Поставки западного оружия и его номенклатура становятся одним из ключевых индикаторов развития украинского кризиса, его хода и последствий.Запад не хотел разговаривать с Россией о гарантиях безопасности ни в глобальном контексте, ни в контексте украинского кризиса, начавшегося и 2014 году. Минские соглашения теперь мертвы, Вашингтон отказался заключить договор о гарантиях безопасности для России. После начала спецоперации Запад также не захотел идти на переговоры и делает попытку нанести своим оружием, наемниками и руками и жизнями украинцев военное поражение России.
Санкции, гибридные столкновения в экономике, технологиях, информационном пространстве - важные направления, но то, что будет происходить между Западом и Россией на этих направлениях определится по итогам спецоперации и реализации ее целей.
Последний разговор Премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и президента Украины Владимира Зеленского: «Лидеры обсудили развитие событий на поле боя и потребности Вооруженных сил Украины. В частности, они обсудили вопрос предоставления оружия более высокой дальности, чтобы предотвратить обстрелы мирных граждан», - говорится в заявлении, опубликованном на сайте правительства Великобритании по итогам разговора. При этом не уточняется, о каких вооружениях может идти речь».[i] Можно не уточнять – тяжелые вооружения, это тяжелые вооружения. Есть разница между поставкой «джавелинов» и поставкой гаубиц, систем РСЗО, современных ЗРК. Это уже не просто защита, это возможность доставать освобождённые территории и населенные пункты РФ, нашу инфраструктуру. Так что совсем не для «предотвращения обстрелов мирных граждан» нужно Киеву оружие «более высокой дальности».
Американский законопроект о ленд-лизе был принят Конгрессом США 29 апреля. Однако, подан в палату представителей законопроект был еще 19 января, то есть до начала спецоперации. Получается, что оружие на Украину по упрощенной схеме, а значит более интенсивно Штаты намеревались поставлять без повода, чтобы заранее накачать страну оружием. Чтобы провоцирующий фактор в лице все более милитаризируемой Украины вызревал в потенциальную угрозу для Донбасса и, нельзя исключать - Крыма. На фоне накачивания страны оружием многочисленные украинские «стратегии возвращения/деоккупации» Донбасса и Крыма теперь можно рассматривать как программу подготовки украинских граждан и международной общественности к военному пути возвращения потерянных территорий. Дополнялись и дополняются стратегии законами «о колоборантах» и другими документами люстрационного характера. Весь этот ворох документов теперь не соответствует настоящей ситуации – республики Донбасса расширяют свои границы до границ областей, освобождена Херсонская область, на территории которой был реализован план водной блокады Крыма, и где концентрировалась одна из украинских воинских группировок, угрожавшая полуострову.
Один из ключевых ресурсов профессиональный и количественный ресурс украинской армии. Поставки оружия тем, кто не умеет им эффективно пользоваться бессмысленны. Наемниками эту ситуацию не решить, ни качественно, ни количественно, не говоря уже о том, что им на Украине крайне некомфортно, потому что «псы войны» идут против профессиональной армии, а боевые действия ведутся не только стрелковым, но и тяжелым вооружением. Иностранное оружие требует либо новых наемников-специалистов – артиллеристов, зенитчиков, танкистов, операторов БПЛА, либо обучения, для чего нужны те, кого надо обучать. Не готовых к военному делу мобилизованных украинцев обучать относительно долго, иногда бесполезно – например, управлению комплексом С-300, или зенитным танком «Гепард», или танком «Леопард», не говоря уже о том, что истребитель F-16 даже профессиональному военному летчику освоить непросто и небыстро, а уж тем более воевать. Этот вопрос можно решить – командированием под видом добровольцев на Украину кадровых военных из стран НАТО, можно даже легализовать их предоставив украинское гражданство. Однако и это не решит вопрос достаточного количества профессиональных противников профессиональной российской армии.
Еще один факт - американцы цепляются за редкий шанс: ослабить чужими руками потенциал России. Некоторое время назад появилась информация о том, чтоСША передали Киеву разведданные, которые привели к гибели российских офицеров.[ii] Достаточно быстро американская сторона опровергла эту информацию: «США не передают Украине разведданные, касающиеся местонахождения российских военачальников на поле боя, заявили в Пентагоне. Также там сообщили, что США предоставляют Украине разведданные, однако не участвуют в принятии решений о том, по каким целям наносить удары».[iii] Интересное заявление: «данные не передаем, но передаем». Первый вывод, который из ситуации можно сделать сформулировал эксперт Дмитрий Евстафьев: «За этим вбросом стоят вполне реальные обстоятельства, вполне реальное взаимодействие между США и украинским Генштабом, которое постепенно начинает легализовываться. Ровно так через штабные группы в Генштабе, в оперативном управлении, через советников на уровне крупных соединений, советников уровней бригад и батальонов, американцы влезали во «вьетнамскую войну».[iv]
Второй вывод: Вашингтон пытается в этом сегменте своего участия в украинском кризисе нанести максимально возможный ущерб российской армейской элите. Эти намерения понятны, и, уверен, приняты к сведению.
Одна из главных целей поставок оружия - одесское направление, единственный оставшийся у Киева выход к морю и значимый порт, на котором у западных военных есть намерение создать мощную зенитную и противокорабельную группировку для противостояния Черноморскому флоту России, а также создать угрозу для Крыма, разместив там ракетные системы с дальностью 300-500 км.
О том, как бороться с поставками оружия проведено и проводиться множество дискуссий и на телевидении, и в сети, вопросов военным задано не меньше, чем дано советов. Мы этим заниматься не будем, попробуем интерпретировать действия военных. Наиболее эффективно оружие уничтожать в местах его накопления. Нельзя исключать намерение дождаться максимальной концентрации вооружений там, где будет четко понятно, куда его собираются направить, например, концентрация вооружений в Днепропетровске скажет о потребностях донецкой группировки. Пусть концентрируют, там его и уничтожат. Предупреждение, очередное, уже прилетело в один из мостов в Днепропетровске. Если это, очередное, предупреждение не будет услышано, Украина может остаться без мостов, которые перекинуты через естественную преграду – реку Днепр, делящую страну и крупнейшие города на правобережье и левобережье – упомянутый Днепропетровск, Киев, Запорожье.
Что касается времени проведения спецоперации, то здесь есть свои ответы. Позволяя перегореть на Украине информационному пространству, окончательно завраться пропагандистам, истощить мобилизационные ресурсы и ресурсы экономики, позволяя Европе «выгрести» свои запасы военной техники в условиях дефицита энергоресурсов и политических кризисов. Собственно, эти опасения вольно или невольно выразил американский отставной генерал Майк Репасс, бывший глава Командования специальных операций США в Европе, который последние шесть лет консультирует украинских военных по контракту с правительством США. Генерал Репасс заявил, что поставок западного оружия для ВСУ недостаточно, чтобы «предотвратить победу России». Однако, самое интересное из его интервью следующее: «Вырисовываются три очевидных сценария: Россия одерживает военную победу, Украина одерживает военную победу или патовая ситуация. Два из трех сценариев означают победу России. В патовой ситуации Россия просто заявит о своей победе по факту на местах и продолжит оккупировать территорию Украины на неопределенный срок. Полной победы она в таком случае не добьется, но будет контролировать значительную территорию».[v]
В победу Украины генерал, очевидно, верит не сильно, поэтому считает, что «международное сообщество должно значительно упрочить поддержку Украины». Это сложно, причин множество, например, состояние западного ВПК:оборонные компании во многих странах сталкиваются с задержками, связанными с пандемией, они также сталкиваются с ограничениями в цепочке поставок и рабочей силе, что означает ограниченность производственных мощностей, что в итоге не позволяет оборонному сектору удовлетворять резко выросший спрос. При этом, запасы вооружений в странах-поставщиках иссякают, например, американцы говорят о том, что уже лишились трети своих запасов «джавелинов», поэтому и европейцы гонят для Киева из своих арсеналов советскую технику. Похоже, появилось понимание, что западный ВПК не в состоянии будет в нужные сроки возместить отправленные на Украину современные вооружения.
На этом фоне стремление Запада к затягиванию конфликта заставляет задать вопрос: а кто готов к бесконечной войне? Украине грозит дальнейшая территориальная дезинтеграция, тотальное разрушение экономики, миграция населения как внутри страны, так и продолжение иммиграционных процессов, а также очередной глубокий политический кризис, когда станет понятно, что война Киевом не может быть выиграна.
В Европе под давлением ответных российских санкций и окончательной переориентации России на азиатских потребителей энергоресурсов весьма вероятен негативный сценарий в экономике: «Пока все внимание политиков Европы приковано к войне на Украине, снабжению этой страны оружием и деньгами, финансовая система ЕС летит в пропасть. Обслуживание греческого долга подорожало за год в 6,5 раз: доходность бондов взяла планку 3,4%, и это при инфляции в стране 8,9%. (…) Если десятилетие назад ЕС был финансово сильным и относительно сплоченным, то сейчас возможности купировать надвигающийся долговой кризис – нет. Дефолт Греции – станет первой костяшкой домино, который потянет за собой череду дефолтов – следующие Испания и Португалия. Если свалится Италия, то будут большие проблемы и у Франции. Долговой кризис очень быстро переключит внимание политиков с Украины на внутренние проблемы».[vi]
Предполагаю, что украинский кризис, как и Крым, закончится новой нормальностью. Миру предстоит перестройка - новое осознание такой ценности, как безопасность, которая была базовой после победы над нацисткой Германией, которую выхолащивали политическими манипуляциями и реализацией «теории хаоса», риторикой о коллективной безопасности. Заплатить за коллективную безопасность за счет России на этот раз не получится, и чем раньше это осознают на Западе, тем быстрее начнется стабилизация международных отношений и создание нового миропорядка.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs