Фото: SeldonNews
Последнее время в западных СМИ участились публикации о том, почему Индии не стоит «дружить» с Россией. В популярных телеграмм-каналах все чаще появляются сообщения, что Дели определенно склоняется в сторону Вашингтона, а Москва предпочитает Пекин. Евразийский Фонд (EurasiaFoundation) провел вторую ежегодную сессию памяти профессора, руководителя Центра Российских и Среднеазиатских исследований Школы международных отношений Аруна Кумара Моханти (политолог внес большой вклад в укрепление двусторонних отношений и контактов между Москвой и Дели). Во время мероприятия Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии Николай Кудашев и бывший постоянный представитель Индии в ООН, Посол Асоке Мукерджи, обсудили основные тренды в российско-индийских отношениях, а также поговорили о перспективах сотрудничества наших стран, рисках и возможных угрозах для них в современных реалиях.
Для того чтобы понять современное состояние отношений между Россией и Индией, Асоке Мукерджи предложил вспомнить историю их формирования.
Дипломатический диалог между Советским Союзом и Индией начался 13 апреля 1947 года. После распада СССР в 1991 году договорная база была обновлена: страны подписали свыше 250 двусторонних документов, и среди них – Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 года.
Во время государственного визита президента России Владимира Путина в Нью-Дели в октябре 2000 года была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией, а в 2010 году страны подписали Совместное заявление, в котором констатировался выход отношений между двумя государствами на уровень особо привилегированного стратегического партнерства. Асоке Мукерджи подчеркнул, что характерной чертой российско-индийских связей является высокая интенсивность политических контактов: ежегодно проходят встречи и переговоры на высшем уровне, на которых обсуждаются ключевые сферы сотрудничества двух стран, а также актуальные международные и региональные проблемы.
По мнению индийского посла, особое и привилегированное стратегическое партнерство между Москвой и Дели было укреплено благодаря двусторонним экономическим отношениям, в первую очередь за счет взаимодействия по военной линии и в области безопасности (вооруженные силы Индии на 70% оснащены боевой техникой российского производства или изготовленной в Индии по российским лицензиям). За время пандемии коронавируса между странами возникли новые драйверы двустороннего партнерства: COVID-19 стал импульсом для развития информационных технологий, сферы IT, науки и медицины.
Однако, несмотря на все положительные моменты, существует ряд противоречий в индийско-российских отношениях. Во-первых, стагнация торгово-экономического сотрудничества, которую не удается переломить за счет положительной динамики взаимодействия в таких сферах, как военно-техническая и аэрокосмическая, а также в атомной энергетике. Во-вторых, кризис так называемой психологии элит: в связи с активной миграцией из Индии в США растет число политиков, стремящихся поддерживать тесные отношения исключительно с Вашингтоном. Российские элиты же остаются ориентированными на Европу, и Индия нередко рассматривается ими как не приоритетный партнер. В-третьих, региональные проблемы, например, в 2014 году Россия начала военно-политическое сотрудничество с Пакистаном, что определенно не нравится индийским партнерам.
Асоке Мукерджи считает, что самым большим внешним препятствием, с которым сталкивается российско-индийское партнерство сегодня, является растущая конфронтация между Соединенными Штатами и Китаем. Пекин пытается привлечь на свою сторону Москву, а Вашингтон – Дели. Однако Индия не спешит «уходить на Запад». Обретя в наши дни мощный потенциал, Индия предпочитает избегать конкретных высказываний по большинству острых международных вопросов, ограничиваясь общими формулировками, очевидно для того, чтобы сохранить за собой максимальную свободу действий. В тоже время тесное сближение Нью-Дели и Пекина также маловероятно в обозримом будущем: обстановка между Индией и КНР остается напряженной.
«Россия и Индия как крупные державы с общей ответственностью за поддержание глобального мира и стабильности привержены делу достижения многополярного мирового порядка. Обе страны не заинтересованы в появлении политического и экономического гегемона», – заявил бывший постоянный представитель Индии в ООН.
Асоке Мукерджи предложил активизировать консультацию и координацию друг с другом, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Стоит отметить, что в Дели концепцию ИТР рассматривают так: она не направлена против какой-либо страны (Китая); это не клуб с ограниченным числом участников, которые стремятся занять доминирующее положение. Однако сегодня главенствующую роль в ИТР занимают США. Изначально Индия балансировала между своими партнерствами в Евразии и взаимодействием в Индо-Тихоокеанский регионе. Но сейчас из-за усиления напряженности в отношениях с Китаем Дели склоняется на сторону Вашингтона. «Мы ощущаем присутствие сил, пытающихся строить в АТР конфронтационные блоки по интересам. Пример тому Индо-Тихоокеанская стратегия Соединенных Штатов, которая явно направлена на подрыв статуса АСЕАН в регионе. Но все же последние годы мы чаще наблюдаем центростремительные тенденции, которые выражаются в деятельности ЕАЭС, АСЕАН и ШОС. На евразийском пространстве Россия планирует продвигать не разделяющие, а объединяющие концепции и углублять трансрегиональное взаимодействие на основе равенства и взаимовыгодного партнерства. Мы также приглашаем Европейский союз посмотреть, как бы он мог с выгодой для себя подключиться для освоения нашего общего геополитического и экономического пространства», – озвучил российскую позицию министр иностранных дел Сергей Лавров во время онлайн-сессии Примаковских чтений-2020.
В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии Николай Кудашев отметил, что целесообразно расширять российско-индийское сотрудничество на международной арене, в том числе содействовать укреплению таких авторитетных международных форматов, как ШОС, G20 и БРИКС. Посол подчеркнул: «Пандемия коронавируса представила собой возможность объединить усилия для решения общей задачи, в связи с этим актуальность БРИКС растет, предлагая платформы для диалога по широкому кругу вопросов глобального и регионального сотрудничества». В этом году Индия заняла пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН на 2021-2022 гг., а в следующем году ее ожидает председательство в БРИКС. В этой связи российский посол отметил, что необходимо укрепить российско-индийскую координацию по текущей международной повестке.
Отдельно Н. Кудашев подчеркнул, что считает крайне перспективнымнаправлением развитие морского сообщения между портами Владивосток и Ченнаи (этот морской путь может быть использован не только для перевозки товаров, но и для туристических маршрутов). Дипломат также напомнил, что Россия объявила о своем решении внести вклад в производство Индии, в рамках программы «Made in India», а к 2025 году страны планируют увеличить товарооборот до 30 млрд. долларов.
На данный момент Индия является одним из приоритетных партнеров для России в Азии. Страна активно развивается: ее экономика только с 2000 года выросла в 3,5 раза и по своему вкладу в мировой ВВП по паритету покупательной способности (7,4%) в 2017 г. заняла третье место в мире после Китая и Соединенных Штатов. Дели активно инвестирует в научно-техническую сферу и реализует космическую программу, сравнимую китайской и американской.
По мнению российского и индийского послов, странам необходимо не только поддерживать стратегические отношения, но и постараться удержаться от строительства и участия в конфронтационных блоках, которые формируются в мире.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs