ООН встретила свой 75-й юбилей не в лучшем состоянии. Организацию обвиняют в том, что она не прошла проверку пандемией COVID-19, да и вообще уже давно не справляется со своими обязанностями. В чём заключается главная задача ООН сегодня? Нуждается ли организация в реформировании и насколько эти преобразования возможны? Можем ли мы говорить об альтернативе ООН? На эти и на многие другие вопросы ответили эксперты во время онлайн-конференции на площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Как отметил первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский, пандемия коронавируса парализовала не только экономику, но и политические контакты. «Работа внутри ООН сильно пострадала. Важная часть дипломатии либо ушла в онлайн, что совершенно не даёт результата, так как этот формат не предполагает того уровня доверительности, которые дают классические переговоры, либо просто отсутствует», – заметил он.
Многие мероприятия были перенесены или перемещены в онлайн. В частности, сессия, посещённая Победе во Второй мировой войне, была перенесена на декабрь, а Неделя высокого уровня в Генеральной Ассамблее ООН прошла в виртуальном формате. Участники прослушали заранее записанные видеообращения глав государств. Не было ни диалога, ни реакции. Лидеры были лишены возможности общаться, вместо них говорили представители.
Например, посол Китая при ООН Чжан Цзюнь, который выступал после видеообращения президента США Дональда Трампа, был вынужден защищаться, так как в своем выступлении американский лидер критиковал КНР в связи с распространением коронавируса и призвал ООН привлечь эту страну к ответственности за то, что она «выпустила чуму в мир». Представителю Поднебесной пришлось говорить от имени Си Цзиньпина и утверждать, что председатель КНР не согласен с выдвинутыми обвинениями. «Такого некогда не было в истории ООН. Это выглядит странно. После встречи осталось не очень приятное послевкусие», – отметил заместитель постпреда России при ООН.
По словам Д. Полянского, открытые заседания – это пиар, в ходе которого каждая страна стремится «преподнести» свою национальную позицию. Он рассказал, что очень часто стали возникать ситуации, когда какое-либо государство выдвигает заведомо неприемлемую резолюцию (тезисы которой разделяют только западные страны), чтобы заставить Россию и Китай применить право вето. «Тем самым они хотят поставить нас в неудобное положение, чтобы показать, что с одной стороны прогрессивное человечество, а с другой –авторитарный строй», – объяснил он.
«Сегодня ООН несовершенна, как и наш мир. Она отражает состояние общества. Не будем забывать, что организация была создана не для того, что привести человечество в рай, а для того чтобы спасти его от ада. Единственный способ понять, насколько нам нужна ООН – упразднить организацию, но надеюсь до этого не дойдет», – сказал Дмитрий Полянский.
Заместитель генерального секретаря ООН (2000–2008) Жан-Мари Геэнно обратил внимание на то, что за 75 лет своего существования организация претерпела серьезные изменения. В 1945 году концепция войны – главной угрозы человечества – была четко прорисована, сейчас же, с появлением прокси и кибервойн, это понятие размывается. «В новом контексте становится все более важным обеспечить четкость в отношении принципов ООН, потому что в современном мире, в котором отсутствует конкретность, война может разразиться внезапно», – заметил он.
Жан-Мари Геэнно констатировал, что сегодня в ООН существует атмосфера недоверия, поэтому обязанности распределяют по микроуровням, из-за чего принятие решений задерживается. Однако есть и положительные моменты: Цели в области устойчивого развития, принятые в ООН в 2015 году, по-прежнему представляют собой международный лейтмотив, которому следует все мировое сообщество, подчеркнул Жан-Мари Геэнно.
В своем выступлении программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв остановился на теме отождествления мировой политики с праздником. Он объяснил, что, за исключением конца холодной войны, международная политика никогда не была праздничным мероприятием, в центре ее внимания всегда находились вопросы о войне и мире.
«Сейчас ООН уходит из состояния ожидания гармонии и всеобщего счастья. Возможно организация двигается в сторону рабочих отношений между участниками, которые понимают, что ООН существует не для того, чтобы приносить всем счастье, а для того чтобы поддерживать международную политику в рамках переговоров, права и иллюзии справедливости», – пояснил Т. Бордачёв.
Также он заметил, что нет смысла сравнивать современный мир с ситуацией перед Второй мировой войной. Тогда существовало много государств, недовольных своим положением в международных делах, сейчас нет тех, кто полностью не удовлетворён. «Мы живем в новую эпоху. У нас есть ООН и главный вопрос состоит в том, каково наше отношение к этому институту. Понимаем ли мы, что это рабочий инструмент взаимодействия государств, а не некое готовое решение всех проблем», – подчеркнул программный директор клуба «Валдай».
Нуждается ли ООН в реформах?
Заявления о необходимости реформы ООН звучат давно. Но какой должна быть эта реформа? Например, выступая на Неделе высокого уровня, премьер-министр Индии Нарендра Моди говорил о необходимости расширения постоянных членов Совета Безопасности. По словам Тимофея Бордачёва, если речь идёт об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности, это равносильно упразднению самой организации. «Для того, чтобы постоянно менять или расширять состав постоянных членов Совбеза, нет никаких объективных оснований. В первую очередь потому, что члены пятерки по своим военным возможностям не досягаемы для других стран, даже Великобритания в несколько раз сильнее, чем Индия. А, во-вторых, закон международных отношений гласит, что лидирующие позиции занимают те, кто победил в прошлой войне», – считает эксперт.
Кроме того, он заявил, что включение Индии, Японии или Германии в Совбез потребует отказа от эксклюзивных прав «пятерки», тогда можно будет говорить о приглашении других стран и орган превратиться в подобие Лиги Наций. По мнению Т. Бордачёва, ООН – это уникальный компромисс между моралью и силой, где мораль – это Генассамблея, а сила – Совет безопасности, и без этого компромисса система ООН работать не будет.
В свою очередь, Дмитрий Полянский отметил, что реформа Совета безопасности ООН не исключена, но она не будет сводиться к расширению постоянных членов. «Помимо того, что Совбез – эффективный международный инструмент, это еще и трибуна. Поэтому задача реформ будет заключатся в том, чтобы повысить репрезентативность структуры», – предположил заместитель постоянного представителя России при ООН. По его мнению, Совет Безопасности должен стать более демократичным.
В заключение участники дискуссии подчеркнули, что деятельность ООН, несмотря на недостатки и слабости организации – безусловная ценность для международного сообщества. В текущих условиях альтернативы ООН нет, а их создание представляется невозможным и даже ненужным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs