Фото: ИТАР-ТАСС
В МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция, посвященная сотрудничеству Москвы и Пекина, а также презентации ежегодного доклада РСМД «Российско-китайский диалог: модель 2020».
Последние десятилетия российско-китайское сотрудничество продолжает демонстрировать положительную и мощную динамику развития. Сегодня его состояние характеризуется как лучшее в истории. В начале года Владимир Путин заявил, что отношения с КНР находятся на беспрецедентно высоком уровне. Страны вовлечены во всеобъемлющее стратегическое партнерство: постепенно наращивается двусторонний товарооборот, запущен газопровод «Сила Сибири», успешно развиваются связи в области обороны и военно-технической сфере. Москва и Пекин тесно взаимодействуют в рамках многосторонних международных организаций: G20, ШОС, БРИКС и РИК, а также находятся в плотном контакте по вопросам, связанным с ситуацией на Корейском полуострове, в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Кроме того, Россия и Китай реализуют множество проектов в гуманитарной сфере: один из них – совместный университет в Шэньчжэне, который был создан МГУ и Пекинским политехническим университетом. Текущий и следующий год объявлены Годом научно-технического и инновационного сотрудничества между странами.
Полномочный министр Посольства КНР в России Су Фанцю напомнил, что в такие «теплые соседские» отношения между нашими странами начались в 2001 году, тогда лидера России и Китая подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. По мнению министра, этот документ имеет уникальное историческое значение, благодаря ему сегодняшний диалог между Китаем и Россией можно рассматривать как яркий пример духа солидарности и взаимного доверия.
Как отметил директор Первого департамента Азии МИД России Георгий Зиновьев, прочным фундаментом российско-китайских отношений является взаимное уважение, сходство национальных интересов, высокая степень политического доверия и отказ от конфронтации, а также невмешательство во внутренние дела друг друга. Это наглядно демонстрирует ситуация вокруг законопроекта об обеспечении национальной безопасности Гонконга. Российские власти считают это исключительно внутренним делом Китая и осуждают вмешательство США в этот вопрос.
По словам Г. Зиновьева, такой формат взаимодействия позволяет не только сохранять наработанный позитив, но и динамично расширять сотрудничество, давая ответы на вызовы современности. «Главной движущей силой, которая укрепляет двусторонние отношения, остаются интенсивные и доверительные контакты лидеров наших стран в ходе ежегодного обмена визитами и встреч на полях международных форумов, Также большая работа ведется на уровне внешнеполитических ведомств», – уточнил он.
В прошлом году президенты России и Китая встречались трижды. По словам Су Фанцю, для дипломатической практики это скорее исключение, чем норма. По итогам визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в июне 2019 года страны подписали совместное заявление о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху.
Однако, как отмечают авторы доклада «Российско-китайский диалог: модель 2020», пандемия коронавируса, вспыхнувшая в начале 2020 года и охватившая весь мир, стала серьезным вызовом для отношений Москвы и Пекина. На фоне растущей неопределенности в международных отношениях и глобальной экономической рецессии от лидеров наших стран требуется еще более тесная синергия и выработка долгосрочных стратегий взаимодействия.
РСМД уже давно занимается спецификой российско-китайских отношений. Первый доклад вышел в 2014 году, с тех пор на международной арене многое изменилось, поэтому, по словам генерального директора РСМД Андрея Кортунова, работу можно считать барометром двусторонних отношений.
В докладе 2020 года большее внимание уделяется не достижениям, о которых приятно говорить, а скорее всего проблемам, которые еще не решены или могут возникнуть в перспективе.
Профессор Института международных исследований Фуданьского университета, руководитель авторского коллектива китайской стороны Чжао Хуашэн заявил, что главным вызовом для российско-китайских отношений в этом году может стать потеря стабильности. «На данный момент российско-китайское партнерство развивается в сложной международной обстановке. Мы наблюдаем нарастание конфликтного потенциала и обострение традиционных и нестандартных угроз безопасности. Поэтому крайне важно сохранять доверительное дружеское общение», – отметил он.
В свою очередь профессор НИУ ВШЭ и МГИМО МИД России, руководитель авторского коллектива российской стороны Сергей Лузянин выделил несколько направлений, на которых Россия и Китай должны заострить свое внимание.
Во-первых, нельзя недооценивать тот факт, что на фоне пандемии мировая повестка партнерства стремительно меняется. Очевидно, что основные задачи на ближайшие пару лет будут связны с ликвидацией последствий глобального финансового и социального кризиса, вызванного пандемией COVID-19. По мнению С.Лузянина, в этом ключе Россия и Китай должны сохранить приверженность многополярности, а также поддерживать процессы глобализации и выступать против гегемонии. «В глобальном контексте страны должны сосредоточиться на продвижении объединительной повестки, основанной на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и учитывающей интересы всех государств, а также укреплении центральной роли ООН и других институтов в международной системе», – подчеркнул эксперт.
Во-вторых, большую роль в будущем российско-китайского диалога будет играть региональная повестка. Как отмечают авторы доклада, Москва и Пекин должны не только реализовать старые «довирусные» инициативы: создание Большого Евразийского партнерства и содействие развитию многосторонних платформ, таких как Группа двадцати, БРИКС и ШОС, но искать новые формы сотрудничества. «Актуальным направлением взаимодействия в контексте мировой рецессии представляется развитие торгово-экономического сотрудничества, в том числе наращивание взаимной торговли, создание финансовой и платежной инфраструктуры и продвижение институтов развития. Например, деятельности Нового Банка развития БРИКС и работы по созданию Банка ШОС», – подчеркнул С. Лузянин. По его словам, расширение предметного и прагматичного взаимодействия между Россией и Китаем играет важную роль в обеспечении процветания, стабильности и безопасности в регионе. Уже сейчас разрабатываются планы углубления кооперации двух стран в ШОС, БРИКС, в рамках стратегического треугольника «Россия – Индия – Китай» (РИК).
Москва и Пекин могли бы также создать платформу для межцивилизационного диалога и начать сопряжение китайской инициативы пояса и пути (ИПП) с ЕАЭС. Недавно министр иностранных дел России Сергей Лаврова отметил, что гармонизация ЕАЭС и ИПП позволит заложить основу для формирования в Евразии нового геополитического контура, открытого для всех без исключения государств и интеграционных объединений.
В-третьих, по мнению авторов доклада, следует обратить внимание на обновленную повестку двустороннего сотрудничества и стратегического партнерства: сохранить то, что уже сделано, а также начать поиск новых форматов для повышения эффективности партнерства. Например, обмениваться наработками в области здравоохранения и науки, уделять большее внимание культуре и СМИ.
Суммируя три пласта рекомендаций, С. Лузянин отметил, что взаимодействие России и КНР сохраняет полное стратегическое единство по вопросам мироустройства, но нарастающие противостояние Китая и США создает дополнительные риски для нашего диалога. «Антиамериканизм не может выступать основой стратегического партнерства. В новых условиях Россия и Китай должны в полной мере задействовать потенциал двусторонних отношений: сотрудничать в области науки и инноваций, развивать экономическое взаимодействие и торговлю, сохранять положительную динамику в сфере военно-технического сотрудничества и гуманитарной области», – заявил эксперт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs