Вопрос: Какие направления взаимодействия будут в фокусе внимания в ходе Вашего визита в Индию и определят стратегическое партнерство двух государств в 2020 г.? Что Вы думаете о российско-индийском сотрудничестве в целом?
С.В.Лавров: Нынешний год для наших стран особенный. 20 лет назад Россия и Индия подписали Декларацию о стратегическом партнерстве.
Развитие отношений с Нью-Дели – в числе наших безусловных внешнеполитических приоритетов. С удовлетворением констатирую, что российско-индийские связи отличаются самодостаточностью, не подвержены влиянию «переменчивых внешнеполитических ветров». Регулярные встречи лидеров, растущая динамика контактов на всех уровнях – яркое тому подтверждение. Дальнейшее наращивание многопланового взаимодействия отвечает коренным интересам наших народов, задачам укрепления международной и региональной безопасности и стабильности. Убежден: схожей логики придерживаются и индийские друзья.
В ходе визита планируем обсудить с коллегами актуальные вопросы двусторонней повестки дня, прежде всего с учетом итогов российско-индийского саммита 4-5 сентября прошлого года во Владивостоке. В фокусе пристального внимания будут перспективы наращивания торгово-экономической кооперации – фундамента для расширения всего комплекса российско-индийского сотрудничества. Разумеется, заинтересованы в конструктивном обмене мнениями по ключевым проблемам современности.
Также планирую принять участие в ежегодной международной политологической конференции «Диалог Райсина».
Вопрос: Как Индия и Россия могут защитить свои интересы в сферах торговли и инвестиций, в том числе, в оборонном секторе от односторонних санкций?
С.В.Лавров: На фоне все более агрессивного задействования Администрацией США финансовых инструментов санкционного давления Россия продолжает линию на поэтапную дедолларизацию экономики. Одновременно с нашими основными партнерами, в том числе и с Индией, работаем над экономическими и правовыми механизмами, уменьшающими негативное влияние ограничений на развитие двусторонних торгово-инвестиционных связей.
Одно из приоритетных направлений – расширение расчетов в национальных валютах. В июне и октябре прошлого года заключены соответствующие межправсоглашения о расчетах и платежах с Китаем и Турцией. В рамках БРИКС достигнуты договоренности о взаимном открытии центральными банками соответствующих корреспондентских счетов. Уход от привязки к доллару во взаиморасчетах рассматриваем в качестве объективной реакции на непредсказуемость экономической политики США и откровенное злоупотребление Вашингтоном статусом доллара как мировой резервной валюты.
В настоящее время Москва и Нью-Дели ведут энергичную работу по подготовке нового межправительственного соглашения о взаимной защите капиталовложений, что, безусловно, повысит защищенность инвесторов с обеих сторон. Этому призвано способствовать и прорабатываемое в настоящее время соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Индией.
Вопрос: Индия заинтересована в иностранных инвестициях, в том числе из России, для реализации программы «Make in India». Что может привлечь российских предпринимателей? Как обе стороны смогут реализовать неиспользованный потенциал экономического партнерства?
С.В.Лавров: Полноценное инвестиционное сотрудничество – важное подспорье в деле наращивания всего комплекса двусторонних отношений. Эта тема традиционно занимает центральное место в повестке дня российско-индийских переговоров, в том числе на высшем уровне. В нашем распоряжении – широкий спектр координационных механизмов, позволяющих проводить настройку индивидуальных параметров взаимодействия с учетом традиционно тесного характера сотрудничества между нашими странами и хороших перспектив его развития. Прислушиваясь к пожеланиям деловых кругов, стремимся создать максимально благоприятные предпосылки для выхода российского бизнеса на индийский рынок. Уверены, что подобного настроя придерживаются и индийские партнеры.
Мы плодотворно взаимодействуем в стратегических областях. Российские компании готовы активно подключаться к программе «Делай в Индии». Они, несомненно, заинтересованы в гармонизации и оптимизации импортно-экспортных процедур, упрощении и стандартизации технических, санитарных и фитосанитарных требований. Сдерживающим фактором остается несимметричность условий налогообложения иностранного бизнеса в Индии по сравнению с действующим в России режимом в отношении индийских предпринимателей. В целях повышения взаимной инвестиционной привлекательности наших внутренних рынков проводим консультации по устранению торговых ограничений.
Сейчас на первый план выходят задачи по качественному совершенствованию структуры двусторонней торговли, уходу от ее сырьевого характера в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью. Следует двигаться вперед, нарабатывать портфель совместных проектов, развивая новые технологические альянсы в передовых наукоемких отраслях.
Вопрос: Какие новые направления российско-индийского сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе с участием третьих стран могут быть в энергетической сфере?
С.В.Лавров: Индия – третий по величине потребитель энергоресурсов в мире. А Россия – один из ключевых мировых производителей углеводородов. Поэтому стратегические интересы наших стран на этом направлении совпадают.
Налаживаем кооперацию в геологоразведке, совместной разработке нефтяных и газовых месторождений на территории двух стран, включая шельфовые проекты, что в перспективе позволит Индии стать первым неарктическим государством, осуществляющим добычу ресурсов в Арктике. В частности, индийские компании участвуют в освоении нефтегазовых месторождений в рамках проекта «Сахалин-1», а также Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения. В свою очередь, «НК «Роснефть» – акционер одного из крупнейших в регионе НПЗ «Вадинар».
Прорабатываются возможности совершенствования путей доставки российских энергоресурсов индийским партнерам. Профильными ведомствами изучаются перспективы расширения взаимодействия в гидро- и теплоэнергетике, в области энергоэффективности, а также в разработке и строительстве объектов, генерирующих энергию из возобновляемых источников.
Флагман нашего сотрудничества в сфере «мирного атома» – АЭС «Куданкулам». Работаем над развитием энергетического взаимодействия в трехстороннем формате по примеру проекта АЭС «Руппур» в Бангладеш.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs