня состоялось. Оно было посвящено прежде всего задачам развития практических проектов взаимодействия в различных областях. Выступаем за то, чтобы именно это составляло основу деятельности Восточноазиатских саммитов.

К сожалению, наши западные коллеги, принимающие участие в этих мероприятиях, все чаще сбиваются на политизацию, идеологизацию, украинизацию, что проявилось и в сегодняшних дискуссиях, в ущерб тому потенциалу, который заложен в Восточноазиатском саммите для достижения практических результатов, важных для наших стран и граждан.

Уже не первый год мы продвигаем инициативы по оперативному реагированию на эпидемические угрозы. Казалось бы, куда актуальнее тема. Мы ее выдвинули еще в 2021 г. Она была одобрена. Но из-за того, что Запад «встал в позу», это взаимодействие практически никуда не движется. В 2023 г. мы предложили развивать взаимодействие в сфере туризма, максимально содействовать туристическим обменам, чтобы связанность наших стран передавалась на уровне обществ и граждан. Туризм развивается в любом случае, а стимулы, которые мы предложили, были одобрены для внедрения в повседневную деятельность. Но пока было мало сделано.

Предлагали развивать сотрудничество по развитию удаленных территорий (это тоже было согласовано). В крупных странах: в России, в Индонезии, в Малайзии, да и в КНР, и в других государствах – есть отдаленные территории, куда цивилизация уже дошла, но блага распространяются не так активно, как обычно в мегаполисах. Это актуальная задача для всех. Рассчитываем, что по ней будут достигаться практические результаты.

Еще одна наша инициатива из сферы гуманитарного взаимодействия – обеспечивать культурную связанность наших стран. Евразия – это огромный континент. Это колыбель нескольких великих цивилизаций. Культурное наследие каждой из этих цивилизаций заслуживает того, чтобы обеспечивать взаимное обогащение. Надеюсь, что наша инициатива тоже будет воплощена в жизнь.

На заседаниях Восточноазиатского саммита, регионального форума по безопасности АСЕАН не обходится без обмена мнениями по политическим проблемам и вопросам. Сегодня все члены АСЕАН и большинство стран-партнеров, включая Россию, с большой тревогой говорили о продолжающейся и даже усугубляющейся трагедии на палестинских территориях, где вслед за гуманитарной катастрофой, искусственно созданной в секторе Газа, наступают похожие ситуации и в другой части палестинских территорий. Имею в виду Западный берег реки Иордан, где Израиль продолжает агрессивную политику создания новых поселений в возрастающих, рекордных объемах. Там скоро ничего не останется от тех территорий, где работает Палестинская национальная администрация.

Сегодня с удивлением прочитал о том, что уже есть проект создания «Эмирата Хеврон». Это рассматривается как первый шаг к продвижению концепции формирования на палестинских землях «Объединенных Палестинских Эмиратов». Звучит как фантастика на данном этапе, но то, что такие идеи все чаще «всплывают» в общественном пространстве, говорит о складывающихся рисках, которые продолжают обостряться в отношении перспектив создания палестинского государства, как это было решено Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Это большой вызов для международного сообщества.

Говорили о проблемах, которые были созданы неспровоцированной атакой Израиля на Исламскую Республику Иран, затем последовали ракетно-бомбовые удары Соединенных Штатов. Это нарушает и международное право, и Договор о нераспространении ядерного оружия, и принципы МАГАТЭ, под гарантиями которого находились ядерные объекты, подвергшиеся атакам.

Призвали к тому, чтобы объявленное перемирие продолжалось без каких-либо перерывов, чтобы, несмотря на ущерб и урон, нанесенный Договору о нераспространении ядерного оружия, гарантиям, которые дает МАГАТЭ в отношении подконтрольных им объектов, постараться исправить ситуацию, перевести ее в политическое русло и все проблемы решать исключительно путем переговоров. Это важно для того, чтобы больше не повторялись пренебрежительные действия по отношению к основополагающим документам, призванных обеспечивать доступ к мирному использованию ядерной энергии без каких-либо попыток и искушений обладать технологиями производства ядерного оружия.

Также говорили о ситуации в Мьянме, где есть признаки нормализации. Поддерживаем процесс, который осуществляет мьянманское руководство, и стремление АСЕАН помочь этой нормализации и полностью восстановить полноправное участие Мьянмы в работе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Обозначили необходимость избегать любых провокационных действий на Корейском полуострове, которые, к сожалению, продолжаются в отношении КНДР, в том числе путем укрепления военных альянсов США, Южной Кореи, Японии. Проводятся все более масштабные военные учения, да еще и с ядерным компонентом. Здесь (тоже серьезный) конфликтный потенциал. Будем всячески способствовать тому, чтобы обеспечить законные права наших северокорейских союзников и не допустить провокаций, которые могут плохо кончиться.

Наши китайские друзья среди тех проблем, которые они считают для себя приоритетными в этом регионе, обозначили споры вокруг Южно-Китайского моря. Твердо исходим из того, что эта проблема должна решаться на основе Кодекса поведения, заключенного между Пекином и государствами-членами АСЕАН. На этой основе продолжаются их переговоры. Считаем недопустимым, чтобы внерегиональная держава вмешивалась в этот процесс.

Министр иностранных дел Китая Ван И также упомянул достаточно развернуто ситуацию вокруг Тайваня, жестко подчеркнув непреложность окончательного урегулирования тайваньской проблемы на основе концепции единого китайского государства.

Обратили внимание на слова некоторых наших западных коллег, которые и раньше произносились, о том, что они уважают принцип «одного Китая», но менять «статус-кво» нельзя. Это – лицемерие, очевидное для любого, кто мало-мальски знаком с этой проблемой и с тем, как Запад сейчас действует в отношении к Тайваню. «Статус-кво» для Запада – это отношения с Тайванем как к независимому государству. Поэтому в очередной раз подтвердили непреложность нашего подхода в поддержку позиции Пекина и готовность России всячески содействовать в реализации этой позиции.

Вопрос: В прошлом году Президент России В.В.Путин на встрече с руководством МИД России сказал о необходимости новой архитектуры евразийской безопасности, в центре которой был бы принцип «безопасность одних государств не может быть обеспечена за счет безопасности других». Как в Азии в целом и в АСЕАН в частности относятся к этой идее, учитывая продолжающийся курс на милитаризацию со стороны НАТО?

С.В.Лавров: По сути инициатива формирования евразийской архитектуры безопасности является развитием предыдущей инициативы Президента России В.В.Путина, которую он выдвинул на первом саммите Россия-АСЕАН – о формировании Большого Евразийского партнёрства через установление связей, углубление совместной деятельности, совместных проектов и программ между существующими на Евразийском континенте интеграционными структурами. Уже установлены связи между исполнительными главами и секретариатами ЕАЭС и СНГ, между этими организациями и ШОС, и между всеми ними и странами АСЕАН. Это полезный процесс, позволяющий гармонизировать интеграционные планы и проекты, объединять усилия, избегать дублирования. Тем более, что членские составы этих интеграционных формирований пересекается, переплетаются.

Продвигаем концепцию Большого Евразийского партнёрства при понимании, что дискуссия на этот счёт и переговоры о практической деятельности открыты для всех расположенных на Евразийском континенте стран и интеграционных структур. В частности, имеются хорошие перспективы налаживания связей между ЕАЭСШОССНГ, АСЕАН и ССАГПЗ. В Южной Азии на южно-азиатском полуострове есть интеграционные объединения. Так что здесь много структур, которые могут с пользой для дела заниматься улучшением взаимосвязанности.

Этот процесс (по мере того, как воплощаются различные идеи в практические дела) создаёт материальный фундамент для дискуссий, для обеспечения безопасности на всём Евразийском континенте. Уже неоднократно касался этой темы в развитие инициативы Президента В.В.Путина. В Африке и в Латинской Америке тоже много субрегиональных интеграционных объединений. Но там есть общеконтинентальные структуры – это Африканский союз, Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна. А в Евразии – самом крупном, мощном, богатом и быстро развивающемся регионе мира – такой общеконтинентальной структуры в виде диалоговой площадки (не обязательно создавать организацию) пока не существует.

Прекрасно понимаем, что это не быстрый процесс. Все страны континента, приглашенные участвовать в этих дискуссиях, должны сначала «созреть». Наши европейские соседи в большинстве своём пока ещё явно не «созрели», явно мечтают о том, чтобы «по-неоколониальному» распространить своё влияние через Североатлантический альянс, его инфраструктуру на весь Евразийский континент. Они прямо, не стесняясь, говорят о том, что в нынешних условиях это оборонительный альянс, и его главная задача – защита территории стран-членов. Дескать в настоящих условиях угроза территориальной целостности и безопасности стран НАТО исходит из «Индо-Тихоокеанского региона» (как они его называют), то есть прямо с Тихого океана. Имею в виду Южно-Китайское море, Тайваньский пролив и многое другое.

В нашей концепции евразийской безопасности и Большого Евразийского партнёрства, один из главных принципов – уважение структур, созданных в различных субрегионах, включая АСЕАН, ее центральной роли, которую играет Ассоциация в результате работы, продолжающейся почти 60 лет по объединению стран, заинтересованных в сотрудничестве на принципах равноправия, открытости, инклюзивности. Наша концепция уважает роль и АСЕАН, и других аналогичных формирований. А та, которую продвигают натовцы, исходит из того, что альянс всем будет диктовать, как им себя вести, нужен ли АСЕАН. Формально, да. Все западные страны сегодня участвовали в заседании Восточно-азиатского саммита, в Региональном форуме АСЕАН по безопасности.

Но произнося красивые слова, параллельно (вы же знаете это) создаются «тройки», «четвёрки», «квартеты» – АУКУС, США-Британия-Австралия по реализации проекта создания атомных подводных лодок. Уже упоминал про попытки привнести ядерные элементы в военные учения на юг Корейского полуострова. Существует «Индо-Тихоокеанская четвёрка» – Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия. А также ряд других подобных «троек» (QUAD-1, QUAD-2). Они пытаются вовлечь в эти формирования членов АСЕАН, «отрывая» их от Ассоциации. Говорим с нашими друзьями об этом откровенно. Они прекрасно понимают разницу между подходом, когда всех приглашают «за стол» для равноправного диалога и выработки консенсусных позиций, отвечающих интересам всех государств, отражающий баланс этих интересов, и подходом, когда в этот регион приходят североатлантисты и начинают «заказывать музыку», привносить сюда свои порядки. Считаю, что это не на пользу делу.

Мы заинтересованы в том, чтобы эти форматы, форумы, ежегодно проходящие здесь, способствовали лучшему пониманию позиций друг друга, чтобы все действовали открыто, не держали за пазухой ни «камней», ни каких-то скрытых планов, направленных против кого-то. Но пока процесс идёт в разных плоскостях. Убеждён, что наш подход более перспективен.

Вопрос: Саммит в Рио-де-Жанейро несколько дней назад показал, что на фоне все более жестких санкционных действий Вашингтона БРИКС становится надежной альтернативой санкционному беспределу. Страны АСЕАН «дозрели» до готовности не на словах, а на деле начать более активно сотрудничать с Россией в частности и БРИКС в целом?

С.В.Лавров: Думаю, что страны АСЕАН проявляют интерес к сотрудничеству с Россией независимо от того, что происходит на Западе и что в отношении них предпринимают США или их союзники.

У них нет такого что, «если бы Запад на нас не давил, мы бы не дружили с Россией». Совсем нет. Дружба с Россией началась задолго до того, как нынешняя администрация США стала вводить санкции в виде тарифов (это тоже санкции). В том, как развиваются наши отношения с АСЕАН и как развивается сотрудничество в рамках БРИКС, не усматриваю какой-то прямой ответной реакции.

Но если у вас будет выбор либо торговать в контексте объединения, где не применяются никакие недобросовестные способы подавления конкурентов, с одной стороны, а с другой – торговать с теми, кто будет вас шантажировать, то вывод напрашивается сам собой.

Вопрос: На основании проведенных в рамках форума встреч, какие бы Вы могли сделать выводы? Страны АСЕАН готовы ли деятельно сопротивляться продвижению НАТО и попыткам блока закрепится в регионе? Есть ли для этого у стран Ассоциации соответствующие ресурсы, чтобы сегодня оставаться гарантом безопасности в регионе, тем более с учётом наложенных Президентом США Д.Трампом серьезных пошлин на многие из стран-членов АСЕАН?

С.В.Лавров: Только что подробно говорил о нашем видении действий, которые здесь предпринимает НАТО, пытаясь сюда внедриться, внедрить свою инфраструктуру, закрепиться. Не сомневаюсь, что страны АСЕАН понимают, о чём идёт речь, и осознают, что им предлагается параллельно формально оставаться членами АСЕАН и одновременно присоединяться к не инклюзивным, имеющим блоковый характер структурам, которые по большому счёту направлены на то, чтобы, создавать некий «политико-дипломатический фронт» по сдерживанию прежде всего Китая (это не скрывается) и заодно Российской Федерации.

Не хочу решать за них, это их суверенный выбор. Будем его таким и воспринимать. Но то, что сохранение единства АСЕАН и её центральной роли в определении, механизмов, форматов, архитектуры сотрудничества в Юго-Восточной Азии отвечает интересам всех в наилучшей степени – у меня нет сомнений. Будем из этого исходить.

Вопрос: Вчера Госсекретарь США М.Рубио по итогам переговоров с Вами заявил, что обсуждался некий новый «план по Украине». Какая из сторон предложила эти новые подходы, в чём они состоят, в чём их принципиальное отличие от предыдущих? Поставки американского оружия тоже входят в планы? Обсуждалось ли это?

С.В.Лавров: Хочу ответить словами Президента США Д.Трампа: «так я вам и скажу. Ждите больших сюрпризов».

Не знаю насчёт «больших сюрпризов». Но Вы же сами понимаете, знакомы с дипломатической деятельностью, часто нас сопровождаете, что есть вещи, которые не комментируются. Да, мы обсуждали Украину, подтвердили позицию, которую излагал Президент России В.В.Путин, в том числе в очередной раз 3 июля с.г. в разговоре с Президентом Д.Трампом.

Что касается этого «диалога», «слива», «записи» (нейросеть это или нет, не знаю) про бомбёжки Москвы и Пекина, то мы обсуждали серьёзные вещи.

Вопрос: Обсуждался ли на встрече с М.Рубио вопрос по стратегическим наступательным вооружениям? Имеется ли понимание будущего СНВ-3, который истекает в будущем году?

С.В.Лавров: Это не обсуждалось.

Вопрос: Недавно Канцлер ФРГ Ф.Мерц заявил, что дипломатические способы урегулирования конфликта на Украине исчерпаны. С одной стороны, хочется попросить у Вас, как у главы МИД России, официальную реакцию. А с другой – как у опытного профессионального дипломата – спросить укладываются ли такие действия Германии в дипломатический «арсенал»? Относится ли это к дипломатической сфере работы?

С.В.Лавров: Хороший вопрос.

Он нас тревожит. Потому что последние высказывания, действия Берлина, Парижа и Лондона говорят о том, что нынешний класс политиков, пришедших к власти в этих и в ряде других стран, забыл уроки истории, о выводах, которые всё человечество извлекло из них, и, по большому счёту, пытается вновь «поднять» Европу для войны (не гибридной уже) против России.

Показывали пресс-конференцию Министра иностранных дел Франции Ж.-Н.Барро, который на каком-то политологическом мероприятии сидел на сцене вместе с другими участниками, ему из зала француз, который часто бывал в Донбассе, задал вопрос, почему Париж активно поддерживает нацистский режим, уже возрожденный на Украине. Вы видели, как сорвался министр Ж.Н.-Барро, прокричавший в истеричном тоне, что они, дескать, защищают территориальную целостность Украины, международное право. Сорвал аплодисменты какой-то части зала. Но после всего того, что известно о действиях киевского режима, о том, зачем ему нужна территориальная целостность… А она нужна для того, чтобы подавить все права русского, русскоязычного населения, а тех, кто не согласен с позицией Киева после госпереворота, уничтожать физически.

Вчера Госсекретарю США М.Рубио передал небольшую «выжимку» цитат В.А.Зеленского, Премьер-министра Украины Д.А.Шмыгаля, руководителя офиса Президента Украины А.Б.Ермака, Ю.И.Подоляки, где прямо говорится о необходимости юридически уничтожать «русню», а лучше физически. Когда г-н Ж.-Н.Барро и ему подобные заявляют о том, что ничего кроме территориальной целостности Украины они видеть не хотят, то это саморазоблачение.

Что касается Канцлера ФРГ Ф.Мерца. Он не раз говорил «забавные» вещи. В том числе то, что его главная цель – вновь сделать Германию ведущей военной державой Европы. На слове «вновь» он даже не поперхнулся. Он также говорил вещи о том, что, мол, пусть Израиль «работает» в Иране, он делает за нас «грязную работу». Это цитата из «хозяев» концентрационных лагерей. Когда они предпочитали использовать коллаборационистов для уничтожения евреев, чтоб самим не марать руки, понимая, что это «грязное дело».

Если Канцлер Ф.Мерц считает, что мирные возможности использованы, исчерпаны, то он окончательно решил посвятить себя полностью милитаризации Германии за счёт своего народа лишь бы снова «прогарцевать» под нацистскими лозунгами для отражения «угроз, исходящих от России». Это полный бред. Надеюсь, что любой здравомыслящий политик это понимает.

Президент России В.В.Путин неоднократно говорил, что эта чушь используется для того, чтобы держать народ в повиновении и не давать прорваться наружу протестам, которые неизбежно вызывают ухудшение социально-экономического положения, стагнацию, наблюдаемую в Европе. Всё это за счёт того, что сотни миллиардов были направлены и опять направляются на Украину.

Мне попалась цитата. Было интересно, как в своё время Европа воспринимала Германию. Оказалась цитата из шведской газеты «Афтонбладет» от 22 июня 1941 г. Передовая статья: «Германия разорвала свои оковы и с новыми силами вышла на свободу навстречу своей европейской и исторически значимой миссии – раздавить «красный режим», который создаёт угрозу самой сути свободы». То есть они воспевали нацистов как символ свободы. Если Европа опять идёт к этому… Что сказать? Печально.

Будем в полной мере учитывать это во всех сферах своего планирования.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати