Круглый стол «Двухцветный мир: борьба за правду» состоялся в ММПЦ МИА «Россия сегодня» в прямом и онлайн режимах.
Об актуальности темы равного доступа к мировому информационному пространству российских информагентств, цифровых платформ и СМИ говорит представительное участие в круглом столе ведущих руководителей, журналистов и специалистов в области информатики. Таких как: официальный представитель МИД России Мария Захарова; главный редактор МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян; собственный корреспондент ВГТРК в США Валентин Богданов; руководитель RT France Ксения Федорова; декан факультета международной журналистики МГИМО МИД России Ярослав Скворцов; член СПЧ, исполнительный директор медиагруппы «Россия cегодня» Кирилл Вышинский; секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир; основатель телеканала «Царьград» Константин Малофеев; руководитель Дирекции международных отношений ВГТРК Петр Федоров.
В ходе мероприятия обсуждались такие темы, как глобальное информационное противостояние и его причины, борьба за умы − новые каналы и инструменты, предвзятая модерация или цензура: куда ведёт этот путь и как с этим бороться? Также в ходе круглого стола состоялась презентация исследования медиагруппы «Осьминог: Вмешательство России в выборы США».
Вел круглый стол директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петр Лидов. Открывая медиафорум, он попросил, чтобы его участники − в силу сложившегося в информационном сообществе России общего понимания проблем в этой области − больше сосредоточивались на видении путей их решения. Модератор указал, что завершающийся 2020-й стал годом глобальных событий, изменивших мир. Самое главное из них – пандемия. Именно она отвлекла внимание от обострения вечной проблемы – разделения мира на два лагеря: США с союзниками и их противники, борьба с которыми ведется на экономическом, военно-политическом, информационном уровнях. Огромную роль в происходящем играют ведущие мировые СМИ, которые «глушат», маркируют как «недостоверные» или «необъективные» российские, пророссийские и альтернативные точки зрения. По словам П.Лидова, в 95 % американских материалов Россия показана в негативном свете. Кроме того, в Европе и США «зачищают» информационное поле от российской точки зрения на события.
Дискредитация медиа России обрела ещё больший размах с момента включения в информационное противоборство глобальных платформ – Facebook, Twitter, YouTube. (Последний видеохостинг собирает ежедневно свыше 30 млн российских пользователей, при этом он заблокировал аккаунты около 200 российских СМИ с суммарной аудиторией около 10 млн человек).
Площадки без объяснения причин помечают контент российских СМИ как «государственную пропаганду», ограничивают к нему доступ, удаляют отдельные аккаунты и группы. Это, по сути дела, осуществление цензуры, запрещённой 29 статьей Конституцией России о свободе слова.
Как на это должна и будет реагировать отечественная медиа-отрасль?
М.Захарова, представляя официальную точку зрения, сказала, что Россия выражает обеспокоенность произволом мировых, в первую очередь, американских цифровых платформ в отношении отечественных СМИ. «Мы видим политический подтекст, нацеленный на реализацию внешнеполитической установки американского правительства на вытеснение из глобального эфира тех источников информации, которые представляют альтернативный взгляд и составляют для них информационную конкуренцию» − сообщила она.
По словам официального представителя МИД, в качестве зеркального действия продолжается работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Он предусматривает внедрение методов воздействия на зарубежные информационные ресурсы, а также их владельцев, включая ограничение доступа к технической связи, крупные штрафы и многое другое.
Главред МИА «Россия сегодня» М.Симоньян отметила, что Россия в плане социальных платформ должна вырваться «далеко вперед» по сравнению с Западом, как это уже сделал Китай. «Это надо сделать, присоединив к этому усилия государства», – считает она – «У нас есть мощные игроки рынка и я уверена они могут создать продукт в разы лучше YouTube», − приводит ее слова медиагруппа.
С ней согласен основатель телеканала «Царьград» К.Малофеев. «Мы должны понимать, что Mail.ru и Яндекс, наши два крупнейших агрегатора, – очень маленькие компании по сравнению с американскими гигантами, которые стоят триллионы долларов. Поэтому для того, чтобы «наши» смогли вступить с ними в борьбу и создать видеохостинг – такой, как YouTube, – мы должны понимать, что речь идет о прямой государственной поддержке», – заявил он.
Т.Шафир, секретарь Союза журналистов России также поддержал идею укрепления собственных платформ, подчеркнув, что это вопрос не одного дня. «И Google, и другие зарубежные IT-гиганты – это транснациональные корпорации. И они, и монополисты понимают только один язык. Они понимают финансовый не урон, но финансовую претензию. Это нужно делать», – считает он. Вместе с тем, Т.Шафир призвал применить в отношении западных IT-корпораций санкционные и «репрессивные действия».
Главный редактор частного новостного агентства «Anna-News» А.Матвийчук привел только один пример дискриминации из множества: «Anna-News» в 2015-м году разоблачила аферу «белых касок» с химическим оружием в Сирии. В итоге недавно все восемь каналов агентства на YouTube были уничтожены. Даже не заблокированы, а именно уничтожены − со всем контентом, подписками и десятками миллионов просмотров. Это при том, что ежедневных посещений YouTube из зоны РУ, как уже упоминалось, − порядка 30 миллионов. Пусть даже за заход монетизируется 50 центов, то это примерно 15 млн долларов в день.
Для А.Матвийчука очевидно, что единственно возможный наш следующий шаг − разработка российскими IT-компаниями более изощренных, чем американские, цифровых платформ и видеохостингов. Как это сделали в Китае.
Впрочем, пока такие цифровые платформы не созданы, борьба за умы пользователей Интернета продолжается. И как заметила Мария Захарова, все вокруг нас могут изменить буквально две-три правильно поданные новости. А значит, мир продолжает оставаться двухцветным.
И то же самое происходит, кстати, в отношении изданий, работающих за рубежом, но уже не только со стороны соцсетей, а и государств, на территории которых они функционируют.
Это в полной мере испытывает на себе, например, RT France (по статусу, это французский канал, и там работают французские же журналисты), рассказала его руководитель Ксения Фёдорова, но он регулярно подвергается атакам со стороны мейнстрим-СМИ.
По итогам этой дискуссии будет подготовлен список предложений для законодателей, которые станут частью меморандума о противодействии цензуре в Интернете.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs