Фото: ru.qwe.wiki.
На площадке российского информационного агентства «Интерфакс» состоялась третья онлайн-сессия Примаковских чтений на тему «Индия в фокусе интересов: Россия, США, Китай». В ходе состоявшегося мероприятия отечественные эксперты обсудили перспективы развития экономических отношений между Москвой и Дели, а также взаимоотношения с Пекином в контексте сложных отношений Индии и Пакистана.
Как и предшествующие сессии, прошедший этап форума стал результатом сотрудничества ИМЭМО РАН и агентства «Интерфакс» при поддержке Фонда Горчакова и Центра международной торговли Москвы.
Открывая сессию, президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин отметил, что формирование новой биполярности и деградация отношений между США и Китаем стали реальностью нового посткоронавирусного мирового порядка. В этом новом мире невозможно игнорировать позицию такого важного политического игрока, как Индия.
Современная Индия - страна-гигант, которая в настоящее время находится на третьем месте по паритету покупательной способности и по размеру валового внутреннего продукта, следуя сразу за США и Китаем. Индийцы – народ, хорошо адаптировавшийся к реалиям современной экономики. Среди выдающихся деятелей индийского происхождения – британские политики, а также представители руководства таких крупных компаний как Microsoft и Google.
Если же говорить о России, то в нашей стране за долгие годы сформировался в целом положительный образ Индии. Отношения между народами наших стран насчитывают пять столетий. Правда, был период, наступивший сразу после распада Советского Союза, когда о контактах между Москвой и Дели предпочли лишний раз не вспоминать, но после того, как в в здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади пришел Евгений Примаков, все встало на свои места. В то же время именно индийские военные заказы, особенно в секторе военного кораблетроения, помогли в сложный период 1990-х и начала 2000-х годов сохранить российский оборонный комплекс.
Именно Евгений Примаков, занимая пост министра иностранных дел и премьер-министра России, выдвинул в центр отечественной дипломатической стратегии отношения в треугольнике «Россия-Индия-Китай». Эти предложения еще ждут своего полномасштабного решения. Но особенно важен тот факт, что Москве удается сохранять и развивать отношения как с Пекином, так и с Дели, несмотря на то, что китайско-индийские контакты гладкими не назовешь. В частности, у военно-политической элиты Индии сохраняется постоянно дающее о себе знать недоверие к КНР. Со времен обретения Республикой Индия независимости сохраняется тяжелый конфликт с Пакистаном, и в этих условиях Дели, конечно, не может равнодушно относиться к экономической и политической активности Китая в этой стране.
Разумеется, Вашингтон, который категорически не устраивают любые интеграционные объединения без его участия, подогревает существующие конфликты и активно вовлекает Индию в другой «треугольник» - с участием Японии и Австралии. По данным Министерства экономического развития России, Республика Индия занимает в числе торговых партнеров нашей страны только 25 место, в то время как Китай и США лидируют в этом списке. Для того, чтобы изменить это положение, необходимо придать новую динамику отношениям с Дели, которые имеют для Москвы исключительно важное значение.
Член дирекции ИМЭМО РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии (2004-2009 гг.), генерал армии Вячеслав Трубников отметил, что современные события на мировой арене, будь то назревший кризис идентичности в США или ряде европейских стран, невозможно адекватно оценить без понимания того, что происходит в крупнейших незападных обществах, в том числе Индии. На фоне многочисленных тревожных явлений, включая мировоззренческий раскол в элитах крупнейших государств и обострившейся угрозы целостности стран, Индия представляет собой консолидированное и уверенное в себе общество с весьма прочными позициями националистического правительства и правящей партии Бхаратия джаната.
Консолидация общества и предсказуемость внутриполитической линии способствует и борьбе Индии с пандемией коронавируса, но в Нью-Дели понимают, что проблемы, с которыми столкнулась страна в период карантина, носят чрезвычайный характер, и не могут быть преодолены в одиночку.
Помимо пандемии, в стране за последние месяцы произошел целый ряд экстраординарных событий, потребовавших принятия решений на правительственном уровне. В частности, из-за тропического циклона «Амфан» произошло наводнение в Бенгальском заливе, потребовавшее эвакуации 2 млн. человек. Вслед за этим последовал налет саранчи в штатах Раджастхан, Пенджаб, Харьяна, Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш, который грозит потерей значительной части урожая зерновых. Наконец, в последних числах мая произошли военные столкновения Индии и Китая в пограничных зонах в Ладакхе и Сиккиме. До сих пор идут попытки ликвидации политических последствий этого конфликта, при этом и в Нью-Дели, и в Пекине есть силы, осложняющие мирные переговоры по урегулированию ситуации.
По словам В.Трубникова, алгоритм борьбы с коронавирусом в Индии схож с российским, однако необходимо учитывать, что численность населения этой страны значительно выше. Удержать 1 млрд. 300 млн. человек на самоизоляции – задача нетривиальная. Тем не менее, начиная с 25 марта 2020 года, когда впервые были введены ограничительные меры, в целом это удается. По предварительным прогнозам, снижение роста числа инфицированных произойдет не раньше конца июля, и действия руководства страны предпринимаются в соответствии с данным сценарием. В то же время Индия, в отличие, например, от Вашингтона, заинтересована в контактах с Всемирной организацией здравоохранения, и даже входит в состав исполнительного комитета ВОЗ.
По данным на 15 июня, всего в республике заболело более 332 тыс. человек, умерло 9520 человек. Половина заболевших выздоровела, а ежедневный прирост инфицированных составляет 9-10 тыс. человек. Благодаря высокому уровню индийской фармацевтики, Индия сумела оказать помощь медикаментами 120 государствам мира, среди которых Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и страны Персидского залива.
В.Трубников отметил, что российско-индийское сотрудничество имеет давние и прочные традиции в таких областях, как оборонная промышленность, мирный атом и энергетика в целом, а также космос. Однако важнейшим вопросом, который требует безотлагательного решения, остается развитие логистических проектов, включая Международный транспортный коридор «Север-Юг», который через посредство прикаспийских государств должен связать Индию с Россией и Европой. «Важно развивать контакты не только в военно-технической, но и в гражданской области. Например, необходимо довести до своего завершения проект перспективного российского ближне-и среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21, призванного составить конкуренцию продукции Boeing», - отметил эксперт.
По словам В. Трубникова, хорошо зарекомендовал себя и формат двустороннего сотрудничества между нашими странами. В частности, на Восточном экономическом форуме в 2019 году премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил с предложением развивать взаимодействие стран на уровне регионов. Хорошим прецедентом может служить развитие контактов Индии и Астраханской области.
Почётный научный сотрудник фонда Observer Research Foundation (Нью-Дели) Нандан Унникришнан считает, что отношения между Вашингтоном и Пекином продолжат осложняться, но вряд ли приведут к новой холодной войне, поскольку КНР еще не достигла уровня Советского Союза. «Некоторые политические эксперты в нашей стране впадают в другую крайность. Они строят пессимистические выводы по поводу перспектив российско-китайских отношений, и считают, что Россия якобы обречена стать вассалом Китая. Но у этих предположений нет никаких реальных оснований», - отметил политолог.
Что же касается отношений Нью-Дели и Пекина, то здесь ситуация намного сложнее: конфликт между этими странами берет начало еще в 1950-х годах. Когда в 1971 году был подписан договор о дружбе между СССР и Индией, он отчасти сбалансировал отношения с Поднебесной. Однако активизация контактов между Российской Федерацией и КНР неоднозначно оценивается в индийских политических кругах.
Нельзя назвать Индию и союзником США. Этому препятствуют, прежде всего, экономические причины: почти 400 млн. граждан Индии находятся за чертой уровня бедности. В Нью-Дели отлично понимают, что Соединенные Штаты не смогут создать аналог плана Маршалла, который помог бы Индии справиться с ее проблемами. Поэтому республика настроена на то, чтобы проводить политику лавирования между Вашингтоном и Пекином, сохраняя некоторый крен в сторону первого.
В то же время г-н Уннакришнан назвал проект международного транспортного коридора «Север-Юг» очень перспективным, однако напомнил, что Иран находится под санкциями США, а это может затронуть и другие страны, и Индия не хотела бы попасть под рестрикции подобного рода.
Старший научный сотрудник Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН Алексей Куприянов придерживается пессимистического взгляда на перспективы развития инвестиционного сотрудничества России и Индии, поскольку наша страна не обладает достаточным перечнем критически важных товаров, в которых нуждалась бы Индия, а другие страны не могли бы предложить такие товары дешевле.
«В советский период, когда существовала плановая экономика, наша страна предоставляла Индии большие кредиты. Однако теперь у нас нет такой возможности, в отличие от США. При этом наши политические отношения находятся на высоком уровне, а в экономике приходится искать новые ниши для сотрудничества, которые позволили бы добиться таких же успехов, как в политических контактах. Этому, в частности, могут способствовать целевые инвестиции третьих стран в совместные российско-индийские проекты», - подчеркнул А.Куприянов.
Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в России Датла Бала Венкатеш Варма отметил большую ценность состоявшегося обсуждения. По словам дипломата, пандемия коронавируса ярко показала готовность наших стран к взаимопомощи и подчеркнула важность дружественных отношений.
Между Россией и Индией существует целый ряд форматов взаимодействия – это опыт постоянных межправительственных консультаций, взаимодействие в рамках G20, БРИКС и ШОС. «Мы постоянно ищем новые возможности. Отношения России и Индии, взаимное доверие наших стран – уникальны», - подчеркнул Посол.
Дипломат напомнил, что Индия стала свободной страной в 1947 году, и с тех пор всегда поддерживала дружественные связи с Россией. Необходимо и дальше следовать этому курсу и искать новые возможности для диалога. Но со стороны других стран Индия не видит подобной поддержки. Посол отметил, что Индия будет участвовать в параде 24 июня в России и выражает самые искренние поздравления России с праздником 75-летия Великой Победы.
Чрезвычайный и полномочный Посол России в Индии Николай Кудашев, в свою очередь, подчеркнул важность стратегического партнёрства и ряда международных соглашений Москвы и Дели. «У нас колоссальная актуальная повестка – стратегическая, военная, экономическая, космос, нефть, газ, уголь, стартапы и много другое. В сферу наших интересов все активнее входит Арктика, Дальний Восток, побережье Тихого океана, и тут крайне важны контакты в научной и инженерной сфере и координация усилий двух стран. Работа над этим ведется, и к концу года сотрудничество получит свой новый импульс», - заявил дипломат.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs