Фото: Valdai
Международный дискуссионный клуб «Валдай» совместно с фондом ObserverResearchFoundation (ORF) провели онлайн-конференцию, посещённую российско-индийским отношениям в условиях пандемии коронавируса и нарастающей конфронтации между США и Китаем.
«Сегодня между Россией и Индией существуют два измерения отношений: внутреннее, сводящееся к экономическому сотрудничеству, и внешнее, связанное в первую очередь с надвигающимся биполярным противостоянием Соединенных Штатов и Китая, которое грозит вовлечь в себя и другие страны», – заявила младший научный сотрудник программы «Стратегические исследования» ORF Ниведита Капур.
Что касается первого аспекта, то Индия и Россия являются давними партнерами, отношения между которыми на протяжении многих десятилетий были близки к союзническим. Сейчас экономические отношения стран сосредоточены в основном на энергетике, в том числе атомной, а также на военно-техническом сотрудничестве. Но, как отметил почётный научный сотрудник фонда ORF Нандан Унникришнан, его беспокоит то, что последние 7-10 лет в отношениях между странами превалировал военно-технический аспект. «Нам необходимо искать совершенно новые и более инновационные пути сотрудничества. Мы должны диверсифицировать взаимодействие, уделив особое внимание финансам и инвестициям», – заявил он.
В свою очередь старший научный сотрудник Сектора международных организаций и глобального политического регулирования ИМЭМО РАН Алексей Куприянов перечислил ряд перспективных полей для совместной деятельности России и Индии. «Наши страны должны работать, в первую очередь в фармацевтической и медицинской промышленности. Очевидно, что это не последняя пандемия в мире, и мы должны быть готовы к сотрудничеству в области производства лекарств и медицинского оборудования», – заявил он. Также эксперт отметил, что необходимо развивать совместную работу в сфере IT-технологий и в финансово-экономической области.
Именно на этой сфере акцентировала внимание бывший декан Школы международных отношений Университета им. Дж. Неру (Нью-Дели) Анурада Ченой, подчеркнув, что сегодня как никогда важна торговля между странами в национальных валютах. Также она заявила, что Индия должна вступить в Евразийский экономический союз. «Наши страны заинтересованы в максимальной стабилизации Евразии, что логически вписывается в национальные стратегии развития. Я думаю, что Индия должна стать частью ЕАЭС как можно скорее, и именно Россия может как-то «подтолкнуть» ее к этому шагу», – сообщила она. Напомним, что еще в январе министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «The Times of India» сообщил о подготовке Москвой и Нью-Дели нового межправительственного соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индией. Ранее соглашение о создании ЗСТ Евразийский экономический союз заключил с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром, также временный договор подписан с Ираном.
Говоря, о перспективах партнерства, А. Куприянов обратил внимание на то, что интересы Москвы и Нью-Дели совпадают по всей «дуге сотрудничества». И Россия, и Индия могли бы, используя своё влияние и оказать друг другу помощь в ключевых точках. Так, Россия могла бы воспользоваться своим положением в Афганистане, чтобы гарантировать там индийские интересы, Индия – налаженными связями в Африке, чтобы помочь российскому возвращению на этот континент. «В нынешней реальности нам нужно работать вместе, чтобы координировать усилия как в политической, так и в экономической сферах, чтобы избежать вовлечения в биполярную конфронтацию», – подчеркнул старший научный сотрудник Сектора международных организаций и глобального политического регулирования ИМЭМО РАН.
Второе измерение, о котором говорила Н. Капур – внешнее, связанное с конфронтацией Вашингтона и Пекина. По словам старшего научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, пандемия COVID-19 сильно повлияла на миропорядок: коронавирус вызвал снижение взаимозависимости между странами, что в свою очередь только усилило враждебность между ключевыми игроками, то есть США и Китаем. Эксперт отметил, что на этом фоне от России и Индии будет зависеть исход новой холодной войны, однако сами страны могут оказаться в выгодном, но опасном положении. Почему так происходит? Географическое положение России позволяет ей контролировать как сухопутные, так и водные пути Северной Евразии, в то время как Индия является ключевой силой, координирующей маршруты Южной Евразии. Без российского участия никто не сможет воспользоваться ресурсами арктического шельфа, а без Индии – невозможно получить доступ к ресурсам Восточной Африки.
В связи с эти ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО-Университета Иван Сафранчук заявил, что Китай попытается привлечь на свою сторону Россию, а США – Индию.Однако Нью-Дели не спешит «уходить на Запад». Обретя в наши дни мощный потенциал, Индия предпочитает избегать четких высказываний по большинству острых международных вопросов, ограничиваясь общими формулировками, очевидно для того, чтобы сохранить за собой максимальную свободу действий на глобальной арене. В тоже время тесное сближение Нью-Дели и Пекина также маловероятно в обозримом будущем. Обстановка между Индией и Китаем остаётся напряжённой. Инцидент на индийско-китайской границе в Гималаях 10 мая 2020 г. – одно из подтверждений тому (пограничный спор и связанный с ним территориальный конфликт продолжается между странами с 1962 года, когда в районе северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш разгорелась ожесточенная война).
В Москве же с облегчением воспринимают то, что Вашингтон рассматривает Китай, а не Россию как главного соперника. Однако Россия не хочет оказаться «придатком» китайского полюса силы и планирует сохранить критически важное международное равновесие. Для этого Москве необходимо развивать отношения с другими крупными экономическими и финансовыми игроками, прежде всего с Индией.
Н. Унникришнан подчеркнул, что в любом случае и для России, и для Индии биполярный мир предпочтительнее однополярного и что ни одна из стран не хотела, чтобы в мире появился гегемон. Однако, по словам И. Сафранчука, к «однозначной биполярности» мы пока ещё не пришли и прогнозировать, какие формы может принять в нём российско-индийское сотрудничество, рано.
В свою очередь, директор по научной работе Фонда клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов заявил: «Ни Россия, ни Индия не хотят попасть в жернова чужого соперничества. На мой взгляд, в ближайшее время цель российской внешней политики заключается в том, чтобы выстроить сбалансированную систему, которая поможет избежать вовлечения в конфронтацию». Также он отметил, что в мире большое количество стран не желают участвовать в конфликте США и Китая, а Россия и Индия могут стать флагманами этого движения, продемонстрировав анормальность «курса на противостояние» в современном мире.
Резюмируя, А. Куприянов заметил, что сам ход событий в мире подталкивает сегодня Россию и Индию к сотрудничеству и запуску новых форматов взаимодействия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs