ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинский кризис: редкие прозрения Шольца, сомнения Европы и ее будущее

11:55 17.05.2022 • Денис Батурин, политолог

Европейские политики в последнее время делают много заявлений, иногда взаимоисключающих, часто противоречат сами себе. Но случается, говорят они вещи, соответствующие реальности, логичные и рациональные. Среди подобных заявлений - слова канцлера ФРГ Олафа Шольца:

- Шольц заявил, что во время разговора с Путиным не увидел стремления Москвы менять свою позицию по Украине

- Шольц заявил, что единственной возможностью снятия санкций с России является мирное соглашение Москвы с Киевом.

Но подобные немногие заявления, тонут под гнетом антироссийской риторики и напрочь дискредитируются реальными действиями по поставкам оружия.

Однако, и эти заявления стоит рассмотреть пристальней. «Не увидел стремление Москвы менять свою позицию по Украине» - казалось бы, Шольц понимает Путина и его позицию, но при этом очевидно стремление подчеркнуть сугубую ответственность России за украинский кризис. А это не так.

«Единственной возможностью снятия санкций с России является мирное соглашение Москвы с Киевом» - это какая-то праведная пустота, обозреваемая издалека господином Шольцем, которому стоит вспомнить, что украинский кризис – в немалой степени причина попустительства и несубъектности Германии как участника Минского процесса, который длился восемь лет, итогом которого стало не подписание Минских соглашений, и похороны этих самых соглашений впоследствии. Вот так, за, казалось бы, адекватными и рациональными заявлениями, просматривается желание уйти от ответственности.

При этом Германия и лично канцлер готовы терпеть недопустимые в дипломатии выпады украинской стороны, да что там – оскорбления. Так, канцлер Шольц не стал обижаться на оскорбление от посла Украины в Германии Андрея Мельника, назвавшего его «обиженной ливерной колбасой», заявив: «Я рад оставить это (реакцию) на ваше усмотрение. Украина находится в состоянии войны в течение нескольких недель. Вам не нужно придавать повышенное значение каждому слову. Важно, чтобы мы сосредоточились на главном - мы хотим помочь Украине защитить себя».[i] Но это, как говорится, ваш выбор – готовы терпеть, терпите… С одной стороны, США заставляют Берлин поставлять Киеву оружие, отказываться от российского газа и нефти, убивать свою экономику, с другой стороны Украина - в открытую оскорбляет Германию и учит ее жить. Таково сейчас довольно унизительное положение лидера Евросоюза.

Правда, для внутреннего пользования Шольц занимает «твердую позицию», так, выступая на предвыборном мероприятии Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в Кельне, он заявил, что Берлин не согласится с миром на Украине, если Россия будет диктовать ей свои условия. «Мы не примем навязанный Украине мир» - пообещал Шольц. По его мнению, украинцы будут ощущать на себе последствия нынешнего конфликта «и через 100 лет». В этом Шольц прав – Германия до сих пор ощущает на себе последствия развязанной ей Второй мировой войны. И нынешняя ее позиция и риторика, а также прорывающиеся заявления о схожести режимов Третьего Рейха и СССР, поддержка украинского нацизма – все это выглядит, как попытки нивелировать преступления немецких нацистов, подкорректировать историю и память, прикрыться украинскими националистами, заявляя о «российском империализме».

В итоге - Шольц заверил, что Берлин будет продолжать помогать Киеву, но эта помощь не должна перерасти в военное столкновение между Россией и НАТО.[ii] Такие заверения о дальнейшей военной помощи Украине – чтобы она воевала с Россией, и одновременно о неготовности воевать с Россией – все это в русле политики Вашингтона. Берлин одобряет «войну Украины по доверенности», которая выдана Киеву Штатами.

Насколько подобная позиция имеет поддержку немцев говорят итоги выборов в ландтаг (региональный парламент) в Северном Рейне – Вестфалии, прошедших 15 мая. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), партия канцлера Шольца, входящая в правящую коалицию, проиграла, показав самый низкий в своей истории результат в регионе, в котором проживает пятая часть всех имеющих право голоса в Германии.[iii]

О том, что позиция - военная помощь Украине в сочетании с желанием получать газ - недопустима, Кремль устал повторять. Евросоюз рассыпается на тех, кто «за» введение нефтяного и/или газового эмбарго, и на тех, кто «против», что касается как сроков, так и его введения в принципе. Рассыпается ЕС как по горизонтали – противоречия и разные взгляды стран на введение эмбарго, так и по вертикали – разные позиции разных коммерческих структур даже в рамках одной страны. За всеми этими противоречиями ясно вырисовывается еще одно – углероды из России получать очень хочется, но при этом надо играть по «правилам». То есть, следовать заявленному главным дипломатом Евросоюза Борелем принципу - этот конфликт должен быть разрешен на поле боя. Это агрессивная по сути ставка и высокий риск, ведь все европейские страны, которые поставляют оружие и вводят санкции, де факто вовлекают сами себя в конфликт, в котором «Украина должна победить». Что не случится. Никакое западное оружие, наемники, военные консультанты не помогут Украине победить.[iv]

Все это демонстрирует вовлеченность Европы в конфликт, а это очень высокая репутационная ставка, ставка коллективного Запада, западной цивилизации, если угодно, которая сама воевать с Россией напрямую очень опасается и не хочет, ставка заведомо проигрышная. Это будет экзистенциальное поражение, которое будет иметь серьезные политические последствия, как на международном уровне, так и внутри стран. Первые звоночки будущих политических кризисов – итоги выборов в ряде земель Германии, о чем писали выше, в Великобритании, где на состоявшихся 5 мая выборах в Ассамблею (региональный парламент) Северной Ирландии впервые в истории победила национал-республиканская партия «Шинн фейн», выступающая за выход Северной Ирландии из состава Соединенного Королевства и объединение с Ирландией.[v]

В ответ на воинственные заявления и непримиримость Европа получает российские санкции. Правительство РФ 11 мая приняло постановление о мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых недружественных государств и международных организаций». В Указе предписывается не только запрещать все внешнеторговые сделки с организациями, включенными в перечень юридических лиц, против которых применяются специальные экономические меры, но и прекратить им поставки сырья, добытого на территории России. Более всего российские контрсанкции бьют по Германии: «Под номером один в перечне значится Gazprom Germania GmbH, зарегистрированная в этой стране и, в свою очередь, владеющая большинством «дочерних» газовых компаний, расположенных в ФРГ и Великобритании. Например, структурой Gazprom Germania является дистрибьютор WinGas GmbH, также включенный в «Перечень» под номером 11.

Также дочерней структурой Gazprom Germania является один из ключевых европейских газовых трейдеров Gazprom Marketing&Traiding Ltd (18-ый в списке). При этом, по данным агентства Bloomberg, WinGas обеспечивал 20% годового потребления природного газа в Германии. А это без малого 40% российского газового импорта в эту страну. В результате Берлин теряет 20 млрд кубометров в год».[vi]

Министр экономики Роберт Хабек (представитель «зеленых») говорит о целях – 2024 год, как самая ранняя веха выхода на полную энергетическую независимость от России. А что до этой даты? Вот стратегия Хабека: «Если мы к концу года получим полные газохранилища; если нанятые нами суда (плавучие базы для перевода сжиженного газа в газообразное состояние — прим. ИноСМИ) подключатся к общей сети; если мы все все-таки серьезно возьмемся за экономию электроэнергии — вот тогда мы сможем протянуть всю зиму без поставок из России. Или хотя бы без поставок в те критические моменты, когда на весах будет вопрос о прекращении газового энергетического сотрудничества с Россией. Попросим газ в таком состоянии — окажемся в подчинении надолго. И, наоборот, выстоим сейчас — это будет прецедент надолго».[vii] Стратегия так себе – для промышленной страны. Однако, это стратегия от «зеленого», чья партия уже убила в Германии атомную энергетику.

Тем временем, в Швейцарии до сентября текущего года приостановлена процедура банкротства оператора газопровода «Северный поток – 2» - компании Nord Stream 2 AG.[viii]

Кроме того, по состоянию на 12 мая еще 10 европейских компаний открыли счета в АО «Газпромбанк» для оплаты поставок российского газа, общее число юридических лиц, готовящихся расплачиваться за газ в рублях, увеличилось до 20, и еще 14 компаний запросили перечень документов, которые необходимы для открытия таких счетов.[ix] Таким образом, кто-то в Европе о будущем все же думает – есть намерение сохранить оператора «Северного потока -2», и есть намерение покупать газ на российских условиях.

Однако, при этом в открытую заявляется о желательном «военном поражении России в конфликте с Украиной», и продолжаются поставки оружия. Ответом на это стало, думается весьма неожиданное для европейцев заявление: Россия изменила свою позицию по поводу вступления Украины в ЕС - если раньше никаких возражений по этому поводу не было, то теперь членство в ЕС рассматривается примерно в том же ключе, что и вступление в НАТО. По словам зампостпреда России при ООН Дмитрия Полянского, изменение позиции России связано со словами главы европейской дипломатии Жозепа Бореля, заявившего о том, что ситуация на Украине должна разрешиться «на полях сражений».[x] Это заявление фиксирует нынешнюю позицию ЕС, большинство стран которого состоят в Североатлантическом Альянсе, и который, являясь конкурирующим с Россией экономическим объединением, не только вводит санкции, но и поставляет оружие Украине, намереваясь с помощью войны оказать влияние на нашу страну. Получается, что Евросоюз или взял на себя военную функцию, либо является подразделением НАТО.

Возвращаясь к Украине вспомним, что рациональное мышление в головах европейцев еще есть, и заморозка банкротства оператора «Северного потока-2» тому свидетельство. Кто-то понимает, что когда украинская ГТС по политическим, техническим или военным причинам прекратит свою работу, останется «Северный поток-2»… Или, господа европейцы, ловите газ на бирже по спотовым ценам и ждите, по этой же схеме, танкеры с СПГ из Штатов.

Что в интересах Европы? Экономическое благополучие и отсутствие конфликтов у границ Евросоюза? Или интересы США, перед которыми Старый Свет склонился? Они явно противоположны – экономическое ослабление Европы, в том числе с помощью конфликтов. Европа сама должна ответить на эти вопросы.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати