Уважаемые дамы и господа,
Провели переговоры с моим индийским коллегой, другом, Министром иностранных дел Индии С.Джайшанкаром, организованные в рамках визита господина Министра в Российскую Федерацию, который также включал в свою программу проведение очередного заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Оно состоялось вчера. С нашей стороны сопредседателем является Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.В.Мантуров. Как было сегодня обсуждено, С.Джайшанкар весьма доволен результатами заседания межправительственной комиссии.
Обсуждались проекты нашего совместного взаимодействия в самых разных сферах таких, как энергетика (включая ядерную), космос, промышленность, транспорт, инфраструктура и многие другие. Они находятся на рассмотрении соответствующих ведомств и совершенно точно смогут вывести на новую высоту двустороннее торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество.
Вчера сопредседатели межправительственной комиссии отмечали, что в прошлом году двусторонний товарооборот вырос на 15% и установил абсолютный рекорд в постсоветской истории отношений между Москвой и Нью-Дели.
Приветствуем прогресс по реализации проекта Международного транспортного коридора Север-Юг. У нас здесь с индийскими друзьями общие интересы. Мы договорились стимулировать эту работу с другими участниками этого проекта. Есть перспективные планы организовывать и наращивать грузоперевозки по Северному морскому пути.
У нас хорошие результаты сотрудничества в сфере углеводородов, поставок российской нефти на индийский рынок. Есть обоюдная заинтересованность в том, чтобы реализовывать совместные проекты по добыче энергоносителей, в том числе в Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на арктическом шельфе.
В целом экономическая база нашего особо привилегированного стратегического партнерства укрепляется устойчиво и поступательно. Это лишний раз подчеркивает особый характер российско-индийских отношений. Убеждены, что развитие этого стратегического партнерства отвечает коренным интересам наших народов и способствует международной региональной безопасности и стабильности, что весьма важно в нынешних непростых условиях на мировой арене.
Политическое взаимодействие России и Индии, политический диалог на высшем уровне, на уровне внешнеполитических ведомств и других государственных структур имеет высокую динамику.
Сегодня обсудили предстоящие мероприятия в рамках этого диалога, включая подготовку визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Индию до конца текущего года. Есть планы подготовить солидный пакет документов к этому саммиту.
Приветствуем хорошие традиции в сфере военного сотрудничества, проведения совместных учений и военно-технической кооперации, которые также опираются на серьезные исторические основы.
Из международных вопросов. Говорили о ситуации, которая складывается в различных международных конфигурациях в контексте происходящего на Украине. Вслед за телефонным разговором Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Индии Н.Моди мы подробно проинформировали наших индийских гостей о состоянии дискуссий, которые идут с участием американских партнеров. Прежде всего в том, что касается переговоров, состоявшихся на Аляске, когда Президент России В.В.Путин по приглашению Президента США Д.Трампа нанес визит в Соединенные Штаты. Также говорили о том, как сейчас эта заинтересованность в скорейшем урегулировании может реализоваться на практике таким образом, чтобы учесть в полной мере законные интересы безопасности всех участников.
Обсудили ситуацию в Афганистане. У нас общая позиция необходимости в прагматичном ключе обеспечивать включение этой страны в региональные процессы.
Говорили о ближневосточном урегулировании, о катастрофической ситуации, которая сложилась в гуманитарном плане на палестинских территориях. Обсудили положение дел вокруг иранской ядерной программы и целый ряд других международных вопросов.
У нас тесная координация в различных многосторонних структурах, таких как ООН, БРИКС, ШОС и «Группа двадцати». Сегодня договорились её продолжать.
Считаю, что переговоры были весьма полезными, дополнили экономическую повестку дня, которая обсуждалась в рамках визита господина Министра. Мы условились о дальнейших контактах, в том числе по максимально качественной подготовке визита Президента России В.В.Путина в Индию.
Вопрос: Говоря о гарантиях безопасности для Украины, кто и как с точки зрения Москвы должен будет обеспечивать новые возможные договоренности, учитывая негативный опыт Минских соглашений?
С.В.Лавров: Опыт имеется не только в отношении Минских соглашений. Напомню, что в апреле 2022 года, через несколько недель после начала специальной военной операции, шли переговоры. Они начались в Белоруссии, затем продолжились в Стамбуле. Это были переговоры об урегулировании конфликта на основе устранения первопричин его возникновения.
Как хорошо известно, Президент России В.В.Путин не раз ссылался на эту ситуацию. В апреле 2022 г. украинская сторона предложила документ с проектом принципов урегулирования, который был парафирован делегациями Украины и Российской Федерации. Там были основные принципы обеспечения безопасности на постконфликтный период.
Речь шла о том, чтобы обеспечивать эту безопасность по-честному и коллективно, прежде всего, путем создания группы стран-гарантов, в которые входили бы постоянные страны-члены Совета Безопасности ООН. Упоминалась Германия и Турция. Список этих гарантов был бы открыт для присоединения любых желающих стран. Эти страны гарантировали бы безопасность Украины, по сути дела, в русле логики, лежащей в основе ст.5 Вашингтонского договора о создании НАТО. Но подчеркивалось, что Украина останется безъядерным, нейтральным и внеблоковым государством, не будет вступать в НАТО и другие военные союзы.
Кстати, эти компоненты – нейтралитет, безъядерный и внеблоковый статусы – были закреплены в 1990 г. в Декларации о суверенитете, независимости Украины. Именно эти принципы государства (безъядерный и внеблоковый статус, невступление в НАТО, нейтральный характер) послужили основанием для того, чтобы Украина была признана независимым государством.
Когда документ, по сути дела одобренный в Стамбуле, был подорван действиями тогдашнего Премьера-министра Британии Б.Джонсона при поощрении других западных представителей, эта возможность была утрачена. Но принцип, который был заложен в предложениях Украины, мы считаем абсолютно естественным и актуальным сегодня. Это принцип коллективного предоставления гарантий безопасности.
Сейчас, вслед за саммитом России и США на Аляске, где был достигнут существенный прогресс продвижения по пути определения контуров и конкретных параметров урегулирования, европейские страны «поехали» вслед за В.А.Зеленским в Вашингтон и попытались продвигать свою повестку дня, нацеленную на то, чтобы гарантии безопасности строились по логике изоляции России, объединения западного мира с Украиной для того, чтобы продолжать агрессивную конфронтационную политику сдерживания Российской Федерации, имея в виду по-прежнему нанесение «стратегического поражения». Это не может вызывать у нас каких-либо чувств, кроме полного отторжения. Тем более, что украинский режим, его представители комментируют нынешнюю ситуацию весьма специфическим образом, прямо показывая, что они не заинтересованы в устойчивом, справедливом, долгосрочном урегулировании.
Есть такой М.М.Подоляк, который постоянно выступает от имени президента В.А.Зеленского (как они его называют)., Комментируя происходящее вокруг темы гарантий безопасности он заявил следующее: пока Украина получит такие гарантии и смирится с тем, что часть ее территорий «останется временно под оккупацией», а после такой договоренности о гарантиях безопасности Украина будет требовать от Запада санкционной деструкции Российской Федерации и слома российской экономики. То есть цели, которые остаются у нынешнего украинского руководства, безусловно, подогревающиеся западными спонсорами киевского режима, направлены против усилий, которые предпринимает Президент США Д.Трамп, с которым мы активно и конкретно сотрудничаем в поиске долгосрочных, устойчивых путей для урегулирования и устранения первопричин кризиса. Другая же сторона наоборот хочет усугублять эти первопричины, создавая некие «альянсы» в сфере обеспечения безопасности Украины на антироссийской основе, на основе агрессивных замыслов и их сохранения по отношению к нашей стране.
Было заявление от представителя офиса В.А.Зеленского, который сказал, что нет никакого смысла обсуждать вопросы мирного урегулирования, пока четко не сформулированы гарантии безопасности. Это означает, что Украина сначала хочет получить от Запада гарантии сохранения на части территории бывшей УССР нынешнего режима, который имеет откровенно неонацистский, русофобский, агрессивный характер, грубейшим образом нарушает принципы обеспечения прав человека, закреплённые в Уставе ООН и требующие уважения прав любого человека, независимо от расы, пола, языка и религии.
Мы неоднократно обращали внимание на то, что Запад (который всех учит, как надо обеспечивать права человека в соответствии с различными неолиберальными доктринами), обсуждая Украину, за все эти годы ни разу не произнес словосочетания «права человека». Это означает, что Запад доволен тем, как украинский режим истребляет русский язык во всех сферах – образовании, культуре, СМИ, запрещает каноническую УПЦ, воспевает и превозносит бандеровцев и прочих коллаборационистов, осужденных Нюрнбергским трибуналом за сотрудничество с гитлеровской Германией. Такой режим Запад устраивает.
Когда на этом фоне У. фон дер Ляйен и прочие деятели в Брюсселе с пафосом заявляют о том, что Украину надо поддерживать до конца, потому что она защищает «европейские ценности», то это – явка с повинной, с признанием того, что же на самом деле эти «европейские ценности» из себя представляют.
Еще раз подчеркну, что Россия всегда была за честный разговор и за те принципы гарантий безопасности, которые были согласованы по инициативе украинской делегации в Стамбуле в апреле 2022 г. Они нами были поддержаны тогда, поддерживаются и сегодня, потому что они действительно основаны на принципах коллективного обеспечения безопасности и неделимости безопасности. Все иное, одностороннее – это абсолютно бесперспективные затеи. Как сейчас свидетельствуют дискуссии Запада с украинской стороной, все эти замыслы связаны с предоставлением гарантий путем иностранной военной интервенции на какую-то часть украинской территории.
Думаю, что те, кто вынашивает такие планы, просто пытаются привлечь к себе внимание. Надеюсь, что они понимают: это будет абсолютно неприемлемо для Российской Федерации и для всех здравомыслящих политических сил в Европе.
Вопрос: Исходя из того, что заявляют и делают лидеры «коалиции желающих» в последние дни, может ли их целью быть срыв переговорного процесса между Россией и США? Как этому можно противостоять? Можно ли ожидать от них каких-то провокаций?
Недавно появилась новость о том, что В.А.Зеленский заявил, что его встреча с Президентом России В.В.Путиным якобы уже готовится. Могли ли бы Вы это подтвердить или опровергнуть?
С.В.Лавров: Что касается мотивов, которыми руководствуется «коалиция желающих». Вижу много признаков того, что эта активность нацелена именно на то, чтобы подорвать тот прогресс, который стал четко вырисовываться по итогам саммита на Аляске и по итогам предшествовавших ему контактов между представителями американской администрации и российской стороной.
Зарубежные аналитики и обозреватели, описывая нынешнюю ситуацию и небывалую активность европейских представителей, приходят к тому же выводу: цель – «перебить» повестку дня, которая ориентируется на устранение первопричин и достижение тем самым устойчивого урегулирования, всё перевести в плоскость обеспечения гарантий безопасности Украины без участия Российской Федерации и вообще путем игнорирования российских интересов, выпячивая необходимость защитить Украину от будущих нападений. Но защитить, подчеркну, страну, исповедующую неонацистские ценности, грубейшим образом нарушающую права национальных меньшинств, законодательно пытающуюся истребить русский язык во всех сферах жизнедеятельности, запрещающую каноническую православную церковь. Такую Украину Европа хочет взять под свои гарантии безопасности. Это настолько всем становится очевидно, что я надеюсь, эта авантюра провалится и мы продолжим следовать курсом, четко согласованным Президентом России В.В.Путиным и Президентом США Д.Трампом в ходе их встречи на Аляске и в ходе последующих телефонных контактов.
Что касается встречи, о которой говорит В.А.Зеленский, вспомните, что он же долго заявлял, что он никогда не будет с Президентом России В.В.Путиным вести переговоры. Он до сих пор не отменил свой указ трехлетней давности, которым прямо запрещается вести переговоры с В.В.Путиным.
Активность В.А.Зеленского на предмет организации саммита с российским руководителем имеет цель показать свою, якобы, конструктивную нацеленность на процесс урегулирования, а на самом деле просто подменить серьезную, тяжелую, трудную работу по согласованию принципов устойчивого разрешения кризиса эффектами в стиле КВН, «Квартала 95» и прочими трюками, которыми нынешний украинский «руководитель» пользуется весьма активно, боясь, что внимание к нему будет падать. Как это уже происходит.
Президент России В.В.Путин неоднократно говорил, что он готов встречаться, в том числе и с В.А.Зеленским, при понимании, что все вопросы, которые требуют рассмотрения на высшем уровне, будут хорошо проработаны, и эксперты, министры подготовят соответствующие рекомендации, и при понимании того, что, когда и если (надеюсь, когда), дело дойдет до подписания будущих договоренностей, то будет решен вопрос о легитимности персоны, которая будет эти договоренности подписывать с украинской стороны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs