Фото: Reuters
Организация Объединённых Наций создавалась, прежде всего, для укрепления и поддержания международного мира и безопасности. Однако в последнее время ее все чаще обвиняют в бездействии и неэффективности, критикуют за то, что она не справилась с вызовом пандемии коронавируса, а о том, что ООН нуждается в реформах говорит большое число экспертов.
На площадке журнала «Международная жизнь» прошел круглый стол, посвященный 75-летнему юбилею ООН. Во время дискуссии политики, ученые и эксперты обсудили роль и значение организации сегодня, проблемы и перспективы их решения, с учетом вызовов и угроз современности.
Как отметил постоянный представитель России при Организации Объединённых Наций Василий Небензя, «бриллиантовый» юбилей ООН – это не столько повод чествовать Организацию (хотя в действительности есть за что), сколько повод еще раз осмыслить ее прошлое, настоящее и попытка заглянуть в будущее. Современное человечество не мыслит существование международных отношений без институтов ООН, однако 75 лет назад не было никакой уверенности в том, что этот опыт будет успешным. Печальный пример Лиги Наций был у всех перед глазами, так почему же это разочарование не отпугнуло мировых лидеров от второй попытки? По словам постпреда России в ООН, больше всего помогла сильная вера в то, что мир больше никогда не должен погрузиться в ужасы, через которое прошло человечество во время Второй мировой войны. «Объединение свободных народов перед лицом страха, воодушевлённость общей Победой над нацизмом стали основой ООН. У отцов основателей была уверенность в том, что Организация сумеет заложить фундамент для построения полноценной и справедливой системы международных отношений, работа над которой не завершена и в наши дни», – пояснил он.
Сегодня ООН не идеальна: в различных регионах мира продолжаются вооруженные конфликты, к ним добавляются острые угрозы современности: международный терроризм, нарко- и киберпреступность, изменение климата. В нынешнем году этот перечень пополнился еще одним грозным вызовом – пандемией коронавирусной инфекции, которая спровоцировала серьезные кризисные явления. В. Небензя признался, что реагировать на эти глобальные проблемы из года в год становится все сложнее, тем более в условиях, когда некоторые международные игроки выдвигают претензии на международное доминирование. «Взаимодействие в ООН пытаются подменить насаждением концепций, основанных на создании коалиций по интересам. Но естественный ход истории не переломить. Мир устал от деления на своих и чужих. Перед лицом пандемии COVID-19 люди требуют наращивать взаимопомощь и сотрудничество», – подчеркнул дипломат.
По его словам, международному сообществу необходимо задуматься над реформами существующих институтов, но этот процесс должен быть поэтапным, последовательным, опирающимся на консенсус и предотвращающим резкие движения, которые могут подорвать способность ООН функционировать. Как отметил дипломат, больше всего в реформировании нуждается Совет Безопасности. «Важно повысить представленность развивающихся стран мира в Совбезе, а также устранить дисбаланс, при котором коллективный Запад явно перепредставлен. Работа должна идти рука об руку с сохранением эффективности и возможности оперативного реагирования на возникающие вызовы», – считает В. Небензя.
«В год своего 75-летия ООН остается безальтернативным, универсальным и все более востребованным глобальным форумом для постоянного, открытого и честного диалога в целях создания более устойчивой и справедливой архитектуры международных отношений», – констатировал постпред России в ООН.
Генеральный директор Российского Совета по Международным Делам (РСМ)Д Андрей Кортунов подтвердил, что сегодня многие осуждают неэффективность ООН и говорят о параличе Совета Безопасности. Однако, когда речь заходит о реформах, все сразу рассчитывают на большие и крупные сдвиги в деятельность Организации. «Сегодня модно говорить о расширении состава Совбеза или об изменении процедур применения права вето со стороны постоянных членов «пятерки». Говорят даже о возрождении Военно-штабного комитета ООН, который существует в Уставе, но фактически никогда не работал. Другими словами, мы пытаемся найти какие-то большие, универсальные, политические решения тем проблемам, которые существуют», – пояснил он.
Тем не менее, сегодня все эти действительно важные вопросы не очень актуальны. Учитывая особенность современного политического периода и глубокое недоверие между членами СБ ООН, крайне трудно представить, что мировому сообществу удастся договориться по глобальным вопросам. По мнению А. Кортунова, ставить сейчас вопросы о радикальном пересмотре принципов работы Совбеза – несвоевременно. «Если не получается идти «сверху-вниз» (от решения больших проблем к более конкретным), то надо идти по линии «снизу-вверх», то есть ставить те вопросы, которые не являются сейчас тактичными, но могут объединить вокруг себя членов «пятерки». В настоящее время, к сожалению, по многим вопросам Россия остается в меньшинстве и в Совете Безопасности, и при голосованиях на Генассамблее. Для того, чтобы это преодолеть нам нужно сосредоточиться на несколько иной повестке дня», – считает директор РСМД.
Во-первых, А. Кортунов предлагает сосредоточиться на проблемах, которые пока что еще не стали предметом острой политической дискуссии. По его замыслу, именно так можно найти понимание среди большинства членов Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, необходимо говорить о борьбе с международным терроризмом, о кибербезопасности, о продовольственной безопасности и о других вопросах, которые относятся к нетрадиционной повестке, формировать ситуативные коалиции, привлекать сторонников, продвигать свои позиции. Во-вторых, как считает эксперт, Россия могла бы сыграть большую роль в решении внутренних проблем ООН. На данный момент в Организации существует сложная бюрократическая система, она страдает от избыточной централизации (в ООН работают около 40 тыс. сотрудников генерального секретариата, 20 тыс. из них находятся в Нью-Йорке – это неправильно). Кроме того, наблюдается перегруженность докладами, которые считаются критериями эффективности специализированных организаций, однако, как считает А. Кортунов, эти доклады, уже давно никто не читает. «Если Россия будет работать более энергично над этими техническими, но важными вопросами, то нам будет легче привлечь к себе сторонников, в том числе и среди наших противников, поскольку, многие из этих проблем беспокоят не только нас, но и Запад», – предположил он.
В-третьих, эксперт предлагает обратить внимание на важность инфильтрации ооновской бюрократии российскими гражданами и экспертами. «Россия «недопредставлена» в ООН, особенно в специализированных организациях. Нам необходимо готовить молодых дипломатов, которые через 5-10 лет могут выйти на принципиально новый уровень и работать руководителями», – заверил он.
Как отметил Андрей Кортунов, мировое сообщество должно преодолеть «мертвую зону», при прохождении которой вряд ли удастся достичь серьезных сдвигов по принципиальным вопросам. «Возможно, это будет не очень долго, но сегодня очевидно, что нам надо остановиться на подготовительной работе», – считает эксперт.
В свою очередь профессор Дипломатической Академии МИД России Владимир Винокуров заметил, что особенно рельефно и показательно все промахи и недостатки ООН проявляются в области миротворчества. По его словам, Россия не дорабатывает в рамках присутствия в различных комитетах и полевых операциях, особенно миротворческих: квоты остаются свободными и не заполняются молодыми специалистами. «Тут есть маленькое ограничение: Россия как постоянный член Совбеза не всегда может воспользоваться правом направления своего контингента или наблюдателей в ту или иную точку. Это решается путем консенсуса и не все страны желают, чтобы Россия присутствовала в качестве миротворцев. Поэтому сегодня наши усилия сосредоточены на оказании военно-технической помощи», – объяснил профессор.
Модератор дискуссии, заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь» Михаил Куракин отметил, что имидж ООН подрывает и деятельность США. Чего стоит только скандал с невыдачей виз членам российской делегации. Напомним, что на 74-ую сессию не смогли попасть 10 российских представителей, в их числе оказались сенатор Константин Косачев, депутат Леонид Слуцкий, глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и сотрудники российского МИДа. Был и еще один случай, когда председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко ограничили в перемещении по территории США во время проведения международного форума.
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Игорь Морозов подчеркнул, что эта тенденция начала нарастать в 2014 году. По его словам, тогда начался явный тренд на свертывание всех парламентских контактов. «Американцы не выдерживают своих обязательств по обеспечению деятельности ООН, это затрудняет нашу работу», – заявил он.
По словам И. Морозова, ограничивать деятельность иностранных делегаций – недопустимо, и в этом контексте правомерно ставить вопрос о переносе части мероприятий, которые проводятся в рамках ООН, в другие страны и их столицы. В принципе нет причин, чтобы Нью-Йорк постоянно оставался местом деятельности Организации, особенно если Соединенные Штаты будут неуважительно относиться к мировому сообществу. Уже были прецеденты, когда заседания проходили в других местах. Например, в 1988 году лидер Организации освобождения Палестины Ясир Арафат был лишен американской визы для выступления на Генеральной Ассамблее, и тогда сессия была перенесена в Женеву. «Если США будут не только выходить из комитетов ООН, но и мешать другим странам участвовать в работе Организации, Россия будет готова к принятию мероприятий на своей территории», – заключил сенатор.
В завершение участники дискуссии подчеркнули, что настало время признать недостатки Организации и исправить их. По их мнению, ООН должна быть больше ориентирована на результат, а не процесс, действовать в интересах людей, а не бюрократии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs